kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии: Угольная кислота, её диссоциация и соли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из копилки для работы с трудными учащимися, имеющими пробелы в знаниях. Для таких учащихся очень важно почувствовать практическую связь с бытом и "жизнью", как они её понимают. Поэтому необходимо привлечь их внимание, вовлечь в учебную деятельность, иногда в ущерб количеству информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии: Угольная кислота, её диссоциация и соли.»

Урок химии в 9 классе

Тема: Угольная кислота, её диссоциация и соли.


Подготовил учитель биологии и химии филиала №4 ГБОУ ВСОШ

Бажанов Ю.А.


Цели: В соответствии с программными материалами, познакомить учащихся со свойствами угольной кислоты, с её особенностями и значением в природе. Закрепить сведения о течении обратимых реакций, о химическом равновесии и условиях его смещения.

Обеспечение: Кроме необходимых на каждом уроке учебников, задачников и рабочих тетрадей, следует приготовить бутылку газированной воды для демонстрации.


План:

  1. Организационный момент.

  2. Опора на предшествующий материал (повторение изученного).

  3. Основная часть:

  1. образование угольной кислоты.

  2. свойства общие для всех кислот и специфические.

  3. диссоциация угольной кислоты.

  4. значение и взаимодействия в природе.

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Заключительная часть.

  3. Список использованной литературы.

1. Организационный момент.

В качестве мотивирующего момента, возбуждающего интерес к теме, уместно использовать демонстрацию выделения углекислого газа при открывании бутылки с газированной водой. Всем знакомый и часто используемый предмет позволит построить связь с теорией.

Уместно задать вопросы:

  • Что за газ содержится в бутылке?

  • Почему при открывании тёплой жидкости выделение газа интенсивней?

За тем учащимся сообщается тема и план урока.


2. Опора на предшествующий материал (повторение изученного).

В этой части урока следует закрепить сведения о свойствах углекислого газа, об отличиях оксидов углерода и их свойств:

Диоксид углерода. Угольная кислота. Диоксид углерода СО2 постоянно образуется в природе при окислении органических веществ (гниение растительных и животных остатков, дыхание, сжигание топлива). В больших количествах он выделяется из вул­канических трещин и из вод минеральных источников.

В лабораториях диоксид углерода обычно получают, действуя на мрамор СаСОз соляной кислотой в аппарате Киппа:

СаСОз + 2НСI = CaCl2 + Н2О + CО2

в промышленности большие количества диоксида углерода по­лучают при обжиге известняка:

СаСОз = СаО + CО2t

Диоксид углерода при обычных условиях - бесцветный газ, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха, благодаря чему его можно переливать, как жидкость, из одного сосуда в другой. Масса 1 л СО2 при нормальных условиях составляет 1,98 г. Растворимость диоксида углерода в воде невелика: 1 объем воды при 20оС рас­творяет 0,88 объема СО2, а при ОоС – 1,7 объема. Применяется диоксид углерода при получении соды по аммиачно-хлоридному способу, для синтеза карбамида, для по­лучения солей угольной кислоты, а также для газирования фрук­товых и минеральных вод и других напитков.

Под давлением около 0,6 МПа диоксид углерода при комнатной температуре превращается в жидкость. Жидкий диоксид углерода хранят в стальных баллонах. При быстром выливании его из бал­лона поглощается вследствие испарения так много теплоты, что СО2 превращается в твердую белую снегообразную массу, которая, не плавясь, сублимируется при – 78,5 ос. Твёрдый диоксид угле­рода под названием «сухой лёд» применяется для охлаждения скоропортящихся продуктов, для производства и сохранения моро­женого, а также во многих других случаях, когда требуется полу­чение низкой температуры.

По достижении 400­-500оС начинает протекать реакция между углем и образовавшимся диоксидом углерода:

С + CО2 = 2COt

Рассмотренная реакция между углеродом и СО2, приводящая к образованию монооксида углерода, осуществляется в очень боль­ших масштабах в доменном процессе, а также в газо­генераторах.

В лабораториях оксид углерода (II) обычно получают, прибав­ляя муравьиную кислоту НСООН к нагретой серной кислоте. По­следняя отнимает от муравьиной кислоты воду, выделяя оксид углерода (II):

НСООН = COt + Н2О

Эта реакция показывает, что оксид углерода (II) можно рас­сматривать как ангидрид муравьиной кислоты.

На воздухе оксид углерода горит голубоватым пламенем с выделением большого количества теплоты, превращаясь в СО2:

2СО + О2 = 2CО2 + 566 кДж

Необходимо также вспомнить механизмы отравления CО2 и CO.


3. Основная часть:

В стакан с сильно газированной водой добавить лакмус.

Задаём вопросы:

  • Что такое индикатор и как в разных средах изменяет цвет лакмус.

  • Какие выводы можно сделать по изменению цвета лакмуса в газировке?

Раствор СО2 в воде имеет кисловатый вкус и обладает слабо­кислой реакцией, обусловленной присутствием в растворе неболь­ших количеств угольной кислоты Н2СОЗ, образующейся в резуль­тате обратимой реакции:

СО2 + Н2О = Н2СОз

Таким образом, диоксид углерода является ангидридом уголь­ной кислоты.

Равновесие последней реакции сильно сдвинуто влево, лишь очень небольшое количество растворенного СО2 превращается в угольную кислоту.

Угольная кислота Н2СОз может существовать только в водном растворе. При нагревании раствора диоксид углерода улетучивается, равновесие образования Н2СОз смещается влево, и, в конце концов, остается чистая вода.

Угольная кислота очень слабая. В растворе она диссоциирует на ионы Н+ и НСОз -, т.е, Н2СОз является очень слабым электролитом.

Далее следует подготовить учащихся к восприятию следующей темы: «соли угольной кислоты – карбонаты». Это делается с помощью опыта по пропусканию СО2 через известковую воду при объяснении природного значения взаимодействия воды и углекислого газа:

CO2+Ca(OH)2→CaCO3↓+H2O

CaCO3+CO2+H2O→Ca(HCO3)2

Растворимостью гидрокарбонатов в воде объясняется постоян­ное передвижение карбонатов в природе. Почвенные и грунтовые воды, содержащие СО2, просачиваясь сквозь почву и особенно сквозь пласты известняка, растворяют карбонат кальция и уносят его с собой в виде гидрокарбоната в ручьи, реки и моря. Оттуда он попадает в организмы морских животных и идет на построение скелетов или, выделяя диоксид углерода, снова превращается в карбонат кальция и отлагается в виде пластов.

Кроме карбоната кальция, в природе встречается в больших количествах карбонат магния МgСОз, известный под названием магнезита. Карбонат магния, как и карбонат кальция, легко раст­воряется в воде, содержащей СО2, переходя в растворимый гидро­карбонат.


4. В качестве закрепления изученного материала уместно использовать задачи:

  • Если углекислый газ пропустить через воду, окрашен­ную лакмусом в фиолетовый цвет, то окраска переходит в красную; при нагревании окраска вновь становится фиолетовой. Дайте объяс­нение этим явлениям.

  • Каким весьма простым способом можно отличить соли угольной кислоты от солей азотной, серной и соляной кислот? Дайте подробное объяснение.

  • В чем действие соляной кислоты на карбонат натрия Nа2СОЗ сходно с действием ее на сульфит натрия Nа2з?

  • Как можно осуществить превращения, схемы которых приведены ниже? Напишите уравнения соответствующих реакций:

СаС12 -+ СаСОз; 3) Ба(NJ3)2 -+ ВаСОз

СаСОз -+ СаСl2; 4) ВаСОз -+ Ва(NО3)2

  • Ученик прилил к растворам соды и сульфата натрия, находящимся в пробирках, избыток раствора хлорида бария. На вопрос учителя о том, в какой пробирке находился раствор сульфата натрия, ученик не мог ответить, так как спутал пробирки. При помощи какого простого опыта можно было бы дать ответ на вопрос учителя?

  • Поташ, извлекаемый из древесной золы, содержит 8на­чительную примесь сульфата калия. Как обнаружить наличие этой примеси?

  • 11,44 г кристаллического карбоната натрия образуют 4,24 г безводной соли. Вычислите число молекул воды в кристал­лической соли.

  • При анализе мела одного из месторождений было най­дено СаО 55,6% и С02 43,9%. Содержит ли мел этого месторожде­ния примеси других карбонатов?

  • Что выгоднее применять для нейтрализации - соду кристаллическую или соду обезвоженную, если последняя дороже первой приблизительно в 1,5 раза?

  • Можно ли получить соду непосредственно действием карбоната кальция на поваренную соль?

  • Сколько граммов кристаллической соды Nа2СОЗ' 10Н2О необходимо для нейтрализации 49 г серной кислоты?

  • Сколько граммов карбоната кальция необходимо для того, чтобы, действуя на него кислотой, получить 1,12 л углеки­слого газа?


5. В заключительной части следует сообщить учащимся оценки и проанализировать их. Познакомить со списком использованной и рекомендованной литературы:


В.А. Крицман: «Книга для чтения по неорганической химии» (в 2-х частях); – М; «Просвещение»; 1992.

И.А. Леенсон: «Занимательная химия» (в 2-х частях) – М; «Дрофа»; 1996.

Годмен А.: «Илллюстрированный химический словарь; Пер. с англ; – М; «Мир»; 1984.

Конарев Б. Н. Любознательным о химии: Неорганич. химия; – М.: Химия, 1984.

Колтун М.М. Мир химии; – М.: «Детская литература», 1988.

Курячая М.А. Химия созидаю­щая, химия разрушающая: Панора­ма большой химии.- М.: Знание, 1990.

Хомченко Г. П., Севастьянов К. И. Книга для внеклассного чтения уча­щихся 8-10 классов; – М .: Просвещение, 1989.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок химии: Угольная кислота, её диссоциация и соли.

Автор: Бажанов Юрий Александрович

Дата: 20.06.2017

Номер свидетельства: 422670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок "Угольная кислота и ее соли""
    ["seo_title"] => string(29) "urokugholnaiakislotaiieiesoli"
    ["file_id"] => string(6) "323207"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461776627"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Углекислый газ, угольная кислота и ее соли" "
    ["seo_title"] => string(48) "ughliekislyi-ghaz-ughol-naia-kislota-i-ieie-soli"
    ["file_id"] => string(6) "189169"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426833580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по химии в 9 классе"Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-sil-nyie-i-slabyie-eliektrolity-stiepien-dissotsiatsii"
    ["file_id"] => string(6) "126468"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415183218"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по химии в 9 классе Приключения серной кислоты "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-prikliuchieniia-siernoi-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "168596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423249154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства