kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку Реакции ионного обмена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний по теме "Реакции ионного обмена" входит в главу "Растворение. Растворы.Реакции ионого обмена и окислительно-восстановительные реаакции".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку Реакции ионного обмена»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2"

г. Ханты-Мансийск















Урок химии в 8-м классе

«Реакции ионного обмена»










Автор: Пережегина Юлия Петровна,

учитель химии,

МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска






















2019 г.





Пояснительная записка


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Ведущая цель урока: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Условиями достижения цели данного урока являются: использование приёмов технологии развития критического мышления и таких форм работы как химический эксперимент, работа в парах, использование ИКТ-ресурсов на уроке.

Данная модель урока способствует развитию активной познавательной деятельности школьников, формирует потребность к саморазвитию и самообразованию.

Весь урок состоит из трёх стадий.

Первая стадия – вызов. Использование «Лабиринта букв» и ключа к нему активизирует мыслительную деятельность и мотивирует детей на урок. Логически вытекающие вопросы по изученному ранее материалу позволяют не только актуализировать имеющиеся знания, но и сориентировать учащихся на получение новых знаний с опорой на имеющиеся.

Вторая стадия – стадия осмысления, цель которой – овладение понятийным аппаратом урока, приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей. Достижению этого способствует практическая направленность урока: выполнение лабораторных опытов не только под руководством учителя, но и самостоятельно, что формирует умение самоопределяться в ситуациях выбора, принимать необходимое решение.

Работа в парах способствует формированию коммуникативных компетенций учащихся; использование аналогичных заданий и заданий повышенной сложности – развитию осмысленного и критического восприятия изученного материала, интереса к предмету, потребности к саморазвитию и самообразованию.

На третьей стадии – стадии рефлексии для обобщения полученных знаний учащиеся работают в парах, предлагают решение предложенных практических задач, что способствует формированию умений определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты собственной деятельности.


Технологическая карта урока


Учебный предмет

Химия


Класс

8


Тип урока

Урок открытия нового знания


Технология построения урока

Изучение нового материала, первичное закрепление


Тема урока

Реакции ионного обмена


Дидактическая цель урока

Показать суть химических реакций, протекающих в растворах


Цели по содержанию:



образовательные

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена»;

  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;

  • научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;

  • научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.


развивающие

  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности


воспитательные

  • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах


Основные понятия темы

Реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.


Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, наглядный


ФОПД

Фронтальная, парная, групповая


Средства обучения

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 16-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2018. – 270 с.

  • Инструктивные карты, карточки с «лабиринтом букв», задачами, домашним заданием

  • Растворы NaCl и AgNO3, HNO3 и NaCl, Na2CO3 и НCl, NaOH и НCl, CuSO4 и NaOH, чистые пробирки, фенолфталеин

  • Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор.


Планируемые результаты



Предметные

  • овладение понятийным аппаратом; умение давать определения изученного понятия (реакции ионного обмена);

  • приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования;

  • умение проводить и описывать демонстрационные и самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

  • умение описывать, различать и классифицировать изученные и полученные в результате экспериментов вещества;

  • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.


Метапредметные

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • использование различных источников для получения химической информации.

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.


Личностные

  • умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

  • формирование опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и др.































Этапы урока


Цели этапа


Формируемые УУД


Конспект урока


Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Стадия «Вызов»

Организационное начало

урока

(1 мин.)

Выявить уровень подготовки учащихся к уроку

Личностные:

  • определять общие для всех и индивидуальные правила работы

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы  действий и корректировать их

Коммуникативные УУД

  • умение слушать и понимать речь других

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Вижу, что Вы готовы к деятельности на уроке, а Ваши рабочие места готовы способствовать этому.


Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку (Наличие учебных принадлежностей, раздаточного материала, лабораторного оборудования и реактивов).



Здороваются с учителем, садятся на свои места, проверяют рабочие места, настраиваются на учебную деятельность.


Мобилизующий этап.

(1 мин.)

Актуализация знаний

учащихся.

(8 мин.)

Мобилизовать учащихся, настроить на урок.


Актуализировать необходимые для усвоения нового материала знания.

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других.


Регулятивные УУД

. умение осуществлять самоконтроль и самооценку.



Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в чемодан, а когда нужно, достаём и используем.

Я желаю Вам идти к достижению цели благородными путями.

Сегодня мы проведём небольшое исследование.

Предлагаю сформулировать тему урока, а поможет это Вам сделать "лабиринт букв". Он находится на слайде.











Запишите тему урока.




С какими понятиями Вы уже знакомы? Для рассмотрения новой темы Вам потребуются другие уже знакомые понятия и умение классифицировать вещества на электролиты и неэлектролиты. Вспомним.

На столах у каждого лежат листы с заданиями "Закончи предложение" и "Исключи лишнее". Выполните их. В Вашем распоряжении 5 мин.

































Проверьте ответы и поставьте себе оценку.


Настраивает на урок.





Выслушивает учащихся, предоставляя возможность  высказать им своё мнение, сформулировать тему урока и записать в тетрадь. 


Ц

И

И

С

Р

О

А

Н

К

А

И

О

О

Г

М

Е

Р

Е

Б

Н

Н

О

Б

К


1. Задание "Закончи предложение".

2. Задание "Исключи лишние" на экране.

Предлагает распределить формулы веществ по электролитической проводимости на электролиты и неэлектролиты.

































Организует самооценку.

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки– «3»

4 и более - «2»

Выявляет затруднения.

Слушают учителя. Мобилизуются.









С помощью задания "Лабиринт букв" учащиеся определяют ключевое понятие - «реакции ионного обмена».









Записывают тему урока в тетради.



Называют известные понятия: «реакции обмена», «ионы»




Выполняют задания (приложение, презентация).


1. Задание "Закончи предложение".

1. Электролиты – это вещества, растворы которых…

2. Электролитическая диссоциация - процесс…

3. Кислоты - электролиты, при диссоциации которых образуются …

4. Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …

5. Соли - электролиты, при диссоциации которых образуются …

2. Задание "Исключи лишние".

О2, NaOH, Ca(OH)2, NaCl, H2O, Al(NO3)3, CaCO3 , CO2, BaSO4, H2SO4 , FeCl3,Cu(OH)2.

Задание "Исключи лишнее" разбирается у доски сильными учащимися.


Осуществляют самооценку.


Целеполагание и мотивация

(3 мин.)

Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.

Обозначить задачи урока.


Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий

Познавательные УУД:

  • умение осознавать учебно-познавательную задачу

А сейчас предлагаю посмотреть через левое плечо, подумать, что каждый из Вас увидел; а теперь снова посмотрите через левое плечо как можно дальше. Когда вы смогли увидеть больше, в первый или во второй раз? Это потому, что у вас была такая цель. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, учитывая то, что тема немного нам знакома.

Цель: Выяснить суть реакций ионного обмена и рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.


Выслушивает учащихся, предоставляя возможность  сформулировать учебно-познавательную задачу.


Формулируют цель урока.


Стадия «Осмысление»

Изучение

нового

материала.

Первичное

Закрепление.

(20 мин.)



Сформировать понятие «реакции ион-ного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации».

Выявить условия, при которых реакции в растворах идут практически до конца.

Научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.

Совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов.

Продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности.

Воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах



Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, умение выдвигать гипотезу (это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и осуществлять взаимный контроль в парах; определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач. - самостоятельно контролировать время при выполнении; умение проводить физическую разгрузку в ходе работы.

задания;

.


Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

Коммуникативные УУД

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах.


Предметные:

  • овладение понятийным аппаратом урока; умение давать определения изученных понятий: реакции ионного обмена, реакции нейтрализации;

  • приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  • умение проводить и описывать демонстрационные и самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

  • умение описывать, различать и классифицировать (на электролиты и неэлектролиты) изученные и полученные в результате экспериментов вещества;

  • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей
















































Изучая основные положения теории электролитической диссоциации, мы говорили о диссоциации в воде одного электролита. А если в растворе будут присутствовать два электролита? Что произойдет?

Растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами, а не между молекулами.


Сформулируйте определения понятиям "ионные реакции" и "ионные уравнения". Признаки для этого мы выделили.

Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли. В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве – это ионнообменные взаимодействия веществ). В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом). Данные реакции используются для решения экологических проблем.









Познакомимся теперь на практике с реакциями обмена, но между электролитами.

Я нуждаюсь в помощнике из Вашего коллектива, который будет вместе со мной по алгоритму составлять уравнения реакций.

СОЗДАНИЕ проблемной ситуации.

Демонстрационные опыты:

 а) AgNO+ NaCl 

б) HNO+ NaCl


При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. Как вы думаете почему? Попробуем разобраться.

1) AgNO+ NaCl = AgCl↓ + NaNO3

2) HNO+ NaCl = HCl + NaNO3

Напоминаю, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и сейчас напишем представленное уравнение в полном ионном виде. Пользуясь таблицей растворимости, определим электролиты и неэлектролиты. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде.

1) Ag⁺ + NO3⁻ + Na⁺ + Cl⁻ → AgCl↓+ Na⁺ + NO3

2) H⁺ + NO3⁻ + Na⁺ + Cl⁻ → H⁺

+ Cl⁻ + Na⁺ + NO3

Посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?



Что наблюдаете в обоих случаях?

Какое вещество выпадает в осадок в первой реакции?

А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?

Первая реакция необратима.

Ag⁺ + NO3⁻ + Na⁺ + Cl⁻ → AgCl↓ + Na⁺ + NO3⁻, а вторая реакция обратима.

Определим одинаковые ионы, т.е. ионы, не участвующие в реакции (они находятся в правой и левой части уравнения в одинаковом количестве ). Формулы этих ионов можно вычеркнуть (сократить).

Сделайте вывод – какие частицы участвовали в реакции и запишите соответствующее сокращённое ионное уравнение реакции: 

1) Ag⁺ + Cl⁻ → AgCl↓

2) Ионы сократились.

Оно отражает суть реакции ионного обмена.

3) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ знаний

Что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?

Правильно. Необходимо определить, обратима или необратима реакция.

Как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?


Сформулируйте гипотезу по формуле.

Проверим гипотезу.

Выполните лабораторный опыт в парах.

Перед этим вспомним правила ТБ по работе с химическими веществами.

Перед Вами на столе лежит инструкция. Воспользуйтесь ею. Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделайте выводы.





























Проведём физическую разгрузку. Физкультминутка "Вместе с елью" (Видео)


А теперь предлагаю обсудить результаты исследований у доски.

Вернёмся к гипотезе. Подтвердилась

ли она?

Моделирует процесс электролитической диссоциации.










Помогает выделить родовое слово и признаки понятия для формулирования определения учащимися.


















Демонстрирует химические реакции между растворами:

а) AgNO+ NaCl 

б) HNO+ NaCl



Объясняет составление уравнений химических реакций по образцу вместе с помощником (презентация).































































Организует формулирование гипотезы исследования, используя своеобразную формулу: "Если ..., то ...

Выдаёт задания парам, консультирует.

Задание парам 1 ряда

Проведите реакцию между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Укажите признак химической реакции. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Задание парам 2 ряда

Проведите реакцию между карбонатом натрия и соляной кислотой. Укажите признак химической реакции. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Задание парам 3 ряда

Проведите реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски. Укажите признак химической реакции. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Организует физкультминутку, используя видео-вариант.


Организует работу по интерпретации полученных данных .

Слушают учителя, наблюдают.











Формулируют определения понятий «Ионные реакции» и «Ионные уравнения», выделяя родовое слово и признаки понятия.

Реакции, протекающие в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями

Перечисляют условия протекания реакций обмена до конца (выпадение осадка, образования газа или воды), т.е. необратимо.

Учащиеся наблюдают за экспериментом, отвечают на вопросы и записывают уравнения в тетради с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные связи.

"Продвинутый" обучающийся работает у доски. Составляет уравнение химической реакции по образцу.




























































Формулируют гипотезу по формуле.

Гипотеза - если в результате реакции ионного обмена происходит выпадение осадка, выделение газа, образование воды, то она протекает до конца, т. е. необратимо.


Выполняют в соответствии с

требованиями ТБ лабораторный опыт в парах, используя предложенное лабораторное оборудование и реактивы, опираясь на инструктивную карту.

Осуществляют поиск в таблице растворимости веществ, записывают молекулярное уравнение реакции и полное ионное уравнение, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют выводы по проведённым

лабораторным опытам. Проверяют правильность

выполнения опытов.


Проводят физическую разгрузку.



Анализируют полученные данные по результатам исследований и делают вывод о правильности гипотезы.

Стадия «Рефлексия»


Домашнее

задание

(3 мин.)

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания

Метапредметные:

Регулятивные УД:

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Познавательные УД:

умения осуществлять поиск нужной информации.


Личностные:

  • умение выбирать вид задания в соответствии с уровнем знаний;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Пришло время домашнего задания. Предлагаю выполнить следующие задания:

Параграф 38.

Задание базового уровня.

Стр. 234
Задание повышенного уровня.
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.



Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание

(Базовый уровень и повышенный уровень

(задание на карточке).

Инструктирует по выполнению домашнего задания.


Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник.


Рефлексия

(4 мин.)

Оценить свою деятельность на уроке

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение оценивать результаты решения поставленных задач;

  • умение давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения



А сейчас предлагаю вам оценить свою работу.

На слайде находятся рисунки: чемодан, мусорная корзина и мясорубка. Чемодан – это то, что Вы заберёте с собой с урока и будете в дальнейшем активно использовать; корзина – то , что оказалось бесполезным; мясорубка – значит нужно ещё подумать, поработать…Выберите соответствующую картинку, которая находится у Вас на столе и поднимите её вверх. Аргументируйте свой выбор.

Оценки, полученные Вами в начале урока за блиц-контроль, выставляются в журнал.









Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

До следующей встречи.


Организует обсуждение результатов.

Предлагает вернуться к цели урока, к способам её решения, к результатам.

(Используется рефлексия "Уборка в доме").















Благодарит за проделанную работу. Прощается с учениками.


Анализируют и дают оценку достижениям цели урока, фиксируют свои пробелы в знаниях, определяют перспективу своей деятельности, выражают впечатления от урока.















Прощаются с учителем.






Для рефлексии
























Задание 1 ряду

Действуйте согласно инструкции и соблюдая правила по технике безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ

1) В пробирку налейте раствор сульфата меди (II), а затем добавьте к нему раствор гидроксида натрия (щелочи).

2) Прочитайте стихи и запишите уравнение химической реакции, которую вы только что проделали, в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, используя алгоритм составления ионных уравнений реакций.


Если нерастворимый осаждается продукт ...

Есть ОСАДОК↓ - говорим мы. Выпадет ОСАДОК-Вот тогда – порядок!

 

Информационная справка:

Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека. В Тячевском районе есть карстовая пещера, стены которой покрыты молочно-белым прозрачным кальцитом. Отложения на стенах напоминают по форме причудливые сказочные каменные цветы. Пещера имеет научное и эстетическое значение.

Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.

 























Задание 2 ряду

Действуйте согласно инструкции и соблюдая правила по технике безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ

1) В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия и добавьте немного раствора соляной кислоты.

2 ) Прочитайте стихи и запишите уравнение химической реакции, которую вы только что проделали, в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, используя алгоритм составления ионных уравнений реакций.


Карбонат натрия реагирует с кислотой.

При этом даёт углекислый газ он.

Информационная справка:

Реакции ионного обмена встречаются в жизни, множество их протекают в нашем организме и от их протекания зависит здоровье человека. Они всегда протекают в почве.

Во многих случаях CO2  получают в процессе использования, например, хлебопекарных порошков, содержащих смесь бикарбоната натрия с кислым виннокислым калием. При смешивании таких порошков с тестом соли растворяются и возникает реакция с выделением CO2 . В результате тесто всходит, наполняясь пузырьками углекислого газа, и выпеченный из него продукт получается мягким и вкусным.

Г. Кавендиш первый обратил внимание на то, что водный раствор двуокиси углерода CO2 имеет хотя и слабый, но приятный кислый вкус. Он продемонстрировал в Королевском обществе стакан чрезвычайно приятно искрящийся шипучей воды, едва ли отличной от сельтерской воды и получил за это открытие золотую медаль общества.

Получение углекислого газа применяют для газирования фруктовых и минеральных вод, для производства сахара, пива, в медицине для углекислых ванн.


















Задание 3 ряду

Действуйте согласно инструкции и соблюдая правила по технике безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ

1) В пробирку налейте раствор щелочи натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. После изменения окраски раствора к содержимому пробирки прилейте немного раствора соляной кислоты.

2) Прочитайте стихи и запишите уравнение химической реакции, которую вы только что проделали, в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

 

Если очень постараться

И совсем не ошибаться,

То любую кислоту мы узнаем за версту

Надо лишь для испытания

К ней добавить основание.

У кислот и оснований -

Сто веков войны.

Им о мире разговоры вовсе не нужны.

Только победителей не будет никогда:

В результате всех реакций

 - СОЛЬ да ВОДА!

Информационная справка:

Науке свойственно стремление к познанию первооснов окружающего нас мира. Две трети поверхности Земли покрыто водами рек, озер, морей, океанов. Океаны-колыбель жизни на Земле, с точки зрения химика, представляют собой водный раствор множества химических веществ. Все живое сохранило в своих организмах водный раствор в виде жидкой составляющей ткани, плазмы крови, межклеточной жидкости, содержащей необходимый запас ионов и молекул. Ионные реакции применяют для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.
















Правила написания уравнений реакций в ионном виде

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «стрелка» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.

2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы, является сильным элекиролитом.

3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.

4. Сокращают одинаковые ионы до знака «стрелка» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение. 

5. Помните!

На ионы диссоциируют

Реагенты (исходные вещества)

Продукты реакции

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

(Включая Ca(OH)2 – M)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

 

Исключения – неустойчивые вещества не диссоциируют, а разлагаются на газ и воду:

H2CO3 ↔ H2O + CO2

H2SO3 ↔ H2O + SO2

NH4OH H2+ NH3

H2S↑ (сероводород сам выделяется в виде газа)

 

Р - растворимое вещество;

М - малорастворимое вещество;

ТР - таблица растворимости.


Правила написания уравнений реакций в ионном виде

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «стрелка» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.

2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы, является сильным элекиролитом.

3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.

4. Сокращают одинаковые ионы до знака «стрелка» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение. 

5. Помните!

На ионы диссоциируют

Реагенты (исходные вещества)

Продукты реакции

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

(Включая Ca(OH)2 – M)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

 

Исключения – неустойчивые вещества не диссоциируют, а разлагаются на газ и воду:

H2CO3 ↔ H2O + CO2

H2SO3 ↔ H2O + SO2

NH4OH H2+ NH3

H2S↑ (сероводород сам выделяется в виде газа)

 

Р - растворимое вещество;

М - малорастворимое вещество;

ТР - таблица растворимости.



1. Электролиты – это вещества растворы, которых…

2. Электролитическая диссоциация - процесс…

3. Кислоты - электролиты при диссоциации которых образуются …

4. Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …

5. Соли - электролиты при диссоциации которых образуются …





















1. Задание "Закончи предложение".

1. Электролиты – это вещества, растворы которых…

2. Электролитическая диссоциация - процесс…

3. Кислоты - электролиты, при диссоциации которых образуются …

4. Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …

5. Соли - электролиты, при диссоциации которых образуются …

2. Задание "Исключи лишние".

О2, NaOH, Ca(OH)2, NaCl, H2O, Al(NO3)3, CaCO3 , CO2, BaSO4, H2SO4 , FeCl3,Cu(OH)2.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта к уроку Реакции ионного обмена

Автор: Пережегина Юлия Петровна

Дата: 25.09.2019

Номер свидетельства: 520926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений реакции" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostavlieniie-ionnykh-uravnienii-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства