Разработка обобщающего урока по теме «Металлы. 9класс» соответствует государственной программе по химии. Урок обобщения материала по одной из ключевых тем курса решает проблему закрепления учебного материала, развития мыслительных действий обучающихся, а кроме того имеет важный воспитательный аспект. Материал урока построен на региональном материале, затрагивает метапредметные связи преподавания химии. В ходе проведения урока повторяются химические свойства металлов, рассматриваются особенности строения атомов, физических свойств и способов получения; отрабатываются навыки решения расчетных задач по уравнению реакции (что является базовым аспектом при изучении химии). Включение в материал урока вопросов развития металлургического производства в нашем регионе позволяет отразить межпредметные связи с историческими науками, позволяет повысить культурологическую компетентность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование : запись гимна Тулы, репродукции филимоновских игрушек, прибор для получения и собирания углекислого газа.
Вещества : мел, соляная кислота, известковая вода, лакмус.
Ход урока.
Эпиграф: С нами дни и светлые и черные,
С нами наши долгие века,
Ни одна страница не зачеркнута,
Ни одна не вырвана строка.
В. Кочетков.
Учитель: История нашего города многогранна, богата событиями, своеобразна. На этом уроке мы рассмотрим историю нашего города глазами человека, увлеченного химией. На уроке мы должны будем ответить на вопрос: какие металлы способствовали процветанию нашего города?
Наиболее древней вехой в истории Тульского края является Куликовская битва. Как сказал поэт: Стальной щетиною блистая
Восстала русская земля.
Находки с Куликова поля свидетельствуют о том, что в те далекие времена использовались не только железные орудия труда, но и орудия, изготовленные из сплавов железа.
Давайте вспомним, какие сплавы железа вы уже знаете ?
Ученики : Чугун, сталь.
Учитель : Чем различаются эти сплавы?
Ученики : Содержанием углерода в этих соединениях. В чугуне количество углерода равно 2-4,5%. В сталях содержится до 2% углерода.
На доске учитель изображает схему, отражающую вышеизложенное :
сплавы
чугун сталь
литейный передельный
Чугунная руда на территории нашей области добывалась с незапамятных времен наряду с каменным углем, плитным камнем, полевым шпатом, песком и глиной (И.Афремов История Тульского края, - Приокское книжное издательство, 2002 г.) Именно эта особенность послужила основой для кузнечества . А со времен Петра I создается заводское железоделательное производство и производство оружия. С конца XVII века Тула становится оборонным городом.
Звучит гимн Тулы:
Тула веками оружие ковала,
Стала похожа сама на ружье…
Современные предприятия , перерабатывающие железную руду или металлолом, и ли использующие продукцию ее переработки:
ГУП «Конструкторское бюро приборостроения»
ФГУП «ГНПП «Сплав»
ФГУП «ГНПП «Базальт»
ОАО «ТПЗ»
ОАО «Тулачермет»
На доске учитель записывает схему превращений, отражающую производство чугуна и стали:
1. Fe2O3→FeO→Fe→Fe3C
2. CаСО3→CO2→CO
↓
CaSiO3
Два ученика работают около доски, а остальные записывают в тетради и проверяют работу на доске. Подводя итог, делается вывод, что железо имеет две степени окисления в своих соединениях , проявляя окислительные и восстановительные свойства.
Учитель: Развитие железоделательного производства способствовало изысканию известняка и глин. В этой связи нельзя оставить без внимания памятник архитектуры XV века – Тульский кремль. Белокаменные Тульского кремля были сложены из известняка, другие из кирпича. В состав известняка входит кальций, а соединение – карбонат кальция. Со временем известняк, испытывая действие окружающей среды, разрушается. Учитель демонстрирует опыт «Действие кислот на карбонаты». На небольшое количество мела подействовать раствором соляной кислоты. Образующийся газ пропустить через известковую воду. Что при этом образуется?
Ученики: углекислый газ, потому что наблюдали помутнение известковой воды.
Учитель просит записать уравнения, протекающих в опыте реакций, в молекулярном и сокращенном ионном виде. Ученики делают вывод, что все карбонаты разлагаются при действии кислот с выделением углекислого газа.
Учитель: Откуда в атмосфере берется кислота?
Ученики : Находящиеся в воздухе пары воды взаимодействуют с СО2, SО2 с образованием соответствующих кислот.
Учитель: еще один металл известен, в основном, в виде соединения - Al2O3- это составная часть глины. В XIX веке в Туле появилась Гончарная слобода, жители которой и жители села Филимоново Одоевского уезда славились изготовлением разнообразной глиняной посуды и ярких детских игрушек, свистулек.
Задача. Состав глины часто выражают формулой в виде оксидов : Al2O3 ∙ 2 SiO2 ∙ 2 H2O. Какая масса алюминия может быть получена из 100 т глины? Ответ: 20,9 т.
В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки, задает домашнее задание.