Тема: Ненасыщенные углеводороды. Алкены.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока: Обеспечить усвоение знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях их электронного строения и изомерии.
Задачи:
Обучающие: изучить олефины как самостоятельный класс непредельных углеводородов; дать знания о кратной двойной связи между атомами углерода; рассмотреть гомологию, изомерию и номенклатуру алкенов.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений; совершенствовать умения работать с учебником.
Воспитательные:совершенствовать коммуникационные навыки.
Методы обучения: наглядные, словесные (беседа); письменные и устные упражнения.
Ход урока.
1.Организационный этап: проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и настрой на урок, сообщение темы изучения нового материала
2.Актуализация знаний.
2. 1. Беседа по вопросам.
А) какие углеводороды называются предельными?
Ответ ученика: Предельные углеводороды также называются насыщенными, парафиновыми или алканами.
Б) какие вещества называют гомологами ?
Ответ ученика: Соединения, сходные по строению, а значит, и по химическим свойствам и отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп CH2, называются гомологами.
В) какие углеводороды называются алканами?
Ответ ученика: Органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода, имеющие в своем строении между атомами углерода только одинарные связи, с общей формулой CnH2n+2.
II. Изучение нового материала:
Алкены, или олефины, этиленовые — непредельные углеводороды, в молекулах которых между углеродными атомами имеется одна двойная связь. Алкены содержат в своей молекуле меньшее число водородных атомов, чем соответствующие им алканы (с тем же числом углеродных атомов), поэтому такие углеводороды называют непредельными или ненасыщенными. Алкены образуют гомологический ряд с общей формулой CnH2n.
Простейшим представителем этиленовых углеводородов, его родоначальником является этилен (этен) С2Н4. Строение его молекулы можно выразить такими формулами:
H H H H
| | : :
C==C C::C
| | : :
H H H H
По названию первого представителя этого ряда такие углеводороды называют этиленовыми.
В алкенах атомы углерода находятся во втором валентном состоянии (sр2-гибридизация). В этом случае между углеродными атомами возникает двойная связь, состоящая из одной s- и одной p-связи. Длина и энергия двойной связи равны соответственно 0,134 нм и 610 кДж/моль. Все валентные углы НСН близки к 120º.
Для алкенов характерна структурная изомерия.
По систематической номенклатуре названия алкенов производят заменой суффикса -ан в соответствующих алканах на суффикс -ен (алкан — алкен, этан — этен, пропан — пропен и т.д.). Выбор главной цепи и порядок названия тот же, что и для алканов. Однако в состав цепи должна обязательно входить двойная связь. Нумерацию цепи начинают с того конца, к которому ближе расположена эта связь. Например:
СH3
|
H3C—CH2—C—CH==CH2 H3C—C==CH—CH—CH2—CH3
| | |
CH3 CH3 CH3
3,3-диметилпентен-1 2,4-диметилгексен-2
Этиленовые обладают большей химической активностью, чем предельные углеводороды.
III. Выводы по уроку:
1)алкены – непредельные углеводороды, в молекулах которых имеется одна двойная связь. Общая формула – СnH2n. В названии алкенов используется суффикс –ен.
2)для алкенов характерны: изомерия углеродной цепи, изомерия положения двойной связи, пространственная (геометрическая) и изомерия между классами.
IV. Закрепление полученных знаний:
1 задание: Запишите формулу по названию:
2,3-диметилбутен-1
Запись ученика у доски:
CH2 = C – CH – CH3
| |
CH3 CH3
2 задание: Запишите формулу по названию:
2- метилпентен-2
Запись ученика у доски:
CH3 – C= CH – CH2
| |
CH3 CH3
V. Домашнее задание:
§ 12( до химических свойств),записи в тетрадях учить
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок.