kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок химии по теме «Металлы» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для обобщения темы металлов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок химии по теме «Металлы» 9 класс»

Обобщающий урок химии по теме «Металлы»   9 класс Разработала: учитель высшей  категории МОУ  «С(к)ОШ № 24»  г. Магнитогорска  Павлова  Галина Григорьевна

Обобщающий урок химии по теме «Металлы» 9 класс

Разработала: учитель высшей категории МОУ «С(к)ОШ № 24»

г. Магнитогорска

Павлова

Галина Григорьевна

 Цели Образовательная. Обобщение и углубление знаний о физических и химических свойствах металлов и сплавов. Коррекционно-развивающая. Развитие мышления путем формирования умения осуществлять следующие операции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного. Развитие речи, концентрации и переключения внимания. Расширение объема внимания и памяти. Воспитательная. Развитие познавательных интересов, умения применять знания по химии, развитие коммуникативных качеств личности, повышение мотивации к учебной деятельности Задача Создание условий для формирования положительной мотивации обучения

Цели

  • Образовательная. Обобщение и углубление знаний о физических и химических свойствах металлов и сплавов.
  • Коррекционно-развивающая. Развитие мышления путем формирования умения осуществлять следующие операции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного. Развитие речи, концентрации и переключения внимания. Расширение объема внимания и памяти.
  • Воспитательная. Развитие познавательных интересов, умения применять знания по химии, развитие коммуникативных качеств личности, повышение мотивации к учебной деятельности

Задача

Создание условий для формирования положительной мотивации обучения

Оборудование Образцы металлов, коллекция «Металлы и сплавы» Железные гвозди Медная и алюминиевые проволоки Раствор сульфата меди ( II ) Химические стаканы Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов» Дидактический и раздаточный материал

Оборудование

  • Образцы металлов, коллекция «Металлы и сплавы»
  • Железные гвозди
  • Медная и алюминиевые проволоки
  • Раствор сульфата меди ( II )
  • Химические стаканы
  • Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»
  • Дидактический и раздаточный материал

Содержание Организационный момент Домашнее задание «Черный ящик» Работа с форзацем учебника Физические свойства металлов ( твердость , плотность , плавкость , электропроводность , ковкость и пластичность , металлический блеск ) Словарная работа Сплавы Металлы Химические свойства металлов

Содержание

  • Организационный момент
  • Домашнее задание
  • «Черный ящик»
  • Работа с форзацем учебника
  • Физические свойства металлов ( твердость , плотность , плавкость , электропроводность , ковкость и пластичность , металлический блеск )
  • Словарная работа
  • Сплавы
  • Металлы
  • Химические свойства металлов

Ход урока

Ход урока

I. Организационный момент Объявление темы урока, задач урока, правила работы на уроке, на столах у учащихся жетоны Содержание

I. Организационный момент

Объявление темы урока, задач урока, правила работы на уроке, на столах у учащихся жетоны

Содержание

II. Домашнее задание § 13 « Al », стр. 57-60 Личностно-ориентированный подход Личностно-ориентированный подход Дать ответ на вопрос на стр. 62 № 2: «На каких физических и химических свойствах основано применение алюминия и его сплавов?» (письменно). Для Стаханова И., Максимчука И., Милостного С.: упр. № 1, стр. 62 . «Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?» (письменно) Дать ответ на вопрос на стр. 62 № 2: «На каких физических и химических свойствах основано применение алюминия и его сплавов?» (письменно). Для Стаханова И., Максимчука И., Милостного С.: упр. № 1, стр. 62 . «Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?» (письменно) Дать ответ на вопрос на стр. 62 № 2: «На каких физических и химических свойствах основано применение алюминия и его сплавов?» (письменно). Для Стаханова И., Максимчука И., Милостного С.: упр. № 1, стр. 62 . «Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?» (письменно) Содержание

II. Домашнее задание

  • § 13 « Al », стр. 57-60
  • Личностно-ориентированный подход
  • Личностно-ориентированный подход
  • Дать ответ на вопрос на стр. 62 № 2: «На каких физических и химических свойствах основано применение алюминия и его сплавов?» (письменно). Для Стаханова И., Максимчука И., Милостного С.: упр. № 1, стр. 62 . «Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?» (письменно)
  • Дать ответ на вопрос на стр. 62 № 2: «На каких физических и химических свойствах основано применение алюминия и его сплавов?» (письменно). Для Стаханова И., Максимчука И., Милостного С.: упр. № 1, стр. 62 . «Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?» (письменно)
  • Дать ответ на вопрос на стр. 62 № 2: «На каких физических и химических свойствах основано применение алюминия и его сплавов?» (письменно).
  • Для Стаханова И., Максимчука И., Милостного С.: упр. № 1, стр. 62 . «Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?» (письменно)

Содержание

III. «Черный ящик»  Спрятан в ящике предмет – Без него не съесть обед. Вещь незаменимая, Вещь необходимая. Если мы садимся кушать, Тот предмет нам очень нужен. Из чего же сей предмет? Серебристо-белый цвет Вам позволит дать ответ. (Алюминиевая ложка, вилка)  Содержание

III. «Черный ящик»

Спрятан в ящике предмет –

Без него не съесть обед.

Вещь незаменимая,

Вещь необходимая.

Если мы садимся кушать,

Тот предмет нам очень нужен.

Из чего же сей предмет?

Серебристо-белый цвет

Вам позволит дать ответ.

(Алюминиевая ложка, вилка)

Содержание

IV. Работа с форзацем учебника Что видим на форзаце? Каким цветом и почему обозначены химические знаки? Назовите и найдите элементы под № 12, 30, 26, 11, 19, 76, 74 (написано на доске). Работа по карточкам «Назвать химические элементы» K, Na,Ca, Fe, Zn, Cu, Al, Cr, Os, Ag, Au, Sn, Pb, Li, Pt, W K, Na,Ca, Fe, Zn, Cu, Al, Cr, Os, Ag, Au, Sn, Pb, Li, Pt, W Среди образцов химических веществ выбрать образцы металлов: CuO , Fe 2 O 3 , Cu , Al , Zn , Mg , ZnO , MgO , Al 2 O 3 . CuO , Fe 2 O 3 , Cu , Al , Zn , Mg , ZnO , MgO , Al 2 O 3 . Содержание

IV. Работа с форзацем учебника

  • Что видим на форзаце?
  • Каким цветом и почему обозначены химические знаки?
  • Назовите и найдите элементы под № 12, 30, 26, 11, 19, 76, 74 (написано на доске).
  • Работа по карточкам «Назвать химические элементы»
  • K, Na,Ca, Fe, Zn, Cu, Al, Cr, Os, Ag, Au, Sn, Pb, Li, Pt, W
  • K, Na,Ca, Fe, Zn, Cu, Al, Cr, Os, Ag, Au, Sn, Pb, Li, Pt, W
  • Среди образцов химических веществ выбрать образцы металлов:
  • CuO , Fe 2 O 3 , Cu , Al , Zn , Mg , ZnO , MgO , Al 2 O 3 .
  • CuO , Fe 2 O 3 , Cu , Al , Zn , Mg , ZnO , MgO , Al 2 O 3 .

Содержание

Выводы Все элементы делятся на 2 группы: металлы и неметаллы  Металлы бывают черные и цветные

Выводы

  • Все элементы делятся на 2 группы:

металлы и неметаллы

  • Металлы бывают

черные и цветные

Офтальмопауза Звучит спокойная музыка Закрыли глаза, настроили мысль на хорошее, открыли глаза, посмотрели вверх (2-3 сек), посмотрели вниз (2-3 сек), посмотрели вдаль (2-3 сек). Повторить 2 раза

Офтальмопауза

  • Звучит спокойная музыка
  • Закрыли глаза, настроили мысль на хорошее, открыли глаза, посмотрели вверх (2-3 сек), посмотрели вниз (2-3 сек), посмотрели вдаль (2-3 сек).
  • Повторить 2 раза

V. Физические свойства металлов Работа учащихся с карточками Умение классифицировать по определенному признаку

V. Физические свойства металлов

Работа учащихся с карточками

Умение классифицировать по определенному признаку

Твердость  (все твердые, за исключением ртути – жидкая) Мягкие Твердые Na K Cr можно резать ножом самый твердый, царапает стекло Содержание 13

Твердость (все твердые, за исключением ртути – жидкая)

Мягкие

Твердые

Na

K

Cr

можно

резать

ножом

самый

твердый,

царапает

стекло

Содержание

13

Плотность Легкие плотность до 5 г/см 3 Mg Ba Al Ca  K Na Li Тяжелые плотность больше 5 г/см3 Sn Pb Ag Au Cr Fe Os Zn Cu Содержание 14

Плотность

Легкие

плотность

до

5 г/см 3

Mg

Ba

Al

Ca

K

Na

Li

Тяжелые

плотность

больше

5 г/см3

Sn

Pb

Ag

Au

Cr

Fe

Os

Zn

Cu

Содержание

14

Плавкость  Cs 28,5 о С Fe 1539 о С Pt 1769 о С Os 1875 о С Туго- плавкие Легко- плавкие Na 97,8 о С K 63,6 о С W 3380 о С Содержание 15

Плавкость

Cs

28,5 о С

Fe

1539 о С

Pt

1769 о С

Os

1875 о С

Туго-

плавкие

Легко-

плавкие

Na

97,8 о С

K

63,6 о С

W

3380 о С

Содержание

15

Электропроводность Al   Au   Cu   Ag Содержание 15

Электропроводность

Al Au Cu Ag

Содержание

15

Ковкость и пластичность Наиболее пластичны золото, серебро и медь «Золотая фольга» толщиной 0,003 мм используется для золочения изделий Содержание 15

Ковкость и пластичность

  • Наиболее пластичны золото, серебро и медь
  • «Золотая фольга» толщиной 0,003 мм используется для золочения изделий

Содержание

15

Металлический блеск Самые блестящие – ртуть, серебро В порошке все металлы теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет, кроме Al и Mg Содержание 15

Металлический блеск

  • Самые блестящие – ртуть, серебро
  • В порошке все металлы теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет, кроме Al и Mg

Содержание

15

Выводы Физические свойства металлов – это ковкость (пластичность), твердость, мягкость, металлический блеск, электропроводность, теплопроводность, легкие, тяжелые, легкоплавкие, тугоплавкие. 15

Выводы

Физические свойства металлов – это ковкость (пластичность), твердость, мягкость, металлический блеск, электропроводность, теплопроводность, легкие, тяжелые, легкоплавкие, тугоплавкие.

15

Словарная работа  электропроводность теплопроводность дюралюминий произносим хором и по отдельности (3-4 ученика) Содержание 15

Словарная работа

  • электропроводность
  • теплопроводность
  • дюралюминий
  • произносим хором и по отдельности (3-4 ученика)

Содержание

15

Физкультминутка   (на 16 минуте урока)  Упражнения на развитие ловкости, силы, координации движений. Они хорошо снимают усталость, возвращают бодрость, работоспособность. Упражнения интересны детям  15

Физкультминутка (на 16 минуте урока)

Упражнения на развитие ловкости, силы, координации движений. Они хорошо снимают усталость, возвращают бодрость, работоспособность. Упражнения интересны детям

15

Проделать несколько одновременных круговых движений руками. Причем движение правой руки направлено вперед, а левой – назад, затем поменять наоборот. 15
  • Проделать несколько одновременных круговых движений руками. Причем движение правой руки направлено вперед, а левой – назад, затем поменять наоборот.

15

Сгибая руки в локтевых суставах постараться за спиной соединить пальцы левой и правой рук. Затем, поменяв положение рук, вновь проделать это упражнение. 15
  • Сгибая руки в локтевых суставах постараться за спиной соединить пальцы левой и правой рук. Затем, поменяв положение рук, вновь проделать это упражнение.

15

Встать и соединить ноги вместе, руки в стороны. На счет 1 прыжком поставить ноги в положение врозь, а руки вверх или вниз. На счет 2 вернуть в исходное положение. 15
  • Встать и соединить ноги вместе, руки в стороны. На счет 1 прыжком поставить ноги в положение врозь, а руки вверх или вниз. На счет 2 вернуть в исходное положение.

15

VI. Сплавы Система, полученная сплавлением каких-либо веществ. Сплавы обладают более полезными свойствами, чем составляющие их металлы (чистые). У бронзы прочность выше, чем у составляющих ее меди и олова. Сталь и чугун прочнее технически чистого железа. Многие сплавы обладают большей коррозионной стойкостью и твердостью, лучшими литейными свойствами, чем чистые металлы.  Содержание 15

VI. Сплавы

  • Система, полученная сплавлением каких-либо веществ.
  • Сплавы обладают более полезными свойствами, чем составляющие их металлы (чистые).
  • У бронзы прочность выше, чем у составляющих ее меди и олова.
  • Сталь и чугун прочнее технически чистого железа.
  • Многие сплавы обладают большей коррозионной стойкостью и твердостью, лучшими литейными свойствами, чем чистые металлы.

Содержание

15

ПРИМЕНЕНИЕ СПЛАВОВ ДЮР- АЛЮМИНИЙ ЛАТУНЬ ЧУГУН СТАЛЬ 15

ПРИМЕНЕНИЕ СПЛАВОВ

ДЮР-

АЛЮМИНИЙ

ЛАТУНЬ

ЧУГУН

СТАЛЬ

15

Чугун  Из чугуна изготовляют литые детали (шестерни, колеса, трубы); переработка в сталь СПЛАВЫ Состав 15

Чугун

Из чугуна изготовляют литые детали (шестерни, колеса, трубы); переработка в сталь

СПЛАВЫ

Состав

15

Дюралюминий Он применяется в самолетостроении и машиностроении. Легкий и очень прочный сплав СПЛАВЫ Состав 15

Дюралюминий

Он применяется в самолетостроении и машиностроении. Легкий и очень прочный сплав

СПЛАВЫ

Состав

15

Латунь Из нее делают предметы домашнего обихода. Применяется в моторостроении. Состав СПЛАВЫ 15

Латунь

Из нее делают предметы домашнего обихода.

Применяется в моторостроении.

Состав

СПЛАВЫ

15

Сталь  Применяется в изготовлении деталей машин, труб, болтов, гвоздей, различных инструментов, двигателей. СПЛАВЫ Состав 15

Сталь

Применяется в изготовлении деталей машин, труб, болтов, гвоздей, различных инструментов, двигателей.

СПЛАВЫ

Состав

15

Состав Сплав Основа Чугун Состав Железо Сталь от 2 до 4,5% C , Mn , Si , P , S Железо Бронза Латунь Медь менее 2% C , Mn , Si , P , S до 20% олова Медь Дюралюминий 10-50% Zn Алюминий Cu , Mg , Mn , Ni СПЛАВЫ Назад

Состав

Сплав

Основа

Чугун

Состав

Железо

Сталь

от 2 до 4,5%

C , Mn , Si , P , S

Железо

Бронза

Латунь

Медь

менее 2% C , Mn , Si , P , S

до 20% олова

Медь

Дюралюминий

10-50% Zn

Алюминий

Cu , Mg , Mn , Ni

СПЛАВЫ

Назад

VII. Металлы – Al, Fe, Cu Обобщение в тетради, взаимопомощь, взаимоконтроль Умение работать по алгоритму Инструкция алгоритма Химический знак Относительная атомная масса Группа Подгруппа Степень окисления Химический знак Относительная атомная масса Группа Подгруппа Степень окисления

VII. Металлы – Al, Fe, Cu

  • Обобщение в тетради, взаимопомощь, взаимоконтроль
  • Умение работать по алгоритму

Инструкция алгоритма

  • Химический знак Относительная атомная масса Группа Подгруппа Степень окисления
  • Химический знак
  • Относительная атомная масса
  • Группа
  • Подгруппа
  • Степень окисления

VIII. Химические свойства металлов  Записи на доске двух учеников Развитие зрительного и слухового восприятия Железо, цинк, медь энергично окисляется кислородом только при нагревании 2 Zn 0 + O 2 0 = 2 Zn +2 O -2 2 Cu 0 + O 2 0 = 2 Cu +2 O -2 Демонстрация опыта (взаимодействие металлов с растворами солей) Fe 0 + Cu +2 SO 4 = Fe +2 SO 4 + Cu 0          ( красная  медь ) Два ученика пишут уравнения химических реакций на доске, а один демонстрирует опыт и объясняет происходящее. Содержание

VIII. Химические свойства металлов

Записи на доске двух учеников

Развитие зрительного и слухового восприятия

  • Железо, цинк, медь энергично окисляется кислородом только при нагревании

2 Zn 0 + O 2 0 = 2 Zn +2 O -2

2 Cu 0 + O 2 0 = 2 Cu +2 O -2

  • Демонстрация опыта (взаимодействие металлов с растворами солей)

Fe 0 + Cu +2 SO 4 = Fe +2 SO 4 + Cu 0

( красная медь )

  • Два ученика пишут уравнения химических реакций на доске, а один демонстрирует опыт и объясняет происходящее.

Содержание

Вывод Металлы вступают в реакции с кислородом, окисляются, легко отдают электроны, проявляют восстановительные свойства. Более сильные металлы вытесняют слабые металлы из растворов их солей

Вывод

Металлы вступают в реакции с кислородом, окисляются, легко отдают электроны, проявляют восстановительные свойства. Более сильные металлы вытесняют слабые металлы из растворов их солей

IX. Итог урока  Из 109 известных химических элементов – 87 металлы и только 22 – неметаллы. Металлы электропроводны, теплопроводны, твердые и мягкие, легкие и тяжелые, легкоплавкие и тугоплавкие, ковкие и пластичные. Широко используются сплавы: чугун, сталь, бронза, латунь, дюралюминий.

IX. Итог урока

Из 109 известных химических элементов – 87 металлы и только

22 – неметаллы. Металлы электропроводны, теплопроводны, твердые и мягкие, легкие и тяжелые, легкоплавкие и тугоплавкие, ковкие и пластичные. Широко используются сплавы: чугун, сталь, бронза, латунь, дюралюминий.

X .  Закрепление ИТОГОВЫЙ ТЕСТ «Что лишнее?»  1.  ZnO 2 .  Ca  Al 2 O 3  HCl  FeO  Fe 2 O 3  Mg  S  Al  Na

X . Закрепление

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

«Что лишнее?»

1. ZnO

2 . Ca

Al 2 O 3

HCl

FeO

Fe 2 O 3

Mg

S

Al

Na

Тесты повышенной трудности

Тесты повышенной трудности

Список литературы Габриелян О.С. ХИМИЯ. 9 кл., М.: «Дрофа», 2007 г. Гузей Л.С. ХИМИЯ. 9 КЛ., М.: «Дрофа», 2004 г. Габриелян О.С., Смирнова М.И. ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ. 9 кл., «Дрофа», 2002 г.

Список литературы

  • Габриелян О.С. ХИМИЯ. 9 кл., М.: «Дрофа», 2007 г.
  • Гузей Л.С. ХИМИЯ. 9 КЛ., М.: «Дрофа», 2004 г.
  • Габриелян О.С., Смирнова М.И. ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ. 9 кл., «Дрофа», 2002 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок химии по теме «Металлы» 9 класс

Автор: Павлова Галина Григорьевна

Дата: 23.06.2016

Номер свидетельства: 335886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок обобщающего повторения по теме: « Металлы»"
    ["seo_title"] => string(57) "urok_obobshchaiushchiegho_povtorieniia_po_tiemie_mietally"
    ["file_id"] => string(6) "378960"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484309422"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок-презентация "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-priezientatsiia-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "119044"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413308814"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока химии на тему: Простые вещества-металлы и неметаллы."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-khimii-na-tiemu-prostyie-vieshchiestva-mietally-i-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "247875"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446638968"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "урок - соревнование на тему "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-sorievnovaniie-na-tiemu-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "158604"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421767556"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок - обобщение по теме: "Щелочные металлы. Галогены""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-shchielochnyie-mietally-galoghieny"
    ["file_id"] => string(6) "292246"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455256151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства