Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий "Основы работы ПК", 9 класс
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий "Основы работы ПК", 9 класс
Рабочая программа "Основы работы ПК" для проведения индивидуальных и групповых занятий в вечерней школе, 9 класс. Рассчитана на 36 учебных часов, Программа разработана для учащихся пенитенциарной системы имеющих базовые навыки работы на компьютере. Может быть использована в качестве факультатива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий "Основы работы ПК", 9 класс »
Филиал краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Краевая вечерняя (сменная) школа №11»
Приказ №__
от «___»______ 2014 г.
Утверждаю
Заведующий филиалом
________ А.М. Кабаков
«___»_________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИиГЗ
Основы работы ПК
9 класс
Учитель
Анисимова Н.В.
Обсуждена
на заседании методического объединения, протокол № ___ от ______
Рассмотрена на
методическом совете, протокол №_____от_________
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников; примерное календарно-тематическое планирование.
Практическая часть курса направлена на освоение учащимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации учащихся, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для учащихся задач.
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов. Содержание теоретической и практической компоненты курса основной школы должно быть в соотношении 50х50.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для отработки пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса
Информатика и ИКТ. 7 класс. Учебник. ФГОС, Угринович Н.Д., Бином. Лаборатория знаний, 2014
Настоящая программа предназначена для учащихся пенитенциарной системы.
Контингент учащихся – взрослые люди, осужденные на длительные сроки лишения свободы. Как правило, они имеют отрицательный опыт в обучении, у них слабо развиты общие учебные умения и навыки, есть пробелы (а чаще – отсутствуют) в базовых знаниях. У многих наблюдаются значительные разрывы в получении образования, отсюда – почти индивидуальное обучение.
Программа рассчитана на 36 часов
Программой предусмотрено проведение 30 практических работ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
Учебно-тематический план
№
Темая
Количество часов
1
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
4
2
Обработка текстовой информации.
14
3
Обработка графической информации.
4
4
Мультимедийные технологии.
2
5
Обработка числовой информации.
4
6
Хранение информации.
2
7
Коммуникационные технологии.
3
8
Информационные технологии в обществе.
3
ВСЕГО:
36
Основное содержание (36 часов)
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (14 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
Вставка в документ формул.
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Создание гипертекстового документа.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений.
Мультимедийные технологии (2 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Практические работы:
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
Демонстрация презентации. Использование проектора.
Обработка числовой информации (4 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм и графиков.
Хранение информации (2 час)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
Поиск записей в готовой базе данных.
Сортировка записей в готовой базе данных.
Коммуникационные технологии (3 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
Загрузка файла из файлового архива.
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
Информационные технологии в обществе (3 час)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
Защита информации от компьютерных вирусов.
Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Перспективно-тематическое планирование
№ п/п
Теория
Практическая работа
Кол-во часов
Дата
I полугодие
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)
1/1
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
1
2/2
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение и его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
1
3/3
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
1
6/2
Проверка правописания
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
1
7/3
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
1
8/4
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
1
9/5
1
10/6
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Создание и форматирование списков.
1
11/7
Вставка в документ формул.
1
12/8
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
1
13/9
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
1
14/10
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Создание гипертекстового документа.
1
15/11
Запись и выделение изменений.
1
16/12
Распознавание текста.
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
1
17/13
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
1
18/14
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. .
1
Обработка графической информации (4 часа)
19/1
Растровая и векторная графика.
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
1
II полугодие
20/2
Интерфейс графических редакторов.
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
1
21/3
Рисунки и фотографии.
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
1
22/4
Форматы графических файлов.
Сканирование графических изображений.
1
Мультимедийные технологии (2 часа)
23/1
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
1
24/2
Звуки и видеоизображения.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Демонстрация презентации. Использование проектора.
1
Обработка числовой информации (4 часа)
25/1
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
1
26/2
Типы данных: числа, формулы, текст.
Создание и обработка таблиц.
1
27/3
Абсолютные и относительные ссылки.
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
1
28/4
Встроенные функции.
Построение диаграмм и графиков.
1
Хранение информации (2 часа)
29/1
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск записей в готовой базе данных.
1
30/2
Поиск, удаление и сортировка данных.
Сортировка записей в готовой базе данных.
1
Коммуникационные технологии (3 часа)
31/1
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
1
32/2
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Загрузка файла из файлового архива.
1
33/3
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
1
Информационные технологии в обществе (3 часа)
34/1
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
1
35/2
Информационная безопасность.
Защита информации от компьютерных вирусов.
1
36/3
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий
Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}