kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии на тему "Химические свойства солей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект используется на уроке химии при изучении класса "Соли" и при изучении химических свойств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему "Химические свойства солей"»





Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»























Конспект открытого урока по химии

по теме

«Химические свойства солей»









Учитель: Егорова Юлия Витальевна



















г. Шадринск, 2016

Цель урока:

  1. Дать понятие о солях как классе электролитов

  2. Рассмотреть их классификацию по составу

  3. Охарактеризовать свойства солей в свете ионных представлений.



Задачи урока:

  1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах солей, отработать умение составления ионных уравнений реакций.

  2. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемой темы.

  3. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.

Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.

Оборудование:

  1. Раствор кислоты –HNO3, раствор щелочи - NaOH, растворы солей - Na2SO4, CuSO4, ВаCl2, CaCO3, металл – Fe;

  2. Лабораторное оборудование (штатив с пробирками);

  3. Дидактический материал (таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов);

  4. ТСО: компьютер, проектор









Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала:

  1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

  2. Общее понятие о солях. Классификация солей.

  • Соли

  • Понятия средняя, кислая, основная соль

III. Изучение нового материала:

Химические свойства солей

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.





































Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

Вступительное слово учителя:

Данный урок мы посвятим изучению общих химических свойств еще одного класса неорганических веществ – солей. Соли проникают во все сферы человеческой деятельности и знать их химические свойства не менее важно, чем свойства других классов. Сегодня вы узнаете, с какими веществами могут взаимодействовать соли, и каковы условия протекания таких реакций. Это и будет целью нашего урока. Тема урока: «Химические свойства солей» (Запись даты и темы урока в тетради).

2. Общее понятие о солях. Классификация солей.

Фронтальная беседа по вопросам. Самостоятельная работа по карточкам у доски.

Переходим к следующему этапу урока. 2 учащихся работают по индивидуальному заданию у доски (Приложение 1), остальные ребята работают с учителем.

Вспомним основные понятия солей:

  • Дайте определение понятию «соли»? (Соли – слож­ные ве­ще­ства, со­сто­я­щие из ато­мов ме­тал­ла и кис­лот­ных остат­ков)

  • Дайте определение понятию «соли» с точки зрения электролитической диссоциации? (Соли – это электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка)

  • На какие группы классифицируют соли? (Средние, кислые, основные)

  • Дайте определение понятию «средние соли»? (Это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл)

  • Дайте определение понятию «кислые соли»? (Это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл)

  • Дайте определение понятию «основные соли»? (Это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток)

Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:

1-й ученик: «Вода мёртвого моря»

К доске прикреплены карточки с символами ионов. Составь из них формулы солей так, чтобы они не повторялись, дай название. Так мы узнаем химический состав воды Мёртвого моря.

Na+ SO4 2- Na+ Cl- Cl- Mg2+ K+ Br-

Из данного набора ионов получаются формулы солей: сульфата натрия, хлорида магния, хлорида натрия, бромида калия.

2-й ученик: Классификация солей

Соли





Основные

Средние



Кислые



CaOHNO3, (CuOH)2CO3

Na2СO3, CuSO4 , Al(NO3)3









NaHСO3, Mg(HSO4)2











III. Изучение нового материала.

  1. Химические свойства кислот.

Соли – слож­ные ве­ще­ства, со­сто­я­щие из ато­мов ме­тал­ла и кис­лот­ных остат­ков.

По­это­му свой­ства солей будут свя­за­ны с на­ли­чи­ем в со­ста­ве ве­ще­ства того или иного ме­тал­ла или кис­лот­но­го остат­ка. На­при­мер, боль­шин­ство солей меди в рас­тво­ре имеют го­лу­бо­ва­тую окрас­ку. Соли мар­ган­цо­вой кис­ло­ты (пер­ман­га­на­ты) в ос­нов­ном фи­о­ле­то­вые. Зна­ком­ство с хи­ми­че­ски­ми свой­ства­ми солей нач­нем со сле­ду­ю­ще­го задания.

  • Задание 1.

Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.

Учитель: смоделируем эту жизненную ситуацию.

Постановка демонстрационного эксперимента. В стакан с раствором медного купороса опускается железный гвоздь. Через неко­то­рое время мы уви­дим, что же­лез­ный гвоздь по­крыл­ся слоем меди.

- Я известно с давних пор

И имею спрос.

Опусти меня в раствор-

В медный купорос.

Изменить хочу я соль.

Ну –ка, выйди, соизволь.

Удивительный момент!

Стал другим раствор.

Вытесняю элемент,

Не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь:

Что на мне осело?

Дети: Медь!



Объ­яс­ним ре­зуль­та­ты опыта. Ре­ак­ция про­исходит толь­ко в том слу­чае, если ме­талл, ре­а­ги­ру­ю­щий с солью, был более ак­ти­вен, чем ме­талл, вхо­дя­щий в со­став соли. Срав­нить ак­тив­ность ме­тал­лов между собой можно по их по­ло­же­нию в ряду ак­тив­но­сти. Чем левее рас­по­ло­жен ме­талл в этом ряду, тем у него боль­шая спо­соб­ность вы­тес­нить дру­гой ме­талл из рас­тво­ра соли.

Составьте уравнение происходящей реакции и определите её тип.

CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 (реакция замещения)

При вза­и­мо­дей­ствии же­ле­за с рас­тво­ром суль­фа­та меди (II) об­ра­зу­ет­ся чи­стая медь и суль­фат же­ле­за (II). Эта ре­ак­ция воз­мож­на, т.к. же­ле­зо имеет боль­шую ре­ак­ци­он­ную спо­соб­ность, чем медь.

Из какого металла следует изготовить бак во избежание разрушения? Почему?

- Мы только что открыли одно из химических свойств солей. Какое? С чем реагируют соли? Рас­тво­ры солей могут вза­и­мо­дей­ство­вать с более ак­тив­ны­ми ме­тал­ла­ми, чем ме­талл в со­ста­ве соли. Эти ре­ак­ции от­но­сят­ся к типу за­ме­ще­ния.

СОЛЬ + МЕТАЛЛ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГОЙ МЕТАЛЛ

более активный менее активный

  • Рас­смот­рим еще одно свой­ство солей. Рас­тво­рен­ные в воде соли могут вза­и­мо­дей­ство­вать между собой. Про­ве­дем опыт.

Сме­ша­ем рас­тво­ры хло­ри­да бария и суль­фа­та на­трия. В ре­зуль­та­те вы­па­дет белый оса­док суль­фа­та бария. Оче­вид­но, что про­шла ре­ак­ция.

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4  + 2NaCl (реакция обмена)

Рас­тво­рен­ные в воде соли могут всту­пать в ре­ак­цию об­ме­на, если в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ет­ся нерас­тво­ри­мая в воде соль.

СОЛЬ 1+ СОЛЬ 2 = СОЛЬ 3+СОЛЬ 4

Теперь давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку (электронное видео физкультминутки с упражнениями).





  • Задание 2.

В некоторых городах из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Можно ли их спасти?

Подсказка:

На земле живут три брата из семейства Карбонатов.

Старший брат – красавец мрамор,

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец мел.

Как рисует, посмотри,

Это СаСО3!



К карбонату кальция при­льем рас­твор азот­ной кис­ло­ты. В ре­зуль­та­те мы видим вы­де­ле­ние пу­зырь­ков газа. Объ­яс­ним ре­зуль­та­ты опыта, за­пи­сав урав­не­ние дан­ной ре­ак­ции:

СаCO3 + 2HNO3= Са(NO3) 2 + H2CO3 (реакция обмена)

H2CO3 = H2O + CO2



Уголь­ная кис­ло­та  - ве­ще­ство нестой­кое. Она раз­ла­га­ет­ся на уг­ле­кис­лый газ и воду. Дан­ная ре­ак­ция яв­ля­ет­ся ре­ак­ци­ей об­ме­на.

Образование кислотных дождей происходит из –за выбросов в атмосферу оксидов серы и азота. Установка очистных сооружений поможет спасти памятники архитектуры.

Соли могут всту­пать в ре­ак­цию об­ме­на с кис­ло­та­ми, если в ре­зуль­та­те ре­ак­ции вы­де­ля­ет­ся газ или об­ра­зу­ет­ся оса­док.



CОЛЬ + КИСЛОТА = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА

  • Вы­яс­ним, вза­и­мо­дей­ству­ют ли соли с ще­ло­ча­ми, про­ве­дя сле­ду­ю­щий опыт.

В рас­твор суль­фа­та меди (II) при­льем рас­твор гид­рок­си­да на­трия. В ре­зуль­та­те вы­па­да­ет синий оса­док.

Вза­и­мо­дей­ствие рас­тво­ра суль­фа­та меди(II) со ще­ло­чью

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (реакция обмена)

Соли могут вза­и­мо­дей­ство­вать со ще­ло­ча­ми, если в ре­зуль­та­те ре­ак­ции об­ра­зу­ет­ся нерас­тво­ри­мое в воде ве­ще­ство.



СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ



  • Задание 3.

Царь зовет к себе Стрельца,

Удалого молодца,

И дает ему поручение

Государственного значения.



Чтоб я стал опять богат,

Нужен бария сульфат.

Ночь даю тебе подумать –

Утром буду ждать доклад!



Не смогешь – кого винить?

Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье,

Чтоб со страху не забыть.



Получите возможными способами сульфат бария.

IV. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

Подведем итоги урока. Сегодня мы исследовали химические свойства солей. Соли взаимодействуют с металлами, друг с другом, кислотами и щелочами. Обязательным условием протекания реакции является образование осадка, газа, воды или мало диссоциирующего вещества. Рассмотрели разные способы получения соли на примере сульфата бария.

V. Домашнее задание

Пр. 41, упр. 2,3,4 (письменно).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по химии на тему "Химические свойства солей"

Автор: Егорова Юлия Витальевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация по химии по теме "Химические свойства солей""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia_po_khimii_po_tiemie_khimichieskiie_svoistva_soliei"
    ["file_id"] => string(6) "439367"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1510946501"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока по теме " Химические государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-khimichieskiie-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "112257"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408456547"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  на тему "Классы неорганических веществ". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "147398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419370412"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Химические свойства металлов"
    ["seo_title"] => string(33) "khimichieskiie_svoistva_mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "352035"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477383263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства