kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Медь и ее соединения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким должен быть современный урок, чтобы он позволял эффективно подготовиться к ЕГЭ? Более эффективно на уроке это можно осуществить через содержание образования и использование современных образовательных технологий. Особое внимание следует уделить содержанию образования. В 11 классе логично изучать именно те разделы, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть серьезное испытание. Содержание любого урока должно обеспечивать формирование теоретических, экспериментальных и расчетных знаний, умений и навыков, а также культуры безопасного обращение с веществами, материалами и процессами, необходимых для качественной подготовки к ЕГЭ. Содержание химического образования должно отражать ведущую тенденцию современной науки – ее интегративный характер. В целях успешной подготовки учащихся выполнять задания на проверку компетенций, умение использовать полученные знания, урок должен реализовывать компетентностный подход, так как в новом стандарте для старшей школы на это сделан акцент. Обязательным элементом урока должна стать диагностика их реальных учебных возможностей с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению. Для этого использую тестовый контроль знаний в формате ЕГЭ. Проведение тестов после изучения темы дает возможность в короткое время проверить усвоение материала, выявить пробелы, качественно организовать повторение. Систематически организованный тестовый контроль способствует тренировке и психологической подготовке учащихся к ЕГЭ.

В период подготовки к ЕГЭ учащимся 11 класса необходимо за довольно короткий промежуток времени освоить большой объем материала. Поэтому учащемуся необходимы навыки освоения информации, навыки организации своей работы. Этому способствует использование на уроке технологии развивающего обучения на основе деятельностного подхода.

Цели урока.

                        - образовательные:
–    дать характеристику металла и его соединений по известному учащимся алгоритму;
–    научить школьников доказывать некоторые свойства меди и ее соединений при осуществлении  химического эксперимента; 
–    продолжить формирование навыка написания реакций с точки зрения ОВР, в свете ТЭД; 
–    продолжить формирование навыка выполнения тестов;
- развивающие:
–    создать условия для развития умения самостоятельно получать новые знания, используя разнообразные источники информации;
–    развивать умение анализировать наблюдать, систематизировать, делать выводы;
- воспитательные:
–    формировать у учащихся навык безопасного использования различных соединений меди в быту;
–    формировать опыт делового общения при  работе в парах;

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Медь и ее соединения" »

Тема урока: Медь и ее соединения

Цели урока: расширить знания учащихся о металлах на примере переходного металла меди, рассмотреть состав и свойства соединений меди с позиций окислительно-восстановительных процессов и кислотно-основных взаимодействий.

Методы: беседа, рассказ, самостоятельная работа

Оборудование и реактивы: медная пластина, медная проволока, растворы HNO3(к), NаOH, CuCl2, HCl, NН3(р-р), пробирки, зажим, спиртовка, коллекция «Металлы»
Задачи:

- образовательные:

  • дать характеристику металла и его соединений по известному учащимся алгоритму;

  • научить школьников доказывать некоторые свойства меди и ее соединений при осуществлении химического эксперимента;

  • продолжить формирование навыка написания реакций с точки зрения ОВР, в свете ТЭД;

  • продолжить формирование навыка выполнения тестов;

- развивающие:

  • создать условия для развития умения самостоятельно получать новые знания, используя разнообразные источники информации;

  • развивать умение анализировать наблюдать, систематизировать, делать выводы;

- воспитательные:

  • формировать у учащихся навык безопасного использования различных соединений меди в быту;

  • формировать опыт делового общения при работе в парах;

Ход урока

1.Организационный момент. В процессе совместного обсуждения определяем цели и задачи урока.
2. Актуализация знаний
Ученик на доске, разбирает строение атома меди, записывает электронно-графическую формулу.

Учитель с классом проводим фронтальную беседу по следующим вопросам:
1) Положение меди в периодической системе Д.И.Менделеева
2) Возможные степени окисления
3) Вид химической связи в простом веществе и тип кристаллической решетки
4) Роль меди в химических реакциях (восстановитель, окислитель)
5) Получение меди.

3. Изучение учебного материала.
1) Строение атома меди.
2) Физические свойства простого вещества меди.
3) Химические свойства простого вещества меди.
4) Соединения меди и их свойства.

5)Применение меди.
В процессе работы над вопросами учащиеся делают записи в тетради.

1.Обсуждаем результаты работы ученика на доске по строению атома меди.

Запись в тетради: электронная формула атома меди, Cu–d-элемент. Имеет два стабильных изотопа — 63Cu и 65Cu, и несколько радиоактивных изотопов.
2. Учащиеся рассматривают коллекцию «Металлы».

Запись в тетради: чистая медь - металл красного, в изломе розового цвета, мягкий, ковкий, tпл.=1083°С, обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра).
3.На доске записаны уравнения и учащимся предлагается дописать возможные уравнения

а) Cu + O2
б) Cu + Н2О →
в) Cu + HCl →
г) Cu + Hg(NO3)2
Учащиеся делают вывод: медь, как и все остальные металлы, проявляет восстановительные свойства.

Учащиеся выполняют опыты:

Опыт 1.Взаимодействие меди с кислородом. Прокалите медную проволоку в пламени. Отметьте, как изменился ее цвет.

Опыт 2.Взаимодействие меди с водой. Медную проволоку опустите в воду.

Опыт 3.Взаимодействие меди с соляной кислотой. Опустите медную проволоку в раствор соляной кислоты.

Учащиеся формулируют вывод и записывают его в тетрадь: медь - малоактивный металл, в электрохимическом ряду напряжений металлов она находится правее водорода, поэтому не будет реагировать ни с водой, ни с разбавленными растворами кислот (кроме азотной). Как восстановитель будет реагировать с неметаллами, с растворами солей будет реагировать согласно положению металлов в электрохимическом ряду напряжений (если металл, входящий в состав соли, стоит правее меди).

Учитель дополняет знания учащихся о химических свойствах меди:

1.) с HNO3 и концентрированной H2SO4:

t0

Сu + 2H2SO4 → CuSO4 + 2H2O + SO2

t0

3Сu + 8HNO3 (разб) → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4Н2О

t0

Сu + 4HNO3(k) → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O


2) с разбавленными кислотами реагирует в присутствии кислорода:


2Cu + 4HC1 + О2 → 2СuС12+2Н2О;


3) Окисляется хлоридом железа (III):

2FeCl3 + Сu → СuС12 + 2FeCl2.

4. Соединения меди.

Учитель задает вопрос классу: »Опираясь на строение атома меди какие степени окисления может проявлять медь в соединениях?» Учащиеся предполагаю, что медь образует соединения в степени окисления +1 и +2 и самостоятельно записывают формулы соединений меди: оксидов, гидроксидов, солей.
Учитель предлагает провести следующие опыты:

Опыт 4 Получение оксида меди (I)

Налейте в пробирку около 5 мл раствора сульфата меди с массовой долей CuSO4 равной 10%. Добавьте к нему немного больший объем гидроксида калия. К образовавшемуся синему осадку гидроксида меди (II) поместите избыток глюкозы и перемешайте. Смесь нагрейте до кипения и оставьте на несколько минут для завершения реакции. Отметьте цвет оксида меди (I), запишите уравнение протекающей реакции, укажите окислитель и восстановитель.

Опыт 5.Получение и свойства гидроксида меди (II)

1) Прилейте к раствору (5%) сульфата меди раствор (5%) щелочи, произойдет известная реакция с образованием гидроксида меди (II):

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4.

2) Разделите полученную суспензию на 5 частей. Одну часть слегка нагрейте. Гидроксид меди легко разлагается на оксид меди и воду:

Cu(OH)2 = CuO + H2O.

3) Ко второй части добавьте маленькими порциями раствор кислоты. Осадок быстро растворится:

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + H2O.


4) К третьей части прилейте равный объем концентрированного раствора щелочи. Происходят ли изменения при обычных условиях? Нагрейте смесь, осадок постепенно растворится с образованием тетрагидроксокупрата натрия:

Cu(OH)2 + 2NaOH = Na2[Cu(OH)4].

5) К четвертой части прилейте раствор (10%) аммиака. Осадок вновь растворится с образованием комплексного соединения:

Cu(OH)2 + 4NH3 = [Cu(NH3)4](OH)2.

6) К пятой части суспензии гидроксида меди добавьте раствор (10%) глюкозы и слегка нагрейте. Наблюдайте образование желтого осадка CuОН, который при дальнейшем нагревании разлагается с образованием красного осадка оксида меди (I):

2Cu(OH)2 + С6Н12О6 = 2CuОН+ С6Н12О7+ H2O;

2CuОН = Cu2O + H2O.

7) Нагрейте растворы (5%) сульфата меди и гидроксида натрия и слейте их в горячем виде. В этих условиях гидроксид меди не образуется, а сразу же выпадает осадок оксида меди (II):

CuSO4(горячий) + NaOH(горячий) = Na2SO4 + CuO + H2O.

Проанализируйте свойства гидроксида меди, проявленные в этих реакциях, сделайте выводы.

Опыт 7 Свойства оксида меди (II).

1) Поместите немного порошка оксида меди (II) (лучше всего для опытов подходит оксид, полученный разложением малахита) в три пробирки; добавьте в них растворы (10%) серной кислоты, соляной кислоты и гидроксида натрия. Что вы наблюдаете? Нагрейте смеси. Какие выводы вы можете сделать о свойствах оксида меди (II)? Почему полученный раствор хлорида меди зеленого цвета, а раствор сульфата меди – синего? Прилейте к зеленому раствору хлорида меди достаточный объем воды. Раствор становится голубым. Почему? Добавьте к полученному раствору насыщенный раствор хлорида калия или натрия. Раствор вновь становится зеленым. Почему? Какое свойство проявляет в этих изменениях цвета хлорид меди?

2) Насыпьте в пробирку порошок оксида меди и залейте раствором (10%) аммиака. Закройте пробирку пробкой и отставьте на некоторое время. Реакция протекает во времени:

CuO + 4NH3×H2O=[Cu(NH3)4](OH)2 + 3H2O.

Каковы признаки этой реакции? К какому типу она относится?

Опыты 8.Свойства солей меди.

1) Опустите в раствор соли меди железный гвоздь, гранулу цинка или другие металлы. Сделайте выводы о наличии или отсутствии тех или иных взаимодействий. Напишите уравнения реакций.

2) К раствору (5%) сульфата меди прилейте раствор (5%) иодида калия. Раствор становится бурым вследствие выделения иода:

2CuSO4 + 4KI = 2CuI + 2K2SO4 + I2

3) Прилейте к раствору (5%) сульфата меди раствор (10%) аммиака. Наблюдайте образование осадка, который переходит в раствор аммиаката меди ярко-голубого цвета:

2CuSO4 + 2NH3×H2O = (CuОН)2SO4 + (NH4)2SO4;

(CuОН)2SO4 + (NH4)2SO4 + 6NH3×H2O = 2[Cu(NH3)4]SO4 + 8H2O.

4) К раствору (5%) сульфата меди прилейте раствор (5%) карбоната натрия. Выпадает осадок гидроксокарбоната меди, средняя соль (карбонат меди) не образуется:

2CuSO4 + Na2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + 2NaHSO4.

Учащиеся вместе с учителем записывают уравнения реакций и признаки проводимых реакций в тетрадь и делают вывод: в соединениях медь проявляет две степени окисления: +1 и +2. Соединения меди со степенью окисления +1 проявляют окислительно-восстановительные и основные свойства, склонны к диспропорционированию, устойчивы только в нерастворимых соединениях (Cu2O, CuCl, CuI и т. п.) или комплексах (например [Cu(NH3)2]+. Более устойчива степень окисления +2, которая даёт соли синего и сине-зелёного цвета. Соединения меди со степенью окисления +2 проявляют окислительные и преимущественно основные свойства.

Учащиеся самостоятельно по учебнику разбирают вопрос о применении меди и ее соединений .

4.Закрепление. Учащиеся выполняют тест на листочках, в конце урока проводят самоконтроль.

Тест по теме: »Медь и ее соединения»

1. Медь растворяется в разбавленном водном растворе кислоты

1) серной 2) соляной 3) азотной 4) фтороводородной

2. Медь вступает при обычных условиях в реакцию с 1) Н2О 2) N2 3) ZnСl2 4) HNO3

3. При нагревании медь реагирует с

1) водородом 2) сероводородной кислотой

3) разбавленной серной кислотой 4) концентрированной серной кислотой

4. Реакции разбавленной азотной кислоты с медью соот­ветствует уравнение

1) 3Сu + 8НNO3 = 3Сu(NO3)2 + 2NO + 4Н2О 2) Сu + 2 НNO3 = Сu(NO3)2 + Н2

3) Сu + 2 НNO3 = СuО + NО2 + Н2О 4) Сu + НNO3 = СuО + NН43 + Н2О

5. Верны ли следующие суждения о меди?

А. Медь во всех соединениях проявляет степень окисления +2.

Б. Медь не вытесняет водород из растворов кислот.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о меди и ее соединениях?

А. Степень окисления меди в высшем оксиде равна + 1.

Б. Медь вытесняет серебро из раствора нитрата серебра.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Медные изделия, находящиеся в контакте с воздухом постепенно покрываются зеленым налетом, основным компонентом которого является 1)СuО 2)СuСО3 3)Сu(ОН)2 4)(СuОН)2СО3

10. Медь не взаимодействует с

1) разбавленной НNО3 2) концентрированной НNО3

3) разбавленной НСl 4) концентрированной Н24

11. Верны ли следующие суждения о соединениях меди?

А. Формула высшего оксида меди Сu2О.

Б. Высший оксид меди проявляет только окислительные свойства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. В реакции СuО + Н2 = Н2О + Сu

1) восстановление Сu 2) восстановление Н2 3) окисление О-2 4) восстановление О-2

13. С гидроксидом меди (II)реагирует 1) Nа3РО4 2) N2 3) HNO3 4) Н2O

14. При нагревании гидроксида меди (II) образуются вода и 1)Сu 2)СuО 3)Сu2О 4)СuОН

15. Какие металлы будут вытеснять медь из водных растворов ее солей:

1) Аu 2) Mg 3) Na 4) Ag

16. Раствор бромида меди (II) реагирует с каждым из перечисленных веществ:

1) ВаС12 и Zn 2) Zn, С12 3) С12 и АgС1 4) АgС1 и NаОН

17. Раствор сульфата меди (II) реагирует с каждым из перечисленных веществ:

1) НС1 и КОН 2) КОН и Мg 3) Мg и НNO3 4) НNО3 и МgО

18. В цепи превращений Сu(ОН)2àX àСuSО4 веществом «X» является

1) СuО 2) СuОН 3) Сu(NО3)2 4) Сu3(РО4)2

19. В цепи превращений СuС12 + KOH à X1-(t) à X2 веществом Х2 является

1) СuО 2) Сu 3) СuОН 4) Сu2О

20. В цепи превращений Cu à X à Cu(OH)2 веществом «X» является

1) СuО 2) СuОН 3) Сu3(РО4)2 4) СuС12

21. Какое вещество под действием соляной кислоты превра­щается в хлорид меди (П)?

1) Сu 2)СuВг2 3) СuО 4)СuSО4

22. Какое вещество может реагировать с водным раствором сульфата меди (П)?

1)Fе(ОН)2 2)Н3РО4 3)К2S 4)НСl

23. С помощью какой реакции можно превратить медь в хлорид меди (П)?

1) Cu + FeCl2 = СuС12 + Fe 2)Сu + 2НС1 = СuС12 + Н2

3) Сu + С12 = СuС12 4) 2Сu + 2С12О = 2СuС12 + О2



5. Домашнее задание:

- выучить изученную тему,
- к ОВР(изученных в классе) составить электронный баланс,
- записать уравнения реакций обмена с участием солей меди(II) в молекулярном, ионном видах;
2-е задание (индивидуальное) - подготовить слайд-презентацию о нахождении меди в природе, применении меди, ее соединений, сплавы меди, получение, медь в организме человека.

.Материалы

1.Уткин Н.И. Металлургия, 1985 г.

2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998, 512 с.

3.ЕГЭ-2014. Химия. Самое полное издание типовых вариантов заданий егэ по химии. Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Снастина М.Г. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Медь и ее соединения"

Автор: Музыченко-Бакланова Г.Л

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок в 8 классе Тема "Реакции соединения, разложения и замещения" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-v-8-klassie-tiema-rieaktsii-soiedinieniia-razlozhieniia-i-zamieshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226282"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440164947"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Конспект урока химии "Медь" "
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-khimii-mied"
    ["file_id"] => string(6) "182206"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425479003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока по химии "Соединения алюминия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-khimii-soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "234258"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Медь, цинк и их важнейшие соединения. "
    ["seo_title"] => string(44) "mied-tsink-i-ikh-vazhnieishiie-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "203824"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429547940"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка интегрированного урока, тема "Алкины. Получение и применение ацетилена.  Газовая сварка стали""
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339386"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471244131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства