kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии 9 класс «Путешествие в страну металлов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: повторить особенности  строения металлов, их положение в ПСХЭ, их свойства, практическое и биологическое  значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии 9 класс «Путешествие в страну металлов»»

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Балаково Саратовской области

(МАОУ СОШ № 22)








Открытый урок по химии

в 9В классе на тему:

«Путешествие в страну металлов»

(обобщающий урок)











Подготовила

учитель химии и биологии

Антипина Светлана Владимировна















Тема урока: «Путешествие в страну МЕТАЛЛОВ»

Цели урока: повторить особенности строения металлов, их положение в ПСХЭ, их свойства, практическое и биологическое значение.

Задачи:

  • Образовательные:

- обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

-  закрепить материал по теме «Металлы».

- выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

  • Развивающие:

      · Развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений

·      -развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы

      ·-развивать интерес к предмету

       -развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике)

       - развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление

  • Воспитательные:

- воспитывать коллективизм, умение работать в группах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Планируемые результаты:

урок должен помочь обучающимся  девятого  класса  сформировать следующие универсальные учебные действия:

      1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

      2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

      3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Оборудование: ПСХЭ, черный ящик, Fe, CuSO, Zn, HCl. пробирки

Ход урока

1.Организационный момент.

Я хочу начать урок таким четверостишием:

Все уроки, как люди, похожи и разны, -

Если к ним приглядеться с различных сторон:

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

И я хочу, чтобы сегодняшний наш урок был похож на праздник. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и начнем…

2. Мотивация.

Перед вами ЧЕРНЫЙ ЯЩИК!

Вы должны по наводящим вопросам определить, что там лежит (там лежит предмет, который имеет отношение к теме нашего урока)

На столе стоит коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:

• 1.Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

• 2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

• 3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.

• 4.Сырьём для получения этого металла служит боксит.

• 5. Его называют « крылатым металлом»

В коробочке – алюминиевая ложка. (слайд)

К каким веществам относится алюминий? (металлы)

Вопрос: Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Какова тема нашего урока?

СЛАЙД 1 (О металлах).(На экране)Путешествие в страну МЕТАЛЛОВ

СЛАЙД 2 Эпиграфом к нашему уроку я подобрала следующие слова.

«Жить – значит узнавать» Д. И. Менделеев

«Знать – значит побеждать» А. Н. Несмеянов

«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» И. В. Гёте

(СЛАЙД 3) Какие же цели сегодняшнего нашего урока?

Повторить особенности строения металлов, их положение в ПСХЭ, их свойства, практическое и биологическое значение.

(СЛАЙД 4) ПРОБЛЕМА: что произойдет, если бы на Земле исчезнут все металлы?

Я приготовила для вас «Рабочие листы». В них вы будете работать на каждом этапе урока, а в конце оцените свои знания.

- Ребята, если достаточно внимательно осмотритесь вокруг - где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Почему же они так важны? Наверное, благодаря своим особенным свойствам. Давайте повторим и обобщим все ваши знания о металлах.

I этапРазминка

(СЛАЙД 4)-Отметьте «+» или «-» напротив утверждений. 2 мин.

Перед вами лежат утверждения о металлах. Выберите из них только те которые вы считаете правильными.

Утверждения

  1. Металлы  чаще встречаются в природе в составе соединений. (+)

  2. Алюминий получают электролизом раствора его оксида (+)

  3. Кальций входит в состав известняка(+)

  4. Железо получают из бокситов.(-)

  5. Натрий хранят в открытой посуде.(-)



(СЛАЙД 5)- обменяйтесь с соседом по парте рабочим листом, проверьте друг друга и поставьте оценки ( без ошибок «5»;1-2 ошибки «4» ; больше 3- «3») Думаю двойку сегодня никто не получит.- Поднимите руки: у кого «5», «4»! Молодцы!

II этап- Положение элементов Ме в ПСХЭ.

Каким годом был объявлен 2019 год? Почему?

2019 год объявлен Генеральной ассамблеей ООН Международным годом Периодической системы химических элементов.

1 марта(17 февраля) – 150 лет

«И каждый знак ее взлелеяв

Суровым именем своим

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им.» (А. Чивилихин)

(СЛАЙД 6) Итак, по положению в ПС можно сделать вывод о принадлежности элементов к Ме или НеМе.

- Давайте вспомним, каково положение Ме в ПС.

-Где проходит граница?

-Сколько металлов?

-Сколько электронов на внешнем уровне?

-Окислители или восстановители? Почему?

-Какова их активность? Почему?

-Давайте сделаем общий вывод:

-Уч-ся: Для атомов металлов хар-но небольшое число электронов на внешнем уровне(1-3) и относительно большие атомные радиусы.

III этап. Физические свойства Ме

- исходя из строения атомов, можно сделать вывод о химической связи характерной для Ме и кристаллической решетки.

-Уч-ся: Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

- Впишите основные физические свойства Ме в схему (рабочий лист). И запишите, чем обусловлены эти свойства. (электропроводность, теплопроводность, металлический блеск, пластичность, ковкость)

(СЛАЙД 7) IVэтап - ПЕРЕВЕРТЫШИ

А сейчас, что бы немножко развеяться, разгадаем с вами перевертыши.

  1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)

  2. Не та грязь, что тусклая. (Не всё то золото, что блестит.)

  3. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл.)

  4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь воду и медные трубы.)

  5. В пустыне саксаул коричневый, на нём из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зелёный, золотая цепь на дубе том.)



(СЛАЙД8)





V этап Химические свойства металлов (эксперимент).

Вызываются два ученика. Используя предложенные реактивы, нужно провести химическую реакцию. (пока ученики выполняет  опыт, остальные пишут уравнение реакции) Рабочие листы.

Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты, напоминаю правила техники безопасности.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2.  При выполнении  практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники  безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

3.   Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

4. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

5. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.


(СЛАЙД 9) 1 ряд: 3 CuSO4 + 2 Fe → 3 Cu + Fe2 (SO4)3 (пробирка, сульфат меди, железный гвоздь)

2 ряд: Zn+ 2 HCI → ZnCI2 + H2↑ (стакан, соляная кислота, цинк гранулы)

Выполняют задания в рабочих листах.


1 ряд

2 ряд

Получить медь.

Вещества: р-р сульфата меди(CuSO4), железо (Fe), медь (Сu)


Получить водород.

Вещества: медь (Cu), цинк(Zn), р-р соляной кислоты (HCl)



VI этап «Викторина».

1)Какие металлы загораются в холодной воде? (Натрий и калий)

2)Какой металл самый легкий? (Литий.)

3)Какой металл самый тяжелый? (Осмий.)

4)Какой металл присутствует в кухонной соли? (Натрий.)

5)Химический элемент-металл, который алхимики считали металлом Солнца? (Золото.)

6)Химический элемент-металл – основа стойкого солдатика? (Олово.)

7)Металл, название которого в переводе с испанского означает “серебришко”? (Платина.)

8)В чём можно растворить золото? (В царской водке.)

9)Металл, содержащий в меле? (Кальций.)

10)Какой металл придаёт нашей крови красный цвет? (Железо.)

11)Химический элемент, в название которого три буквы из пяти одинаковые?(Олово.)

12)Самый активный металл? (Франций.)

13)Оружейный металл. (Свинец)

14)Металл, первый признак отравления соединением которого – появление сине-черной каймы на дёснах. (Ртуть.)

15) В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

16)Металл- жидкость. ( Ртуть)

17)Какой металл вызывает лихорадку? (Золото.)

18)Какой металл убивает бактерии? (Серебро)

19) От соединений какого металла зависит красный цвет крови? (железо)

20) Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (цезий)



VII этап. Роль металлов в ВОВ.

-какое событие мы будем праздновать в мае 2023 года?

-какой вклад наши советские химики внесли в дело Великой Победы?

-Какие металлы помогли приблизить победу?

(СООБЩЕНИЕ) – Я

“ Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”. Ферсман А.Е., академик

1.Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. За Вторую Мировую - примерно 800 млн. тонн. Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной Войне, приходится на железо. Сплавы железа в виде броневых плит и литья использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронепоездов.

2.Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля и делала её сверхпрочной.

3.Алюминий называют «крылатым» металлом. Алюминий использовали для защиты самолетов, так как радиолокационные станции не улавливали сигналы от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, при налётах на Германию было сброшено примерно 20 тыс. тонн алюминиевой фольги.

4.В годы ВОВ гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение.

5.Свинец – тяжёлый металл. Именно это свойство явилось причиной его широкого использования в огнестрельном оружии.(свинцовая пуля)

6.Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем использовали в годы войны для изготовления осветительных и сигнальных ракет, зажигательных бомб.

7.Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов противовоздушной обороны.

8.В военном деле применяются соединения калия. Если говорят просто «селитра», то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения черного пороха

9.Из ванадиевой стали изготавливают солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках.

10.Олово называют металлом «консервной банки». Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящи6е оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, «заболевает». Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова (IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.

11. Без германия не было бы радиолокаторов.

12.Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

13.Стронций-металл фейерверков и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней.

Не только эти металлы помогали ковать победу.

Выводы: Роль металлов в Победе в ВОВ очень велика. Только ум, находчивость, самоотверженный труд наших ученых-химиков позволили металлам в полной мере проявить свои свойства и тем самым приблизить долгожданную Победу. Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.

Этап VIII Практическое применение металлов и их биологическая роль.

? В повседневной жизни встречаемся ли мы с соединениями натрия?

Поваренная соль – хлорид натрия, применяем как приправу к пище.  

В прошлом из-за соли нередко возникали войны, народные волнения (соляные бунты), а в некоторых странах куски соли служили разменной монетой.. Но следует иметь в виду, что избыток соли в пище вреден.

В медицине 0,9% -ный раствор хлорида натрия – физиологический раствор, применяют при большой потере крови.


? Ребята, а с какими соединениями кальция мы встречаемся в жизни?

Мел, мрамор, известняк.

Оксид кальция – негашеная известь, строительство.

Гидроксид кальция – гашеная известь, строительство.

Гипс – в медицине.

Кальций основной элемент для построения скелета, зубов, скорлупы яиц. Ионы кальция ослабляют действие на организм токсинов, регулируют работу сердца.


? Каково применение алюминия и его соединений ?

Сплавы алюминия применяют в самолетостроении,  чистый алюминий нетоксичен, он представляет собой идеальный материал для упаковки пищевых продуктов и изготовлении кулинарной фольги.

Алюминий + магний= сплав – дюраль, алюминий +медь= желтая алюминиевая бронза, из которого чеканят мелкие монеты.

На реакции горения алюминия в кислороде основано применение алюминия для изготовления бенгальских огней и фейерверков.

Алюминий применяют также для изготовления алюминиевой посуды.

Ученые предполагают, что обладая такими свойствами как легкость и прочность за алюминием и его сплавами будущее нашей науки и техники.



? Удивительное сооружение человека  столб ИНДРЫ почти  из чистого железа волнует ученых уже много лет. Этот столб находится в Индии. Стоит он там уже на протяжении 16 веков.  Ребята, какой вопрос может возникнуть у любого человека? Почему этот столб до сих пор не заржавел, учитывая влажный климат Индии? Подумайте,   о каком свойстве железа  идет речь? Об этом знают все. О коррозии.

 Железо подвергается коррозии, ржавеет под действием воды, потому что  железо в основном бывает с примесями. Но вот загадка, над которой ученые ломают голову уже 16 веков.

Железо это металл, который является основой культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущим человечества.


-Ребята, чем металлы являются в химических реакциях?( восстановителями)

- Уч-ся: Ме отдают свои электроны. т. е. Ме являются восстановителями, а сами при этом окисляются.

- Это свойство окисляться имеет огромное биологическое значение. Что вы знаете о биологическом значении железа?

- Уч-ся: Железо входит в состав гемоглобина крови, участвующим в переносе кислорода.

-Действительно, входя в состав гемоглобина, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2.

-Ребята, наверняка вы сдавали общий анализ крови. Для чего это делают?

-Уч-ся: Чтобы узнать уровень гемоглобина.

-Это очень важно - знать свой гемоглобин. При его недостатке у человека развивается болезнь- железодефицитная анемия. Клетки недостаточно получают кислород.

В первую очередь от неё страдает мозг. Какой уровень гемоглобина считается нормой? у мужчин 130—170 г/л., у женщин 120—150 г/л;

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на почве, не содержащей железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа,– и они приобретают зеленый цвет.

Как вы думаете в нашей крови сколько железа?

« Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Необразованные люди в медицине были поражены. Даже предложили чеканить монеты из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти.

В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент-химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Как вы думаете, ему это удалось? Он умер от малокровия. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови человека 3-4 грамма, чего хватило разве что на два сапожных гвоздика».

Этап IX. Итог урока. Обсуждение проблемы.

ПРОБЛЕМА -Что будет, если на Земле исчезнут все металлы?(обсуждение)

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ. Подведем итог.

- Встаньте, у кого пятерки.

-Встаньте. У кого четверки. МОЛОДЦЫ!

Этап X. Рефлексия.

- Ребята, а теперь традиционно составим СИНКВЕЙН.

Одно слово – существительное – УРОК

Два прилагательных – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ.

Три глагола – ОТВЕЧАЛИ, ОБСУЖДАЛИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАЛИ.

Предложение:

-Ребята, сегодня вы получили информацию, которая пригодится вам в жизни.

« Кто владеет информацией, тот владеет миром!». Не бойтесь химию, изучайте её.

Закончить урок я хочу отрывком из стихотворения Ефима Ефимовского:

Металл – это точность,

Металл – это прочность,

Скорость, высота,

Блеск, красота.

Спасибо за урок! Я надеюсь, что он не стал для вас мучительным сном!

До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок химии 9 класс «Путешествие в страну металлов»

Автор: Антипина Светлана Владимировна

Дата: 06.06.2023

Номер свидетельства: 633233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Кислород - урок (8 класс). "
    ["seo_title"] => string(21) "kislorod-urok-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239962"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444911222"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеклассное мероприятие по химии "Химический перекресток" "
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-khimii-khimichieskii-pieriekriestok"
    ["file_id"] => string(6) "118473"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413140281"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внеклассное мероприятие "Буду химию учить". "
    ["seo_title"] => string(47) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-budu-khimiiu-uchit"
    ["file_id"] => string(6) "219390"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434133826"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок химии в 8 классе на тему: Атомно-молекулярное учение "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-khimii-v-8-klassie-na-tiemu-atomno-moliekuliarnoie-uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169119"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423363451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства