kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему «Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока химии для 8 класса по теме "Соли.Определение,состав,классификация и номенклатура". Урок изучения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»»

Конспект урока на тему

«Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»

Цель урока:

*сформировать представление о солях.

Задачи урока:

*формировать умение определять соли, их состав, название некоторых солей;

*классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;

*отличать соли от оксидов, оснований и кислот по формуле.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, реактивы.

План урока.

1.Организационный этап.

2.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3.Изучение нового материала

4.Первичное закрепление знаний.

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент


2.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель. Сегодня мы начнем урок с выполнения задания. На столах у вас находится раздаточный материал. Распределите вещества на группы. Давайте вспомним, с какими классами неорганических соединений мы с вами уже познакомились (Учащиеся вспоминают, что познакомились с оксидами, основаниями и кислотами).

Заполните таблицу по образцу. Образцы веществ:HCI,CaCO3,CuO,H2SO4,FeCI3, NaOH,Ca(OH)2,CuSO4,SiO2,KOH,Mq(NO3)2,HNO3,H2O.


Химическая формула

Название

Класс неорганических соединений





Скажите, пожалуйста, остались ли формулы веществ, которые вы не смогли определить к какому-либо классу неорганических соединений? (Учащиеся отвечают: «Да»)

Давайте посмотрим на слайд 1 и проверим результаты вашей работы.


3.Изучение нового материала

Учитель. Для того чтобы узнать тему урока и к какому классу неорганических соединений относятся оставшиеся формулы соединений, я предлагаю отгадать мою загадку.

Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в VIII веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, а из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему приписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю, его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. (Поваренная соль)

Правильно, это соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество входит в состав огромного класса неорганических веществ, который так и называется - соли.

Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока «Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»

(Слайд 2)

Давайте откроем учебник на с.106 и прочитаем определение. Теперь запишите это определение в тетрадь.

Соли можно разделить по составу кислотного остатка.

Готовая схема появляется на экран (Слайд 3)

Соли

(по составу кислотного осадка)

|

↓ ↓ ↓

Средние Основные Кислые

(K2CO3,CuSO4, (AIOHCI2, CaOHNO3) (NaHSO4, KHS)

Na3PO4)

Учитель. Теперь попробуйте разделить соли на три группы. Работать будете в парах. На каждой парте лежат карточки с формулами солей (они выдаются на каждый стол). При разделении солей воспользуйтесь таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты.

(K2SO4, PbCI2, CaCO3, BaSiO3, NaCI, CaSO4, Na3PO4, ZnSO3, AIPO4)

Давайте посмотрим, как вы разделили соли.

Готовая схема появляется на экране (Слайд 4)


Соли

(по растворимости в воде)

|

_____________________________________________________________________

↓ ↓ ↓

Растворимые (Р) Малорастворимые (М) Нерастворимые (Н)

(NaCI, K2SO4, (ZnSO3,CaSO4,PbCI2) ( CaCO3,AIPO4,BaSiO3)

Na3PO4)


Учитель. Что у них общего? (Везде есть металл и кислотный остаток) (Слайд 5)

СОЛЬ = МЕТАЛЛ + КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК

(Схему зарисовываем в тетрадь.)

Учитель. Теперь разберемся, как же можно называть соли. На самом деле, все соли соответствуют какой-либо кислоте, а название соли зависит от соответствующей кислоты. Откройте, пожалуйста, учебник на с.106.

Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой – название солей. Пользуясь этой записью и внимательно прочитав формулы, установите соответствие названия каждой формуле и карандашом их соедините. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться со своей группой. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

(Слайд 6)

Задания для групповой работы

NaCI


Карбонат кальция

K2SO4

Сульфид магния

Na3PO4

Нитрат магния

CaCO3

Хлорид натрия

Mq(NO3)2

Сульфит лития

Li2SO3

Сульфат калия

MgS

Ортофосфат натрия


После выполнения работы ученики сверяют свои ответы с правильными на экране, записанными на доске, а учитель объясняет правильность произношения формулы.

(Слайд 7)

MgS-магний эс

Na3PO4-натрий три пэ о четыре

Mq(NO3)2-магний эн о три дважды


4.Первичное закрепление материала.

Учитель. А теперь давайте выясним, как же составить формулу солей.

Ученики читают правила составления формул солей (Слайд 8)

На каждой парте лежит Алгоритм составления формулы соли.


Алгоритм составления формулы соли.

1.На первом месте записываем название металла, затем название соответствующего кислотного остатка.

2. Обозначим заряды ионов, из которых состоит соль (т.е. ион металла ион кислотного остатка, который будет иметь отрицательный знак и равен числу атомов водорода в соответствующей кислоте).

3.Находим наименьшее общее кратное для этих зарядов.

4.Делим НОК на заряды ионов и получаем соответствующие индексы.


Давайте попробуем выполнить задание, используя алгоритм. (Далее группы составляют формулы солей по следующим карточкам)


Металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная кислота

Кислотный остаток





Ca





K





Al






Группы проверяют свою работу по листу самопроверки. (Слайд 9)

Лист самопроверки.

Далее группы составляют формулы солей по следующим карточкам:



Металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная кислота

Кислотный остаток


SO42-

Cl-

NO3-

Ca

Ca2+

CaSO4

CaCl2

Ca (NO3)2

K

K+

K2SO4

K Cl

K NO3

Al

Al 3+

Al2(SO4)3

Al Cl3

Al( NO3)3









5.Подведение итогов и рефлексия (Слайд 10)

Учитель. Чему вы научились на сегодняшнем уроке? В завершение оцените свои знания по новой теме, отметив на рисунке соответствующий им сектор штриховкой:










































Приложение.


1.Заполните таблицу по образцу. Образцы веществ: HCI,CaCO3 ,CuO ,H2SO4 ,FeCI3, NaOH,Ca(OH)2,CuSO4,SiO2,KOH,Mq(NO3)2,HNO3,H2O.


Химическая формула

Название

Класс неорганических соединений





























2. (K2SO4, PbCI2, CaCO3, BaSiO3, NaCI, CaSO4, Na3PO4, ZnSO3, AIPO4)

Соли

(по растворимости в воде)

|

_____________________________________________________________________

↓ ↓ ↓

Растворимые (Р) Малорастворимые (М) Нерастворимые (Н)






3

NaCI


Карбонат кальция

K2SO4

Сульфид магния

Na3PO4

Нитрат магния

CaCO3

Хлорид натрия

Mq(NO3)2

Сульфит лития

Li2SO3

Сульфат калия

MgS

Ортофосфат натрия


4. Алгоритм составления формулы соли.

1.На первом месте записываем название металла, затем название соответствующего кислотного остатка.

2. Обозначим заряды ионов, из которых состоит соль (т.е. ион металла ион кислотного остатка, который будет иметь отрицательный знак и равен числу атомов водорода в соответствующей кислоте).

3.Находим наименьшее общее кратное для этих зарядов.

4.Делим НОК на заряды ионов и получаем соответствующие индексы.







5.

Металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная кислота

Кислотный остаток





Ca






K






Al







6.



\\


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему «Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»

Автор: Шоклева Надежда Михайловна

Дата: 14.11.2022

Номер свидетельства: 617310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по химии"Получение и свойства кислот" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-poluchieniie-i-svoistva-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "168567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423245511"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "технологическая карта урока  по теме "Кислоты""
    ["seo_title"] => string(46) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapotiemiekisloty"
    ["file_id"] => string(6) "291299"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455101381"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "урок химии , конспект"
    ["seo_title"] => string(19) "urokkhimiikonspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "270895"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451304403"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308458"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458582541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства