Элективный курс "Решение задач с помощью электронных таблиц"
Элективный курс "Решение задач с помощью электронных таблиц"
В основу программы легли отдельные темы курса информатики, но сама программа основана на интеграции информатики и математики, структурировании имеющегося учебного материала, адаптированного применительно к лицею, а также к дальнейшему продолжению обучения в профильных группах лицея и в ВУЗах политехнического профиля. Данный спецкурс позволяет самостоятельно ориентироваться не только в информационном пространстве, но и переносить приобретенные знания, умения, навыки на поиск решения проблемных ситуаций, способствующих решению задач различными способами. Программу спецкурса следует рассматривать как расширение вариативной части учебного плана лицея.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Решение задач с помощью электронных таблиц"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Решение задач с использованием электронных таблиц»
Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 «А», «Б», «В» класс)
Количество часов 35
Составитель учитель информатики и ИКТ Кропивцов С.П.
Программа разработана на основе примерной программы по математике и информатике и ИКТ в соответствии с компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом для лицеев
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Общие положения
Данная программа разработана в соответствии с требованиями к федеральному образовательному стандарту. В основу программы легли отдельные темы курса информатики, но сама программа основана на интеграции информатики и математики, структурировании имеющегося учебного материала, адаптированного применительно к лицею, а также к дальнейшему продолжению обучения в профильных группах лицея и в ВУЗах политехнического профиля. Данный спецкурс позволяет самостоятельно ориентироваться не только в информационном пространстве, но и переносить приобретенные знания, умения, навыки на поиск решения проблемных ситуаций, способствующих решению задач различными способами. Программу спецкурса следует рассматривать как расширение вариативной части учебного плана лицея.
Процесс информатизации общества, связанный с бурным развитием информационных и коммуникационных технологий, их аппаратной базы и программного обеспечения, объективно ставят перед современным специалистом любого профиля задачу рационализации интеллектуальной деятельности на основе внедрения достижений информатики и математики.
Процесс информатизации российской школы, имевший в качестве первоначальной задачи освоение молодежью «компьютерной грамотности», вышел на новый этап развития. Этот этап связан с локальным уровнем решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе имеющихся нормативов и образовательных стандартов, с учетом реальных условий, сложившихся в учреждении, его специфических интересов и профильной ориентации. Изучение раздела решения задач с использованием электронных таблиц является определяющим на этапе внедрения информационных технологий в профильное обучение в образовательных учреждениях политехнического типа, что позволяет качественно улучшить процесс образования.
Развитие предметной области ставит перед системой образования задачи:
разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе;
Настоящая программа актуальна для МКОУ лицей №11, так как разработана в соответствии с концепцией лицея углубленного и профильного обучения (физико-математический и информационно-технологический профиль в 10-11 классах). Программа рассчитана на учащихся инновационных общеобразовательных учреждений. Включает в себя курс по изучению математической логики и раздела «Электронные таблицы», направлена на применение полученных знаний для работы, связанной с обработкой и хранением информации.
Методологическое обоснование программы:
Существующий региональный компонент государственного образовательного стандарта ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (автор Л.Бачурина. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2011 год.) включает в себя элементы математической логики и сведения о табличных способах решения задач, которые дают очень узкое представление о алгебре логике и области ее применения в информационных технологии. Данный спецкурс знакомит не только с математической логикой, но и с практическим применением полученных знаний при решении логических задач разными методами, в том числе и с помощью электронных таблиц Excel, что и диктует построение программы спецкурса.
1.2. Общие цели основного общего образования
Цель спецкурса:развитие логического и творческого мышления учащихся: от алгоритмического к структурному, а затем к эвристическому мышлению.
Задачи спецкурса:
изучить способы решения задач с помощью электронных таблиц;
развить логическое мышление учащихся;
развить у учащихся эвристический стиль мышления.
Результат:
Полученные знания, умения и навыки при изучении данного курса успешно закрепляются и применяются учащимися в других учебных дисциплинах, таких как математика, физика, экономика.
1.3. Используемый учебно-методический комплект
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика. Задачник - практикум» том 1,2, Издательство «Лаборатория базовых знаний», Москва, 2001 г.
А.Г. Гейн, Н.А. Юннерман «Задачник – практикум по информатике и информационным технологиям», «Просвещение», 2003.
Сафронов «Задачник – практикум по информатике», Издательство «БХВ-Санкт Петербург». 2002.
Новиков П.С. «Элементы математической логики», Москва, «Наука», 1973
Яглом И.Н. «Необыкновенная алгебра», Москва, «Наука», 1968
Н. Угринович, В. Морозов, В.Нечаев, преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». 2002.
1.4. Тематическое распределение часов
Наименование разделов и поурочных тем
Количество часов
Булева алгебра и математическая логика
2 часа
Электронные таблицы Excel. Решение задач с использованием электронных таблиц
21 час
Теория графов
10 часов
Повторение
2 часа
2. Общая характеристика программы спецкурса «Математическая логика»
Программа предназначена для учащихся, желающих углубить свой образовательный уровень, рассчитана на учащихся 8-9 классов, для которых данный спецкурс будет являться предпрофильным, что поможет им в дальнейшем выбрать профиль обучения, для 8-классников будут показаны возможности применения математических методов при решении логических задач и рассмотрены различные приемы решения задач с помощью электронных таблиц.
На занятиях применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Интегрированный спецкурс рассчитан на 35 учебных часов в течение одного года обучения и предполагает как обучение теоретическим основам с целью выработки у учащихся общей информационной культуры, так и практическим навыкам работы в электронных таблицах Excel .
Занятия по информатике в корне отличаются от традиционных занятий по любому другому предмету. Во-первых, на занятиях по программированию должна поощряться ошибка, так как только через ошибку можно прийти к результату. Во-вторых, постоянная обратная связь с обучаемым через компьютер, объективная и лишенная эмоций, - это инструментарий индивидуального и развивающего обучения. В-третьих, стиль мышления у программистов свой, отличающийся от стиля мышления как математика, так и любого другого специалиста. Любая сложная программа – это миллион составляющих, движущихся и взаимодействующих. В результате этого взаимодействия должен получиться определенный результат.
За основу обучения взято программирование, с максимальным использованием компьютера на занятиях, и при этом должен формироваться определенный стиль мышления. Основные принципы эвристического мышления:
все познается через труд, через преодоление собственных ошибок;
уметь находить простой и ясный путь решения проблемы;
использовать многоцелевые функциональные блоки;
находить истину;
оценивать рациональность действий;
использовать принцип экономии ресурсов;
использовать принцип экономии кода.
Изучение курса начинается с повторения понятий математической логики. На этом этапе внимание уделяется основным определениям и правилам преобразования.
Следующий блок программы посвящён изучению электронных таблиц (ЭТ) Excel с целью решения логических задач в ЭТ. В нем рассматриваются основные логические операции и способы применения электронных таблиц для решения практических задач.
В результате изучения курса учащиеся должны научиться логически мыслить и применять полученные знания на других образовательных дисциплинах. Знать возможности и технологии комплексного использования ЭВМ, уметь поставить и решить на ЭВМ конкретную логическую задачу, начиная с постановки задачи. Конкретные требования к уровню знаний, умений и навыков по каждому разделу программы приведены в таблице «Содержание курса» данной рабочей программы.
3. Место учебного спецкурса.
Электронные таблицы являются основным инструментом при решении, как математических задач, так и задач по программированию, а программирование является «стержнем информатики». Математическая логика и теория графов лежит в основе теории искусственного интеллекта. Умение логически мыслить, позволяет работать творчески в любой области знаний.Результаты работы специалистов, работающих на «стыке» математики и информатики, достижения в вычислительной технике, огромный опыт формализации и решения сложнейших проблем в самом программировании, связанный с созданием больших программных комплексов с использованием современных принципов программирования, основанных на глубоком знании математики, позволяет строить модели знаний, являющиеся основой компьютерных систем искусственного интеллекта. Назначение таких систем состоит в поиске решений задач, ответов на вопросы пользователя, консультаций.
развитие логического мышления;
знакомство с основами искусственного интеллекта;
использование компьютерных технологий для решения логических задач;
применение и сравнение различных способов решения логических задач.
Таким образом, учащиеся учатся решать логические задачи различными способами, используя ЭВМ, теорию графов (построение деревьев), логические высказывания и выражения
4. Содержание спецкурса
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Булева алгебра и математическая логика. (2 ч)
Решение логических задач табличным методом
Таблицы истинности.
Решение логических задач с помощью законов и правил преобразования формул алгебры логики.
Электронные таблицы Excel. (21 ч)
Электронные таблицы. Создание таблиц. Оформление данных. Стандартные встроенные функции.
Решение логических задач с помощью ЭТ ExcelАбсолютный и относительный адреса ячеек.
Таблицы истинности в электронных таблицах
Математические, логические, статистические функции
Функции округления. Условные выражения и их запись.
Логические встроенные функции: ЕСЛИ, ВЫБОР, И, ИЛИ, НЕ.
Построение диаграмм. Графическое представление данных в таблицах.
Выделение интервалов для диаграмм. Построение графиков функций. Форматирование графиков.
Графы. (10 ч)
Понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.
Решение задач с помощью графов.
Смысловая структура фраз.
Смысл математических выражений
Механизм вывода на графах.
Решение логических задач на графах.
Повторение. (2 ч)
Обобщающее повторение, подведение итогов.
5-6. Общеучебные умения, навыки и виды деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся
№ занятия
Наименование
темы
Должен знать
Должен уметь
1
Математическая логика в электронных таблицах.
Приемы решения логических задач табличным методом
Назначение и построение таблиц истинности.
Решать логические задачи табличным методом с помощью электронных таблиц
Составлять логические выражения, строить таблицы истинности по логическим выражениям, строить логические выражения по таблицам истинности в MS Excel
Применять законы алгебры логики для преобразования логических выражений. Преобразовывать логические выражения
2
Электронные таблицы Excel.
Назначение ЭТ Excel. Правила оформления данных. Форматы данных
Знать функции для расчетов итогов. Операции сравнения, математические операции. Способы решения логических задач с помощью ЭТ Excel.
Оформлять данные в ЭТ Excel. Выбирать необходимый формат отображения данных
Рассчитывать итоговые суммы, математические уравнения, выражения. Копировать данные и формулы
3
Графы
Понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.
Информационные модели знаний на графах. Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений
Смысловая структура фраз.
Решение задач с помощью графов. Смысл математических выражений.
Механизм вывода на графах. Решение задач с помощью графов. Перевод в табличную форму решения задач
7. Контроль и учёт знаний, умений и навыков учащихся
Критерии отслеживания результатов
промежуточные зачетные работы;
фронтальные опросы
индивидуальные разноуровневые задания
участие в городских и районных олимпиадах и конкурсах
Оценка устных ответов.
«5», если:
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
«4», если:
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
«3», если:
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил четыре-пять недочетов.
«2», если:
учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка практических работ.
«5», если:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
«4», если:
выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
«3», если:
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
«2», если:
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка тестовых работ.
«5», если:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
допустил не более 2% неверных ответов.
«4», если:
выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
«3», если:
выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
«2», если:
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
8.Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата предполагаемого проведения
Дата
фактического
проведения
Тема занятия
Количество
часов
Цели
1
7.09
Электронные таблицы. Создание таблиц.
1
Введение компьютера как инструмента решения логических задач. Табличный процессор Excel
2
14.09
Электронные таблицы. Создание таблиц. Оформление данных.
1
Введение компьютера как инструмента решения логических задач. Табличный процессор Excel
3
21.09
Электронные таблицы. Типы данных
1
Табличный процессор Excel. Стандартные типы данных. Формат ячеек
4
28.09
Стандартные встроенные функции.
1
Решение задач с использованием стандартных встроенных функций
5
5.10
Стандартные встроенные функции.
1
Решение задач с использованием стандартных встроенных функций
6
12.10
Стандартные встроенные функции.
1
Решение задач с использованием стандартных встроенных функций
7
19.10
Выполнение расчетов в таблице.
1
Отработка навыка решения задач.
8
26.10
Абсолютный и относительный адреса ячеек.
1
Изучение понятий относительные и абсолютные адреса
9
9.11
Абсолютный и относительный адреса ячеек.
1
Изучение понятий относительные и абсолютные адреса
10
16.11
Таблицы истинности в электронных таблицах
1
Отработка навыка решения задач.
11
23.11
Таблицы истинности в электронных таблицах, решение задач
1
Отработка навыка решения задач.
12
30.11
Математические, логические, статистические функции
1
Отработка навыка решения задач.
13
7.12
Математические, логические, статистические функции
1
Отработка навыка решения задач.
14
14.12
Математические, логические, статистические функции
1
Отработка навыка решения задач.
15
21.12
Функции округления. Условные выражения и их запись.
1
Отработка навыка решения задач с использованием табличного процессора.
16
11.01
Функции округления. Условные выражения и их запись.
1
Отработка навыка решения задач с использованием табличного процессора.
17
18.01
Логические встроенные функции: ЕСЛИ, ВЫБОР, И, ИЛИ, НЕ.
1
Отработка навыка построения логических схем с использованием табличного процессора.
18
25.01
Логические встроенные функции: ЕСЛИ, ВЫБОР, И, ИЛИ, НЕ.
1
Отработка навыка построения логических схем с использованием табличного процессора.
19
1.02
Построение диаграмм. Графическое представление данных в таблицах.
1
Знакомство с визуальным способом решения логических задач в среде табличного процессора Excel. Построение графиков и диаграмм
20
8.02
Построение диаграмм. Графическое представление данных в таблицах.
1
Знакомство с визуальным способом решения логических задач в среде табличного процессора Excel. Построение графиков и диаграмм
21
15.02
Выделение интервалов для диаграмм. Построение графиков функций. Форматирование графиков.
1
Отработка навыка построения диаграмм. Анализ экономических данных с использованием графического аппарата MS Excel.
22
Выделение интервалов для диаграмм. Построение графиков функций. Форматирование графиков.
1
Отработка навыка построения диаграмм. Создание и редактирование графиков и диаграмм, отображающих экономическую информацию
23
22.02
Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.
1
Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.
24
29.02
Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.
1
Введение понятия графа. Типы графов. Основные элементы графа.
25
7.03
Решение задач с помощью графов.
1
Отработка навыка решения задач.
26
Решение задач с помощью графов.
1
Отработка навыка решения задач.
27
14.03
Информационные модели знаний на графах
1
Отработка навыков создания информационных моделей в графах.
28
4.04
Информационные модели знаний на графах
1
Отработка навыков создания информационных моделей в графах.
29
11.04
Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений
1
Приемы построения графов для любой фразы. Смысл построения математических выражений.
30
18.04
Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений
1
Приемы построения графов для любой фразы. Смысл построения математических выражений.
31
02.05
Смысловая структура фраз. Смысл математических выражений
1
Приемы построения графов для любой фразы. Смысл построения математических выражений.
32
16.05
Механизм вывода на графах. Решение логических задач на графах
1
Поиск путей на графе (решение с помощью семантической сети).
33
Механизм вывода на графах. Решение логических задач на графах
1
Поиск путей на графе (решение с помощью семантической сети).
34
23.05
Обобщающее занятие.
1
Повторение пройденного
35
30.05
Подведение итогов.
1
Повторение пройденного
9.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2. Печатные пособия
1
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика. Задачник - практикум» том 1,2, Издательство «Лаборатория базовых знаний», Москва, 2010 г.
1
3. Технические средства обучения
1
2
3
4
компьютер
проектор
интерактивная доска
сканер
15
1
1
1
4. Экранно-звуковые пособия, ЭОР
1
Операционная система Windows, табличный процессор MS Excel 2007
5. Оборудование класса
1
2
3
4
компьютерные столы
стулья
шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр.