kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Соли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты

  • умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул солей.

Формулировать определение понятия «Соли». Приводить примеры средних и кислых солей; определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам; записывать химические формулы солей по названиям; называть соли по формулам; характеризовать важнейшие соли

Метапредметные: уметь определять понятия; классифицировать; выбирать признаки классификации; устанавливать аналогии. Отстаивать свою точку зрения по отношению к средствам массовой информации связанным с вопросами химии. Определять цель урока; ставить задачи; представлять результаты работы. Уметь воспринимать информацию на слух.

Личностные: осознавать необходимость приобретенных знаний для безопасного обращения с веществами; соблюдение правил экологической безопасности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Соли" »

Проект урока.

Урок химии по теме "Соли. Определение, состав, определение и номенклатура ". (8-й класс)



Цель урока: 

-сформировать знания обучающихся о составе, классификации, номенклатуре средних и кислых солей,

-обучить составлению химических формул солей,

-выработать умения определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам

- воспитать культуру сотрудничества со сверстниками, учителями

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умения устанавливать внутрипредметные связи – применять усвоенную последовательность действий по составлению формул солей.

Формулировать определение понятия «Соли». Приводить примеры средних и кислых солей; определять принадлежность веществ к классу солей по их формулам; записывать химические формулы солей по названиям; называть соли по формулам; характеризовать важнейшие соли

Метапредметные: уметь определять понятия; классифицировать; выбирать признаки классификации; устанавливать аналогии. Отстаивать свою точку зрения по отношению к средствам массовой информации связанным с вопросами химии. Определять цель урока; ставить задачи; представлять результаты работы. Уметь воспринимать информацию на слух.

Личностные: осознавать необходимость приобретенных знаний для безопасного обращения с веществами; соблюдение правил экологической безопасности



Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.



Основное содержание учебного материала: определение солей, классификация солей, номенклатура солей, составление химических формул, знакомство с образцами солей, определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам



Визуализация: образцы солей, образцы веществ (оксиды, основания, кислоты, соли)



Образовательные интернет-ресурсы: school-collection.edu.ru
























Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД



познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока, организует работу в группах по классификации веществ (оксидов, оснований, кислот, солей)

Классифицируют вещества

Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке



Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира с целью выделять группы веществ для дальнейшего детального изучения

2. Этап актуализации и первичного учебного действия

Задает вопросы.  

Отвечают на вопросы.

Рефлексия: умею отвечать на вопросы



Уметь оформлять свои мысли в устной форме


3. Этап выявления места и причин затруднения

Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока

Показывает ЭОР, демонстрирует образцы солей.

Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу 

Рефлексия: заинтересовала данная тема








Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы



4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Знакомит  с алгоритмом составления формул и названий солей.

Объясняет составление формул и названий солей, организует работу, координирует деятельность обучающихся.

Работают с учебником стр.92 (по алгоритму)

Рефлексия: получилось выполнить задание


Умение работать с текстом, умение переводить текстовую информацию в знаковую

Умение работать в группе


5. Этап первичного закрепления

Организует работу учащихся по выполнению работы стр. 96 № 1

Проговаривают материал, выписывают отдельно формулы средних и кислых солей, находят ответы на вопросы

Рефлексия: могу различать виды солей

переводят знаковую информацию в текстовую


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).


6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу по заполнению таблицы

Заполняют таблицу. Сверяются с ответами,    выставляют себе оценки, а потом осуществляют    взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого)

Применяют знания на практике.

Рефлексия: понял как заполнить таблицу

Уметь ориентироваться в системе знаний; преобразовывать информацию  из одного вида в другой.


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других


  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает выполнить задание на стр.97 №5

и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

Классифицируют вещества.

Рефлексия: получилось выполнить задание

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  


Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.



  1. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - соль

Предлагает вспомнить, какую цель  поставили в начале урока, достигли ли  цели?

Побуждает  оценить свою деятельность на уроке

Проводят рефлексию.                                         Предлагают варианты синквейна.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.


Умение анализировать результаты своей деятельности.


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.



Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)



Основные этапы урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Деятельность учителя

Учитель разбивает класс на 3 группы:

I  группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

III группе достаются красные листы. Красный цвет – цвет жизни, он  помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу.

Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём  создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.

- Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(формулы написаны на доске)

Какие вещества называются оксидами?

Деятельность обучающихся:

Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

Деятельность учителя

- Назовите выделенные оксиды.

Деятельность обучающихся:

Ответ: Al2O- оксид алюминия,  SO  оксид серы (VI),  MgO – оксид магния.

Деятельность учителя

- Какие вещества называются основаниями?

Деятельность обучающихся:

Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH 

Деятельность учителя

- Назовите выделенные основания.

Деятельность обучающихся:

Ответ: Cu(OH)– гидроксид меди (II),  NaOH – гидроксид натрия, Al(OH)– гидроксид алюминия,  Ba(OH)– гидроксид бария.

Деятельность учителя

- Какие вещества называются кислотами?

Деятельность обучающихся:

Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.

Деятельность учителя

- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO– ортофосфорная кислота,  H2SO– серная кислота,     HNO3 - азотная  кислота,  HCl – соляная кислота.

УУД

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и  устной форме)

Личностные: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Рефлексия: создают эмоциональный настрой на уроке

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Деятельность учителя и деятельность ученика

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4

2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.

4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Рефлексия: умею отвечать на вопросы

3. Этап выявления места и причин затруднения

Деятельность учителя

О каком веществе идет речь?

Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество  оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им  мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество  как святыню. Позднее они научились получать его  из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним  обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом.

В античные времена это вещество  ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им  платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества  делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из  теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества  можно было купить раба. А на Руси  можно было заплатить за купленную вещь.

Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом  встречали добрых гостей, без него  не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Деятельность учащихся

Ответ: соль

Деятельность учителя

В данном случае: поваренная соль - NaCl

Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Источники минеральных вод тоже посылает нам мать-земля. Оздоровительное действие минеральных ванн объяснятся не только химическим составом этих солей, но и их энергетикой. Самую же сильную энергию имеет каменная соль, добытая из недр Земли. Например: мел. мрамор, известняк. кораллы - в их состав входят соли. Показывает ЭОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75663/?interface=pupil&class=50&subject=31

Познавательные УУД: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

Рефлексия: заинтересовала данная тема

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя

Знакомит  с алгоритмом составления формул и названия солей.

Объясняет составление формул и названий солей. Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Деятельность обучающихся самостоятельная работа с учебником стр. 92

Алгоритм составления формул и названий солей

  1. Записываем ионы, из которых состоит соединение.

  2. Определяем заряды ионов.

  3. Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.

  4. Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы

  5. Составляем химическую формулу, вписывая индексы.

Название соли  = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет.

                                                                                               (в родительном падеже)


Познавательные УУД: умение работать с текстом.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе

Рефлексия: получилось выполнить задание

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Деятельность учителя из пар. 27 стр. 96 № 1 выписать формулы солей и назвать их.

Деятельность обучающихся проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) солей, их растворимости

Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

Рефлексия: могу различать виды солей

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Деятельность учителя

Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей




Na

Ca

Al

Азотная кислота




Серная кислота




Фосфорная кислота





Деятельность обучающихся заполняют таблицу

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других)

Рефлексия: понял как заполнить таблицу

7.Этап включения в систему знаний и повторения

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задание на стр.97 №5 и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

Деятельность обучающихся

Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания. Сверяются с ответами,    выставляют себе оценки, а потом осуществляю взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого).

Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой)

Регулятивные УУД: уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Рефлексия: получилось выполнить задание

8. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - соль

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

Побуждает оценить свою деятельность на уроке

«Синквейн» для солей

 Составить по схеме: Ответ:

  • Название темы – одно существительное Соль

  • Описание темы -  два прилагательных Твердая , кристаллическая

  • Описание действия – три глагола Консервирует, строит, удобряет

  • Отношение к теме – четыре слова Хлориды, карбонаты, фосфаты, сульфаты

  • Суть темы – одно слово Компонент жизни



Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде

1. На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/

Деятельность обучающихся

Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

Познавательные УУД: умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)


Литература:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия:учебник для 8 класса общеобразовательных учреждение/И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.

  2. Педагогика Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

  4. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.

  5. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

  6. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

  7. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.

  8. Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.

  9. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Соли"

Автор: Полтавская Наталья Александровна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "презентация к уроку химии "Соли" "
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-soli"
    ["file_id"] => string(6) "101622"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402424098"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Соли и их классификация"
    ["seo_title"] => string(26) "soli-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "254372"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447756219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Урок по теме "Соли" "
    ["seo_title"] => string(19) "urok-po-tiemie-soli"
    ["file_id"] => string(6) "118729"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413221721"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок химии в 8 классе на тему "Соли" с презентацией. "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-khimii-v-8-klassie-na-tiemu-soli-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "175446"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424271384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока "Музыка поёт и танцует""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_muzyka_poiot_i_tantsuiet"
    ["file_id"] => string(6) "393515"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487512943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства