Урок по теме "Медь, цинк и их важнейшие соединения". Данный урок построен на самостоятельное получения знаний. Методы обучения групповой и индивидуальный. Рассматриваются основные способы получения и химические свойства этих металлов. Задания дифференцированные, по уровням, учащиеся могут самостоятельно выбрать себе уровень подготовки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Медь, цинк и их важнейшие соединения. »
Дата урока: 26.02.2015г
Урок №46
Тема урока. Медь, цинк и их важнейшие соединения.
Цель урока. Сформировать знания учащихся о химических элементах: меди, цинке, об их основных свойствах, об их получении и практическом применении, на основе самостоятельного поиска материала.
Задачи урока:
Образовательные:
1) углубление знаний о положении меди, цинка, в периодической системе химических элементов, о строении их атомов, о физических и химических свойствах металлов, об их получении, о наиболее важных природных соединениях меди, цинка, об их сплавах, об их применении и практической значимости. Рассмотрение биологической роли металлов и их влияние на окружающую среду.
2) повторение характеристик изученных веществ, развитие умений составлять уравнения химических реакций, определять их тип;
Развивающие: развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, потребности в приобретении и применении знаний.
Воспитательные: воспитание у учащихся культуры речи, поведения, манеры.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование урока. Дидактический материал, медные стружки, цинковые гранулы
Виды работы учащихся:
1. Групповая и индивидуальная.
2. Ответы на теоретические вопросы.
3. Написание уравнений реакций
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме общая характеристика d-элементов
Изучение нового материала
Закрепление знаний
Задание на дом
Ход урока
Урок начинаем с сообщения темы, которую учащиеся записывают в тетради. Уточняем цель урока, представляем, друг другу группы учащихся, которые будут “двигаться” по двум маршрутам.
Приступая к работе, учащиеся записывают в тетради название своего маршрута и каждого этапа следования.
1-ряд учащихся «Группа Cu»
2-ряд учащихся «Группа Zn»
Фронтальный опрос по теме «Общая характеристика d-элементов»
В связи с чем d-элементы так называются? (валентные электроны заполняют d-подуровень)
Почему d-элементы можно назвать переходными элементами? (располагаются между типичными металлами и типичными неметаллами)
Где располагаются d-элементы в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (во всех побочных подгруппах)
d-элементы по химическим свойствам являются окислителями или восстановителями? (восстановители)
Назовите d-элементы (Cu, Zn, Cr, Fe, Mn и т.д.)
Изучение нового материала
Каждому участнику группы раздаются одинаковые задания, только по своей теме.
Задание 1 участнику (легкий уровень)
Описать элемент по расположению его в ПСХЭ по предложенному плану:
Медь: в земной коре содержание меди составляет 0,01% по массе. Она встречается в виде самородков, но чаще в виде соединений. В настоящее время известно свыше 170 медьсодержащих минералов, из них только 10-15имеют практическое значение: халькопирит CuFeS2 (30% меди), халькозин – медный блеск Cu2S (79,8% меди), ковеллин CuS (64,4% меди), малахит CuCO3∙Cu(OH)2 (57,4% меди), азурит 2CuCO3∙Cu(OH)2 (55,5% меди), куприт Cu2O (81,8%).
Цинк: по содержанию в земной коре цинк занимает 23-е место среди других элементов, в земной коре содержание его по массе 0,01%. Обычно цинковые руды – полиметаллические. Они содержат также минералы меди, свинца, кадмия и других металлов. Важнейшие минералы: цинковая обманка ZnS, цинкит ZnO, цинковый шпат (галмей) ZnCO3 и др.
Задание 2 (средний уровень)
Описать физические свойства элемента
Медь – блестящий металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается.
Tплавления= 10830С, ρ=8,9г/см3. Отличный проводник электрического тока (уступает только серебру)
Цинк – металл синевато-белого цвета с сильным металлическим блеском, металл средней твердости. ρ=7,13 г/см3,цинк легко плавится Tплавления= 419,40С и принадлежит к числу летучих металлов Ткипения=905,70С. Его теплопроводность 60% от теплопроводности серебра, а электрическая проводимость в 4 раза меньше.
Написать химические реакции, лежащие в основе получения элемента
Медь: Из сульфидных руд медь получают пирометаллургическим методом, а из кислородосодержащих – гидрометаллургическим.
2Cu2S + 3O2 = 2Cu2O + 2SO2
2Cu2O + Cu2S = 6Cu + SO2
Цинк: для получения металлического цинка из руд используются пирометаллургические и гидрометаллургические процессы.
2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2 SO2↑
ZnO + C = Zn + CO↑
Задание 3 (сложный уровень)
Описать химические свойства элемента и его соединений
Взаимодействие меди с простыми веществами
Cu + Cl2 = CuCl2
2Cu + O2 = 2CuO
Cu + S = CuS
Взаимодействие со сложными веществами
t
Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
t
Cu + 4HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
t
3Cu + 8HNO3(разб.) = 3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O
2Cu + 4HCl + O2 = 2CuCl2 + 2H2O
Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag
Химические свойства соединений меди:
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Cu(OH)2 = CuO + H2O
CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Взаимодействие цинка с простыми веществами
Zn + Cl2 = ZnCl2
2Zn + O2 = 2ZnO
Zn + S = ZnS
Взаимодействие со сложными веществами
Zn + H2O = ZnO + H2↑
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
t
Zn + 2 NaOH(крист.) = Na2ZnO2 + H2↑
Zn(OH)2 + 2 NaOH + 2 H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2↑
тетрагидроксоцинкат
(II) натрия
Химические свойства соединений цинка
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
Zn(OH)2 + 2 NaOH = Na2[Zn(OH)4]
Составить кластер на применение элементов
Применение меди
Применение цинка
Закрепление материала
Каждая группа получает задания для закрепления темы противоположной группы. «Группа Cu» выполняет задания по теме «Цинк и его соединения», а«Группа Zn»выполняет задания по теме «Медь и его соединения»
Задания для закрепления для «Группы Cu»:
Выпишите формулы веществ в состав которых входит цинк: