Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс.
Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс.
Тема урока: «Предельные и непредельные углеводороды»
Цели урока:
Образовательные цели: учащиеся должны усвоить, что:
1) углеводороды-это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода;
2) углеводороды состоят из гомологических рядов: алканы, алкены и алкины;
3) общая формула алканов- СnН2n+2, алкенов- СnН2n, алкинов СnН2n-2;
4) изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи - это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько - СН2 групп;
5) алкенам характерна реакция присоединения, а алканам реакция замещения;
6) необходимо знать основные правила по Т/Б при работе с химическими веществами.
Развивающие цели: учащиеся должны научиться:
1) определять общую формулу алканов, алкенов, алкинов;
2) строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;
3) составлять уравнения химических реакций взаимодействия этена с бромной водой, раствором КМn04, получение этена из этилового спирта, горение этена на воздухе;
4) решать задачи по УХР (уравнениям химических реакций);
5) осуществлять генетические превращения внутри гомологических углеводородов.
Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться, что
1) практика-критерии истинности знаний;
2) в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);
3) между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;
4) между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;
5) полиэтилен имеет широкое применение в народном хозяйстве.
Методы и методические приёмы:
Беседа, игра с демонстрацией опытов, проблемные вопросы, самостоятельная работа, групповая работа, лабораторный опыт» построение шаростержневых моделей, решение задач.
Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. »
Конспект обобщающего урока по теме:
« Предельные и непредельные углеводороды»
9 класс.
( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)
Урок выполнила учитель химии МБОУ «Б-Г СОШ №12»
Мищенко Елена Николаевна
Тема урока: «Предельные и непредельные углеводороды»
Цели урока:
Образовательные цели: учащиеся должны усвоить, что:
углеводороды-это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода;
углеводороды состоят из гомологических рядов: алканы, алкены и алкины;
общая формула алканов- СnН2n+2, алкенов- СnН2n, алкинов СnН2n-2;
изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи - это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько - СН2 групп;
алкенам характерна реакция присоединения, а алканам реакция замещения;
необходимо знать основные правила по Т/Б при работе с химическими веществами.
Развивающие цели:учащиеся должны научиться:
определять общую формулу алканов, алкенов, алкинов;
строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;
составлять уравнения химических реакций взаимодействия этена с бромной водой, раствором КМn04, получение этена из этилового спирта, горение этена на воздухе;
решать задачи по УХР (уравнениям химических реакций);
осуществлять генетические превращения внутри гомологических углеводородов.
Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться, что
практика-критерии истинности знаний;
в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);
между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;
между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;
полиэтилен имеет широкое применение в народном хозяйстве.
Методы и методические приёмы:
Беседа, игра с демонстрацией опытов, проблемные вопросы, самостоятельная работа, групповая работа, лабораторный опыт» построение шаростержневых моделей, решение задач.
Сегодня мы обобщим знания по пройденной теме «Предельные и непредельные углеводороды»
Цель: ещё раз убедимся в родстве всех углеводородов, способности их к взаимопревращениям, возможности их получения и повторим уравнения химических реакций углеводородов.
Девиз урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле...» (Аристотель). Давайте ещё раз вспомним: «Какой класс органических веществ вы изучили? (класс углеводородов).
На какие группы делятся углеводороды? (на предельные-алканы и непредельные: алкены и алкины). Поэтому наши команды будут называться: алканы, алкены, алкины.
У нас три команды: «Алкан», «Алкен», «Алкин». Учащиеся знакомятся с планом урока.I. Конкурс « Химическая разминка»
Учащимся раздаются грибы с химическими названиями углеводородов.
Определите общую формулу для алканов, алкенов и алкинов и расположите её над корзиной.
Напишите молекулярные формулы к названиям веществ данного гомологического ряда и распределите их по корзинам.
Ведущий: В процессе изучения органической химии вы узнали строение молекул алканов, алкенов, алкинов. Чем отличаются по строению их молекулы? (наличие одинарной, двойной, тройной связей). Постройте шаростержневые модели молекул вашего гомологического ряда, который вы выбрали во время сортировки грибов.
Алканы
HHHHHHH Н Н
│ │ │ │ │ │ │ │ │
H—C—C—C—H H—C—C—C—C—H Н—С—С—Н
│ │ │ │ │ │ │ │ │
H H H H H H H Н Н
Пропан С3H8 Бутан C4H10 Этан С2Н6
Алкены
HHHHH
│ │ │ │ │
H—C═C—C—H H—C═C—C—C—H Н—С═С—Н
│ │ │ │ │ │ │ │ │
H H H H H H H Н Н
Пропен С3H6 Бутен - 1 (C4H8) Этен С2Н4
III конкурс «Выбирай-ка». «Получение этилена и изучение его свойств»
Итак, мы с вами находимся на химическом предприятии, и нам предстоит посмотреть демонстрационный опыт « Получение этилена и изучение его свойств» На каждом столе лежит краткий отчёт проделанного опыта. Ваша задача выбрать из предложенных химических уравнений те химические уравнения, которые вам даны в задании. Провести химическое превращение из одних веществ в другие. Ответы на задания:
1)СН2═СН2 + Н2О
СН2—СН2
│ │
Br Br
СН2—СН2
│ │
ОН ОН
2СО2 + 2Н2О
Ведущий: Что вы наблюдаете? Каждая команда получает задание.
Алканы: выберите из предложенных химических уравнений, уравнение
«получение этилена из этилового спирта», укажите условия протекания реакции и назовите образовавшиеся вещества. Составьте уравнение реакции получения этана из этена, укажите условия протекания реакции.
СН2—СН2 → СН2═СН2 + Н2О
│ │
ОН ОН
Н2С═СН2 + Н2↑→
Задание команде «Алкены»: выберете из предложенных уравнений, химическое уравнения «взаимодействие этена с бромной водой», дайте названия образовавшимся веществам. Составьте уравнение химической реакции «получение этена из этана», укажите условия протекания реакции.
Н2С═СН2 + Br2→
Н2С═СН2 + Н2↑→ CH2—CH2 → Н2С═СН2 + Н2↑
│ │
HH
Вывод: между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь.
Непредельным углеводородам характерна реакция присоединения.
Конкурс «Химический дракон»
Представитель каждой команды достаёт из игрушечного дракона вопрос, на обсуждение каждого вопроса команде отводится 30 секунд.
Какая химическая связь в алканах? (σ- связь)
Какой общей формуле соответствует пропан?
Как экспериментально отличить этан от этена? (обесцвечивание бромной воды)
Какой вид химической связи наиболее распространён в органических веществах?
Какие области применения полиэтилена вы знаете?
Что такое изомеры?
Данные конкурсы даются дополнительно, если останется время.
Конкурс «Образуйте из слогов»
Ведущий раздаёт в конвертах ответы из слогов по теме «Генетическая связь предельных и непредельных углеводородов». Для того, чтобы учащиеся смогли дать правильный ответ учитель задаёт наводящие вопросы?
Чем по отношению друг к другу являются бутан и изобутан?
Какой алкен можно получить из этана реакцией дегидрирования?
Какие углеводороды имеют общую формулу CnH2n+2?
Какие реакции характерны для непредельных углеводородов?
Как называется реакция, характерная для алканов?
VI. Решение расчетной задачи: Какая масса углерода необходима, для получения метана в реакции со 112л (н.у.) водорода?
Задача даётся каждой команде, каждая команда решает её самостоятельно, а затем даёт её правильный результат. Победившая команда решает у доски.
Дано: Решение:
V(H2↑)н.у.=112 л.
Найти:
m (C) = ?
М(С) = 12 г/моль
Vm = 22,4 л/моль
Ответ: m (C) = 30 г.
Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Преподаватель подводит итоги урока, подсчитывая общее число баллов, набранных командами. Отмечается степень активности участников игры и в целом творческая атмосфера на уроке. Оценивает работу учащихся.
Список литературы:
Д.С.Исаев «Система дидактических игр при обучении химии»
// Химия в школе.─2003.─№6.─с.46.
Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина «Дидактические игры при изучении химии»
// Химия. Приложение к газете «Первое сентября»─2002г.─№28.─с.10─11.
О.С. Габриелян. Химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва. 2007 г.
Д.П. Ерыгин, Е.А. Шишкин. «Методика решения задач по химии»
Москва. « Просвещение» 1989 г.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга для учителя 9 класс. Издательство Москва «Дрофа» 2002г.
О.С. Габриелян 9 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику, Издательство Москва «Дрофа» 2005г.