Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Страну Малой Информации»
Тема: Путешествие в Страну Малой Информации.
Учитель информатики
МОУ Тереньгульский лицей
МО «Тереньгульский район» Ульяновской области Рукавишникова Е.А.
Вид занятия: творческая мастерская
Цель: заинтересовать учащихся издательской деятельностью, сформировать у учащихся умения и навыкиориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя знания основ редакционно-издательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с краткой историей создания газеты.
Учить составлять слова по опорным буквам.
Находить орфографические ошибки в опорном тексте.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные и творческие способности.
Развивать умение работать в команде.
Расширять кругозор в области журналистики.
Развивать творческое и логическое мышление .
Воспитательные
Формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности.
Формировать интерес детей к искусству «Журналистика».
Оборудование:
Конверты.
Магнитная доска с магнитами.
Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, проектор, колонки).
Ноутбук или нетбук.
Ладошки из цветной бумаги.
Маркеры, фломастеры
Лист ватмана, листы формата А4, А5.
Газеты известных издательств.
Шаблоны газет MPublisher.
Дидактические материалы к учебному занятию:
Презентация «Путешествие в Страну Малой Информации» (СМИ) .
Шаблоны газет MPublisher.
Карточки с заданиями для команды.
Ход занятия
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте! Меня зовут Елена Александровна. И мы с вами вместе отправимся в Страну Малой Информации (слайд 1).
Слайд 1 Слайд 2
А начнем наше путешествие с загадки (слайд 2).
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Всех за день навестит,
Всё, что знает, растрещит.
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её …(сорока)
- Во многих сказках, рассказах, баснях, поговорках встречается персонаж – Сорока: «Сорока на хвосте принесла», «Сорока сокочет, гостей пророчит» (слайд3).
- Как вы думаете, что означает слово «Сорока» в этих поговорках (поговорка о чем-нибудь неожиданно услышанном или полученном)
- Сорока - символ новостей, вестей (слайд 4).
«Сорока» на итальянском (венецианском) языке записывается как «gazza».
- Как вы думаете, какое распространенное слово русского языка напоминает слово «gazza».
- Правильно «газета», «gazza», «Вести», «Сорока». Во время нашего путешествия мы окажемся “в редакции” детской газеты, и все станем свидетелями рождения новой коллективной газеты, которую вы сами сделаете своими руками.
Слайд 3 Слайд 4
Блок №1. Немного истории. Развитие печатных изданий
Какова же история первых печатных изданий? А история его такова.
В 17 веке Венецией чеканилась маленькая медная монета достоинством в 10 сантимов Gazetta. Также, в те времена, выпускались небольшие информационные листки, похожие на современные газеты, которые стоили ровно одну Gazetta. С тех самых пор привычные нам газеты и стали так называться - газетами. На итальянских первых печатных новостных листах часто изображалась голова птицы. Как вы думаете какой? (слайд5).
Во Франции в XVII веке каждый порядочный хозяин дома считал своим долгом держать специального слугу - ловкого, пронырливого паренька, наблюдательного, с хорошей памятью и хорошо подвешенным языком. Слуга с утра пораньше отправлялся в город, в места скопления людей, и навострив уши слушал, о чём болтает народ. К тому моменту, когда сеньор просыпался, слуга, нагруженный новостями, переполненный слухами и сплетнями, возвращался домой. За завтраком господа, не отвлекаясь от трапезы, прослушивали новостную ленту, дополненную наблюдениями и сдобренную комментариями их собственного корреспондента. Теперь можно было выходить из дому, будучи в курсе всех дел. Слуга, исполнявший столь оригинальные обязанности, получал прозвище. Как вы думаете какое? Конечно, gazza , то есть сорока, болтун (слайд 6).
От французов и итальянцев слово «газета» уже в современном значении попало в русский язык. Правда, в России долгое время газеты назывались ведомостями.
Ведомость… От какого слова произошло слово «ведомость»? Правильно от слова «ведать» - знать. А поскольку печатное издание даёт не одну весть, а несколько, то в качестве названия за российской газетой закрепилось слово «Ведомости». Газетное дело в России было начато Петром Великим. Царь сам редактировал порой целые номера, писал и отбирал материалы для газеты, снабжал её документами и письмами (слайд 7).
- А какие газеты широко известны и читаемы в нашем районе? (слайд8).
Слайд 8 Слайд 9
- А давайте создадим свою газету. Только с чего же нам начать?
Письмо. Звук колокольчика
А вот и первое письмо от жителей страны СМИ. Познакомьтесь с его содержанием (конверт с разрезанными буквами, с которыми ребята должны составить слово). Как же его прочитать? Перед вами конверт, внутри которого спрятаны буквы. Вам надо их достать, из букв составить слово за 15 секунд, которое может быть и будет подсказкой.
-Молодцы! Слово: МАКЕТ
Блок №2. Творческая мастерская. Макет и макетирование
- Что же означает слово «макет»? (слайд 9)
- Как вы думаете, с чего начинается создание газеты?
Макет газеты – это графический план размещения на странице заголовков, иллюстраций и графических элементов.
Давайте попробуем разработать свой макет газеты, хотя бы первой полосы, первой страницы. Представим себя в роли дизайнеров, художников издания. Наша цель - сделать так, чтобы издание заинтересовало читателя.
-Рассмотрите внимательно газеты, разложенные у вас на столах. Какие основные элементы вы выделите в данных изданиях? Какие элементы общие у всех газет?Можно ли по внешнему виду газеты предположить, для кого издаётся газета, кто её может читать?
Ответы детей
Задание 1. Начнем с дизайна. Выберите из предложенных наиболее понравившийся. Пояснение Дизайн газеты – визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство с изданием. Взяв в руки газету, мы получаем первое впечатление о ней, не прочитав ещё ни строчки.
(Предлагаются электронные на ноутбуке и
распеченные варианты оформления газет в MPublisher)
Задание 2. Определите творческое название газеты:
Школьная правда.
Всё обо всём.
Информационный взгляд на мир.
Мир глазами школьника.
…………………… свой вариант (слайд 10)
- Оформите творческое название газеты маркерами на листе бумаги и на электронном шаблоне на ноутбуке. Кто будет за это ответственным?
(оформленный лист с названием газеты прикрепляется на магнитной доске)
Слайд10
Задание 3. Выберите из списка не менее двух постоянных разделов (слайд 11):
Колонка советов;
Редакционная статья;
Письмо редактору;
Рекламные объявления;
Страничка юмора;
Общественные события;
Искусство/Развлечения;
Кинообзор;
Календарь;
Объявления;
Обозрение;
Фотовыставка;
Туристическая информация;
Прогноз погоды;
Персональный раздел;
Практические советы по товарам и услугам
Слайд 11 Слайд 12
Письмо. Звук колокольчика
Слышите? Еще письмо от жителей страны СМИ. Познакомьтесь с его содержанием. Как же его прочитать? Перед вами конверт, внутри которого спрятаны буквы. Вам надо их достать, из букв составить слово за 15 секунд (слайд 12).
-Молодцы! Слово: ШАПКА
Блок №3. Виньета, шапка
Как же нам связать слова «шапка» и «газета»?
Виньета (шапка) - заголовочная часть газеты (слайд 13).
Для названия выбирается постоянный шрифт. Справа и чуть выше пишется - по желанию - девиз газеты. Внизу, под названием, располагаются другие основные элементы:
а) указывается, чьим органом является данное издание
б) календарные сведения и номер выпуска. Например: № 1(35) Январь, 2005 г.
Слайд 13 Слайд 14
Задание 4.Внесем изменения в наш макет. Заполоним название газеты и школы, календарные сведения (бумажный и электронный вариант, бумажный прикрепить к магнитной доске).
в) логотип. Обычно у газеты есть постоянная эмблема - логотип, чтобы ваше издание всегда узнавали. Логотип всегда находится на одном и том же месте. Обычно его размещают слева от названия газеты. Посмотрите на логотипы известных изданий (слайд 14).
Задание 5. Подберите логотип, соответствующий нашему названию газеты? Можете воспользоваться образцами стандартных картинок М WordArt или придумать свой. Разместите его в виньете. (бумажный и электронный вариант, бумажный прикрепить к магнитной доске).
Письмо. Звук колокольчика
Слышите? Еще письмо от жителей страны СМИ. Познакомьтесь с его содержанием... (слайд 15). ЗАМЕТКА, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ
Слайд 15 Слайд 16
Блок №4. Урок читательских удовольствий. Газетные жанры. Написать зарисовку на тему…
- Что означают эти слова?
- Все это газетные жанры (слайд 16).
- Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Каждому жанру соответствует определённый метод работы с информацией: заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?»; репортаж показывает, как это происходит; корреспонденция объясняет «почему»; интервью - «что об этом думают?..»; обзор представляет положение дел в целом... Вот почему так важно для газеты разнообразие жанров.
- Пришло время заполнить нашу первую полосу газеты информацией.
Слайд 17 Слайд 18
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слайд 17).
На фоне музыки рассказывает учитель:
- Человеку присуще чувство любви к Родине. С чего начинается Родина? Один скажет: “С маленькой деревеньки”. Другой возразит: “С большого города”. Третий скажет: “С пестреющего луга”, а четвертый скажет: “С бескрайних степных просторов”. И каждый будет по-своему прав. Родина – это много: это и тропинка, ведущая в березовую рощу, это и лесная полянка с ее “жителями”, это и пернатые друзья, заботливо ухаживающие за своим потомством. Это и столица нашей Родины, и рабочий поселок Тереньга, твоя улица, дом, семья. Это все мы с нашими радостями и заботами.
Как вы уже догадались, одна из заметок нашей газеты будет посвящена нашей Родине большой и малой. Она расскажет нам о нашей Родине, поселке, школе, друзьях и вашей семье.
Задание 6. Первая группа работает над рубрикой “Моя Родина”.
Вторая группа работает над рубрикой “Моя семья”
“Развить тему из одной фразы…” Вам предлагается фраза – вы должны продолжить мысль, развивая тему высказывания. Представьте себя в роли литературного редактора газеты (сайд 18).
Например:
“Моя Родина”.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Родина – это мой край, в котором я живу. Тереньга – это маленькая частица огромной страны России, в которой живут мои родители, сестренки, друзья и все те, с кем я общаюсь. У нас удивительная природа. Много полей, рек и лесов со своим животным и растительным миром. Мне нравится поселок, особенно зимним вечером. Так много вокруг огней! В Новый год мы попадаем в сказку. На главной площади стоит большая нарядная елка. Когда уезжаю на каникулы из своего поселка, то очень скучаю по нему и стараюсь быстрее вернуться домой…
“Моя семья”.
Папа, мама и я – дружная семья. Мой папа работает инженером. В свободное время он любит ремонтировать старинные машины.
Моя мама создает тепло и уют в нашем доме. Она очень добрая и трудолюбивая. Работает фельдшером в больнице.
Я учусь в третьем классе. Меня любят родители и уважают мои друзья. В свободное время люблю смотреть телевизор, читать книжки, слушать хорошую музыку. Зимой всей семьей выходим на лыжную прогулку, а летом – на рыбалку или в лес за грибами и ягодами. Я себя считаю самым счастливым человеком…
Учитель: «Пусть не пугает чистый лист...» Самое сложное всегда - это начать писать материал. Уже собрана нужная информация, нащупана главная идея, но никак не находятся подходящие слова для начала статьи, нет внутреннего ощущения материала. Внимание: подобные «муки творчества» знакомы почти каждому журналисту, даже очень опытному. Творческий человек всегда зависит от вдохновения. Но... вдохновение часто приходит в процессе работы. Поэтому, несмотря на неуверенность и недовольство собой (темой статьи, собранным материалом и т. п.), обязательно нужно начинать писать! Пусть это будет только план статьи, состоящий из 3-4 предложений. Скоро черновой набросок постепенно обрастёт нужными деталями и превратится в готовую статью.
(Попросить одного или двух учащихся зачитать текст. Оформить бумажный и электронный вариант, бумажный прикрепить к магнитной доске).
Блок №5. Мастер-новость «важные сообщения» (слайд 19).
- Какие события произошли за последние дни в школе? в вашем классе?
- Возьмите чистый лист бумаги и запишите свои мысли.
- Вот у нас готова и колонка новостей.
Слайд 19 Слайд 20
Оформить бумажный и электронный вариант,
бумажный прикрепить к магнитной доске).
Блок №6. Круглый стол «Диалог-шоу» (слайд 20).
Сегодня во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство поддержать дисциплину или насилие над свободной личностью? Могут ли школьники отказаться от школьной формы? Может вы хотите внести какие-то изменения в модель? А что думают наши родители о школьной форме?
Задание 7. Конкурс репортажей на тему: Школьная форма. За и против. Узнайте мнения сторон. Возьмите интервью у своих одноклассников и членов жюри. Представьте себя в роли специального корреспондента. Выделите наиболее выразительные цитаты из ответов собеседников.
Оформить бумажный и электронный вариант,
бумажный прикрепить к магнитной доске).
Блок №7. Редактирование текста
Задание 8. Каждому из участников я раздаю текст, в котором есть ошибки. Ошибки надо найти, исправить и объяснить их с точки зрения правил русского языка. Время на это задание – одна минута.
(Один ученик выполняет задание на интерактивной доске, второй на ноутбуке, остальные на бумажном шаблоне. Бумажный вариант, прикрепить к магнитной доске)
Слайд 21
Рефлексия
- Дорогие друзья! Вот и подошло к заключению наше занятие.
- Появилась новая газета! Ее читателями будут наши родители и школьники.
- Какие роли исполняли сегодня вы на занятии?
- Что вы узнали нового?
- Появилась ли у Вас желание выпускать свою газету о классе, о школе?
- Каждому участнику на память вручаются календари газеты «Школьная правда» МОУ Тереньгульской СОШ, блокноты и ручки. Надеюсь, что это будут первые инструменты начинающего журналиста. Коллекционируйте в блокнот слова, фразы, образы; собирайте «цвета, запахи, звуки, движения, качества»… Накапливайте эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они пригодятся. Всё время помните, что материал - это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных.
- А теперь, уходя из класса, прикрепите на магнитную доску вокруг вашего творческого названия вырезанные ладошки, кто считает, что школьная газета должна жить и развиваться!