Авторская рабочая программа элективного курса «Компьютерная алгебра» (с элементами компьютерного моделирования)
Авторская рабочая программа элективного курса «Компьютерная алгебра» (с элементами компьютерного моделирования)
В данном курсе рассматриваются приемы решения некоторых задач, изучаемых в курсе «Алгебры» 8-9 классов, с помощью электронных таблиц. На основе межпредметных связей информатики и математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа элективного курса «Компьютерная алгебра» (с элементами компьютерного моделирования)»
Авторская рабочая программа элективного курса
«Компьютерная алгебра»
9 класс.
(с элементами компьютерного моделирования)
Автор: Калинина Елена Владимировна учитель математики МБОУ «Шолоховская гимназия», ст. Вёшенская Шолоховского района.
Разделы: Преподавание математики и информатики
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
Программа предполагает изучение курса «Компьютерная алгебра» в течение 34 часов (1 час в неделю). Значительное количество учебного времени отводится на практические занятия.
В данном курсе рассматриваются приемы решения некоторых задач, изучаемых в курсе «Алгебры» 8-9 классов, с помощью электронных таблиц. На основе межпредметных связей информатики и математики в курсе расширяются знания учащихся по темам: комбинаторика, теория вероятности, арифметическая и геометрическая прогрессии. На уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Целью программы является формирование у учащихся практических навыков решения математических и реальных прикладных задач с помощью электронных таблиц, подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся по математике и информатике.
Основные задачи программы:
показать основные приемы эффективного решения математических задач с помощью компьютера;
рассмотреть методы моделирования реальных ситуаций с помощью электронных таблиц;
изучить приемы создания и анализа графиков и диаграмм различных процессов;
укрепить логические связи математики и информатики.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
основные понятия и формулы комбинаторики, теории вероятности и статистики:
графики линейной, квадратичной, степенной и других функций изучаемых в курсе 8-9 класса;
основные формулы для расчета арифметической и геометрической прогрессий.
Учащиеся должны уметь:
вводить данные различных форматов в ячейки электронной таблицы;
выполнять расчеты средствами электронных таблиц;
строить графики и диаграммы по различным данным;
использовать стандартные функции электронных таблиц;
работать с диапазонами ячеек;
анализировать диаграммы и графики;
моделировать простейшие ситуации с помощью электронных таблиц.
Содержание учебного предмета
Комбинаторика. Теория вероятности. Статистика. (9 ч.)
Раздел математики – комбинаторика. Основные понятия. Перестановки. Сочетания. Размещения. Классическое определение вероятности. Элементы матстатистики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана.
Практическая работа «Перестановки»
Практическая работа «Сочетания»
Практическая работа «Размещения»
Практическая работа «Статистические функции в Excel»
Реальная математика (7 ч.)
Исследование графиков. Решение практических расчетных задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов
Практическая работа «Расчет обоев для комнаты»
Практическая работа «Расчет параметров коробки»
Построение графиков основных функций (10 ч.)
Построение и исследование графика линейкой функции. Построение и исследование графика квадратичной функции. Построение и исследование графика обратной функции. Построение и исследование графика функции
Арифметическая и геометрическая прогрессии (8 ч.)
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии.Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии.
Календарно-тематическое планирование
№
Кол-во
час.
Календарные сроки
Наименование разделов и тем
Тип урока или формы организации деятельности учащихся
Требование к результату
Виды контроля
Комбинаторика. Теория вероятности. Статистика. (9 ч.)
1
1
Основы работы в Электронных таблицах
Урок актуализации знаний
Знать: основные объекты Excel
Уметь: вводить данные различных типов в ячейки Excel
2
1
Что изучает комбинаторика?
Освоение нового материала
Знать: перестановки, сочетания, размещения
Уметь: решать задачи методом полного перебора вариантов
3
1
Практическая работа «Перестановки»
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: правила подсчета перестановок
Уметь: использовать математическую функцию ФАКТР
4
1
Практическая работа «Сочетания»
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: правила подсчета сочетаний
Уметь: использовать функцию ЧИСЛКОМБ
5
1
Практическая работа «Размещения»
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: правила подсчета размещений
Уметь: использовать функцию ПЕРЕСТ
6
1
Элементы теории вероятности
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать: правило подсчета классической вероятности
Уметь: решать простейшие задачи теории вероятности
7
1
Элементы математической статистики
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знать: основные понятия математической статистикисреднее арифметическое, размах, мода, медиана.
8-9
2
Практическая работа «Статистические функции в Excel»
Закрепление знаний
Уметь: использовать статистические функции при обработке массивов данных
Уметь: пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах в задачах моделирования ситуаций в Excel
14-15
2
Решение практических расчетных задач
Урок закрепления знаний и практических навыков
Уметь: интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов в задачах моделирования ситуаций в Excel
16
1
Построение диаграмм
Урок закрепления знаний и практических навыков
Уметь: анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Построение графиков основных функций (10 ч.)
17
1
Линейная функция и ее график
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: формулу линейной функции
Уметь: строить график линейной функции средствами Excel
18
1
Исследование линейной функции
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: зависимость расположения графика функции от коэффициентов
Уметь: моделировать график линейной функции средствами Excel
19
1
Квадратичная функция и ее график
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: формулу квадратичной функции
Уметь: строить график параболы средствами Excel
20-21
2
Исследование параболы
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: зависимость расположения параболы от коэффициентов
Уметь: моделировать параболу средствами Excel
22
1
График обратной функции
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: область определения функции
Уметь: строить график средствами Excel
23
1
Исследование гиперболы
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: зависимость расположения гиперболы от коэффициентов
Уметь: моделировать гиперболу средствами Excel
24
1
График функции
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: область определения функции
Уметь: строить график средствами Excel
25
1
Исследование графика функции
Урок закрепления знаний и практических навыков
Знать: зависимость расположения графика функции от коэффициентов
Уметь: моделировать график средствами Excel
26
1
Итоговое занятие
Арифметическая и геометрическая прогрессии (8 ч.)
27
1
Арифметическая прогрессия.
Урок закрепления знаний
Знать: основные формулы арифметической прогрессии
28
1
Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Урок закрепления знаний и практических навыков
Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета
29
1
Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
Урок закрепления знаний и практических навыков
Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета
30
1
Геометрическая прогрессии.
Урок закрепления знаний
Знать: основные формулы геометрической прогрессии
31
1
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Урок закрепления знаний и практических навыков
Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета
32
1
Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии.
Урок закрепления знаний и практических навыков
Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета
33
1
Сумма бесконечной геометрической прогрессии при ЅqЅ
Урок закрепления знаний и практических навыков
Уметь: использовать формулы таблицы Excel для расчета
34
1
Итоговое занятие
Литература:
ОГЭ 3000 задач под редакцией А.Л.Семёнова, И.В. Ященко.