Просмотр содержимого документа
«Урок- обобщение по теме "Металлы"»
9 класс
Обобщающий урок по теме "Металлы"
На уроке применяются формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная работа, лабораторные опыты, демонстрационные опыты, загадки, презентации учащихся, слайды.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны:
- повторить и обобщить материал о металлах;
- расширить свои знания о металлах;
- совершенствовать навыки по проведению лабораторных опытов и составление уравнений реакций.
Цель урока: учащиеся повторят, систематизируют материал по теме "Металлы”; подготовятся к контрольной работе. (слайд)
Задачи урока:- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”
1.систематизировать и обобщить материал о металлах;
2. совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и ОВ видах, проводить эксперимент, решать задачи;
3. развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания;
4.формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:карточки с формулами химических веществ для цепочек генетических превращений, реактивы: химическая посуда, CaCl2, Na2CO3, AgNO3, FeCl3 (III), KSCN, AlCl3, BaCI2, FeSO4, NaOH, фенолфталеин, номерные пробирки с растворами (№1 и№2), презентация, магнитики.
План урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
3. Организация учебной деятельности учащихся
4. Итог урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
1. Ориентировано-мотивационный этап
(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, формирование групп)
Учитель:
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Актуализация субъективного опыта учащихся. О чем пойдет речь? Одновременно с рассказом слайды.
3. Мотивация и целеполагание. Учитель: «На улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер" - Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман? (железо)
Учитель: К какой группе веществ относится железо? Постановка целей
Ученики: Металлы
Учитель: Что такое металлы? ( Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью).
Оглянитесь вокруг, где бы вы ни были: дома, в школе, на улице, транспорте - вы видите множество металлов вокруг нас. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его.
Ребята, поразмыслите - все металлы исчезли. Опишите её последствия для человечества.
Учитель: Что Вы будете делать?
Ученики: Получать, добывать металлы.
Учитель: Из чего?
Ученики: Из минералов.
Учитель: Что нужно для этого знать?
Ученики: Способы получения металлов и свойства металлов.
Сформулируйте цель урока
Ученики: (формулируют цель)
Учитель: Да сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме «Металлы».
Учитель: Какие способы получения металлов существуют? Интерактив
4. Повторительно-обобщающий этап.
Металлы имеют огромное значение для живых организмов.
В течение 10 уроков мы с вами рассмотрели тему металлов? Какие группы металлов мы с вами изучили.
Перед вами карточки (эл. формулы, распределитесь так, чтобы у вас образовались группы.
Деление класса на три группы. (Приложение 1)
Команда 1 группы металлов
Команда 2 группы металлов
Команда алюминия
Команда железа
Наш класс превращается в научную лабораторию, где будут работать четыре группы. Итогом работы каждой группы будут знания, которые вы отразите в практической и контрольной работе.
Мы говорим, что металлы важны для нас, а все ли мы о них знаем?
Вопросы:
Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
Какие металлы называют черными, какие цветными?
(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
Самый легкий металл? (Литий)
Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
Металл входящий в состав мела. (Кальций)?
Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
Металл- жидкость. ( Ртуть)
Самый используемый металл в мире. (Железо)
Рубин, сапфир, корунд, глинозем. (Алюминий)?
Какой металл называют металлом солдатиков? (Олово)
Из 1г какого металла можно вытянуть нить длинною 3,5 км (золото)?
Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
Чего больше всего боится - железо? (Коррозии)
Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
А теперь познакомимся с группами ближе. Перед вами таблица (учащимся раздаются бланки для записи)
Общие свойства металлов и их строение
Щ.М
ШЗ.М
Аl
Fe
Положение в П.С.
Число е на внешнем электроном слое
Физические свойства
Формула высшего оксида и летучего водородного соединения
Характер оксидов и гидроксидов
Цепочка превращений. Слайд
На ваших столах лежат конверты: Задание, вы должны из различных карточек с формулами химических веществ, лежащих на столе в беспорядке, выбрать те, с помощью которых может быть составлена генетическая цепочка превращений указанного элемента. Объяснения ребят и проверка на доске.
Слайд. Эпиграф — высказывание М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками! В нашей лаборатории перепутались склянки с реактивами, и ваша задача распознать вещества и объяснить, как вы это сделали. (На столах у учащихся 2 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами и карточка с заданием).
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Первичное закрепление знаний
Тест: 6 вариантов (взаимопроверка и сверка на доске) (приложение)
Слайд: Ответы
Игровой момент «Тёмный ящик»
На столе стоят коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:
• 1.Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.
• 2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.
• 3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.
• 4.Сырьём для получения этого металла служит боксит.
• 5. Его называют « крылатым металлом»
В коробочке – алюминиевая ложка. (слайд)
Вопрос: В каком городе поставлен памятник алюминиевой ложке?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Повторить главу «Металлы».
Приложение 1
Деление на группы металлов (I, II, Al, Fe)
По 4 человека
1s2 2s1
1s22s22p63s1
2е, 8е,8е,8е
1s22s22p63s23p1
1s22s22p63s2
2е, 8е,8е,1е
2е,8е,8е,18е,18е,2е
1s22s22p63s23p64s23d104p65s1
1s22s22p63s23p1
1s22s22p63s23p64s23d6
2е, 8е, 2е
1s2 2s2
2е, 8е, 3е
1s22s22p63s23p64s23d6
Приложение 2
1 группа Fe NO2 FeO MgO FeSO4 Fe(OH)2 FeCl3
2 группа Ba BaO Ba(OH)2 BaCl2 NaOH CO2Mg
3 группа Na Na2O NaOH NaCl Ca NaNO3
4 группа Al AlCl3 Al(OH)3 CaCl2 Ca CaO NaAlO2
Приложение 3
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы металлов»
Учащиеся работают в группах по 2–4 человека, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы. Затем учащиеся отчитываются о своих результатах.
Задание: На столах у учащихся 2 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида алюминия, сульфата железа (II).
1) Из пробирки № 1 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Отметьте окраску полученных веществ. Если вы думаете, что это не тот металл, проведите реакцию с другим веществом для обнаружения.
2) Из пробирки № 2 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Отметьте окраску полученных веществ. Результаты опытов оформите в виде таблицы.
№ пробирки
Содержимое пробирки
Цвет содержимого пробирки до реакции
Цвет содержимого пробирки после реакции
1
AlCl3
2
FeSO4
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы металлов»
Учащиеся работают в группах по 2–4 человека, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы. Затем учащиеся отчитываются о своих результатах.
Задание: На столах у учащихся 2 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария, гидроксида натрия.
1) Из пробирки № 1 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Отметьте окраску полученных веществ. Если вы думаете, что это не тот металл, проведите реакцию с другим веществом для обнаружения.
2) Из пробирки № 2 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Отметьте окраску полученных веществ.
Результаты опытов оформите в виде таблицы.
№ пробирки
Содержимое пробирки
Цвет содержимого пробирки до реакции
Цвет содержимого пробирки после реакции
1
BaCl2
2
NaOH
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы металлов»
Учащиеся работают в группах по 2–4 человека, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы. Затем учащиеся отчитываются о своих результатах.
Задание: На столах у учащихся 2 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав карбоната натрия, хлорида железа (III)
1) Из пробирки № 1 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Если вы думаете, что это не тот металл, проведите реакцию с другим веществом для обнаружения. Отметьте окраску полученных веществ.
2) Из пробирки № 2 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Отметьте окраску полученных веществ.
Результаты опытов оформите в виде таблицы.
№ пробирки
Содержимое пробирки
Цвет содержимого пробирки до реакции
Цвет содержимого пробирки после реакции
1
Na2CO3
2
FeCl3
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы металлов»
Учащиеся работают в группах по 2–4 человека, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы. Затем учащиеся отчитываются о своих результатах.
Задание: На столах у учащихся 2 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция, хлорида железа(III).
1) Из пробирки № 1 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Если вы думаете, что это не тот металл, проведите реакцию с другим веществом для обнаружения. Отметьте окраску полученных веществ.
2) Из пробирки № 2 отлейте немного раствора в пустую пробирку, и проведите качественную реакцию на катион металла. Отметьте окраску полученных веществ.
Результаты опытов оформите в виде таблицы.
№ пробирки
Содержимое пробирки
Цвет содержимого пробирки до реакции
Цвет содержимого пробирки после реакции
1
CaCl2
2
FeCl3
Железо
Вопросы:
1. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
2. Какие металлы называют черными, какие цветными?
3. (Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
4. Самый легкий металл? (Литий)
5. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
6. Металл входящий в состав мела. (Кальций)?
7. Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
8. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
9. Металл- жидкость. ( Ртуть)
10. Самый используемый металл в мире. (Железо)
11. Рубин, сапфир, корунд, глинозем. (Алюминий)?
12. Какой металл называют металлом солдатиков? (Олово)
13. Из 1г какого металла можно вытянуть нить длинною 3,5 км (золото)?
14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
15. Чего больше всего боится - железо? (Коррозии)
16. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
Игровой момент «Тёмный ящик»
На столе стоят коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:
1.Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.
2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.
3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.
4.Сырьём для получения этого металла служит боксид.