Урок по химии в 9 классе по теме: «Кремний и его соединения».
Урок по химии в 9 классе по теме: «Кремний и его соединения».
Образовательная: сформировать у учащихся представление о пользе кремния и его соединений для организма человека, объяснить последствия для здоровья человека к которым может привести недостаток кремния.
2). Развивающая: установление причинно-следственных связей в ходе обсуждения вопроса, развитие логического мышления детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 9 классе по теме: «Кремний и его соединения».»
Урок по химии в 9 классе
по теме: «Кремний и его соединения».
Конспект урока по теме: «Кремний и его соединения».
Цель урока: 1). Образовательная: сформировать у учащихся представление о пользе кремния и его соединений для организма человека, объяснить последствия для здоровья человека к которым может привести недостаток кремния.
2). Развивающая: установление причинно-следственных связей в ходе обсуждения вопроса, развитие логического мышления детей.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, набор карточек с заданиями для учащихся; урок сопровождается компьютерной презентацией.
Ход урока.
Организационный момент.
1).В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок,
Сядьте вы за парты тихо,
Руки в линию красиво,
На меня вы посмотрите
И немного улыбнитесь!
2). Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их (этот массаж включает весь наш организм в работу):
а ).Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик-Я.
Вот и вся моя семья.
б ). Массируем ладошки.
3). Упражнения для мышц шеи и головы:
Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте:
а). Любопытная Варвара смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом смотрит вперед,
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена.
4). Упражнение для обогащения мозга кислородом (физминутка «Море»):
Дыхание, стимулирующее приток крови к голове и глазам (Одна- две минуты, способствует лучшему усвоению материала).
Открыть окно, чтобы был свежий воздух. Перед упражнением три раза вдохнуть и спокойно выдохнуть. Затем, глубоко вдохнуть, задержать дыхание, не выдыхая согнуться в талии и чуть согнув колени, опустить голову, чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, обогащенная кислородом, идет к голове и глазам, удаляя яды и отбросы. Стоять в таком положении считая до пяти. Затем медленно подняться и глубоко выдохнуть.
II). Повторение домашнего задания.
Учащиеся получают карточки с заданиями на два варианта (на семь минут), затем получают карточки с ответами и сами себя проверяют и выставляют себе оценки ( 28 заданий (+) – 5 баллов; с 21 по 27 (+) – 4 балла; с 16 до 20 (+) – 3 балла).
1). Вхождение в тему. Объекты, содержащие кремний. (слайд 7).
- Что объединяет эти объекты между собой?
Ответ: Все они состоят из веществ, в состав которых входит кремний.
- Какие ассоциации у вас возникают при слове « кремний»?
Ответ: Прочный, твердый, камень.
Есть выражение «Не человек, а кремень».
Название «кремний» произошло от латинского «ляпис креманс», что означает-«камень, дающий огонь», или кремень. Кремень по латыни «силекс», от этого слова происходит научное название элемента- «силициум».
Учитель говорит: тема нашего урока « Кремний и его соединения».
«Кремний-основа земной коры» Академик А. Е. Ферсман
Кремний- самый распространенный элемент земной коры. После кислорода он занимает второе место по массе ( слайды 5,6,7).
Согласно современным исследованиям биосферы нашей планеты, самыми распространенными в ней, а значит, самыми значимыми для нашего здоровья элементами являются кислород (47%), кремний (29%), алюминий (8%), железо (4,7%), кальций (2,96%), натрий и калий (по 2,5%), магний (1,9%). На долю остальных приходится менее 1%.
Где в природе содержится кремний?
Об этом говорит его название. Кремний, или «силициум», в переводе с греческого означает «скала», «утес». Его окислы являются основным элементом кристаллической решетки более 400 минералов. Соединения кремния находятся в песке, глине, почве. Именно кремний делает землю плодородной: если в ней мало кремнезема, то она не способна аккумулировать энергию солнца. Такие почвы бесплодны.
Какова же роль кремния в организме человека? (слайды 8-22)
Фундаментальные исследования по этой проблеме проводились в России в Институте кремния. Работы Д.Г.Звягинцева, М.Г.Воронкова, И.Г.Кузнецова и других ученых показали, что причины многих тяжелейших недугов кроются в дефиците кремния в организме, вызванном недостатком его в воде и продуктах питания.
Выяснилось, например, что кремний является основным элементом коллагеновых фибрилл, определяющих эластичность и гибкость соединительной ткани сухожилий, суставных хрящей, стенок кровеносных сосудов и кишечника, клапанного аппарата сердечно-сосудистой системы и сфинктеров желудочно-кишечного тракта.
Кроме того, практически все болезни кожи, волос и ногтей также говорят о нехватке кремния.
- Сколько кремния содержится в организме человека? - Где он концентрируется? - В каком отделе пищеварительного тракта усваивается?
Всего в организме взрослого человека содержится около 1-2 г кремния. Концентрируется в костной и соединительной ткани, коже, волосах, щитовидной железе и лимфатических узлах. В организме кремний усваивается главным образом в тонкой и двенадцатиперстной кишке (около 4% от общего количества поступившего кремния).
Какие функции в организме человека выполняет кремний?
способствует всасыванию кальция и стимулирует рост костей (предупреждает остеопороз);
- уменьшает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (защищает от атеросклероза);
- влияет на работу нервной системы и головного мозга;
- нормализует обмен веществ (является катализатором многих окислительно-восстановительных процессов);
- стимулирует деятельность иммунной системы (стимулирует фагоцитоз, повышает сопротивляемость организма вирусам и инфекциям);
- укрепляет соединительную ткань (хрящи и сухожилия) и стенки кровеносных сосудов;
- способствует образованию многих ферментов, аминокислот, гормонов;
- способствует уменьшению кровяного давления; - улучшает усвояемость более 70% необходимых организму элементов (фосфор, хлор, фтор, натрий, сера, алюминий, марганец, молибден, кобальт и др.); - препятствует возникновению рака, туберкулеза, диабета, зоба и многих других патологических процессов; - улучшает состояние кожи, волос и ногтей; подпитывает энергией мозжечок (отвечает за координацию движений); - замедляет процессы старения.
Кремний - основной структурный элемент, обеспечивающий четкость и слаженность управления работой всех органов со стороны нервной системы. При снижении уровня кремния в крови уменьшается эластичность сосудов и их способность отвечать на команды мозга к расширению или сужению. В этом случае в сосудистой стенке происходит замещение кремния кальцием, который делает сосуды жесткими. Когда на кальциевые «шипы» оседает холестерин, возникают предпосылки для развития атеросклероза, стенокардии, ишемической болезни сердца и ее грозных последствий - инфаркта и инсульта. Это подтверждают эксперименты французских ученых М. и Ж. Лепгер. Они доказали, что введение в организм соединений кремния приостанавливает развитие атеросклероза и помогает восстановить функцию сосудистой стенки.
Кремний участвует в метаболизме более 70 минеральных солей и большинства витаминов. При его недостатке снижается усвояемость кальция, железа, кобальта, марганца, фтора и других веществ и нарушается обмен веществ.
В последние годы значительно «помолодел» артрит, увеличилось число заболеваний желудочно-кишечного тракта и кожи у детей. Все это связано с дефицитом кремния в организме из-за сдвига питания в сторону рафинированных продуктов. Дефицит этого вещества, например у детей, сегодня составляет 50 и более процентов.
Благодаря своим химическим свойствам создавать заряженные коллоидные системы в растворах он оказывает неоценимую помощь нормальной микрофлоре кишечника в поддержании внутренней чистоты организма.
Коллоиды кремния обладают свойствами «приклеивать» к себе болезнетворные микроорганизмы: вирусы гриппа и ревматизма, гепатита и полиартрита, патогенные кокки и трихомонады, грибки Кандида и дрожжевые, образуя с ними комплексные соединения, которые выводятся из организма.
Напротив, полезная микрофлора кишечника (молочнокислые палочки, бифидо- и лактобактерии) с коллоидами не «слипаются» и остаются в кишечнике. Широко применяемые сейчас антибиотики способствуют изменению электрического потенциала клеточных мембран нормальной микрофлоры. В результате она становится подверженной склеиванию коллоидами кремния, поэтому вместо нормализации микробного пейзажа кишечника при использовании антибиотиков развивается еще более тяжелая форма дисбактериоза.
- Какова суточная потребность в Кремнии для взрослых? - Каковы симптомы дефицита и передозировки Кремния? (слайды 25, 26, 27).
Суточная потребность в кремнии для взрослых находится в диапазоне от 5 до 50 мг.
Суточная потребность для детей и подростков точно еще не установлена. Ежедневная потребность в кремнии полностью удовлетворяется за счет сбалансированного питания. (слайд 23,24).
Людям, страдающим остеопорозом, сердечнососудистыми заболеваниями, при болезни Альцгеймера рекомендуется увеличить содержание кремния в рационе.
(слайды 28, 29- продукты, содержащие кремний).
Учитель: итак, мы сегодня изучили очень интересный химический элемент- кремний.
IV). Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1). Где в природе содержится кремний?
2). В состав каких продуктов входит кремний?
3). Какие функции в организме человека выполняет кремний?
4). Почему кремний называют «Скалой» нашего здоровья?
Вывод:
- кремний является основным элементом коллагеновых фибрилл, определяющих эластичность и гибкость соединительной ткани сухожилий, суставных хрящей, стенок кровеносных сосудов и кишечника, клапанного аппарата сердечно-сосудистой системы и сфинктеров желудочно-кишечного тракта;
- при недостатке кремния в организме человека возникают очень серьезные заболевания.
Учитель: сейчас зима, очень часто нас беспокоят простудные заболевания и, чтобы их предотвратить, необходимо несколько раз в день проводить точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.
( Дети смотрят на слайд и выполняют точечный массаж- слайд 30)
Учитель: Какие же нам нужно употреблять продукты, которые укрепляют наш иммунитет? (Ответ: лук, чеснок, лимоны…) В связи с этим, к следующему уроку, вы должны будете рассчитать сколько необходимо съедать лимона, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в витамине С ?
V). Домашнее задание.
1). Задача.
Задача : Вычислить, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С ?
В расчете следует принять, что масса лимона равна 100 г.; содержание витамина С в лимоне составляет 0,5%. Суточная потребность взрослого человека в витамине С -100 мг.
2). Творческое задание:представьте, что вы менеджер по снабжению в ресторане. Вам необходимо закупить чистящие средства для работников кухни. Какие чистящие средства для мытья посуды, в частности стекла, хрусталя, вы приобретете? Почему? (используйте текст учебника стр.182-184).
«Стекло – это аморфное вещество. Атомы в аморфном веществе не образуют кристаллической решетки. Поэтому стекло можно рассматривать как жидкость с очень большой вязкостью. Обычное стекло имеет следующий состав: 76% SiO2 ,13% Nа2O, 11% CаO. Если заменить оксид кальция на оксид свинца, то получится хрусталь – стекло с высоким коэффициентом преломления и сильным блеском.
Аморфное состояние стекла является причиной его основных недостатков: хрупкости и неустойчивости по отношению к действию абразивных материалов, которые оставляют на нем царапины. При этом стекло теряет свое оптическое свойство (прозрачность) и тускнеет. Царапины на стекле делают его также менее устойчивым к температурному и механическому воздействию.
В состав чистящего средства «Пемолюкс» входит оксид кремния. Оксид кремния – очень твердое вещество с атомной кристаллической решеткой (как у алмаза), поэтому в виде тонкоизмельченного песка применяется в производстве абразивов. Карбонат кальция, который входит в состав чистящего порошка «Сорти», является нерастворимым в воде веществом и так же может служить абразивом.
Вывод: для мытья стеклянной посуды лучше приобрести гель «Сорти».
Список используемых источников.
Учебник.
Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян.- М. : Дроф, 2012.-286, (2) с. Ил.
object(ArrayObject)#905 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}