Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о химических свойствах и способах применения соединений щелочноземельных металлов. Создать условия для убеждения учащихся в познаваемости окружающего их мира. |
Образовательные ресурсы | Габриелян, О. С. Химия: 9-й клас: учебник / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015, оборудование и реактивы для проведения ученического эксперимента, раздаточный материал. |
методы и формы обучения | Методы: словесно-наглядные Формы: беседа, работа в группах |
Формы контроля | Устный (беседа), самоконтроль (по образцу) |
Основные понятия | Важнейшие соединения: негашеная известь, жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк и др.). Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: осуществлять цепочки превращений на основании знаний химических свойств соединений щелчноземельных металлов. Получат возможность научиться: характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.. | Регулятивные: самостоятельно вносят коррективы и дополнения в способ своих действий, предвосхищая результат и уровень усвоения полученных знаний. Познавательные: выполняют операции со знаками и символами, выбирая наиболее эффективные способы решения задачи. Коммуникативные: продолжить развитие у учащихся умений оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Способствовать развитию логического мышления и речи учащихся |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока. Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся по достижению планируемых результатов | Показатели достижения результата |
1. Организационный этап (2 мин) Цель: подготовка обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Задачи: - проверить готовность к уроку; - создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок | | Приветствует школьников, организует рабочую обстановку | Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку | - полная готовность класса и оборудования к уроку; - быстрое включение учащихся в деловой ритм; - кратковременность организационного момента; - организация внимания всех учащихся |
2.Проверка домашнего задания Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция, выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий и их оценка. Задачи: - проверить правильность выполнения домашнего задания; - выявить пробелы и наметить пути их устранения; - эффективно подобрать контрольно-измерительные материалы позволяющие оценить уровень достижения планируемого результата; - организовать самопроверку или взаимопроверку решений в сравнении с эталоном или критериями оценки; - определить пробелы в знаниях, краткий разбор допущенных ошибок. | Закончить уравнения химических реакций, по теме «Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы». | Проводит проверку знаний и умений учащихся, раздает карточки с заданиями. Опрос, по следующим вопросом: - Местоположение щелочноземельных металлов; - Особенности строения атомов элементов II группы главной подгруппы; - Изменение свойств элементов II группы главной подгруппы; - Характеристика физических свойств элементов II группы главной подгруппы. | Выполняют проверочную работу с использованием раздаточного материала. Отвечают на вопросы учителя. На экране демонстрируются эталоны выполнения письменной работы (закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты). | - проверены и скорректированы опорные знания учащихся; - эффективно использованы контрольно-измерительные материалы по оценке планируемого результата; - организована самопроверка или взаимопроверка решений в сравнении с эталонным ответом; - выявлены пробелы в знаниях, дан краткий разбор допущенных ошибок, скорректированы действия учащихся; - учащиеся выставили оценку своей работы в листе личных достижений согласно критериям оценивания заданий. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: создание условий, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока. Задачи: - создать условия для мотивации учебной деятельности учащихся; - подвести детей к формулировке цели (темы) и постановке задач урока (создать условия для самостоятельного целеполагания учащихся). | Использование оксидов магния и кальция в производстве строительных материалов, использование известкового молока в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока. | Показ видеороликов о применении соединений кальция и магния. Вопрос: какие соединения были использованы в видеофрагментах? Чему будет посвящен наш урок? | Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь тему урока. | - сформулирована совместно с учащимися цель урока, определены задачи. |
4. Первичное усвоение новых знаний Цель: организация усвоения учащимися нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем. Задачи: - создать условия для освоения учащимися нового материала; - обеспечить и организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся | Работа с параграфом. Вспоминают химические свойства основного оксида и гидроксида. Учащиеся прогнозируют свойства карбонатов, сульфатов магния, кальция и бария. | Организует работу в группах (Приложение 1) В какие реакции вступают соли? | Используя учебник, совместно формулируют ответы на поставленные вопросы. По окончании отведённого времени озвучивают ответы. | - использованы приобретенные знания в практической деятельности; - решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректировка ошибок; - самостоятельное выполнение учащимися заданий (процент учащихся справившихся с заданием). |
Наблюдение за демонстрационным опытом качественный реакции на ионы кальция, магния и бария. | Демонстрация опыта получения карбоната кальция и магния, сульфата бария. |
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задачи: - закрепитьизученный учебный материал; - сообщить объем и содержание домашнего задания; - проверить понимание выполнения домашнего задания | На отметку «3»: - § 7; На отметку «4»: - подготовить сообщение или презентацию на тему «Соединения кальция», «Соединения магния», «Соединения бария». На отметку «5»: - - стр. упр. | Консультирует учащихся по выполнению домашнего задания. Отвечает на вопросы учеников | Обсуждают выполнение домашнего задания, задают вопросы учителю | - сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; - произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся; - объявлены критерии оценки домашнего задания. |
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся. Задачи: - установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - организовать рефлексию и самооценку обучающихся | | Проводит рефлексию: - Что нового вы узнали на уроке? - Что у вас получилось лучше всего? - Возникали ли у вас сбои, неудачи при выполнении заданий? - Оцените свой вклад в решение общих задач коллектива. - Пусть оценит вашу работу одноклассник из вашей группы. Озвучивает оценки за урок, поощряет словесно активных ребят на уроке. | Проводят самооценку. Высказывают свое личное мнение по актуальности изученной темы, совместной работе с одноклассниками | - подведен итог урока; - проведена рефлексия учебной деятельности в конце или в течение всего урока; - использованы приемы рефлексии; - соответствие методов обучения и процедур оценивания; - проведен анализ достижения цели урока; - получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов; - адекватность самооценки, оценки учителя. |
1 группа: Распространение соединений щелочноземельных металлов в природе, образцы соединений, их химические формулы.
Задание выполняется в форме таблицы.
2 группа: Физические свойства соединений щелочноземельных металлов. Жесткость воды. Способы устранения жесткости воды.
3 группа: Химические свойства соединений щелочноземельных металлов: оксидов и гидроксидов.
4 группа: Получение и применение соединений щелочноземельных металлов.