Урок. Соединения щелочноземельных металлов
Урок на основе технологии критического мышления.
Цель: Рассмотреть важнейшие соединения элементов главной подгруппы II группы и их практическое значение.
На стадии «вызов», каждый учащийся получает карточку:
Выберите верное утверждение:
1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» - упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг;
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са (ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.
14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.
Учащийся, основываясь на знаниях, полученных ранее и на своем жизненном опыте, отмечает в тетради правильные утверждения знаком «+» и не правильные знаком «-».
Например, заполняет т.о.:
1. +
2. –
3. +
4. т.д.
Затем учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают свои ответы.
После этого учитель задает вопрос: «Поднимите руки те, кто не сошелся во мнении по первому вопросу», «По – второму» и т.д. Учащиеся высказывают свое мнение. Правильного ответа учитель не дает, а только выслушивает и может наталкивать учащихся на сомнение.
Следующий этап «осмысление». Учащиеся работают по учебнику(§12,стр.52-56).
Находят правильные ответы и выписывают их в тетрадь, а у своего первоначального ответа вновь ставят рядом «+» или «-», например: 1.+ +; 2.- +; 3. + - и.т.д. Если времени на уроке осталось мало (зависит от уровня класса), можно ограничиться только проставлением знаков «+» или «-», не выписывая предложения.
На этапе «рефлексия» учитель спрашивает правильный ответ по каждому утверждению, при этом тетради учащихся могут быть закрыты или собраны для проверки правильности выполнения.