kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Угольная кислота и ее соли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока:  «Угольная кислота и её соли».

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями угольной кислоты; основными её   природными соединениями;

изучить химические свойства солей угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов; совершенствовать навыки решения расчетных и экспериментальных задач, развивать интерес к предмету.

Оборудование и реактивы:

коллекция минералов – карбонатов(мел, мрамор, известняк, кальцит, доломит, сидерит, малахит), растворы гидроксида натрия, карбоната натрия, известковая вода, соляная кислота(1:3), 10%-ная серная кислота, 10 % - ная азотная кислота, фенолфталеин, карбонат аммония, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, мел, малахит, прибор для получения газов, стеклянная трубка, горелка, стаканы, пробирки, ИТК, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент. (2-4 мин).

2.Учитель.

     В  романе  Г.Г.Хаггарда  «Клеопатра»  читаем:  «… она вынула из уха одну из 3-х огромных    жемчужин и опустила жемчужину в …?.  Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

   Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой  в природе кислоты:      угольной.

   Тема нашего урока:  «Угольная кислота и её соли».

Учитель:       А как вы думаете, почему это самая распространенная кислота в природе?

Ученики.    Так как образуется в результате  взаимодействия СО2  с водой (Н2О занимает ¾ поверхности Земли, а СО2 –обязательный компонент атмосферы).

. Но прежде чем отправиться в увлекательный мир карбонатов, нам надо сосредоточиться, для этого проведем тест-экспресс. (Вопросы в виде презентации)

Тест. (Слайд № 1).

1.Разновидности простого вещества, образованные одним и тем же химическим элементом? (аллотропы).

2.Электронная формула углерода? (2е,4е)

3.Количество электронов на внешней электронной оболочке элементов IV А группы? (четыре)

4.Летучее водородное соединение углерода? (СН4 – метан)

5.Объем 2 моль углекислого газа при н.у.? (44,8л)

6.Чего больше в угарном газе по массе – углерода или кислорода? (по массе больше кислорода).

7. Степень окисления углерода в угарном газе? (+2)

8.Где содержится больше атомов – в 1л угарного газа или в 1 л углекислого газа? (в 1 л углекислого газа).

9.Самое твердое вещество, найденное в природе? (алмаз).

10. Как называется раствор углекислого газа в воде? (газированная вода).

После того, как тесты с ответами собраны, обсуждается правильность ответов, выставляются оценки.

Учитель. На предыдущем уроке мы рассмотрели свойства углекислого газа. Как обнаружить его среди других газообразных веществ?

Ученик. Углекислый газ не поддерживает горения, лучина, внесенная в сосуд с ним, гаснет.

Учитель. Хорошо, но таким же свойством обладает и азот.

Ученик. Если пропускать углекислый газ через известковую воду, то она мутнеет.

Учитель. Хорошо, запишем уравнение этой реакции. (Слайд № 2). Продемонстрируем это самым доступным способом.

В процессе обсуждения ученики решают, что проще всего подуть через стеклянную трубку в стакан с известковой водой. Попутно вспоминают из уроков биологии, что при дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Демонстрация. На образцы горных пород наносится капля соляной кислоты. «Вскипание» - свидетельство присутствия солей угольной кислоты – карбонатов.

Учитель. Об удивительном свойстве некоторых минералов растворяться в кислотах знала, очевидно, и египетская царица Клеопатра, которая, по преданию, выпила во время пира кубок вина с растворенной жемчужиной. А жемчуг – это минерал арагонитСаСО3.    (Слайд 3)

Знание химии необходимо не только великим, но  и простым смертным. В 80-е годы прошлого столетия на одной железнодорожной станции произошла авария, при которой на рельсы из поврежденных цистерн вылилась серная кислота. За двое суток руководство станции так и не решило проблемы нейтрализации кислоты, которая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесен остановкой движения.

Вопрос: каково решение проблемы, если учесть, что рядом со станцией два карьера – песчаный и меловой? (Слайд 4).

После обсуждения проблемы, учащиеся предлагают пути ее решения.

Учитель. Давайте вспомним, каким способом нельзя собрать полученный в лаборатории углекислый газ? (Ответы учащихся).

 Верно, метод вытеснения воды невозможен из-за протекающих реакций между углекислым газом, водой и дальнейшей диссоциацией угольной кислоты.(Слайд 5).

На основании уравнения диссоциации учащиеся делают вывод, что для угольной кислоты характерно образование двух типов солее: нормальных – карбонатов и кислых – гидрокарбонатов.

Ученик. Сообщение о геохимической роли углекислого газа.

Учитель. В повседневной  жизни нам часто приходится сталкиваться с солями угольной кислоты. (Слайд 6).

Учащиеся записывают формулы с доски, тривиальные названия солей.

Учитель. Здесь отсутствует одно очень известное соединение, содержащее в %: углерода 4,2, водорода – 6,99, кислорода – 72,73, и неизвестного металла – 16,08. Определите формулу этого вещества, если известно, что это кристаллогидрат.

Задачу решает у доски ученик, хорошо успевающий по химии, чтобы не затягивать урок. (Ответ: Na2CO3 *10 H2O).

Учитель. Рассмотрим еще одно важное свойство солей угольной кислоты – отношение к нагреванию. Гидрокарбонаты разлагаются с образованием карбонатов, воды и углекислого газа (Слайд 7).

Учащиеся записывают уравнение реакции.

Учитель. Это свойство дает возможность применять гидрокарбонаты в пищевой отрасли промышленности в качестве разрыхлителей теста. Современные разрыхлители состоят из гидрокарбоната натрия, пищевой кислоты или гидрокарбоната аммония.

А теперь предлагаю решить задачу: Рядом с аптечкой у нас в кабинете стоит бутыль с раствором соды. Кто может объяснить – зачем?

В процессе обсуждения выясняем, что раствор соды предназначен для нейтрализации следов кислоты на поверхности кожи. При этом раствор соды выступает в роли слабой щелочи и окрашивается фенолфталеином в розовый цвет (Демонстрация).

Учащиеся выполняют задания для закрепления полученных знаний. (Слайд 8).

1.Как приготовить 1л 5%-го раствора карбоната натрия, имея кристаллическую соду.

2. Почему в огнетушителях используется раствор гидрокарбоната натрия, а не карбоната?

Обсуждение результатов заданий, подведение итогов урока, рефлексия. (Слайд 9).

Д.З. проработать записи в конспекте, задача.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Угольная кислота и ее соли"»

Тема нашего урока:  «Угольная кислота и её соли».

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями угольной кислоты; основными её   природными соединениями;

изучить химические свойства солей угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов; совершенствовать навыки решения расчетных и экспериментальных задач, развивать интерес к предмету.

Оборудование и реактивы:

коллекция минералов – карбонатов(мел, мрамор, известняк, кальцит, доломит, сидерит, малахит), растворы гидроксида натрия, карбоната натрия, известковая вода, соляная кислота(1:3), 10%-ная серная кислота, 10 % - ная азотная кислота, фенолфталеин, карбонат аммония, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, мел, малахит, прибор для получения газов, стеклянная трубка, горелка, стаканы, пробирки, ИТК, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент. (2-4 мин).

2.Учитель.

     В  романе  Г.Г.Хаггарда  «Клеопатра»  читаем:  «… она вынула из уха одну из 3-х огромных    жемчужин и опустила жемчужину в …?.  Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

   Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой  в природе кислоты:      угольной.

   Тема нашего урока:  «Угольная кислота и её соли».

Учитель:       А как вы думаете, почему это самая распространенная кислота в природе?

Ученики.    Так как образуется в результате  взаимодействия СО2  с водой (Н2О занимает ¾ поверхности Земли, а СО2 –обязательный компонент атмосферы).

. Но прежде чем отправиться в увлекательный мир карбонатов, нам надо сосредоточиться, для этого проведем тест-экспресс. (Вопросы в виде презентации)

Тест. (Слайд № 1).

1.Разновидности простого вещества, образованные одним и тем же химическим элементом? (аллотропы).

2.Электронная формула углерода? (2е,4е)

3.Количество электронов на внешней электронной оболочке элементов IV А группы? (четыре)

4.Летучее водородное соединение углерода? (СН4 – метан)

5.Объем 2 моль углекислого газа при н.у.? (44,8л)

6.Чего больше в угарном газе по массе – углерода или кислорода? (по массе больше кислорода).

7. Степень окисления углерода в угарном газе? (+2)

8.Где содержится больше атомов – в 1л угарного газа или в 1 л углекислого газа? (в 1 л углекислого газа).

9.Самое твердое вещество, найденное в природе? (алмаз).

10. Как называется раствор углекислого газа в воде? (газированная вода).

После того, как тесты с ответами собраны, обсуждается правильность ответов, выставляются оценки.

Учитель. На предыдущем уроке мы рассмотрели свойства углекислого газа. Как обнаружить его среди других газообразных веществ?

Ученик. Углекислый газ не поддерживает горения, лучина, внесенная в сосуд с ним, гаснет.

Учитель. Хорошо, но таким же свойством обладает и азот.

Ученик. Если пропускать углекислый газ через известковую воду, то она мутнеет.

Учитель. Хорошо, запишем уравнение этой реакции. (Слайд № 2). Продемонстрируем это самым доступным способом.

В процессе обсуждения ученики решают, что проще всего подуть через стеклянную трубку в стакан с известковой водой. Попутно вспоминают из уроков биологии, что при дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Демонстрация. На образцы горных пород наносится капля соляной кислоты. «Вскипание» - свидетельство присутствия солей угольной кислоты – карбонатов.

Учитель. Об удивительном свойстве некоторых минералов растворяться в кислотах знала, очевидно, и египетская царица Клеопатра, которая, по преданию, выпила во время пира кубок вина с растворенной жемчужиной. А жемчуг – это минерал арагонитСаСО3. (Слайд 3)

Знание химии необходимо не только великим, но и простым смертным. В 80-е годы прошлого столетия на одной железнодорожной станции произошла авария, при которой на рельсы из поврежденных цистерн вылилась серная кислота. За двое суток руководство станции так и не решило проблемы нейтрализации кислоты, которая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесен остановкой движения.

Вопрос: каково решение проблемы, если учесть, что рядом со станцией два карьера – песчаный и меловой? (Слайд 4).

После обсуждения проблемы, учащиеся предлагают пути ее решения.

Учитель. Давайте вспомним, каким способом нельзя собрать полученный в лаборатории углекислый газ? (Ответы учащихся).

Верно, метод вытеснения воды невозможен из-за протекающих реакций между углекислым газом, водой и дальнейшей диссоциацией угольной кислоты.(Слайд 5).

На основании уравнения диссоциации учащиеся делают вывод, что для угольной кислоты характерно образование двух типов солее: нормальных – карбонатов и кислых – гидрокарбонатов.

Ученик. Сообщение о геохимической роли углекислого газа.

Учитель. В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с солями угольной кислоты. (Слайд 6).

Учащиеся записывают формулы с доски, тривиальные названия солей.

Учитель. Здесь отсутствует одно очень известное соединение, содержащее в %: углерода 4,2, водорода – 6,99, кислорода – 72,73, и неизвестного металла – 16,08. Определите формулу этого вещества, если известно, что это кристаллогидрат.

Задачу решает у доски ученик, хорошо успевающий по химии, чтобы не затягивать урок. (Ответ: Na2CO3 *10 H2O).

Учитель. Рассмотрим еще одно важное свойство солей угольной кислоты – отношение к нагреванию. Гидрокарбонаты разлагаются с образованием карбонатов, воды и углекислого газа (Слайд 7).

Учащиеся записывают уравнение реакции.

Учитель. Это свойство дает возможность применять гидрокарбонаты в пищевой отрасли промышленности в качестве разрыхлителей теста. Современные разрыхлители состоят из гидрокарбоната натрия, пищевой кислоты или гидрокарбоната аммония.

А теперь предлагаю решить задачу: Рядом с аптечкой у нас в кабинете стоит бутыль с раствором соды. Кто может объяснить – зачем?

В процессе обсуждения выясняем, что раствор соды предназначен для нейтрализации следов кислоты на поверхности кожи. При этом раствор соды выступает в роли слабой щелочи и окрашивается фенолфталеином в розовый цвет (Демонстрация).

Учащиеся выполняют задания для закрепления полученных знаний. (Слайд 8).

1.Как приготовить 1л 5%-го раствора карбоната натрия, имея кристаллическую соду.

2. Почему в огнетушителях используется раствор гидрокарбоната натрия, а не карбоната?

Обсуждение результатов заданий, подведение итогов урока, рефлексия. (Слайд 9).

Д.З. проработать записи в конспекте, задача.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Угольная кислота и ее соли"

Автор: Шмыгленко Ирина Станиславовна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Углекислый газ, угольная кислота и ее соли" "
    ["seo_title"] => string(48) "ughliekislyi-ghaz-ughol-naia-kislota-i-ieie-soli"
    ["file_id"] => string(6) "189169"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426833580"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока в 8 классе  Состав кислот. Соли. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-sostav-kislot-soli"
    ["file_id"] => string(6) "194922"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427822516"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по химии в 9 классе по теме "Угольная кислота и ее соли" УМК О.Габриеляна "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-ughol-naia-kislota-i-ieie-soli-umk-o-gabriieliana"
    ["file_id"] => string(6) "140225"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417894361"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытое учебное занятие по теме "Угольная кислота и ее соли""
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytoie_uchiebnoie_zaniatiie_po_tiemie_ughol_naia_kislota_i_ieie_soli"
    ["file_id"] => string(6) "359697"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479368546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434123822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства