Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему "Химические свойства солей"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект открытого урока по химии
по теме
«Химические свойства солей»
Учитель: Егорова Юлия Витальевна
г. Шадринск, 2016
Цель урока:
Дать понятие о солях как классе электролитов
Рассмотреть их классификацию по составу
Охарактеризовать свойства солей в свете ионных представлений.
Задачи урока:
Образовательные:на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах солей, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемой темы.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.
Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.
Дидактический материал (таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов);
ТСО: компьютер, проектор
Структура урока
Организационный момент.
Повторение изученного материала:
Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Общее понятие о солях. Классификация солей.
Соли
Понятия средняя, кислая, основная соль
III. Изучение нового материала:
Химические свойства солей
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
II. Повторение изученного материала
1.Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Вступительное слово учителя:
Данный урок мы посвятим изучению общих химических свойств еще одного класса неорганических веществ – солей. Соли проникают во все сферы человеческой деятельности и знать их химические свойства не менее важно, чем свойства других классов. Сегодня вы узнаете, с какими веществами могут взаимодействовать соли, и каковы условия протекания таких реакций. Это и будет целью нашего урока. Тема урока: «Химические свойства солей» (Запись даты и темы урока в тетради).
2.Общее понятие о солях. Классификация солей.
Фронтальная беседа по вопросам. Самостоятельная работа по карточкам у доски.
Переходим к следующему этапу урока. 2 учащихся работают по индивидуальному заданию у доски (Приложение 1), остальные ребята работают с учителем.
Вспомним основные понятия солей:
Дайте определение понятию «соли»? (Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)
Дайте определение понятию «соли» с точки зрения электролитической диссоциации? (Соли – это электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка)
На какие группы классифицируют соли? (Средние, кислые, основные)
Дайте определение понятию «средние соли»? (Это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл)
Дайте определение понятию «кислые соли»? (Это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл)
Дайте определение понятию «основные соли»? (Это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток)
Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:
1-й ученик: «Вода мёртвого моря»
К доске прикреплены карточки с символами ионов. Составь из них формулы солей так, чтобы они не повторялись, дай название. Так мы узнаем химический состав воды Мёртвого моря.
Na+ SO4 2- Na+ Cl- Cl- Mg2+ K+ Br-
Из данного набора ионов получаются формулы солей: сульфата натрия, хлорида магния, хлорида натрия, бромида калия.
2-й ученик: Классификация солей
Соли
Основные
Средние
Кислые
CaOHNO3, (CuOH)2CO3
Na2СO3,CuSO4 , Al(NO3)3
NaHСO3, Mg(HSO4)2
III. Изучение нового материала.
Химические свойства кислот.
Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.
Поэтому свойства солей будут связаны с наличием в составе вещества того или иного металла или кислотного остатка. Например, большинство солей меди в растворе имеют голубоватую окраску. Соли марганцовой кислоты (перманганаты) в основном фиолетовые. Знакомство с химическими свойствами солей начнем со следующего задания.
Задание 1.
Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.
Учитель: смоделируем эту жизненную ситуацию.
Постановка демонстрационного эксперимента. В стакан с раствором медного купороса опускается железный гвоздь. Через некоторое время мы увидим, что железный гвоздь покрылся слоем меди.
- Я известно с давних пор
И имею спрос.
Опусти меня в раствор-
В медный купорос.
Изменить хочу я соль.
Ну –ка, выйди, соизволь.
Удивительный момент!
Стал другим раствор.
Вытесняю элемент,
Не вступая в спор.
На меня взгляни, ответь:
Что на мне осело?
Дети: Медь!
Объясним результаты опыта. Реакция происходит только в том случае, если металл, реагирующий с солью, был более активен, чем металл, входящий в состав соли. Сравнить активность металлов между собой можно по их положению в ряду активности. Чем левее расположен металл в этом ряду, тем у него большая способность вытеснить другой металл из раствора соли.
Составьте уравнение происходящей реакции и определите её тип.
CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 (реакция замещения)
При взаимодействии железа с раствором сульфата меди (II) образуется чистая медь и сульфат железа (II). Эта реакция возможна, т.к. железо имеет большую реакционную способность, чем медь.
Из какого металла следует изготовить бак во избежание разрушения? Почему?
- Мы только что открыли одно из химических свойств солей. Какое? С чем реагируют соли? Растворы солей могут взаимодействовать с более активными металлами, чем металл в составе соли. Эти реакции относятся к типу замещения.
СОЛЬ + МЕТАЛЛ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГОЙ МЕТАЛЛ
более активный менее активный
Рассмотрим еще одно свойство солей. Растворенные в воде соли могут взаимодействовать между собой. Проведем опыт.
Смешаем растворы хлорида бария и сульфата натрия. В результате выпадет белый осадок сульфата бария. Очевидно, что прошла реакция.
BaCl2+ Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl (реакция обмена)
Растворенные в воде соли могут вступать в реакцию обмена, если в результате образуется нерастворимая в воде соль.
СОЛЬ 1+ СОЛЬ 2 = СОЛЬ 3+СОЛЬ 4
Теперь давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку (электронное видео физкультминутки с упражнениями).
Задание 2.
В некоторых городах из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Можно ли их спасти?
Подсказка:
На земле живут три брата из семейства Карбонатов.
Старший брат – красавец мрамор,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец мел.
Как рисует, посмотри,
Это СаСО3!
К карбонату кальция прильем раствор азотной кислоты. В результате мы видим выделение пузырьков газа. Объясним результаты опыта, записав уравнение данной реакции:
СаCO3 + 2HNO3= Са(NO3) 2 + H2CO3 (реакция обмена)
H2CO3 = H2O + CO2↑
Угольная кислота - вещество нестойкое. Она разлагается на углекислый газ и воду. Данная реакция является реакцией обмена.
Образование кислотных дождей происходит из –за выбросов в атмосферу оксидов серы и азота. Установка очистных сооружений поможет спасти памятники архитектуры.
Соли могут вступать в реакцию обмена с кислотами, если в результате реакции выделяется газ или образуется осадок.
CОЛЬ + КИСЛОТА = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА
Выясним, взаимодействуют ли соли с щелочами, проведя следующий опыт.
В раствор сульфата меди (II) прильем раствор гидроксида натрия. В результате выпадает синий осадок.
Взаимодействие раствора сульфата меди(II) со щелочью
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (реакция обмена)
Соли могут взаимодействовать со щелочами, если в результате реакции образуется нерастворимое в воде вещество.
СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ
Задание 3.
Царь зовет к себе Стрельца,
Удалого молодца,
И дает ему поручение
Государственного значения.
Чтоб я стал опять богат,
Нужен бария сульфат.
Ночь даю тебе подумать –
Утром буду ждать доклад!
Не смогешь – кого винить?
Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье,
Чтоб со страху не забыть.
Получите возможными способами сульфат бария.
IV. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя.
Подведем итоги урока. Сегодня мы исследовали химические свойства солей. Соли взаимодействуют с металлами, друг с другом, кислотами и щелочами. Обязательным условием протекания реакции является образование осадка, газа, воды или мало диссоциирующего вещества. Рассмотрели разные способы получения соли на примере сульфата бария.