Урок химии: Угольная кислота, её диссоциация и соли.
Урок химии: Угольная кислота, её диссоциация и соли.
Урок из копилки для работы с трудными учащимися, имеющими пробелы в знаниях. Для таких учащихся очень важно почувствовать практическую связь с бытом и "жизнью", как они её понимают. Поэтому необходимо привлечь их внимание, вовлечь в учебную деятельность, иногда в ущерб количеству информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок химии: Угольная кислота, её диссоциация и соли.»
Урок химии в 9 классе
Тема: Угольная кислота, её диссоциация и соли.
Подготовил учитель биологии и химии филиала №4 ГБОУ ВСОШ
Бажанов Ю.А.
Цели: В соответствии с программными материалами, познакомить учащихся со свойствами угольной кислоты, с её особенностями и значением в природе. Закрепить сведения о течении обратимых реакций, о химическом равновесии и условиях его смещения.
Обеспечение: Кроме необходимых на каждом уроке учебников, задачников и рабочих тетрадей, следует приготовить бутылку газированной воды для демонстрации.
План:
Организационный момент.
Опора на предшествующий материал (повторение изученного).
Основная часть:
образование угольной кислоты.
свойства общие для всех кислот и специфические.
диссоциация угольной кислоты.
значение и взаимодействия в природе.
Закрепление изученного материала.
Заключительная часть.
Список использованной литературы.
1. Организационный момент.
В качестве мотивирующего момента, возбуждающего интерес к теме, уместно использовать демонстрацию выделения углекислого газа при открывании бутылки с газированной водой. Всем знакомый и часто используемый предмет позволит построить связь с теорией.
Уместно задать вопросы:
Что за газ содержится в бутылке?
Почему при открывании тёплой жидкости выделение газа интенсивней?
За тем учащимся сообщается тема и план урока.
2. Опора на предшествующий материал (повторение изученного).
В этой части урока следует закрепить сведения о свойствах углекислого газа, об отличиях оксидов углерода и их свойств:
Диоксид углерода. Угольная кислота. Диоксид углерода СО2 постоянно образуется в природе при окислении органических веществ (гниение растительных и животных остатков, дыхание, сжигание топлива). В больших количествах он выделяется из вулканических трещин и из вод минеральных источников.
В лабораториях диоксид углерода обычно получают, действуя на мрамор СаСОз соляной кислотой в аппарате Киппа:
СаСОз + 2НСI = CaCl2 + Н2О + CО2
в промышленности большие количества диоксида углерода получают при обжиге известняка:
СаСОз = СаО + CО2t
Диоксид углерода при обычных условиях - бесцветный газ, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха, благодаря чему его можно переливать, как жидкость, из одного сосуда в другой. Масса 1 л СО2 при нормальных условиях составляет 1,98 г. Растворимость диоксида углерода в воде невелика: 1 объем воды при 20оС растворяет 0,88 объема СО2, а при ОоС – 1,7 объема. Применяется диоксид углерода при получении соды по аммиачно-хлоридному способу, для синтеза карбамида, для получения солей угольной кислоты, а также для газирования фруктовых и минеральных вод и других напитков.
Под давлением около 0,6 МПа диоксид углерода при комнатной температуре превращается в жидкость. Жидкий диоксид углерода хранят в стальных баллонах. При быстром выливании его из баллона поглощается вследствие испарения так много теплоты, что СО2 превращается в твердую белую снегообразную массу, которая, не плавясь, сублимируется при – 78,5 ос. Твёрдый диоксид углерода под названием «сухой лёд» применяется для охлаждения скоропортящихся продуктов, для производства и сохранения мороженого, а также во многих других случаях, когда требуется получение низкой температуры.
По достижении 400-500оС начинает протекать реакция между углем и образовавшимся диоксидом углерода:
С + CО2 = 2COt
Рассмотренная реакция между углеродом и СО2, приводящая к образованию монооксида углерода, осуществляется в очень больших масштабах в доменном процессе, а также в газогенераторах.
В лабораториях оксид углерода (II) обычно получают, прибавляя муравьиную кислоту НСООН к нагретой серной кислоте. Последняя отнимает от муравьиной кислоты воду, выделяя оксид углерода (II):
НСООН = COt + Н2О
Эта реакция показывает, что оксид углерода (II) можно рассматривать как ангидрид муравьиной кислоты.
На воздухе оксид углерода горит голубоватым пламенем с выделением большого количества теплоты, превращаясь в СО2:
2СО + О2 = 2CО2 + 566 кДж
Необходимо также вспомнить механизмы отравления CО2 и CO.
3. Основная часть:
В стакан с сильно газированной водой добавить лакмус.
Задаём вопросы:
Что такое индикатор и как в разных средах изменяет цвет лакмус.
Какие выводы можно сделать по изменению цвета лакмуса в газировке?
Раствор СО2 в воде имеет кисловатый вкус и обладает слабокислой реакцией, обусловленной присутствием в растворе небольших количеств угольной кислоты Н2СОЗ, образующейся в результате обратимой реакции:
СО2 + Н2О = Н2СОз
Таким образом, диоксид углерода является ангидридом угольной кислоты.
Равновесие последней реакции сильно сдвинуто влево, лишь очень небольшое количество растворенного СО2 превращается в угольную кислоту.
Угольная кислота Н2СОз может существовать только в водном растворе. При нагревании раствора диоксид углерода улетучивается, равновесие образования Н2СОз смещается влево, и, в конце концов, остается чистая вода.
Угольная кислота очень слабая. В растворе она диссоциирует на ионы Н+ и НСОз-, т.е, Н2СОз является очень слабым электролитом.
Далее следует подготовить учащихся к восприятию следующей темы: «соли угольной кислоты – карбонаты». Это делается с помощью опыта по пропусканию СО2 через известковую воду при объяснении природного значения взаимодействия воды и углекислого газа:
CO2+Ca(OH)2→CaCO3↓+H2O
CaCO3+CO2+H2O→Ca(HCO3)2
Растворимостью гидрокарбонатов в воде объясняется постоянное передвижение карбонатов в природе. Почвенные и грунтовые воды, содержащие СО2, просачиваясь сквозь почву и особенно сквозь пласты известняка, растворяют карбонат кальция и уносят его с собой в виде гидрокарбоната в ручьи, реки и моря. Оттуда он попадает в организмы морских животных и идет на построение скелетов или, выделяя диоксид углерода, снова превращается в карбонат кальция и отлагается в виде пластов.
Кроме карбоната кальция, в природе встречается в больших количествах карбонат магния МgСОз, известный под названием магнезита. Карбонат магния, как и карбонат кальция, легко растворяется в воде, содержащей СО2, переходя в растворимый гидрокарбонат.
4. В качестве закрепления изученного материала уместно использовать задачи:
Если углекислый газ пропустить через воду, окрашенную лакмусом в фиолетовый цвет, то окраска переходит в красную; при нагревании окраска вновь становится фиолетовой. Дайте объяснение этим явлениям.
Каким весьма простым способом можно отличить соли угольной кислоты от солей азотной, серной и соляной кислот? Дайте подробное объяснение.
В чем действие соляной кислоты на карбонат натрия Nа2СОЗ сходно с действием ее на сульфит натрия Nа2SОз?
Как можно осуществить превращения, схемы которых приведены ниже? Напишите уравнения соответствующих реакций:
СаС12 -+ СаСОз; 3) Ба(NJ3)2 -+ ВаСОз
СаСОз -+ СаСl2; 4) ВаСОз -+ Ва(NО3)2
Ученик прилил к растворам соды и сульфата натрия, находящимся в пробирках, избыток раствора хлорида бария. На вопрос учителя о том, в какой пробирке находился раствор сульфата натрия, ученик не мог ответить, так как спутал пробирки. При помощи какого простого опыта можно было бы дать ответ на вопрос учителя?
Поташ, извлекаемый из древесной золы, содержит 8начительную примесь сульфата калия. Как обнаружить наличие этой примеси?
11,44 г кристаллического карбоната натрия образуют 4,24 г безводной соли. Вычислите число молекул воды в кристаллической соли.
При анализе мела одного из месторождений было найдено СаО 55,6% и С02 43,9%. Содержит ли мел этого месторождения примеси других карбонатов?
Что выгоднее применять для нейтрализации - соду кристаллическую или соду обезвоженную, если последняя дороже первой приблизительно в 1,5 раза?
Можно ли получить соду непосредственно действием карбоната кальция на поваренную соль?
Сколько граммов кристаллической соды Nа2СОЗ' 10Н2О необходимо для нейтрализации 49 г серной кислоты?
Сколько граммов карбоната кальция необходимо для того, чтобы, действуя на него кислотой, получить 1,12 л углекислого газа?
5. В заключительной части следует сообщить учащимся оценки и проанализировать их. Познакомить со списком использованной и рекомендованной литературы:
В.А. Крицман: «Книга для чтения по неорганической химии» (в 2-х частях); – М; «Просвещение»; 1992.