kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Медь, цинк и их важнейшие соединения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Медь, цинк и их важнейшие соединения". Данный урок построен на самостоятельное получения знаний. Методы обучения групповой и индивидуальный. Рассматриваются основные способы получения и химические свойства этих металлов. Задания дифференцированные, по уровням, учащиеся могут самостоятельно выбрать себе уровень подготовки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Медь, цинк и их важнейшие соединения. »

Дата урока: 26.02.2015г

Урок №46

Тема урока. Медь, цинк и их важнейшие соединения.

Цель урока. Сформировать знания учащихся о химических элементах: меди, цинке, об их основных свойствах, об их получении и практическом применении, на основе самостоятельного поиска материала.

Задачи урока:

Образовательные:

1) углубление знаний о положении меди, цинка, в периодической системе химических элементов, о строении их атомов, о физических и химических свойствах металлов, об их получении, о наиболее важных природных соединениях меди, цинка, об их сплавах, об их применении и практической значимости. Рассмотрение биологической роли металлов и их влияние на окружающую среду.

2) повторение характеристик изученных веществ, развитие умений составлять уравнения химических реакций, определять их тип;

Развивающие: развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, потребности в приобретении и применении знаний.

Воспитательные: воспитание у учащихся культуры речи, поведения, манеры.

Тип урока. Комбинированный

Оборудование урока. Дидактический материал, медные стружки, цинковые гранулы

Виды работы учащихся:

1. Групповая и индивидуальная.

2. Ответы на теоретические вопросы.

3. Написание уравнений реакций

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся по теме общая характеристика d-элементов

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление знаний

  5. Задание на дом

Ход урока

  1. Урок начинаем с сообщения темы, которую учащиеся записывают в тетради. Уточняем цель урока, представляем, друг другу группы учащихся, которые будут “двигаться” по двум маршрутам.

Приступая к работе, учащиеся записывают в тетради название своего маршрута и каждого этапа следования.

1-ряд учащихся «Группа Cu»

2-ряд учащихся «Группа Zn»

  1. Фронтальный опрос по теме «Общая характеристика d-элементов»

  1. В связи с чем d-элементы так называются? (валентные электроны заполняют d-подуровень)

  2. Почему d-элементы можно назвать переходными элементами? (располагаются между типичными металлами и типичными неметаллами)

  3. Где располагаются d-элементы в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (во всех побочных подгруппах)

  4. d-элементы по химическим свойствам являются окислителями или восстановителями? (восстановители)

  5. Назовите d-элементы (Cu, Zn, Cr, Fe, Mn и т.д.)

  1. Изучение нового материала

Каждому участнику группы раздаются одинаковые задания, только по своей теме.

Задание 1 участнику (легкий уровень)

  1. Описать элемент по расположению его в ПСХЭ по предложенному плану:

  1. Название элемента и его обозначение

  2. Порядковый номер

  3. Атомная масса

  4. Номер периода

  5. Номер группы и подгруппа

  6. Строение атома элемента (количество протонов, нейтронов, электронов)

  7. Количество энергетических уровней

  8. Электронная формула атома элемента

  1. Описать нахождение элемента в природе

Задание 2 участнику (средний уровень)

  1. Описать физические свойства элемента

  2. Написать химические реакции, лежащие в основе получения элемента

Задание 3 участнику группы (сложный уровень)

  1. Описать химические свойства элемента и его соединений

  2. Составить кластер на применение элементов

Задание 1 (легкий уровень)

  1. Описать элемент по расположению его в ПСХЭ

    Характеристика

    Cu

    Zn

    1

    Название элемента и его обозначение

    Медь Cu

    Цинк Zn

    2

    Порядковый номер

    29

    30

    3

    Атомная масса

    64

    65

    4

    Номер периода

    4

    4

    5

    Номер группы и подгруппа

    IB

    IIB

    6

    Строение атома элемента (количество протонов, нейтронов, электронов)

    6429Cu (29p+35n0)29e-

    6530Zn (30p+35n0)30e-

    7

    Количество энергетических уровней

    +29Cu )2 e-)8e-)18e-)1e-

    +30Zn )2 e-)8e-)18e-)2e-

    8

    Электронная формула атома элемента

    29Cu 1s22s22p63s23p63d104s1

    30Zn 1s22s22p63s23p63d104s2

  2. Нахождение в природе

Медь: в земной коре содержание меди составляет 0,01% по массе. Она встречается в виде самородков, но чаще в виде соединений. В настоящее время известно свыше 170 медьсодержащих минералов, из них только 10-15имеют практическое значение: халькопирит CuFeS2 (30% меди), халькозин – медный блеск Cu2S (79,8% меди), ковеллин CuS (64,4% меди), малахит CuCO3∙Cu(OH)2 (57,4% меди), азурит 2CuCO3∙Cu(OH)2 (55,5% меди), куприт Cu2O (81,8%).

Цинк: по содержанию в земной коре цинк занимает 23-е место среди других элементов, в земной коре содержание его по массе 0,01%. Обычно цинковые руды – полиметаллические. Они содержат также минералы меди, свинца, кадмия и других металлов. Важнейшие минералы: цинковая обманка ZnS, цинкит ZnO, цинковый шпат (галмей) ZnCO3 и др.

Задание 2 (средний уровень)

  1. Описать физические свойства элемента

Медь – блестящий металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается.

Tплавления= 10830С, ρ=8,9г/см3. Отличный проводник электрического тока (уступает только серебру)

Цинк – металл синевато-белого цвета с сильным металлическим блеском, металл средней твердости. ρ=7,13 г/см3,цинк легко плавится Tплавления= 419,40С и принадлежит к числу летучих металлов Ткипения=905,70С. Его теплопроводность 60% от теплопроводности серебра, а электрическая проводимость в 4 раза меньше.

  1. Написать химические реакции, лежащие в основе получения элемента

Медь: Из сульфидных руд медь получают пирометаллургическим методом, а из кислородосодержащих – гидрометаллургическим.

2Cu2S + 3O2 = 2Cu2O + 2SO2

2Cu2O + Cu2S = 6Cu + SO2

Цинк: для получения металлического цинка из руд используются пирометаллургические и гидрометаллургические процессы.

2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2 SO2

ZnO + C = Zn + CO↑

Задание 3 (сложный уровень)

  1. Описать химические свойства элемента и его соединений

Взаимодействие меди с простыми веществами

  1. Cu + Cl2 = CuCl2

  2. 2Cu + O2 = 2CuO

  3. Cu + S = CuS

Взаимодействие со сложными веществами

t

  1. Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

t

  1. Cu + 4HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

t

  1. 3Cu + 8HNO3(разб.) = 3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O

  2. 2Cu + 4HCl + O2 = 2CuCl2 + 2H2O

  3. Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag

Химические свойства соединений меди:

  1. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

  2. Cu(OH)2 = CuO + H2O

  3. CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

  4. Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

Взаимодействие цинка с простыми веществами

  1. Zn + Cl2 = ZnCl2

  2. 2Zn + O2 = 2ZnO

  3. Zn + S = ZnS

Взаимодействие со сложными веществами

  1. Zn + H2O = ZnO + H2

  2. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

t

  1. Zn + 2 NaOH(крист.) = Na2ZnO2 + H2

  2. Zn(OH)2 + 2 NaOH + 2 H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2

тетрагидроксоцинкат

(II) натрия

Химические свойства соединений цинка

  1. Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

  2. Zn(OH)2 + 2 NaOH = Na2[Zn(OH)4]

  1. Составить кластер на применение элементов

Применение меди

Применение цинка

  1. Закрепление материала

Каждая группа получает задания для закрепления темы противоположной группы. «Группа Cu» выполняет задания по теме «Цинк и его соединения», а «Группа Zn» выполняет задания по теме «Медь и его соединения»

Задания для закрепления для «Группы Cu»:




  1. Выпишите формулы веществ в состав которых входит цинк:

CrO, ZnS, Na2CrO4, Na2ZnO2, (CuOH)2CO3, ZnCO3, Cu2S, Cr2O3, Cu2O, Cu(NO3)2, Fe(CrO2)2, Cr(OH)2, ZnCl2, CuFeS2, ZnO, H2CrO4, CrO3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, CuO.

Задания для закрепления для «Группы Zn»:



  1. Выпишите формулы веществ в состав которых входит медь:

CrO, ZnS, Na2CrO4, Na2ZnO2, (CuOH)2CO3, ZnCO3, Cu2S, Cr2O3, Cu2O, Cu(NO3)2, Fe(CrO2)2, Cr(OH)2, ZnCl2, CuFeS2, ZnO, H2CrO4, CrO3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, CuO.


  1. Домашнее задание: §6.2-6.3 упр.5,6 стр.174, упр.5,6 стр.180

Описать биологическое значение этих элементов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Медь, цинк и их важнейшие соединения.

Автор: Исенова Гульнара Дулатовна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Общественный смотр знаний  «Кислотно-щелочные истории» по теме «Основные классы неорганических соединений». "
    ["seo_title"] => string(122) "obshchiestviennyi-smotr-znanii-kislotno-shchielochnyie-istorii-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "122349"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414218217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока по химии "Соединения алюминия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-khimii-soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "234258"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380408"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "конспект урока химии "Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh"
    ["file_id"] => string(6) "147312"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419355776"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Итоговые тестовые задания по "Экономической и социальной географии Казахстана "
    ["seo_title"] => string(88) "itoghovyie-tiestovyie-zadaniia-po-ekonomichieskoi-i-sotsial-noi-ghieoghrafii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "101163"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402409239"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты» "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-uroka-po-khimii-dlia-8-klassa-po-tiemie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "125816"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415054078"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства