kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты".

Нажмите, чтобы узнать подробности

СП МБОУ СОШ №3 г. Алагира

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

УЖАСНЫЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ                         ИЛИ                                                                                          МОИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПАРАЗИТЫ

Автор: учитель  биологии                                                    Черчесова Рита Ханджериевна

2013 год

Пояснительная записка

В живой природе нет ни одного организма, на которого бы не оказывали влияние другие. Взаимоотношения между организмами  очень разнообразны. Но самыми важными являются трофические связи.  Как известно, все животные по способу питания являются гетеротрофами, то есть потребляют  готовую  органику. Среди них есть растительноядные, хищники, всеядные и паразиты. Данный элективный курс предусматривает  изучение паразитических  форм  взаимоотношений между организмами. Паразитами называют организмы, живущие снаружи или внутри другого организма и питающиеся его тканями. Человеческое тело тоже облюбовали многочисленные паразиты, в том числе и представители своего царства начиная от одноклеточных и заканчивая членистоногими.

Элективный курс «Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты» разработан для учащихся 9-11 классов, проявляющих интерес к биологии. Программа знакомит учащихся с основными группами беспозвоночных животных являющихся паразитами человека. Она предназначена не только для развития познавательного интереса к вопросам паразитологии, но также имеет большую практическую направленность.     Данная программа предусматривает изучение циклов развития паразитов человека, оказание действенной помощи, методы борьбы с ними. Как известно запущенное заболевание приводит к серьезным, иногда необратимым последствиям. А у нас в стране, в частности в РСО-Алания, есть поселения достаточно удаленные от мест, где своевременно могут оказать профессиональную медицинскую помощь.  Учащиеся, прослушавшие данный курс будут в состоянии распознать заболевание по симптомам  и определить этапы дальнейших действии для оказания помощи заболевшему.

 Другой особенностью данного курса является то, что здесь приводятся рецепты народной медицины и рекомендации по их использованию применительно к заболеванию, вызванному присутствием паразита в организме.  Учитывая тот факт, что в настоящее время на фармацевтическом рынке довольно много подделок лекарств, применение проверенных средств народной медицины имеет свои плюсы. 

 Данный курс имеет мировоззренческую значимость, оказывает помощь учащимся найти свое место в жизни, способствует осмысленному выбору медицинской профессии.  

Элективный курс «Эти ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты» рассчитан на 34 часа.

Структура курса. Программа включает: пояснительную записку, цель и задачи курса; планирование с распределением часов по разделам курса; основное содержание с последовательностью изучения тем; ожидаемые результаты; виды самостоятельных работ  обучающихся.

Цель курса: дать обучающимся теоретические и практические знания по вопросам, связанным  с паразитарными заболеваниями человека,  привить навыки самостоятельной работы, способствовать сохранению здоровья.  

Задачи курса:  

  • Рассмотреть особенности организации различных групп животных являющихся паразитами человека
  • Изучить жизненные циклы паразитов человека
  • Ознакомиться с основными принципами профилактики паразитарных болезней человека
  • Формировать экологическую культуру.
  • Отрабатывать коммуникативные навыки и умения.
  • Пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, сопоставлять факты, анализировать. делать выводы и заключения.

Условия реализации  программы: кабинет биологии,  научные и документальные фильмы, иллюстрированный и справочный материал, научно-методическая литература, интернет – ресурсы, раздаточный материал, ресурсы РСЭС.

Основные формы и методы изучения курса: лекции, практические и лабораторные работы, самостоятельная работа, создание и защита проектов и творческих работ, конференции.

Ожидаемые результаты

 В результате усвоения дисциплины обучающийся должен

 знать:

  • классификацию паразитов человека;
  • географическое распространение паразитарных болезней человека;
  • основные морфологические характеристики беспозвоночных животных – паразитов человека;
  • циклы развития паразитов;
  • основные симптомы болезней вызванных присутствием паразита в организме человека
  • основные принципы профилактики паразитарных болезней человека

уметь

  • владеть определениями основных понятий и  терминологией.
  • использовать знания жизненных циклов паразитов  для ведения здорового образа жизни.
  • применить свои знания при выборе  будущей профессии.

Виды самостоятельных работ рекомендованных обучающимся при изучении курса

  • Подготовка реферативного сообщения по заданной теме;
  • Составление таблиц и схем по теме занятия;
  • Подготовка наглядного материала по теме занятия;
  • Составление и решение ситуационных задач;
  • Решение и составление кроссвордов и сканвордов;
  • Составление электронных презентации по заданной теме;
  • Работа с дополнительными источниками информации по теме занятия;
  • Составление информационного листа по теме;
  • Составление мини лекции с презентацией для выступления в школе;
  • Составление конспекта беседы с разными группами населения по конкретному заболеванию;
  • Подготовка выступления на школьную научно-практическую конференцию.

Тематическое планирование

Название тем и разделов

Количество часов

I.

Введение

1

Общая характеристика царства животных. Типы взаимоотношений между животными. Паразитизм.

1

II

Подцарство Одноклеточные

11

Общая характеристика подцарства «Простейшие».  Классификация простейших.

1

Класс Жгутиковые

Особенности строения и жизненный цикл лямблии. Профилактика.

1

Особенности строения и жизненный  цикл трихомонады. Профилактика.

1

 Особенности строения и жизненный цикл  трипаносомы.Профилактика.

1

Жизненный цикл и строение лейшмании. Профилактика.

1

Класс Споровики.

2

Морфофизиологические особенности представителей отряда кровяных споровиков - возбудителей малярии и отряда кокцидий - токсоплазмы, диагностика и профилактика малярии и токсоплазмоза, противомалярийные мероприятия профилактика

Класс Саркодовые.

1

 Строение и жизнедеятельность дизентерийной амебы, ротовой амебы и кишечной амебы, жизненный цикл дизентерийной амебы, диагностика и профилактика амебиаза

Класс Инфузории.

1

Строение и жизнедеятельность кишечного балантидия,  профилактика балантидиоза.

Работа над проектами и творческими заданиями

2

III

Подцарство Многоклеточные

20

Тип Плоские черви особенности внешнего и внутреннего строения. Признаки, лежащие в основе подразделения типа на классы.

1

Класс Сосальщики

Морфофизиологические особенности печеночного сосальщика, китайского сосальщика, легочного сосальщика и ланцетовидного сосальщика, циклы развития сосальщиков, диагностика и профилактика трематодозов.

2

Класс Ленточные черви

Изучение общей характеристики класса, морфофизиологических особенностей   лентеца широкого, диагностики и профилактики дифиллоботриоза.

2

Тип Круглые черви

Изучение внешнего и внутреннего строения. Морфофизиологические особенности  аскариды, острицы, власоглава и трихинеллы, циклы развития  и профилактика нематодозов.

3

Работа над проектами и творческими заданиями

2

Тип Членистоногие - особенности внешнего и внутреннего строения, признаки лежащие в основе классификации типа на классы.

1

Класс Ракообразные - особенности внешнего и внутреннего строения, медицинское значение высших и низших ракообразных.

1

Паукообразные

Изучение особенности внешнего и внутреннего строения. Характеристики отряда клещей. Видовое многообразие клещей. Меры  борьбы с клещами.    

 Чесоточный клещ. Особенности строения  распространения и жизнедеятельности. Профилактики клещевых заболеваний.

2

Класс Насекомые

Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, подразделения на отряды и семейства.

Особенности строения и жизнедеятельности вшей

и блох. Профилактика болезней вызываемых насекомыми.

2

Работа над проектами и творческими заданиями

2

Защита проектов.

2

                                                                                                ИТОГО

34

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты".»

СП МБОУ СОШ №3 г. Алагира

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

УЖАСНЫЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ИЛИ МОИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПАРАЗИТЫ











Автор: учитель биологии Черчесова Рита Ханджериевна












2013 год





Пояснительная записка

В живой природе нет ни одного организма, на которого бы не оказывали влияние другие. Взаимоотношения между организмами очень разнообразны. Но самыми важными являются трофические связи. Как известно, все животные по способу питания являются гетеротрофами, то есть потребляют готовую органику. Среди них есть растительноядные, хищники, всеядные и паразиты. Данный элективный курс предусматривает изучение паразитических форм взаимоотношений между организмами. Паразитами называют организмы, живущие снаружи или внутри другого организма и питающиеся его тканями. Человеческое тело тоже облюбовали многочисленные паразиты, в том числе и представители своего царства начиная от одноклеточных и заканчивая членистоногими.

Элективный курс «Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты» разработан для учащихся 9-11 классов, проявляющих интерес к биологии. Программа знакомит учащихся с основными группами беспозвоночных животных являющихся паразитами человека. Она предназначена не только для развития познавательного интереса к вопросам паразитологии, но также имеет большую практическую направленность. Данная программа предусматривает изучение циклов развития паразитов человека, оказание действенной помощи, методы борьбы с ними. Как известно запущенное заболевание приводит к серьезным, иногда необратимым последствиям. А у нас в стране, в частности в РСО-Алания, есть поселения достаточно удаленные от мест, где своевременно могут оказать профессиональную медицинскую помощь. Учащиеся, прослушавшие данный курс будут в состоянии распознать заболевание по симптомам и определить этапы дальнейших действии для оказания помощи заболевшему.

Другой особенностью данного курса является то, что здесь приводятся рецепты народной медицины и рекомендации по их использованию применительно к заболеванию, вызванному присутствием паразита в организме. Учитывая тот факт, что в настоящее время на фармацевтическом рынке довольно много подделок лекарств, применение проверенных средств народной медицины имеет свои плюсы.

Данный курс имеет мировоззренческую значимость, оказывает помощь учащимся найти свое место в жизни, способствует осмысленному выбору медицинской профессии.

Элективный курс «Эти ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты» рассчитан на 34 часа.

Структура курса. Программа включает: пояснительную записку, цель и задачи курса; планирование с распределением часов по разделам курса; основное содержание с последовательностью изучения тем; ожидаемые результаты; виды самостоятельных работ обучающихся.

Цель курса: дать обучающимся теоретические и практические знания по вопросам, связанным с паразитарными заболеваниями человека, привить навыки самостоятельной работы, способствовать сохранению здоровья.

Задачи курса:

  • Рассмотреть особенности организации различных групп животных являющихся паразитами человека

  • Изучить жизненные циклы паразитов человека

  • Ознакомиться с основными принципами профилактики паразитарных болезней человека

  • Формировать экологическую культуру.

  • Отрабатывать коммуникативные навыки и умения.

  • Пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, сопоставлять факты, анализировать. делать выводы и заключения.


Условия реализации программы: кабинет биологии, научные и документальные фильмы, иллюстрированный и справочный материал, научно-методическая литература, интернет – ресурсы, раздаточный материал, ресурсы РСЭС.


Основные формы и методы изучения курса: лекции, практические и лабораторные работы, самостоятельная работа, создание и защита проектов и творческих работ, конференции.


Ожидаемые результаты

В результате усвоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • классификацию паразитов человека;

  • географическое распространение паразитарных болезней человека;

  • основные морфологические характеристики беспозвоночных животных – паразитов человека;

  • циклы развития паразитов;

  • основные симптомы болезней вызванных присутствием паразита в организме человека

  • основные принципы профилактики паразитарных болезней человека

уметь

  • владеть определениями основных понятий и терминологией.

  • использовать знания жизненных циклов паразитов для ведения здорового образа жизни.

  • применить свои знания при выборе будущей профессии.



Виды самостоятельных работ рекомендованных обучающимся при изучении курса

  • Подготовка реферативного сообщения по заданной теме;

  • Составление таблиц и схем по теме занятия;

  • Подготовка наглядного материала по теме занятия;

  • Составление и решение ситуационных задач;

  • Решение и составление кроссвордов и сканвордов;

  • Составление электронных презентации по заданной теме;

  • Работа с дополнительными источниками информации по теме занятия;

  • Составление информационного листа по теме;

  • Составление мини лекции с презентацией для выступления в школе;

  • Составление конспекта беседы с разными группами населения по конкретному заболеванию;

  • Подготовка выступления на школьную научно-практическую конференцию.





Тематическое планирование



Название тем и разделов

Количество часов

I.

Введение

1


Общая характеристика царства животных. Типы взаимоотношений между животными. Паразитизм.

1

II

Подцарство Одноклеточные

11


Общая характеристика подцарства «Простейшие». Классификация простейших.

1


Класс Жгутиковые


Особенности строения и жизненный цикл лямблии. Профилактика.

1

Особенности строения и жизненный цикл трихомонады. Профилактика.

1

Особенности строения и жизненный цикл трипаносомы .Профилактика.

1

Жизненный цикл и строение лейшмании. Профилактика.

1


Класс Споровики.

2

Морфофизиологические особенности представителей отряда кровяных споровиков - возбудителей малярии и отряда кокцидий - токсоплазмы, диагностика и профилактика малярии и токсоплазмоза, противомалярийные мероприятия профилактика



Класс Саркодовые.

1

Строение и жизнедеятельность дизентерийной амебы, ротовой амебы и кишечной амебы, жизненный цикл дизентерийной амебы, диагностика и профилактика амебиаза



Класс Инфузории.

1

Строение и жизнедеятельность кишечного балантидия, профилактика балантидиоза.



Работа над проектами и творческими заданиями

2

III

Подцарство Многоклеточные

20


Тип Плоские черви особенности внешнего и внутреннего строения. Признаки, лежащие в основе подразделения типа на классы.

1

Класс Сосальщики

Морфофизиологические особенности печеночного сосальщика, китайского сосальщика, легочного сосальщика и ланцетовидного сосальщика, циклы развития сосальщиков, диагностика и профилактика трематодозов.

2


Класс Ленточные черви

Изучение общей характеристики класса, морфофизиологических особенностей лентеца широкого, диагностики и профилактики дифиллоботриоза.


2


Тип Круглые черви

Изучение внешнего и внутреннего строения. Морфофизиологические особенности аскариды, острицы, власоглава и трихинеллы, циклы развития и профилактика нематодозов.

3


Работа над проектами и творческими заданиями

2


Тип Членистоногие - особенности внешнего и внутреннего строения, признаки лежащие в основе классификации типа на классы.

1

Класс Ракообразные - особенности внешнего и внутреннего строения, медицинское значение высших и низших ракообразных.

1



Паукообразные

Изучение особенности внешнего и внутреннего строения. Характеристики отряда клещей. Видовое многообразие клещей. Меры борьбы с клещами.

Чесоточный клещ. Особенности строения распространения и жизнедеятельности. Профилактики клещевых заболеваний.

2


Класс Насекомые

Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, подразделения на отряды и семейства.

Особенности строения и жизнедеятельности вшей

и блох. Профилактика болезней вызываемых насекомыми.

2


Работа над проектами и творческими заданиями

2


Защита проектов.

2


ИТОГО

34






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса "Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты".

Автор: Черчесова Рита Ханджериевна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства