Урок химии по теме "Сера" разработан к обновленной программе по химии в 9 классе в школах Казахстана к учебнику издательства "Мектеп" под редакцией Н.Н.Нурахметова с соавторами. Методическое обоснование. Урок комбинированный, с применением элементов поисковой работы и анализа содержания опытов по превращению химических веществ. В ходе урока учащиеся закрепляют навыки составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Закрепить навык составления уравнений химических реакций окисления-восстановления методом электронного баланса.
Умение наблюдать и делать выводы из наблюдений.
Развивать умение решать расчетные задачи на избыток-недостаток.
Формирование научной картины мира на примерах взаимосвязи строения атома серы и её химических свойств, как частного примера перехода количественных изменений в качественные.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: набор реактивов для демонстрации опытов сжигания серы в кислороде и получения сероводорода из простых веществ, вытяжной шкаф, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Методическое обоснование урока: комбинированный урок с применением элементов рассказа, наблюдения, беседы и поисковой работы. При изучении нового материала использование приёмов анализа содержания химических превращений веществ, демонстрации, составление кратких схем.
Ход урока.
Введение.
Организационный момент.
Постановка цели занятия.
Актуализация опорных знаний по теме «Подгруппа кислорода».
1.Назовите химические элементы подгруппы халькогенов Периодической системы Д.И.Менделеева. Почему они получили такое название?
2.Чего существует больше: химических элементов, или простых веществ? Ответ обоснуйте.
3.Назовите известные вам различия свойств простых веществ озона и кислорода, чем они обусловлены?
4.Почему озон обесцвечивает некоторые красители, а к действию кислорода они устойчивы?
5.Известны ли вам такие превращения, когда один химический элемент превращается в другой, одно простое вещество в другое?
6.Дайте определение понятия «аллотропия»?
7.Назовите аллотропные видоизменения серы, в чем различие их свойств?
8.Что общего в составе атомов химических элементов подгруппы А, VI группы Периодической системы?
После завершения обсуждения вопросов, учитель делает обобщающий вывод:
- Свойства определяются составом и строением химических соединений;
- Химические свойства проявляются лишь в определенных условиях, которые создаются благодаря особой химической природе элементов, температурному режиму, присутствию катализаторов и т.п.
Основная часть.
Запись темы урока в тетрадях и вводное слово учителя.
Сера – уникальный неметалл, она находит самое широкое применение в различных отраслях производства и сферах жизни современного человека. Около 50% мирового производства серы расходуется на получение серной кислоты, 10-15 % - для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Остальная сера расходуется на получение резины, искусственных волокон, взрывчатых веществ и в промышленном органическом синтезе.
Сера принадлежит к числу химических элементов, имеющих особое значение для жизненных процессов, так как она входит в состав белковых веществ. В организме человека, например, содержание серы составляет 0,25 % по массе. К примеру, если человек весит 76 кг, то содержание серы в его организме составит 190 г.
Сера входит в состав некоторых важнейших аминокислот: цистеина, глутатиона и др. Сера способна образовать дисульфидные мостики (-S- S-) в молекулах белков, благодаря чему поддерживается их определенная пространственная конфигурация.
Но что представляет собой сера с точки зрения её химических свойств? Почему соединения серы столь разнообразны и обладают уникальными свойствами? Ответ на этот и многие другие вопросы мы найдем сегодня на уроке.
Начинаем знакомство с фактическим материалом темы. Сначала записываем схемы уравнений реакций, иллюстрирующих химические свойства серы:
А) металл + серы = соль сероводородной кислоты (сульфид)
Б) водород + сера = сероводород
В) кислород + сера = диоксид серы.
Задание: запишите уравнения реакций. Класс работает самостоятельно, для создания проверочной схемы, один ученик выполняет задание на оборотной стороне доски. После завершения работы организуем самопроверку по образцам записей на доске.
Учитель делает сообщение. Любое аллотропное видоизменение серы, поскольку является простым веществом, состоит из атомов с нулевой степенью окисления, это обстоятельство в сумме с валентными возможностями атомов серы и определяет их химические свойства. В уравнениях реакций простое вещество серу принято обозначать S, а не S8.
Обращаем внимание школьников на то, что в первом и втором уравнениях реакций сера восстанавливается до низшей степени окисления S-2, а в третьем уравнении химической реакции с кислородом, сера окисляется до S+4. Окислителем или восстановителем окажется сера, зависит от природы второго реагента.
Если сера взаимодействует с веществом, атомы которого обладают меньшими значениями электроотрицательности, чем у серы, то последняя станет окислителем. Так протекают реакции с большинством металлов и с водородом. Схема электронного баланса серы выглядит так:
S0 + 2 е- → S-2 окислитель.
Восстановителем сера будет в реакциях с веществами, атомы которых проявляют большие значения электроотрицательностей. Схема электронного баланса серы выглядит так:
S0 - 4 е- → S+4 восстановитель, или
S0 - 6 е- → S+6 восстановитель.
Вывод: В зависимости от природы реагента сера может проявлять окислительные, либо восстановительные свойства. (запись вывода в тетради)
Демонстрационные опыты: (в виду токсичности образующихся продуктов, обе реакции проводят под тягой)
Сжигание серы в атмосфере кислорода, с образованием сернистого газа.
Пропускание тока водорода над расплавленной серой, с образованием сероводорода. (яд! тяга!).
Для уравнений реакций составляют электронный баланс, указывают окислители и восстановители.
Ответить на вопросы: Сколько электронов необходимо принять атому серы до полного завершения внешнего 3р-электронного слоя? В реакциях с какими веществами сера способна принимать электроны? Сколько электронов сера может отдать более энергичному окислителю?
Закрепление. Выполнить упражнения.
1) Составить уравнения реакций взаимодействия серы с алюминием, магнием и фтором. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций методом электронного баланса.
2) Приведите примеры уравнений реакций, в которых отражаются признаки сходства химических свойств серы и кислорода.
3) Решите задачу.
Какие вещества, и в каком количестве, должны получиться после того, как закончится реакция между 15 г цинка и 6,4 г серы?
Заключение.
Рефлексия. Что вы узнали нового на уроке о свойствах серы? Чем вам запомнился этот урок?