kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Решение задач с помощью электронных таблиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу программы легли отдельные темы курса информатики, но сама программа основана  на интеграции информатики и математики, структурировании имеющегося учебного материала, адаптированного применительно к лицею, а также к дальнейшему продолжению обучения в профильных группах лицея и в ВУЗах политехнического профиля. Данный спецкурс позволяет самостоятельно ориентироваться не только в информационном пространстве, но и переносить приобретенные знания, умения, навыки на поиск решения проблемных ситуаций, способствующих решению задач различными способами. Программу спецкурса следует рассматривать как расширение вариативной части учебного плана лицея.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Решение задач с помощью электронных таблиц"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному курсу «Решение задач с использованием электронных таблиц»


Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 «А», «Б», «В» класс)


Количество часов 35


Составитель учитель информатики и ИКТ Кропивцов С.П.

Программа разработана на основе примерной программы по математике и информатике и ИКТ в соответствии с компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом для лицеев


2015 - 2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

    1. Общие положения

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к федеральному образовательному стандарту. В основу программы легли отдельные темы курса информатики, но сама программа основана на интеграции информатики и математики, структурировании имеющегося учебного материала, адаптированного применительно к лицею, а также к дальнейшему продолжению обучения в профильных группах лицея и в ВУЗах политехнического профиля. Данный спецкурс позволяет самостоятельно ориентироваться не только в информационном пространстве, но и переносить приобретенные знания, умения, навыки на поиск решения проблемных ситуаций, способствующих решению задач различными способами. Программу спецкурса следует рассматривать как расширение вариативной части учебного плана лицея.

Процесс информатизации общества, связанный с бурным развитием информационных и коммуникационных технологий, их аппаратной базы и программного обеспечения, объективно ставят перед современным специалистом любого профиля задачу рационализации интеллектуальной деятельности на основе внедрения достижений информатики и математики.

Процесс информатизации российской школы, имевший в качестве первоначальной задачи освоение молодежью «компьютерной грамотности», вышел на новый этап развития. Этот этап связан с локальным уровнем решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе имеющихся нормативов и образовательных стандартов, с учетом реальных условий, сложившихся в учреждении, его специфических интересов и профильной ориентации. Изучение раздела решения задач с использованием электронных таблиц является определяющим на этапе внедрения информационных технологий в профильное обучение в образовательных учреждениях политехнического типа, что позволяет качественно улучшить процесс образования.

Развитие предметной области ставит перед системой образования задачи:

  • развитие культуры мышления или познания;

  • развитие творческого потенциала;

  • умение пользоваться современными вычислительными средствами;

  • разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе;

Настоящая программа актуальна для МКОУ лицей №11, так как разработана в соответствии с концепцией лицея углубленного и профильного обучения (физико-математический и информационно-технологический профиль в 10-11 классах). Программа рассчитана на учащихся инновационных общеобразовательных учреждений. Включает в себя курс по изучению математической логики и раздела «Электронные таблицы», направлена на применение полученных знаний для работы, связанной с обработкой и хранением информации.

Методологическое обоснование программы:

Существующий региональный компонент государственного образовательного стандарта ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (автор Л.Бачурина. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2011 год.) включает в себя элементы математической логики и сведения о табличных способах решения задач, которые дают очень узкое представление о алгебре логике и области ее применения в информационных технологии. Данный спецкурс знакомит не только с математической логикой, но и с практическим применением полученных знаний при решении логических задач разными методами, в том числе и с помощью электронных таблиц Excel, что и диктует построение программы спецкурса.

1.2. Общие цели основного общего образования

Цель спецкурса: развитие логического и творческого мышления учащихся: от алгоритмического к структурному, а затем к эвристическому мышлению.

Задачи спецкурса:

    • изучить способы решения задач с помощью электронных таблиц;

    • развить логическое мышление учащихся;

    • развить у учащихся эвристический стиль мышления.

Результат:

Полученные знания, умения и навыки при изучении данного курса успешно закрепляются и применяются учащимися в других учебных дисциплинах, таких как математика, физика, экономика.


1.3. Используемый учебно-методический комплект

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика. Задачник - практикум» том 1,2, Издательство «Лаборатория базовых знаний», Москва, 2001 г.

  2. А.Г. Гейн, Н.А. Юннерман «Задачник – практикум по информатике и информационным технологиям», «Просвещение», 2003.

  3. Сафронов «Задачник – практикум по информатике», Издательство «БХВ-Санкт Петербург». 2002.

  4. Лихтарников Л.М. «Первое знакомство с математической логикой», Санкт – Петербург, 1997

  5. Новиков П.С. «Элементы математической логики», Москва, «Наука», 1973

  6. Яглом И.Н. «Необыкновенная алгебра», Москва, «Наука», 1968

  7. Н. Угринович, В. Морозов, В.Нечаев, преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». 2002.



1.4. Тематическое распределение часов

Наименование разделов и поурочных тем

Количество часов

  1. Булева алгебра и математическая логика

2 часа

  1. Электронные таблицы Excel. Решение задач с использованием электронных таблиц

21 час

  1. Теория графов

10 часов

  1. Повторение

2 часа




2. Общая характеристика программы спецкурса «Математическая логика»

Программа предназначена для учащихся, желающих углубить свой образовательный уровень, рассчитана на учащихся 8-9 классов, для которых данный спецкурс будет являться предпрофильным, что поможет им в дальнейшем выбрать профиль обучения, для 8-классников будут показаны возможности применения математических методов при решении логических задач и рассмотрены различные приемы решения задач с помощью электронных таблиц.

На занятиях применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Интегрированный спецкурс рассчитан на 35 учебных часов в течение одного года обучения и предполагает как обучение теоретическим основам с целью выработки у учащихся общей информационной культуры, так и практическим навыкам работы в электронных таблицах Excel .

Занятия по информатике в корне отличаются от традиционных занятий по любому другому предмету. Во-первых, на занятиях по программированию должна поощряться ошибка, так как только через ошибку можно прийти к результату. Во-вторых, постоянная обратная связь с обучаемым через компьютер, объективная и лишенная эмоций, - это инструментарий индивидуального и развивающего обучения. В-третьих, стиль мышления у программистов свой, отличающийся от стиля мышления как математика, так и любого другого специалиста. Любая сложная программа – это миллион составляющих, движущихся и взаимодействующих. В результате этого взаимодействия должен получиться определенный результат.

За основу обучения взято программирование, с максимальным использованием компьютера на занятиях, и при этом должен формироваться определенный стиль мышления. Основные принципы эвристического мышления:

  • все познается через труд, через преодоление собственных ошибок;

  • уметь находить простой и ясный путь решения проблемы;

  • использовать многоцелевые функциональные блоки;

  • находить истину;

  • оценивать рациональность действий;

  • использовать принцип экономии ресурсов;

  • использовать принцип экономии кода.

Изучение курса начинается с повторения понятий математической логики. На этом этапе внимание уделяется основным определениям и правилам преобразования.

Следующий блок программы посвящён изучению электронных таблиц (ЭТ) Excel с целью решения логических задач в ЭТ. В нем рассматриваются основные логические операции и способы применения электронных таблиц для решения практических задач.

В результате изучения курса учащиеся должны научиться логически мыслить и применять полученные знания на других образовательных дисциплинах. Знать возможности и технологии комплексного использования ЭВМ, уметь поставить и решить на ЭВМ конкретную логическую задачу, начиная с постановки задачи. Конкретные требования к уровню знаний, умений и навыков по каждому разделу программы приведены в таблице «Содержание курса» данной рабочей программы.

3. Место учебного спецкурса.

Электронные таблицы являются основным инструментом при решении, как математических задач, так и задач по программированию, а программирование является «стержнем информатики». Математическая логика и теория графов лежит в основе теории искусственного интеллекта. Умение логически мыслить, позволяет работать творчески в любой области знаний.Результаты работы специалистов, работающих на «стыке» математики и информатики, достижения в вычислительной технике, огромный опыт формализации и решения сложнейших проблем в самом программировании, связанный с созданием больших программных комплексов с использованием современных принципов программирования, основанных на глубоком знании математики, позволяет строить модели знаний, являющиеся основой компьютерных систем искусственного интеллекта. Назначение таких систем состоит в поиске решений задач, ответов на вопросы пользователя, консультаций.

  • развитие логического мышления;

  • знакомство с основами искусственного интеллекта;

  • использование компьютерных технологий для решения логических задач;

  • применение и сравнение различных способов решения логических задач.

Таким образом, учащиеся учатся решать логические задачи различными способами, используя ЭВМ, теорию графов (построение деревьев), логические высказывания и выражения

4. Содержание спецкурса

Содержание  программы  соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Булева алгебра и математическая логика. (2 ч)

  • Решение логических задач табличным методом

  • Таблицы истинности.

  • Решение логических задач с помощью законов и правил преобразования формул алгебры логики.

Электронные таблицы Excel. (21 ч)

  • Электронные таблицы. Создание таблиц. Оформление данных. Стандартные встроенные функции.

Математические, логические, статистические функции.

  • Решение логических задач с помощью ЭТ ExcelАбсолютный и относительный адреса ячеек.

  • Таблицы истинности в электронных таблицах

  • Математические, логические, статистические функции

  • Функции округления. Условные выражения и их запись.

  • Логические встроенные функции: ЕСЛИ, ВЫБОР, И, ИЛИ, НЕ.

  • Построение диаграмм. Графическое представление данных в таблицах.

  • Выделение интервалов для диаграмм. Построение графиков функций. Форматирование графиков.

Графы. (10 ч)

  • Понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.

  • Решение задач с помощью графов.

  • Смысловая структура фраз.

  • Смысл математических выражений

  • Механизм вывода на графах.

  • Решение логических задач на графах.

Повторение. (2 ч)

  • Обобщающее повторение, подведение итогов.



5-6. Общеучебные умения, навыки и виды деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся



№ занятия

Наименование

темы

Должен знать

Должен уметь

1

Математическая логика в электронных таблицах.

Приемы решения логических задач табличным методом

Назначение и построение таблиц истинности.


Решать логические задачи табличным методом с помощью электронных таблиц

Составлять логические выражения, строить таблицы истинности по логическим выражениям, строить логические выражения по таблицам истинности в MS Excel

Применять законы алгебры логики для преобразования логических выражений. Преобразовывать логические выражения

2

Электронные таблицы Excel.

Назначение ЭТ Excel. Правила оформления данных. Форматы данных

Знать функции для расчетов итогов. Операции сравнения, математические операции. Способы решения логических задач с помощью ЭТ Excel.

Оформлять данные в ЭТ Excel. Выбирать необходимый формат отображения данных

Рассчитывать итоговые суммы, математические уравнения, выражения. Копировать данные и формулы


3

Графы

Понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.

Информационные модели знаний на графах. Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений

Смысловая структура фраз.

Решение задач с помощью графов. Смысл математических выражений.

Механизм вывода на графах. Решение задач с помощью графов. Перевод в табличную форму решения задач



7. Контроль и учёт знаний, умений и навыков учащихся



Критерии отслеживания результатов

  • промежуточные зачетные работы;

  • фронтальные опросы

  • индивидуальные разноуровневые задания

  • участие в городских и районных олимпиадах и конкурсах

Оценка устных ответов.

«5», если:

  • правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

  • правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

«4», если:

  • ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

  • учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

«3», если:

  • правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • допустил четыре-пять недочетов.

«2», если:

  • учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.


Оценка практических работ.

«5», если:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

«4», если:

  • выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

«3», если:

    • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

  • в ходе проведения работы были допущены ошибки.

«2», если:

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • работа проводилась неправильно.


Оценка тестовых работ.

«5», если:

  • выполнил работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

  • допустил не более 2% неверных ответов.

«4», если:

  • выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

«3», если:

  • выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

  • если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

«2», если:

  • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.




8.Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Дата предполагаемого проведения

Дата

фактического

проведения

Тема занятия

Количество

часов

Цели

1

7.09


Электронные таблицы. Создание таблиц.

1

Введение компьютера как инструмента решения логических задач. Табличный процессор Excel

2

14.09


Электронные таблицы. Создание таблиц. Оформление данных.

1

Введение компьютера как инструмента решения логических задач. Табличный процессор Excel

3

21.09


Электронные таблицы. Типы данных

1

Табличный процессор Excel. Стандартные типы данных. Формат ячеек

4

28.09


Стандартные встроенные функции.

1

Решение задач с использованием стандартных встроенных функций

5

5.10


Стандартные встроенные функции.

1

Решение задач с использованием стандартных встроенных функций

6

12.10


Стандартные встроенные функции.

1

Решение задач с использованием стандартных встроенных функций

7

19.10


Выполнение расчетов в таблице.

1

Отработка навыка решения задач.

8

26.10


Абсолютный и относительный адреса ячеек.

1

Изучение понятий относительные и абсолютные адреса

9

9.11


Абсолютный и относительный адреса ячеек.

1

Изучение понятий относительные и абсолютные адреса

10

16.11


Таблицы истинности в электронных таблицах

1

Отработка навыка решения задач.

11

23.11


Таблицы истинности в электронных таблицах, решение задач

1

Отработка навыка решения задач.

12

30.11


Математические, логические, статистические функции

1

Отработка навыка решения задач.

13

7.12


Математические, логические, статистические функции

1

Отработка навыка решения задач.

14

14.12


Математические, логические, статистические функции

1

Отработка навыка решения задач.

15

21.12


Функции округления. Условные выражения и их запись.

1

Отработка навыка решения задач с использованием табличного процессора.

16

11.01


Функции округления. Условные выражения и их запись.

1

Отработка навыка решения задач с использованием табличного процессора.

17

18.01


Логические встроенные функции: ЕСЛИ, ВЫБОР, И, ИЛИ, НЕ.

1

Отработка навыка построения логических схем с использованием табличного процессора.

18

25.01


Логические встроенные функции: ЕСЛИ, ВЫБОР, И, ИЛИ, НЕ.

1

Отработка навыка построения логических схем с использованием табличного процессора.

19

1.02


Построение диаграмм. Графическое представление данных в таблицах.

1

Знакомство с визуальным способом решения логических задач в среде табличного процессора Excel. Построение графиков и диаграмм

20

8.02


Построение диаграмм. Графическое представление данных в таблицах.

1

Знакомство с визуальным способом решения логических задач в среде табличного процессора Excel. Построение графиков и диаграмм

21

15.02


Выделение интервалов для диаграмм. Построение графиков функций. Форматирование графиков.

1

Отработка навыка построения диаграмм. Анализ экономических данных с использованием графического аппарата MS Excel.

22



Выделение интервалов для диаграмм. Построение графиков функций. Форматирование графиков.

1

Отработка навыка построения диаграмм. Создание и редактирование графиков и диаграмм, отображающих экономическую информацию

23

22.02


Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.

1

Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.

24

29.02


Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.

1

Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.

25

7.03


Решение задач с помощью графов.

1

Отработка навыка решения задач.

26



Решение задач с помощью графов.

1

Отработка навыка решения задач.

27

14.03


Информационные модели знаний на графах

1

Отработка навыков создания информационных моделей в графах.

28

4.04


Информационные модели знаний на графах

1

Отработка навыков создания информационных моделей в графах.

29

11.04


Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений

1

Приемы построения графов для любой фразы. Смысл построения математических выражений.

30

18.04


Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений

1

Приемы построения графов для любой фразы. Смысл построения математических выражений.

31

02.05


Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений

1

Приемы построения графов для любой фразы. Смысл построения математических выражений.

32

16.05


Механизм вывода на графах. Решение логических задач на графах

1

Поиск путей на графе (решение с помощью семантической сети).

33



Механизм вывода на графах. Решение логических задач на графах

1

Поиск путей на графе (решение с помощью семантической сети).

34

23.05


Обобщающее занятие.

1

Повторение пройденного

35

30.05


Подведение итогов.

1

Повторение пройденного







9.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса



№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



2. Печатные пособия

1

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика. Задачник - практикум» том 1,2, Издательство «Лаборатория базовых знаний», Москва, 2010 г.

1

3. Технические средства обучения

1

2

3

4

  • компьютер

  • проектор

  • интерактивная доска

  • сканер

15

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия, ЭОР

1

Операционная система Windows, табличный процессор MS Excel 2007


5. Оборудование класса

1

2

3

4

  • компьютерные столы

  • стулья

  • шкафы для хранения учебных посо­бий, дидактических материалов и пр.

  • классная доска

15

30

1

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс "Решение задач с помощью электронных таблиц"

Автор: Кропивцов Сергей Петрович

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Авторская рабочая программа элективного курса «Компьютерная алгебра» (с элементами компьютерного моделирования)"
    ["seo_title"] => string(80) "avtorskaia_rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_kompiuternaia_algebra_s_element"
    ["file_id"] => string(6) "541571"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1583055407"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа элективного курса  "Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты"."
    ["seo_title"] => string(83) "proghrammaeliektivnoghokursauzhasnyiebiespozvonochnyieilimoipotientsialnyieparazity"
    ["file_id"] => string(6) "264899"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449803714"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование информационных технологий на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413394310"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования младшего школьника (статья)"
    ["seo_title"] => string(97) "riealizatsiianovoimnoghofaktornoisistiemyotsienkikachiestvaobrazovaniiamladshieghoshkolnikastatia"
    ["file_id"] => string(6) "340700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472112912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства