ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Т.В.Кузовая. МОAУ СОШ №1,г. Белогорск, е mail: kuzowaia@mail.ru
В настоящее время средняя школа отягощена рядом проблем, вызванных ростом объема информации и «обязательного минимума» необходимых знаний, сокращением инвариантных часов, отведенных на преподавание естественных наук, разрозненностью, неудовлетворением познавательных потребностей учащихся. Отношение учащихся к химии как к науке оставляет желать лучшего. Почему же наука, так необходимая человечеству, не вызывает интереса у учеников? На мой взгляд, неинтересно то, что трудно, непонятно. Поэтому перед учителями химии стоит проблема: как обеспечить качественное обучение в этих нелегких условиях, устранив при этом зубрежку, систематически осуществлять взаимосвязь с другими науками. Как сделать, чтобы учащиеся преодолевали возникающие при обучении трудности, проявляли самостоятельность, активность, чувствовали поддержку со стороны учителя? Очень важно, чтобы учитель владел методическими приемами, обеспечивающими индивидуальный подход к каждому ребенку, творчески относился к поиску методов обучения, был чутким, внимательным человеком, способным обнадежить, успокоить ребенка, придать уверенность в своих силах и научить преодолевать трудности.
Взяв на вооружение такие принципы дидактики, как фиксация внимания учащихся на главном (свертывание и схематическое изображение информации), наглядность, эмоциональное окрашивание объяснения, обучение обобщениям схематизации, я разработала и успешно применяю на уроках химии различные опорные схемы и конспекты. При этом учащимся 8 класса предлагаю схемы в готовом виде, а в старших классах поощряю их к самостоятельному составлению.
На начальных этапах обучения опорные схемы служат для обобщения пройденного материала, который может быть представлен крупным блоком. В дальнейшем схемы играют роль опоры при решении задач, составлении формул, уравнений, составлении опорных конспектов.
Рассмотрим примеры применения опорных схем. Для решения задач предлагаю «волшебные треугольники», которые помогают учащимся не запоминать, а выводить формулы для вычислений. 23
ЗАДАЧА №1. Какое количество вещества оксида меди соответствует числу молекул 3,01х10 ? Учащимся предлагаю такой треугольник:
N в котором записаны обозначения количества вещества n, числа
частиц N, постоянной Авагадро NA.
NA n
Необходимо найти количество вещества n. Закроем обозначение n и получаем формулу n=N\:NA . Подставив данные задачи, находим искомую величину:
23
3,01x10
n=-------------------=0,1 моль
23
6,02 х 10
Задача 2: Сколько молекул находится в 10 моль воды? Используя «волшебный треугольник», закрыв
обозначение N, получаем формулу N= NA х n.
- 24
Вычисляем: N=6,02х 10 х 10=6,02х10 молекул.
Аналогичные «волшебные треугольники» предлагаю для соотношения количества вещества, массы, молярной массы; количества вещества, объема и молярного объема:
V
m
M n Vm n
Такими же схемами можно воспользоваться при решении задач для расчета массовой или объемной доли вещества в смеси, или для вычислений, связанных с массовой долей растворенного вещества в растворе: