kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии на тему "Кислоты в свете ТЭД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать при изучении класса неорганической химии "Кислоты". При знакомстве с химическими свойствами кислот

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему "Кислоты в свете ТЭД"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»























Конспект открытого урока по химии

по теме

«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»









Учитель: Егорова Юлия Витальевна













г. Шадринск, 2016





Цель урока:

  1. Дать понятие о кислотах как классе электролитов.

  2. Рассмотреть классификацию и свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

  3. Развивать умение групповой и индивидуальной работы.

Задачи урока:

  1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.

  2. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в парах, уверенность в своих силах.

  3. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.

Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.

Оборудование:

  1. Растворы кислот – HCl, H2SO4, HNO3, растворы щелочей - NaOH, KOH, растворы солей - Na2CO3, Na2SO4, ВаCl2, оксид – CuO, металл – Zn, лакмус, фенолфталеин;

  2. Лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки); спиртовка, держатель, спички.

  3. Дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием);

  4. ТСО: компьютер, проектор.







Структура урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала:

  1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

  2. Общее понятие об электролитической диссоциации. Классификация кислот. Диссоциация кислот.

  • Электролиты и неэлектролиты

  • Понятие электролитической диссоциации

  • Сильные и слабые электролиты



III. Изучение нового материала:

  1. Химические свойства кислот:

  • общие свойства;

  • индивидуальные (качественные реакции)

  1. Значение кислот в природе и жизни человека.

IV. Подведение итогов урока.



V. Домашнее задание.



























Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

Вступительное слово учителя:

Я хочу начать наш урок с эпиграфа: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М.В.Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту. Именно поэтому Михаил Васильевич в течение 7 лет настойчиво добивался организации химической лаборатории. “Профессор химии без лаборатории никакой пользы учинить не может, точно также, как профессор астрономии без обсерватории”.

Не случайно наш урок начался со слов этого великого учёного. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в которой, как и М.В.Ломоносов, будем проводить исследования. В нашей лаборатории мы будем изучать кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Это цель нашего урока. Тема нашего урока: “Кислоты в свете теории электролитической диссоциации” (Запись даты и темы урока в тетради).

2. Общее понятие об электролитической диссоциации. Классификация кислот. Диссоциация кислот.

Фронтальная беседа по вопросам. Самостоятельная работа по карточкам у доски.

Переходим к следующему этапу урока. 3 учащихся работают по индивидуальному заданию у доски (Приложение 1), остальные ребята работают с учителем.

Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:

– На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току?  (Электролиты и неэлектролиты.)

– Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)

– Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)

– Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)

– Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)

– Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)

– Дайте определение кислоте из курса 8-го класса? (Это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)

– На какие ионы распадаются кислоты при диссоциации? (Катионы водорода и анион кислотного остатка.)

Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:

1-й ученик:

Классификация кислот по числу атомов водорода (по основности):

Кислоты





Трехосновные

Одноосновные



Двухосновные



H3РO4

HCl, HI, HNO3







H2SO4, H2S, H2СO3

















2-й ученик:

Классификация кислот по силе электролита:

Кислоты





Слабые

Сильные





H2S, H2СO3 , H2SO3



HCl, H2SO4, HNO3











3-й ученик:

Электролитическая диссоциация кислот:

    1. HCl = H+ + Cl-

    2. H2SO4 H+ + HSO4-

HSO4- H+ + SO42-

Вопрос к классу:

– Дайте определение кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации? (Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка.)

III. Изучение нового материала.

  1. Химические свойства кислот.

Выполнение лабораторного опыта в парах и по лабораториям. Инструктаж по охране труда при выполнении лабораторных опытов. Оформление результатов в карте исследований.

Переходим к изучению химических свойств кислот.

– Перечислите химические свойства кислот? (Действуют на индикаторы, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, с основаниями, с солями.)

Все химические свойства кислот, которые вы перечислили, представлены на слайде.

Мы повторили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения химических свойств кислот.

Химические свойства кислот

  • Общие

  1. Действие на индикаторы

  2. Взаимодействие с основаниями

  3. Взаимодействие с оксидами металлов

  4. Взаимодействие с активными металлами

  5. Взаимодействие с солями

  • Индивидуальные (качественные реакции)

Сейчас вы будете исследовать химические свойства кислот, а результаты своей работы будете заносить в карту исследований. (Приложение 2)

Исследуем первое свойство кислот. Внимание на демонстрационный стол! В 3 пробирках с веществами побывал индикатор - лакмус. Определите, в каких пробирках находится кислота?

– Какой ион определяет изменение окраски лакмуса в кислотах? (Катион водорода.)

Остальные химические свойства кислот учащиеся исследуют самостоятельно.

Обучающиеся работают в лабораториях, изучающих химические свойства кислот: 1-я лаборатория – взаимодействие с основаниями, 2-я лаборатория – взаимодействие с оксидом металла, 3-я лаборатория – взаимодействие с активными металлами, 4-я лаборатория – взаимодействие с солью.

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (Приложение 3).

  1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

  2. Строго выполняйте указанные меры предосторожности.

  3. Не пробуйте вещества на вкус.

  4. Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно.

  5. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

  6. Работайте спокойно, без суетливости.

Перед учащимися находится ящик с необходимым оборудованием и реактивами. Для работы дана карточка – инструкция (Приложение 4). Следуя карточке – инструкции и, соблюдая правила охраны труда, учащиеся выполняют своё исследование. Затем оформляют его в карте исследований, составляя уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Цель исследования – провести опыт, оформить результат, сделать вывод, представить результат другим лабораториям. На выполнение исследования лабораториям дается 7 минут. По истечении времени обобщаем результаты опытов и делаем выводы.

По истечении времени:

Приглашаются по очереди по одному сотруднику от каждой лаборатории, который представляет результаты своей работы. Представители других лабораторий заносят результаты в свою карту исследований.

1-я лаборатория:

Кислота + основание соль + вода

NaOH + HCl = NaCl + H2O

+ фенолфталеин обесцвечивание

малиновый

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O

H+ + OH- = H2O

Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями. Тип реакции – реакция обмена.

Вопрос к сотрудникам 2-й лаборатории:

– Как называется реакция взаимодействия оснований с кислотами, в результате которой образуется соль и вода? (Реакция нейтрализации.)

2-я лаборатория:

Кислота + оксид металла соль + вода

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

CuO + 2H++ SO42- = Cu2+ + SO42- + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

Вывод: кислоты взаимодействуют с оксидами. Тип реакции – реакция обмена.

Теперь давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку (электронное видео физкультминутки с упражнениями).

3-я лаборатория:

Кислота + металл соль + водород

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

выделение пузырьков газа

Zn0 + 2H+ + 2Cl- = Zn2+ + 2Cl- + H2

Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2

Вывод: металлы взаимодействуют с кислотами. Тип реакции – реакция замещения.

4-я лаборатория 

Кислота + соль новая кислота + новая соль

Эта реакция, протекает только в случае, если образуется:

  1. Осадок



H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl

2H++ SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4 + 2H+ + 2Cl-

Ba2+ + SO42- = BaSO4



  1. Газ



Na2CO3 + 2HNO3 =2NaNO3 + CO2 + H2O

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- = 2Na+ + 2NO3- + CO2 + H2O

2H+ + CO32- = CO2 + H2O



Вывод: кислоты взаимодействуют с солями. Тип реакции – реакция обмена.

После представления результатов своего исследования сотрудники всех лабораторий переходят к просмотру видеофрагмента проведения интересных опытов с кислотами.

  1. Значение кислот в природе и жизни человека

Каждая лаборатория рассказывает в виде небольшого доклада о значении одной кислоты в природе и жизни человека. 1-я лаборатория – соляная кислота, 2-я лаборатория – серная кислота, 3-я лаборатория –азотная кислота, 4-я лаборатория –угольная кислота.

IV. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

Подведем итоги урока. Сегодня в рамках химической лаборатории мы исследовали кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу, с которого мы начали наш урок: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением”. Этим мудрым высказыванием М.В. Ломоносова давайте завершим наш урок.

V. Домашнее задание

Учащиеся получают необычное домашнее задание разного уровня сложности “Кем вы считаете себя в химии?”: кандидатом наук, профессором или академиком (Приложение 5). Ученые степени расположены в порядке возрастания от кандидата наук до академика. Самая высшая учёная степень – академик. Дома ученики выбирают посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую они претендуют. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер. К следующему уроку выполняется первое задание, на выполнение второго задания даётся одна-две недели.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по химии на тему "Кислоты в свете ТЭД"

Автор: Егорова Юлия Витальевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства "
    ["seo_title"] => string(52) "kisloty-v-svietie-ted-ikh-klassifikatsiia-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "103744"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402617906"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "9  класс ХИМИЯ Конспекты Азотная кислота"
    ["seo_title"] => string(43) "9-klass-khimiia-konspiekty-azotnaia-kislota"
    ["file_id"] => string(6) "252380"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447360234"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока химии 9 класс: " Реакции оионного обмена и условия их протекания" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-khimii-9-klass-rieaktsii-oionnogho-obmiena-i-usloviia-ikh-protiekaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117932"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412960406"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока химии 9 класс: " Реакции ионного обмена и условия их протекания" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-khimii-9-klass-rieaktsii-ionnogho-obmiena-i-usloviia-ikh-protiekaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117934"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412960972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства