Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических урвнений
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических урвнений
Тема: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Цель урока: Сформировать понятие закона сохранения массы веществ, научить составлять химические уравнения реакции.
Задачи урока: • Образовательная: Сформулировать представления о законе сохранения массы веществ, объяснить значение закона. • Развивающая: Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул; начать формирование навыков составления химических уравнений • Воспитательная: Привить интерес к химии, расширить кругозор. Тип урока. Комбинированный.
3. Актуализация опорных знаний и умений у учащихся:
Предлагаю вам этюд. Обратите внимание на то, какие физические и химические явления упоминаются в этюде?
а) Зима. На улице стужа. Воет ветер, словно голодный зверь. Мороз-художник изобразил на оконном стекле причудливые узоры. А в избе тепло! Жарко горят поленья дров в печи. Вскипел самовар. Пора за стол. А на столе и соленья, и варенья: квашеная капуста, моченые яблочки, из вчерашнего молока поспела простокваша. Назовите физические и химические явления, которые упоминаются в этюде. Аргументируйте свой ответ. - Что такое физические явления? - Что такое химические явления? - Примеры физических и химических явлений - Условия протекания химических реакций
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических урвнений»
Тема: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Цель урока: Сформировать понятие закона сохранения массы веществ, научить составлять химические уравнения реакции.
Задачи урока: • Образовательная: Сформулировать представления о законе сохранения массы веществ, объяснить значение закона. • Развивающая: Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул; начать формирование навыков составления химических уравнений • Воспитательная: Привить интерес к химии, расширить кругозор. Тип урока. Комбинированный. Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (у доски)
а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:
Na2CO3; Р205; А1203
б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия
в)Разделить приведенные явления на физические и химические: – горение угля. – ржавление гвоздя. – испарение воды, – дробление сахара, – скисание молока, – таяние мороженного. – плавление парафиновой свечи. 3. Актуализация опорных знаний и умений у учащихся:
Предлагаю вам этюд. Обратите внимание на то, какие физические и химические явления упоминаются в этюде?
а) Зима. На улице стужа. Воет ветер, словно голодный зверь. Мороз-художник изобразил на оконном стекле причудливые узоры. А в избе тепло! Жарко горят поленья дров в печи. Вскипел самовар. Пора за стол. А на столе и соленья, и варенья: квашеная капуста, моченые яблочки, из вчерашнего молока поспела простокваша. Назовите физические и химические явления, которые упоминаются в этюде. Аргументируйте свой ответ. - Что такое физические явления? - Что такое химические явления? - Примеры физических и химических явлений - Условия протекания химических реакций
б) Определить валентностьэлементов:
Водород, натрий, калий, фтор.
Бериллий, магний, кальций, барий, цинк, кислород
Алюминий, бор.
4. Изучение нового материала:
Формулировка закона сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. С точки зрения атомно-молекулярного учения этот закон объясняется тем, что при химических реакциях общее количество атомов не изменяется, а происходит лишь их перегруппировка. Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, все расчеты по химическим реакциям производятся на его основе. Именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки. Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым. Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.
Значение закона:
Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.
Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.
Позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.
Химические уравнения: Закон сохранения массы веществ применяется при составлении уравнений химических реакций.
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и коэффициентов.
Представим: Смесь железа и серы нагрели. В результате химического взаимодействия серы и железа получено вещество – сульфид железа (II) – оно отличается от исходной смеси. Ни железо, ни сера не могут быть визуально обнаружены в нем. Невозможно их разделить и с помощью магнита. Произошло химическое превращение. Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами. Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами.
Запишем протекающую реакцию в виде уравнения химической реакции: Fe + S = FeS
Алгоритм составления уравнения химической реакции: Составим уравнение химической реакции взаимодействия фосфора и кислорода 1. В левой части уравнения записываем химические формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию). Помните! Молекулы большинства простых газообразных веществ двухатомны – H2; N2; O2; F2; Cl2; Br2; I2. Между реагентами ставим знак «+», а затем стрелку: P + O2 →
2. В правой части (после стрелки) пишем химическую формулу продукта (вещества, образующегося при взаимодействии). Помните! Химические формулы необходимо составлять, используя валентности атомов химических элементов: P + O2 → P2O5
3. Согласно закону сохранения массы веществ число атомов до и после реакции должно быть одинаковым. Это достигается путём расстановки коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов химической реакции.
• Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих веществах (продуктах) содержится больше. • В данном случае это атомы кислорода. • Находим наименьшее общее кратное чисел атомов кислорода в левой и правой частях уравнения. Наименьшее кратное для атомов натрия –10: • Находим коэффициенты путём деления наименьшего кратного на число атомов данного вида, полученные цифры ставим в уравнение реакции: • Закон сохранения массы вещества не выполнен, так как число атомов фосфора в реагентах и продуктах реакции не равно, поступаем аналогично ситуации с кислородом: • Получаем окончательный вид уравнения химической реакции. Стрелку заменяем на знак равенства. Закон сохранения массы вещества выполнен: 4P + 5O2 = 2P2O5 5. Закрепление знаний
Самостоятельная работа по вариантам
1. Составить формулы, зная валентности химических элементов.
I вариант II вариант
KO, SO, PO, AlO
2.Расставить коэффициенты в химических уравнениях
C + H2 = CH4
N2 + O2 = NO
Mg + O2 = MgO
Ca + O2 = CaO
6. Домашнее задание: п.16,дописать уравнения химических реакций и расставить коэффициенты
K + Cl2 = АI + СI2 =
А1 + О2 =
Алгоритм составления уравнения химической реакции
Составим уравнение химической реакции взаимодействия фосфора и кислорода
1. В левой части уравнения записываем химические формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию). Помните! Молекулы большинства простых газообразных веществ двухатомны –H2; N2; O2; F2; Cl2; Br2; I2. Между реагентами ставим знак «+», а затем стрелку: P + O2 →
2. В правой части (после стрелки) пишем химическую формулу продукта (вещества, образующегося при взаимодействии). Помните! Химические формулы необходимо составлять, используя валентности атомов химических элементов: P + O2 → P2O5
3. Согласно закону сохранения массы веществ число атомов до и после реакции должно быть одинаковым. Это достигается путём расстановки коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов химической реакции:
Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих веществах (продуктах) содержится больше.
В данном случае это атомы кислорода.
Находим наименьшее общее кратное чисел атомов кислорода в левой и правой частях уравнения. Наименьшее кратное для атомов натрия –10:
Находим коэффициенты путём деления наименьшего кратного на число атомов данного вида, полученные цифры ставим в уравнение реакции:
Закон сохранения массы вещества не выполнен, так как число атомов фосфора в реагентах и продуктах реакции не равно, поступаем аналогично ситуации с кислородом:
Получаем окончательный вид уравнения химической реакции. Стрелку заменяем на знак равенства. Закон сохранения массы вещества выполнен: