2.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3.Изучение нового материала
4.Первичное закрепление знаний.
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель. Сегодня мы начнем урок с выполнения задания. На столах у вас находится раздаточный материал. Распределите вещества на группы. Давайте вспомним, с какими классами неорганических соединений мы с вами уже познакомились (Учащиеся вспоминают, что познакомились с оксидами, основаниями и кислотами).
Заполните таблицу по образцу. Образцы веществ:HCI,CaCO3,CuO,H2SO4,FeCI3, NaOH,Ca(OH)2,CuSO4,SiO2,KOH,Mq(NO3)2,HNO3,H2O.
Химическая формула
Название
Класс неорганических соединений
Скажите, пожалуйста, остались ли формулы веществ, которые вы не смогли определить к какому-либо классу неорганических соединений? (Учащиеся отвечают: «Да»)
Давайте посмотрим на слайд 1 и проверим результаты вашей работы.
3.Изучение нового материала
Учитель. Для того чтобы узнать тему урока и к какому классу неорганических соединений относятся оставшиеся формулы соединений, я предлагаю отгадать мою загадку.
Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в VIII веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, а из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему приписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю, его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. (Поваренная соль)
Правильно, это соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество входит в состав огромного класса неорганических веществ, который так и называется - соли.
Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока «Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»
(Слайд 2)
Давайте откроем учебник на с.106 и прочитаем определение. Теперь запишите это определение в тетрадь.
Соли можно разделить по составу кислотного остатка.
Готовая схема появляется на экран (Слайд 3)
Соли
(по составу кислотного осадка)
|
↓ ↓ ↓
Средние Основные Кислые
(K2CO3,CuSO4, (AIOHCI2, CaOHNO3) (NaHSO4, KHS)
Na3PO4)
Учитель. Теперь попробуйте разделить соли на три группы. Работать будете в парах. На каждой парте лежат карточки с формулами солей (они выдаются на каждый стол). При разделении солей воспользуйтесь таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты.
Учитель. Что у них общего? (Везде есть металл и кислотный остаток) (Слайд 5)
СОЛЬ = МЕТАЛЛ + КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК
(Схему зарисовываем в тетрадь.)
Учитель. Теперь разберемся, как же можно называть соли. На самом деле, все соли соответствуют какой-либо кислоте, а название соли зависит от соответствующей кислоты. Откройте, пожалуйста, учебник на с.106.
Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой – название солей. Пользуясь этой записью и внимательно прочитав формулы, установите соответствие названия каждой формуле и карандашом их соедините. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете посоветоваться со своей группой. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.
(Слайд 6)
Задания для групповой работы
NaCI
Карбонат кальция
K2SO4
Сульфид магния
Na3PO4
Нитрат магния
CaCO3
Хлорид натрия
Mq(NO3)2
Сульфит лития
Li2SO3
Сульфат калия
MgS
Ортофосфат натрия
После выполнения работы ученики сверяют свои ответы с правильными на экране, записанными на доске, а учитель объясняет правильность произношения формулы.
(Слайд 7)
MgS-магний эс
Na3PO4-натрий три пэ о четыре
Mq(NO3)2-магний эн о три дважды
4.Первичное закрепление материала.
Учитель. А теперь давайте выясним, как же составить формулу солей.
Ученики читают правила составления формул солей (Слайд 8)
На каждой парте лежит Алгоритм составления формулы соли.
Алгоритм составления формулы соли.
1.На первом месте записываем название металла, затем название соответствующего кислотного остатка.
2. Обозначим заряды ионов, из которых состоит соль (т.е. ион металла ион кислотного остатка, который будет иметь отрицательный знак и равен числу атомов водорода в соответствующей кислоте).
3.Находим наименьшее общее кратное для этих зарядов.
4.Делим НОК на заряды ионов и получаем соответствующие индексы.
Давайте попробуем выполнить задание, используя алгоритм. (Далее группы составляют формулы солей по следующим карточкам)
Металл
Заряд ионов
Серная кислота
Хлороводородная кислота
Азотная кислота
Кислотный остаток
Ca
K
Al
Группы проверяют свою работу по листу самопроверки. (Слайд 9)
Лист самопроверки.
Далее группы составляют формулы солей по следующим карточкам:
Металл
Заряд ионов
Серная кислота
Хлороводородная кислота
Азотная кислота
Кислотный остаток
SO42-
Cl-
NO3-
Ca
Ca2+
CaSO4
CaCl2
Ca (NO3)2
K
K+
K2SO4
K Cl
K NO3
Al
Al 3+
Al2(SO4)3
Al Cl3
Al( NO3)3
5.Подведение итогов и рефлексия (Слайд 10)
Учитель. Чему вы научились на сегодняшнем уроке? В завершение оцените свои знания по новой теме, отметив на рисунке соответствующий им сектор штриховкой:
1.На первом месте записываем название металла, затем название соответствующего кислотного остатка.
2. Обозначим заряды ионов, из которых состоит соль (т.е. ион металла ион кислотного остатка, который будет иметь отрицательный знак и равен числу атомов водорода в соответствующей кислоте).
3.Находим наименьшее общее кратное для этих зарядов.
4.Делим НОК на заряды ионов и получаем соответствующие индексы.