Просмотр содержимого документа
«Открытое учебное занятие по теме "Угольная кислота и ее соли"»
Тема: Угольная кислота и ее соли
Цель: познакомить учащихся с особенностями угольной кислоты; основными её природными соединениями.
Задачи:
1. изучить химические свойства и применение солей угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов;
2.содействовать развитию мышления, способствовать формированию приемов учебной работы, умение работать с информацией;
3.содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: учебник, презентация, коллекция солей карбоната кальция.
Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент (1мин)
Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, проверка отсутствующих
Приветствие, подготовка к учебному занятию
Актуализация знаний (4 мин)
2.1.Проверка домашнего задания
(3 мин)
2.2.Мотивация
(1 мин)
Предлагает найти соответствие
Мотивирует на изучение новой темы, обеспечивает включение учащихся в изучение новой темы
Работу выполняет весь класс
Осмысливают, анализируют тему
Формирование новых знаний
(27 мин)
3.1.Состав и свойства угольной кислоты
(7 мин)
3.2.Химические свойства солей угольной кислоты
(9 мин)
3.3.Физминутка
(2 мин)
3.4.Превращения карбонатов и гидрокарбонатов
(5 мин)
3.5.Применение солей угольной кислоты
(4 мин)
Рассказывает про строение и свойства угольной кислоты
Записывает химические свойства
Предлагает сделать зарядку для рук и глаз
Записывает уравнения химических реакций
Предлагает работу в группах
Слушают учителя, записывают в тетради
Слушают, записывают
Выполняет зарядку для глаз и рук
Слушают, записывают
Работают в группах, слушают выступление других учащихся
4.Закрепление новых знаний (10 мин)
Предлагает ответить на тест, составить уравнения химических реакций
Работают в тетрадях,
отвечают на вопросы, составляют уравнения
5.Домашнее задание
(1 мин)
Объясняет выполнение домашнего задания
Записывают домашнее задание в дневники
6.Рефлексия (2 мин)
Организует рефлексию деятельности
Оценивают свою работу на уроке
План-конспект
1.Организационный момент (1 мин)
Приветствие, перед началом учебного занятия я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наше занятие пройдёт плодотворно.
2. Актуализация знаний (4 мин)
2.1. Проверка домашнего задания (3 мин)
«Фронтальный опрос класса»:
1) Перечислите элементы IVА – группы?
2) Чему равна max и min степени окисления неметаллов IVА – группы?
3) Углерод в виде каких простых веществ может существовать?
4) Какие оксиды образует углерод?
2.2.Мотивация (1 мин)
Мы сегодня с вами познакомимся с кислотой, которую образует углекислый газ. Как вы думаете, что это за кислота?
Угольная кислота – это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, т. е. такой молекулы не существует, однако возможно рассматривать не только свойства её соединений, но и собственные свойства этой кислоты.
3.Формирование новых знаний (27 мин)
3.1.Состав и свойства угольной кислоты (7 мин)
Химическая формула – H2CO3.
Структурная формула – все связи ковалентные полярные:
Кислота слабая, существует только в водном растворе, очень не прочная, разлагается на углекислый газ и воду:
H2CO3↔ CO2↑ + H2O
Получение угольной кислоты:
– действием соляной кислоты на мрамор - карбонат кальция.
Просмотр видеоролика «Получение угольной кислоты»
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑+ H2O.
Угольная кислота – двухосновная кислота, диссоциирует слабо в две ступени:
H2CO3 ↔ H+ + HCO3-(гидрокарбонат-ион)
HCO3- ↔ H+ + CO32-(карбонат-ион)
Соли угольной кислоты
средние кислые
карбонат – ион CO32- гидрокарбонат – ион HCO3-
3.2.Химические свойства солей угольной кислоты (9 мин)
Соли угольной кислоты, кроме карбонатов большинства щелочных металлов, при нагревании разлагаются с выделением углекислого газа: