Конспект урока по химии в 9 классе по теме "Угольная кислота и ее соли" УМК О.Габриеляна
Конспект урока по химии в 9 классе по теме "Угольная кислота и ее соли" УМК О.Габриеляна
План урока химии в 9 классе по теме "Угольная кислота и ее соли" с применением ИКТ по УМК О.Габриеляна. Тип урока:изучение и первичное закрепление новых знаний.Форма обучения: в парах. Метод обучения: частично-поисковый с применением ИКТ с использованием презентации, измененной учителем из Методического пособия с электронным приложением/Т.М.Солдатова."Уроки химии с применением информационных технологий .Неметаллы.9 класс:разработки уроков, задания для подготовки к ГИА и ЭГЭ, задачи и решения" М.: Планета, 2011.-240 с. (Современная школа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 9 классе по теме "Угольная кислота и ее соли" УМК О.Габриеляна »
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа-интернат основного общего образования
п. Шолоховского Белокалитвинского района
Урок химии в 9 классе
по теме «Угольная кислота и ее соли»
Подготовила и провёла
учитель химии
Подоляко Е.Г.
п.Шолоховский
Урок химии в 9 класса по теме «Угольная кислота и ее соли»
Цели урока:
Предметные: обучающиеся будут называть состав, свойства угольной кислоты и ее солей, научатся распознавать опытным путем карбонаты и гидрокарбонаты, получат представление о роли карбонатов и гидрокарбонатов в природе, о временной и постоянной жесткости воды и способах ее устранения.
Метапредметные: развитие умения работать с текстом, с дополнительными источниками информации, анализировать и оформлять текст в виде таблицы, развитие умения передавать информацию устным способом, задавать вопросы, исправлять допущенные ошибки.
Личностные: развитие умений самостоятельно формулировать цель и остальные этапы своей работы, развитие умений самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, развитие коммуникативных навыков, умение использовать новые знания в нестандартных ситуациях, воспитывать уважительное отношение к иному мнению, находить выход из спорных ситуаций.
Цель учителя: создать условия дляформирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в парах, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод обучения: частично-поисковый с применением ИКТ.
Форма обучения: в парах.
Реактивы и оборудование на демонстрационном столе: ППГ, р-р HCl, мрамор,
р-р Ca(OH)2 (известковая вода), штатив с пробирками.
Технические средства обучения: интерактивная доска, презентации «Угольная кислота и ее соли» (вариант учителя, измененный из первоисточника), презентация «Сталактиты и сталагмиты», выполненная учащимися.
На ученических столах склянки с растворами кислот HCl, H2SO4, HNO3, штативы с пробирками №1 (мел), №2 (известняк), №3 (мрамор).
Карточки-инструкции для выполнения экспериментальных задач и заданий, тестовые задания.
Ход урока.
1.Организация класса, приветствие. Постановка целей урока совместно с учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала (2 мин)
3.Что образуется при растворении углекислого газа в воде?
4.Назовите формулу угольной кислоты.
3. Изучение нового материала. (27 мин)
Слайд №1 План урока
1. Состав, строение угольной кислоты
2. Классификация
3.Соли угольной кислоты
4.Качественная реакция на карбонаты
5.Временная и постоянная жесткость воды
Работа в парах
Цель: назвать состав, строение, классификацию угольной кислоты.
Задание 1. Работа с учебником §30 с.175.прочитайте о свойствах угольной кислоты. Найдите ответы на вопросы:
Это сильная или слабая кислота? Как образуется угольная кислота?
Устойчивая или нет? На какие исходные компоненты она разлагается?
Это одно или двухосновная кислота?
Ответы сопровождаются показом слайдов 2-3 и видеоопытом «Растворение углекислого газа в воде».
Цель: повторят нахождение солей угольной кислоты в природе.
Какие соли образует угольная кислота? Какие минералы и горные породы они образуют? Где они встречаются в природе? Слайд 4.
Задание 2.Найдите минералы карбонаты в пробирках штатива и в тетради оформите таблицу, заполните две колонки.
Название минерала-карбоната
Химическая формула
Действие на минерал р-ра сильной кислоты. Что наблюдаете?
Вывод. Как обнаруживают карбонаты?
Мел (№1)
Известняк (№2)
Мрамор (№3)
Цель: научатся распознавать карбонаты
Задание 2. Возьмите пробирку №1 (мел) и прилейте несколько капель раствора сильной кислоты. Что наблюдаете?
Возьмите пробирку №2 (известняк) и прилейте несколько капель раствора сильной кислоты. Что наблюдаете?
Возьмите пробирку №3 (мрамор) и прилейте несколько капель раствора сильной кислоты. Что наблюдаете? Формулируем общий вывод. Обучающиеся заполняют таблицу.
Объяснения учителя.
Цель: получат возможность узнать химические свойства солей угольной кислоты.
Карбонаты и гидрокарбонаты взаимодействуют с кислотами с образованием углекислого газа. То, что это углекислый газ мы предположили. А как это доказать?
Демонстрационный опыт. Взаимодействие на мрамор раствора HCl, пропускание углекислого газа через известковую воду. Запишем уравнения данных реакций.
CaCO3+ HCl →
CO2+ Ca(OH)2 →
Об удивительных свойствах некоторых минералов, растворяться в кислотах, знала египетская царица Клеопатра, которая по преданию выпила во время пира кубок крепкого уксуса с растворенной в ней жемчужиной. Что представляет собой жемчуг? Это минерал – арагонит CaCO3.
Впрочем, знания азов химии необходимо не только великим, но и простым людям. На одной из железнодорожных станций в 80-х годах произошла авария, при которой на рельсы из поврежденных цистерн вылилась серная кислота. За двое суток руководство станции не решило проблемы нейтрализации кислоты, которая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесен экологический вред окружающей среде. Каково же было решение проблемы, если учесть, что рядом со станцией работали два карьера- песчаный и меловой? Обсуждение проблемы.
Вернемся к карбонатам и гидрокарбонатам. Что произойдет, если дольше пропускать углекислый газ через мутный осадок? Что наблюдаете?
При избытке углекислого газа в присутствии воды карбонаты могут превращаться в гидрокарбонаты. Именно наличием этой соли и объясняется временная жесткость воды. Почему временная? Потому что, при нагревании растворимый гидрокарбонат кальция снова превращается в нерастворимый карбонат:
Эта реакция приводит к образованию накипи на стенках котлов, домашних чайников, а в природе в результате этой реакции формируются в пещерах свисающие вниз причудливые сталактиты, навстречу которым снизу растут сталагмиты. Такие пещеры есть в Крыму, в Абхазии.
Презентация «Сталактиты и сталагмиты» подготовленная учащимися (опережающее задание)
Задание 3. Цель: перечислят, какие соли придают воде постоянную жесткость и методы ее устранения.
Работа с учебником §30 с.176 найдите в тексте учебника, какие соли придают воде постоянную жесткость, как ее устранить? Ответы обучающихся. Слайд 5.Заполните таблицу.
Жесткость воды
Временная
Ca(HCO3)2, Mg(HCO3)2
Постоянная
CaCl2, CaSO4, MgCl2 и др
Способы устранения
1.
2.
1.
2.
4. Закрепление и контроль знаний. (7 мин)
Контроль знаний
1. Какая характеристика относится к угольной кислоте:
а) нестабильная
б) одноосновная
в) сильная
2. Формула мела, известняка, мрамора:
а) СаСО3
б) NаНСО3
в) Nа2СО3
3. Вещество, с помощью которого распознают карбонаты и гидрокарбонаты:
а) НСl
б) Са(ОН)2
в) ВаСl2
4.Как удалить накипь с котлов, домашних чайников?
а) применить средство, содержащее щелочь
б) применить средство, содержащее кислоту
в) применить средство, содержащее соль.
5. Как устранить временную жесткость воды?
а) кипячением
б) добавлением соды
в) выше перечисленными способами.
Ответы: 1-а; 2- а; 3-а; 4-б; 5-в. (самоконтроль и взаимоконтроль на обратной стороне доски с критериями оценки по 5 бальной системе)
1. Оцените свою работу на уроке «неудовлетворительно, «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
2. Сегодня я узнал..
3. Я понял что...
4. Было трудно…
5. Я научился…
6.Эти знания мне пригодятся в жизни…
6.Домашнее задание §30 (1 мин)
Список литературы
1. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / О.С.Габриелян. М.: Дрофа 2011.
2.Уроки химии с применением информационных технологий. Неметаллы.9 класс: разработки уроков, задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ, задачи и решения. Методическое пособие с электронным приложением/Т.М.Солдатова.- М.:Планета, 2011.-240 с.- (Современная школа).
3.Видеоопыты скачаны с единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Лауреата Премии Правительства РФ в области образования