Просмотр содержимого документа
«Урок «Алканы. Состав. Строение. Номенклатура. Свойства»»
Актуализации темы:
Тема «углеводороды» - одна из основных в курсе органической химии средней школы. Другие классы органических веществ рассматривают как производные углеводородов, и знания учащихся об этих соединениях будут в дальнейшем постоянно востребованы. Кроме того, в теме «углеводороды» впервые рассматриваются почти все теоретические вопросы органической химии. Поэтому только полное и углубленное понимания учениками понятий этого раздела создает дидактическую базу для осмысленного восприятия последующего материала.
Новые понятия этой темы:
Классификация углеводородов, общая молекулярная формула, номенклатура, изомерия, гибридизация, б и П - связи, способы их образования, пространственная конфигурация молекул, реакции замещения.
10 класс
Программа О.С. Габриеляна (1 час в неделю).
Урок «Алканы. Состав. Строение. Номенклатура. Свойства»
Тип урока: «Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний».
Задачи урока:
Обучающие: Рассмотреть новый класс органических веществ, научить составлять формулы, определять по формулам алканы, давать названия, классифицировать углеводороды, сравнивать состав, строение, свойства.
Развивающие: Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания, вырабатывать навыки логического мышления, делать выводы, выделять главное, сравнивать и обобщать. Совершенствовать умения устанавливать причинно - следственные связи (состав, строение, свойство, применение). Продолжить формирования умений оформлять результаты в тетради. Развивать навыки творческой работы, добывая самостоятельно знания при работе с дополнительной литературой.
Воспитательные: Изучая любой класс органических веществ, учащиеся должны оперировать понятиями, сформированными при освоении этой темы. Глубокие знания позволяют предсказывать особенности свойств любого класса, устанавливать взаимосвязь между веществами, что приводит к пониманию единства материальной основы окружающего мира. Через работу в парах воспитывать у учащихся культуру общения, наблюдательность, пытливость, внимание, инициативу. На уроках прививать интерес к химии, знакомить учащихся с ее ролью на современном этапе.
Методы и методические приемы:
Словесные, наглядные, письменные задания, практическая работа с учебником, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля, самоконтроля, фронтальный опрос, работа с наглядными пособиями, карточками. На уроке использовалась мультимедиа система. В обучающей программе были использованы анимации, звуковое сопровождение, которые сразу воздействовали на несколько информационных каналов обучаемого, усиливали восприятие и облегчали усвоение и запоминание материала.
Задача - подготовить учащихся к работе на уроке, к восприятию новой темы.
При изучении любого класса веществ необходимо использовать план, который написан на доске:
Название класса
Определение класса
Гомологический ряд
Общая формула
Физические свойства
Строение
Особенности номенклатуры
Изомерия
Химические свойства
Способы получения
Применение
Органическая химия - это химия соединений углерода. Этот многоликий углерод - «царь живой природы», «основа жизни». Он образует огромный и разнообразный мир органических веществ, который окружает нас постоянно.
Демонстрация слайда «углерод».
Иногда природа хочет порадовать людей мгновенной находкой и создает из соединений углерода удивительные драгоценные камни, но чаще человеку предстоит приложить немало усилий и стараний, чтобы извлечь красоту и пользу из даров природы. Атомы углерода встречаются в блестящем куске угля, маслянистой нефти, удушливом газе. Что может быть общего у непохожих нефти, угля и тончайшей занавески на окнах, прочных рыболовных сетей и парафиновых свечек, у нашей ручки, линейки и вазелина?
Все они состоят из атомов углерода и водорода, все горят и относятся к углеводородам.
Повторение классификации органических веществ.
По слайдам определить место алканов среди органических веществ.
II. Операционно-исполнительский этап.
Записать тему урока.
Работа по учебнику: найдите другое название алканов и определение
класса.
На этом этапе происходит формирование новых понятий, способов
действий, усвоение этих понятий с помощью разных заданий.
Учащиеся записывают синонимы алканов, определение класса из учебника, составляют гомологический ряд алканов, используя карточки- подсказки.
СН4 - метан Чем отличаются по составу углеводороды?
С2Н6 — этан Что такое гомологи?
С3Н4 - пропан Как вывести общую формулу?
И т.д.
С помощью фронтальной беседы вывести общую формулу алканов -
CnH2n+2
Для закрепления этапа урока выполнить упражнение. Допишите цифры в алканах: C8H , С10Н , С22Н , СН34, СН42, СН104.
Демонстрация слайда «гомологический ряд».
Повторить и закрепить.
Работа по карточкам-подсказкам.
Как узнать агрегатное состояние алканов по температуре кипения?
Карандашом допишите агрегатное состояние алканов.
Проверка правильности по слайду «физические свойства».
Отметить дополнительные сведения об алканах: нет запаха, не растворяются в воде и других полярных растворителях. Газообразные и жидкие алканы хорошо горят.
Демонстрация зажигалок.
Строение метана
Проверка усвоения первичных знаний и закрепления проводится с помощью слайдов (строение алканов) и заполнения обобщающей таблицы.
Демонстрация слайда «Связи».
С - С - одинарные связи прочные и малополярные. Из - за этого алканы химически инертны. Поэтому для них будут характерны реакции замещения.
Подвести итог этапу изученного на уроке.
Особенности номенклатуры.
Повторить правила номенклатуры и выполнить работу в парах «проведи линию». Ответы проверить.
«Проведи линию».
В двух столбцах табл. 1 приведены формулы алканов и их названия по номенклатуре ИЮПАК. Нужно соединить линией каждую формулу с соответствующим ей названием предельного углеводорода.
Правила составления названий парафинов:
1. Выбираем в формуле наиболее длинную углеродную цепь, нумеруем атомы углерода, начиная с того конца цепи, к которому ближе находится разветвление.
2. Называем радикалы, начиная с простейшего, и указываем цифрами их местоположение.
3. Даем полное название углеводороду по числу атомов углерода в нумерованной цепи.
СН3 – СН - СН3
I
СН3
CH3 - CH2 - CH2 - CH3
СН3 - CH2 – CН - CH2 - CH3
I
СН3
СН3
I
CH3 - C - CH3
I
СН3
2-Метилропан
2,2-демитилпропан
н-бутан
3- метилпентан
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Используя научность, доступность, ранее изученный материал, учащиеся изучили новую тему. Для осуществления самоконтроля, взаимоконтроля и закрепления изученного на уроке я использовала контрольный срез «алканы». С учащимися подвести итог изученного на уроке.
Контрольный срез
При нормальных условиях октан представляет собой:
а) Газ б) Жидкость в) Твердое вещество
В составе природного газа преобладает:
а) Метан б) Этан в) Пропан г) Бутан
Укажите формулу гомолога метана:
а) С3Н6 б) С6Н10в) C7H14 г) C5H12
Укажите формулу предельного углеводорода:
а) С2Н4 б) С3Н8 в) С4Н6 г) С6Н6
Выставить оценки.
Домашнее задание: параграф 3, знать номенклатуру, гомологический ряд алканов, изомерию, физические, химические свойства (самостоятельно выучить), отгадать кроссворд.
1
2
3
4
S
$
?
1
По горизонтали:
Апкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8.
Простейший представитель предельных углеводородов.
Французский химик, имя которого носит реакция получения углеводородов с более длинной углеродной цепью взаимодействием галогенопроизводных предельных углеводородов с металлическим натрием.
Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана.
Трихлорметан.
Название радикала С2Н5-.
Наиболее характерный вид реакций для алканов.
Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях. Если ребята правильно ответили на вопросы, то з выделенном столбце по вертикали получат одно из названий предельных углеводородов.
Приготовить к следующим темам «алкены» и «алкины» мультимедиа презентации.