Тема урока: «Сера». |
Форма проведения урока – Индивидуальная работа Фронтальная работа |
Тип урока: урок изучения нового материала |
Класс: 9 |
Реализуемые педагогические технологии: технология с использованием активных методов обучения, технология формирования коммуникативной и информационной компетенции |
Цели урока: I. образовательные: 1) актуализировать знания учащихся о кислороде и сере, как простых элементах, 2) ознакомиться с природными соединениями серы, их месторождениями, рассмотреть физические и химические свойства простого вещества серы, 3) рассмотреть применение серы, 4) продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке химической науки, умение планировать свой ответ, работать с различными источниками информации, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым химическим явлениям); II. воспитательные: 1) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями, 2) продолжить формирование химической картины мира, 3) используя межпредметные связи с историей, литературой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания, 4) в ходе самостоятельной работы содействовать реализации трудового воспитания; III. развивающие: 1) развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры и иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся, 2) развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли, 3) развитие памяти, внимания, мышления, речи, 4) способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук. |
Базовый учебник: О.С. Габриелян, «Химия 9 класс», Дрофа, Москва, 2010 г. |
Необходимое техническое оборудование: проектор, мультимедийная презентация, инструктивные карты Реактивы: вода в стакане, сера |
| Ход урока |
Структурные этапы урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Прогнозируемая деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Цель: | Здравствуйте! Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает учащихся на урок | |
II Мотивация Цель: повысить мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика | Нашу встречу посвящаем неметаллам. Они удивляют своим разнообразием, несмотря на малочисленность в периодической системе. Послушайте краткую характеристику некоторого элемента, с которым человечество познакомилось ещё в древности. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в состав которого входил этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют о том, что простое вещество из этого элемента использовалось для изготовления красок косметики ещё во II тысячелетии до н.э. Простое вещество желтого цвета, хрупкое, легко плавится. Предположите, о каком веществе идет речь. | Сера |
III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА Цель: проверить правильность, полноту и осознанность приобретённых ранее знаний; мотивировать и мобилизовать силы учеников, стимулировать их к успеху; формирование настойчивости и дисциплинированности. | «Какие мысли, чувства, вопросы, предложения приходят вам на ум в связи с этой темой?» | Формулируют вопросы, мысли: - встречается ли сера в природе в свободном состоянии? - в составе каких веществ встречается сера в природе? - как извлекают серу из этих веществ? - где серу применяют? - где используют соединения серы? |
1.Строение атома | Давайте посмотрим на местоположение серы в периодической системе. Какие ещё элементы входят в VI-А группу? Три человека к доске: Напишите электронные формулы кислорода, серы, селена и теллура Вместе сделать вывод: В чём сходство и различие их электронных оболочек? Как это отражается на свойствах элементов? Все остальные выполняют следующее задание: У какого элемента более резко выражены неметаллические свойства: у серы или фосфора? Объясните это исходя из строения их атомов. Сделаем общий вывод: По VI-А группе неметаллические свойства уменьшаются сверху вниз По периоду увеличиваются слева направо | Кислород, сера, селен, теллур и полоний Сходства: Все неметаллы, 6 валентных электронов Различия: радиус атома, неметаллические свойства, электроотрицательность. Слайд № 2 и 3 У серы, т.к. меньше радиус, сильнее притяжение электронов к ядру |
2. Степени окисления Самостоятельная работа обучающихся Цель: использование имеющихся знаний и приобретенных навыков и умений в нестандартных ситуациях | Определите степень окисления серы в следующих соединениях: а) SO2, б) SO3, в) Na2S, г) K2SO4, д) FeS, е) Li2SO3, ж) Cl2. Сделайте вывод, какие степени окисления наиболее характерны для серы? Почему кислород не имеет степеней окисления +4, +6? | +6,+4,+2, -2 Слайд №4 http://fcior.edu.ru/card/1626/konstruktor-animaciy-perehod-atoma-sery-v-vozbuzhdennoe-sostoyanie.html - конструктор анимаций Слайд 5 |
3.Аллотропия. аллотропные видоизменения серы | Так же как и кислород, сера имеет аллотропные модификации. Давайте вспомним, какие аллотропные модификации кислорода вам известны? В чём причина аллотропии? | О2 и О3 – кислород и озон. Причина – строение молекулы Слайд 6, 7 |
| Одна из аллотропных модификаций серы имеет циклическое строение молекулы и относительную молекулярную массу 256. Напишите структурную формулу этой модификации. | S 8 |
4.Физические свойства серы | Давайте посмотрим на пространственное расположение данной молекулы. http://fcior.edu.ru/card/14190/laboratornaya-rabota-allotropnye-modifikacii-sery.html Описать физические свойства серы. Провести необходимое расследование по поводу растворимости серы. ФЛОТАЦИЯ (франц. flottation, от flotter - плавать на поверхности воды), процесс разделения мелких твердых частиц (главным образом минералов), основанный на различии их в смачиваемости водой. Аллотропные модификации способны превращаться друг в друга http://www.intellect-video.com/4289/27-Poluchenie-plasticheskoy-sery-online/ - превращение кристаллической серы в пластическую Т.к. мы с вами видели, что кристаллическая сера легко плавится, то ее кристаллическая решетка должна быть какой? Что происходит при нагревании серы? | Слайд 8 Учащийся у доски (оборудование и реактивы: сера, стакан с водой) Сера – это светло-желтое кристаллическое вещество, не растворяется в воде, не смачивается водой, мелкие кусочки серы плавают на поверхности. - молекулярной -При нагревании восьмичленные кольца разрываются, превращаясь в длинные цепочки, которые могут растягиваться и сокращаться (поэтому напоминают нам резину |
| Делаем вывод об аллотропных модификациях серы. | сера как простое вещество существует в двух аллотропных модификациях: кристаллической и резиноподобной (учитель: резиноподобная сера называется пластической |
5.Природные соединения серы | Просмотрите слайды и сделайте вывод: в каком виде встречается сера в природе? | Слайды 9-18 Сера встречается в виде соединений и самородном состоянии |
6.Химические свойства серы | Выпишите степени окисления серы в порядке возрастания. К ак может изменяться степень окисления серы, если в простых веществах степень окисления серы 0. Свойства серы? Ваши предположения с какими веществами? http://fcior.edu.ru/card/2287/himicheskie-svoystva-sery-i-ee-primenenie.html Слайд 19 | -2 0 +2 +4 +6 |
7,8. Сера – окислитель. Сера – влсстановитель. | Осуществите следующие превращения: Запишите уравнения реакций. Укажите окислитель и восстановитель. | Учащиеся по очереди выполняют задание |
9,10.Биологическое значение и применение серы | Прочитать текст в учебнике на стр. 132-133, какую биологическую роль и какое применение находит сера | Слайд 21, 22 |
IV Закрепление знаний | Количество валентных электронов у атома серы? Степени окисления серы? Аллотропные модификации серы? Физические свойства серы? Химические свойства серы? При взаимодействии металлов с серой она проявляет свойства …… При взаимодействии водорода с серой она проявляет свойства … | |
| Химический элемент Е в природе встречается как в виде жёлтого простого вещества, так и в виде многочисленных соединений. Он входит в состав белков волос, рогов, шерсти, является составной частью витаминов и гормонов. При недостатке элемента Е в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей и выпадение волос. Запишите названия и формулы трёх кислот, образуемых элементом Е. | |
VРефлексия | Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке и сформулировать затруднения, с которыми они столкнулись при выполнении заданий, подумать, над какими вопросами следует еще поработать. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Мне было сложно… | Рефлексия собственной деятельности: высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске |
VI Домашнее задание | П. 22, задачник под авторством Кузнецовой Н.Е и Лёвкина - № 3-3, 3-23 | Слайд 24 |