kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических урвнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Тема: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

    Цель урока: Сформировать понятие закона сохранения массы веществ, научить составлять химические уравнения реакции. 

    Задачи урока: 
    • Образовательная: Сформулировать представления о законе сохранения массы веществ, объяснить значение закона.
    • Развивающая: Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул; начать формирование навыков составления химических уравнений 
    • Воспитательная: Привить интерес к химии, расширить кругозор. 
    Тип урока. Комбинированный.

    3. Актуализация опорных знаний и умений у учащихся:

    Предлагаю вам  этюд. Обратите внимание на то, какие физические и химические явления упоминаются в этюде?

    а) Зима. На улице стужа. Воет ветер, словно голодный зверь. Мороз-художник изобразил на оконном стекле причудливые узоры. А в избе тепло! Жарко горят поленья дров в печи. Вскипел самовар. Пора за стол. А на столе и соленья, и варенья: квашеная капуста, моченые яблочки, из вчерашнего молока поспела простокваша. Назовите физические и химические явления, которые упоминаются в этюде. Аргументируйте свой ответ.
    - Что такое физические явления? 
    - Что такое химические явления? 
    - Примеры физических  и химических явлений 
    - Условия протекания химических реакций 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических урвнений»

Тема: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Цель урока: Сформировать понятие закона сохранения массы веществ, научить составлять химические уравнения реакции. 

Задачи урока: 
• Образовательная: Сформулировать представления о законе сохранения массы веществ, объяснить значение закона.
• Развивающая: Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул; начать формирование навыков составления химических уравнений 
• Воспитательная: Привить интерес к химии, расширить кругозор. 
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (у доски)

а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:

Na2CO3; Р205; А1203

б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия

в)Разделить приведенные явления на физические и химические:
– горение угля. 
– ржавление гвоздя.
– испарение воды,
– дробление сахара,
– скисание молока,
– таяние мороженного. 
– плавление парафиновой свечи.
3. Актуализация опорных знаний и умений у учащихся:

Предлагаю вам этюд. Обратите внимание на то, какие физические и химические явления упоминаются в этюде?

а) Зима. На улице стужа. Воет ветер, словно голодный зверь. Мороз-художник изобразил на оконном стекле причудливые узоры. А в избе тепло! Жарко горят поленья дров в печи. Вскипел самовар. Пора за стол. А на столе и соленья, и варенья: квашеная капуста, моченые яблочки, из вчерашнего молока поспела простокваша. Назовите физические и химические явления, которые упоминаются в этюде. Аргументируйте свой ответ.
- Что такое физические явления? 
- Что такое химические явления? 
- Примеры физических и химических явлений 
- Условия протекания химических реакций 

б) Определить валентность элементов:

Водород, натрий, калий, фтор.

Бериллий, магний, кальций, барий, цинк, кислород

Алюминий, бор.

4. Изучение нового материала:

Формулировка закона сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. С точки зрения атомно-молекулярного учения этот закон объясняется тем, что при химических реакциях общее количество атомов не изменяется, а происходит лишь их перегруппировка. 
Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, все расчеты по химическим реакциям производятся на его основе. Именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки. 
Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым. 
Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции. 

Значение закона:

  1. Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.

  2. Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.

  3. Позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.

Химические уравнения: Закон сохранения массы веществ применяется при составлении уравнений химических реакций. 

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и коэффициентов. 

Представим: Смесь железа и серы нагрели. В результате химического взаимодействия серы и железа получено вещество – сульфид железа (II) – оно отличается от исходной смеси. Ни железо, ни сера не могут быть визуально обнаружены в нем. Невозможно их разделить и с помощью магнита. Произошло химическое превращение. 
Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами.  Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами. 

Запишем протекающую реакцию в виде уравнения химической реакции: 
Fe + S = FeS 

Алгоритм составления уравнения химической реакции: 
Составим уравнение химической реакции взаимодействия фосфора и кислорода 
1. В левой части уравнения записываем химические формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию). Помните! Молекулы большинства простых газообразных веществ двухатомны – H2; N2; O2; F2; Cl2; Br2; I2. Между реагентами ставим знак «+», а затем стрелку: P + O2 → 

2. В правой части (после стрелки) пишем химическую формулу продукта (вещества, образующегося при взаимодействии). Помните! Химические формулы необходимо составлять, используя валентности атомов химических элементов: 
P + O2 → P2O5 

3. Согласно закону сохранения массы веществ число атомов до и после реакции должно быть одинаковым. Это достигается путём расстановки коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов химической реакции. 


• Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих веществах (продуктах) содержится больше. 
• В данном случае это атомы кислорода. 
• Находим наименьшее общее кратное чисел атомов кислорода в левой и правой частях уравнения. Наименьшее кратное для атомов натрия –10: 
• Находим коэффициенты путём деления наименьшего кратного на число атомов данного вида, полученные цифры ставим в уравнение реакции: 
• Закон сохранения массы вещества не выполнен, так как число атомов фосфора в реагентах и продуктах реакции не равно, поступаем аналогично ситуации с кислородом: 
• Получаем окончательный вид уравнения химической реакции. Стрелку заменяем на знак равенства. Закон сохранения массы вещества выполнен: 
4P + 5O2 = 2P2O5 
5. Закрепление знаний

Самостоятельная работа по вариантам

1. Составить формулы, зная валентности химических элементов.

I вариант II вариант

KO, SO, PO, AlO

2.Расставить коэффициенты в химических уравнениях

C + H2 = CH4

 N2 + O2 = NO

Mg + O2 = MgO

Ca + O2 = CaO

6. Домашнее задание: п.16,дописать уравнения химических реакций и расставить коэффициенты

K + Cl2 =
АI + СI2 =

А1 + О2 =















Алгоритм составления уравнения химической реакции

Составим уравнение химической реакции взаимодействия фосфора и кислорода

1. В левой части уравнения записываем химические формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию). Помните! Молекулы большинства простых газообразных веществ двухатомны – H2; N2; O2; F2; Cl2; Br2; I2. Между реагентами ставим знак «+», а затем стрелку: P + O2 → 

2.  В правой части (после стрелки) пишем химическую формулу продукта (вещества, образующегося при взаимодействии). Помните! Химические формулы необходимо составлять, используя валентности атомов химических элементов: P + O2 → P2O5 

3.  Согласно закону сохранения массы веществ число атомов до и после реакции должно быть одинаковым. Это достигается путём расстановки коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов химической реакции:

  • Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих веществах (продуктах) содержится больше.

  • В данном случае это атомы кислорода.

  • Находим наименьшее общее кратное чисел атомов кислорода в левой и правой частях уравнения. Наименьшее кратное для атомов натрия –10:      

  • Находим коэффициенты путём деления наименьшего кратного на число атомов данного вида, полученные цифры ставим в уравнение реакции: 

  • Закон сохранения массы вещества не выполнен, так как число атомов фосфора в реагентах и продуктах реакции не равно, поступаем аналогично ситуации с кислородом:

 

  •  Получаем окончательный вид уравнения химической реакции. Стрелку заменяем на знак равенства. Закон сохранения массы вещества выполнен: 

4P + 5O2 = 2P2O5









Физические явления






На улице стужа

Мороз изобразил на стекле узоры


Вскипел самовар

Квашенная капуста

Моченые яблоки

Поспела простокваша из вчерашнего молока

Горят поленья дров в печи












Химические явления















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Филиппова Наталья Вячеславовна

Дата: 11.12.2017

Номер свидетельства: 443632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства