2.Воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание и инициативу.
Оборудование: компьютер, проектор, видеофрагмент , «Горение магния в кислороде», «Горение фосфора в кислороде».
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
Класс делиться на группы: 1-я группа пишет проверочную работу, 2-я группа работает с учителем. Решаем задание у доски 3 человека. Вычислите относительные молекулярные массы а) оксида железа (III), б)оксида фосфора (V) , в) оксида марганца(VII).
Устный опрос.
1. Что называется химическим элементом?
2. Что называется химической формулой?
3. Какие явления происходят с веществами?
4. Какие явления называются химическими?
5. Как по-другому называют химические явления?
6. По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?
7. Что показывает индекс и коэффициент в формуле вещества?
3. Постановка темы, цели и задачи урока.
Тема нашего сегодняшнего урока называется « Химические уравнения».
Как Вы думаете каковы будут цели и задачи нашего урока?
· Узнать определение химических уравнений.
· Научиться расставлять коэффициенты в УХР.
4. Изучение нового материала.
Изучение темы строиться на создание проблемных ситуаций.
Ребята, как Вы думаете, измениться ли масса веществ в процессе их взаимодействия?
Происходит обсуждение проблемы, учащиеся выдвигают свои гипотезы.
Давайте рассмотрим реакцию горения магния в кислороде . По каким признакам определили, что произошла хим. реакция?
Запишем её на доске сначала словами, а теперь с помощью химических и математических знаков.
Mg +O2 = MgO
НО это ещё не всё! Давайте сравним левую и правую части уравнения. Мы видим, что в реакцию вступили 2 атома кислорода, а получился только один. Неужели в природе такое возможно, чтобы атомы исчезали?
Такой вопрос возник у нас на прошлом уроке. Ответить на него пытались многие учёные, но правильный ответ нашли не все.
Ответы ребят.
Английский химик Роберт Бойль прокаливал металлы в открытой ёмкости и обнаружил, что масса металлов стала больше. М.В.Ломоносов стал прокаливать металлы в закрытом сосуде, взвешивая его до и после реакции. По результатам экспериментов учёные пришли к абсолютно противоположным выводам. Бойль утверждал, что масса веществ в результате хим. реакции меняется, Ломоносов – что остаётся без изменения.
Кто же из них прав?
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.
Ребята, как вы считаете, почему масса веществ в процессе реакции сохраняется?
Гипотезы должны строиться на положения об атомно-молекулярном учении, а также с опорой на уже известные свойства атомов.
Затем формируется вывод:
Сохранение массы объясняется тем, что атомы в процессе химической реакции не исчезают – происходит лишь их перегруппировка. Поскольку продукты реакции образуются из атомов исходных веществ, то количество атомов остается неизменным, а следовательно, сохраняется и общая масса веществ.
Ребята, в чем, по вашему мнению, заключается суть закона сохранения массы веществ?
Для науки и практики закон сохранения массы веществ дает материальную основу для составления уравнений химических реакций. Опираясь на него, можно производить расчеты по химическим уравнениям (для науки - точный расчет материала для реакции; на практике - учет продукции и материала для продукции).
5. Физкультминутка.
Ребята, именно этот закон нам поможет составлять химические уравнения. А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.) Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.) А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции.
Давайте обратимся к учебнику и найдем определение "химическое уравнение" (стр. 66 учебника) и выпишем его в тетрадь.
Химическими формулами мы записываем реагенты и продукты химической реакции, а математическими знаками - индексы и коэффициенты. (Индексы показывают число атомов в молекуле, коэффициенты - число молекул.)
Давайте вернёмся к нашей записи реакции горения магния. Можем ли мы остановиться на таком её варианте? Почему?
Итак, действие, позволяющее уравнять число атомов в уравнении, называется расстановкой коэффициентов. ( коэффициент - это число, показывающее число молекул вещества.)
Чтобы правильно расставлять коэффициенты надо знать:
1. Уравнение делится на левую и правую часть.
2. Левая часть – исходные вещества.
3. Правая часть – продукты реакции.
4. Надо найти НОК для числа атомов данного элемента в левой и правой части
уравнения.
5. Поставить коэффициенты перед веществами с целью уравнивания числа
атомов элемента в левой и правой части..
6. Написать знак = между левой и правой частью.
6. Закрепление и обобщение полученных знаний.
Давайте потренируемся выполнять расстановку коэффициентов.
4P + 5O2 = 2P2O5
N2 + 3H2 = 2NH3
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно несколько заданий (используется дифференцированный подход).
1-й уровень. Расставить коэффициенты в УХР.
Fe2O3 + H2 = Fe + H2O
ZnO + C = Zn + CO2
Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не нужны.
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Ca + O2 → CaO
CH4 → C + H2
C + O2 → CO
7. Рефлексия.
1. Что сегодня нового Вы узнали на уроке?
2. Какие моменты при изучении темы Вам показались сложными?
3. Какой закон нельзя нарушать при записи УХР.
4. Как называются вещества вступающие в реакцию
5. Как называются вещества, получившиеся в результате реакции
8. Подведение итогов урока.
Самооценка обучающимися своей деятельности на уроке.