kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии "Медь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медь и цинк – d- элементы

Цель: обобщить и конкретизировать знания учащихся о строении металлов  и зависимости  строения  и свойств

Развивать умения записывать уравнения реакций, характеризующих свойства простых веществ и соединений ими образованных.

Развивать навыки экспериментальных работ, знание правил по ТБ

Развивать логическое мышление.

Воспитывать само-взаимоконтроль, прививать навыки ЗОЖ.

Продолжительность урока  90 минут

Ход урока

I.Организация класса

Проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и определение цели урока

1)Вопросы по периодической системе

Где в п.с. расположены d- элементы?

Что общего в строении d- элементов?

Вывод: у d- элементов плавное изменение свойств, они носят название переходные элементы.

2) Составление электронных формул        (на основании ответов учащихся)                              

Химический  элемент

29Cu

30Zn

Электронная формула

1s22s22p63s23p63d104s1

1s22s22p63s23p63d104s2

Возможные степени окисления

+1      +2          +3

+2         

Вопрос: Почему у меди переменная степень окисления, а у цинка всегда +2?

3) Посмотрим на ряд активности: цинк металл средней активности, медь -малоактивный.

Как эти элементы встречаются в природе?(в виде соединений- например, сульфиды)

В Казахстане месторождения находятся на Рудном Алтае, Жезказгане, Павлодаре -медь; на Рудном Алтае, Жезказгане, Шымкенте -цинк.

4) Каким способом можно получить чистый металл из соединения?

Физические свойства цинка и меди

Цинк — синевато-белый металл с плотностью при нормальных условиях 7,13 г/см3. Температура плавления у него довольно низкая — всего 419,5 °С. Нагретый до 100—150° цинк становится очень ковким и тягучим, а при 200° настолько хрупким, что его можно истолочь в порошок.[2]

Медь - металл красного, в изломе розового цвета, мягкий, ковкий, tпл.=1083 °С, обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра)..[3]

Сравнительная характеристика химических  свойств

1.Взаимодействуют с неметаллами (кроме азота и водорода)

2Cu+O2=2CuO

Cu+S=CuS

восстановитель

2Zn+O2=2ZnO

Zn+S=ZnS

восстановитель

2.Взаимодействует с водой

Медь не взаимодействует

Zn+H2O=ZnO+H2­

Zn при нагревании (восстановитель)

3.Скислотами

Cu+ HCI не взаимодействует

Cu+2H2SO4(конц)=CuSO4+

SO2­+2H2O (восстановитель)

Zn+2HCI=ZnCI2+H2­

4Zn+5H2SO4(конц)=4ZnSO4+H2S­+

4H2O цинк (восстановитель)

4. Со щелочами только амфотерный металл

Не взаимодествует

Zn+2NaOH+2H2O=Na2[Zn(OH)4]+H2­

(восстановитель)

5. С солями, образованными менее активным металлом

Cu+2AgNO3=2Ag+Cu(NO3)2

(восстановитель)

Zn+2AgNO3=2Ag+Zn(NO3)2

(восстановитель)

Вывод (формулируют учащиеся) …………………………………………….

Соединения оксиды и гидроксиды

Cu+1                                                                           Cu+2
и восстановитель, и окислитель                            только окислитель
основные свойства                                                  основные свойства
Cu2О - красно-оранжевого цвета                            CuО - черного цвета
CuOH- желтый                                                         Cu(OH)2 - голубой гидроксид
CuCl – белый                                                            CuCl2 - голубой

 (лабораторный опыт) (повторить ТБ)

Получение гидроксидов

CuCI2+2NaOH=Cu(OH)2|+2NaCI

Выпадает голубой осадок

ZnCI2+2NaOH=Zn(OH)2|+2NaCI

Выпадает белый осадок

Химические свойства взаимодействует с кислотами,

Cu(OH)2|+2HNO3 = Cu(NO3)2+2H2O

Осадок растворяется

Zn(OH)2|+2HNO3 = Zn(NO3)2+2H2O Осадок растворяется

Химические свойства взаимодействует с щелочами

Осадок не  растворяется

Zn(OH)2|+2NaOH=Na2ZnO2+2H2O

Осадок растворяется

вывод

Обладает основными свойствами

Обладает амфотерными

 свойствами

Вопросы к учащимся:

В какие еще реакции вступают  гидроксиды меди (II)и цинка? (оба разлагаются при нагревании)

В какие реакции вступают оксиды меди и цинка?

Дома записать уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов с различными веществами.

III.Самостоятельная работа с учебником (по группам) стр 189-190

Стр 183-184 Конкурс на самый интересный вопрос (например)

·         Отчего у улитки кровь голубая?

·         Почему медь используют в радиотехнике?

·         Какая бронза похожа на золото?

·         Куда расходуется большая  часть полученного цинка? (оцинкование)

·         Почему соли меди используют для борьбы с вредителями растений?

IV .Закрепление

Тест d-Элементы

1. d-элементы могут быть в химических реакциях:

а) восстановителем б) окислителем в) восстановителем и окислителем

2. В атомах d–элементов валентные электроны находятся на:

а) s– орбиталях б) p-орбиталях в) d- орбиталях г) s-орбиталях внешнего и d–орбиталях предвнешнего уровня

3. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома цинка

а)….3d10 4s2       б)….3d10 4s1       в)…3d8 4s2

4. Для меди  в соединениях характерны степени окисления:

а)  +8  б)+3  в) +1 г) +2

5.  С водными растворами  каких солей реагирует цинк:

а) ZnCI2    б) CuSO4       в) AgNO3        г) K2SO4

V. Итоги урока

VI .Домашнее задание   пп 7.1;  7.2;  7.3;  7.4; Записать  уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов меди и цинка с различными веществами; упр 5,6 стр 115

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии "Медь" »

Медь и цинк – d- элементы






Цель: обобщить и конкретизировать знания учащихся о строении металлов  и зависимости  строения  и свойств

Развивать умения записывать уравнения реакций, характеризующих свойства простых веществ и соединений ими образованных.

Развивать навыки экспериментальных работ, знание правил по ТБ

Развивать логическое мышление.

Воспитывать само-взаимоконтроль, прививать навыки ЗОЖ.

Продолжительность урока  90 минут

Ход урока

I.Организация класса

Проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и определение цели урока

1)Вопросы по периодической системе

Где в п.с. расположены d- элементы?

Что общего в строении d- элементов?

Вывод: у d- элементов плавное изменение свойств, они носят название переходные элементы.

2) Составление электронных формул        (на основании ответов учащихся)                              

Химический  элемент

29Cu

30Zn

Электронная формула

1s22s22p63s23p63d104s1

1s22s22p63s23p63d104s2

Возможные степени окисления

+1      +2          +3

+2         

Вопрос: Почему у меди переменная степень окисления, а у цинка всегда +2?

3) Посмотрим на ряд активности: цинк металл средней активности, медь -малоактивный.

Как эти элементы встречаются в природе?(в виде соединений- например, сульфиды)

В Казахстане месторождения находятся на Рудном Алтае, Жезказгане, Павлодаре -медь; на Рудном Алтае, Жезказгане, Шымкенте -цинк.

4) Каким способом можно получить чистый металл из соединения?

Физические свойства цинка и меди

Цинк — синевато-белый металл с плотностью при нормальных условиях 7,13 г/см3. Температура плавления у него довольно низкая — всего 419,5 °С. Нагретый до 100—150° цинк становится очень ковким и тягучим, а при 200° настолько хрупким, что его можно истолочь в порошок.[2]

Медь - металл красного, в изломе розового цвета, мягкий, ковкий, tпл.=1083 °С, обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра). .[3]

Сравнительная характеристика химических  свойств

 

1.Взаимодействуют с неметаллами (кроме азота и водорода)

2Cu+O2=2CuO

Cu+S=CuS

восстановитель

2Zn+O2=2ZnO

Zn+S=ZnS

восстановитель

2.Взаимодействует с водой

Медь не взаимодействует

Zn+H2O=ZnO+H2­

Zn при нагревании (восстановитель)

3.Скислотами

Cu+ HCI не взаимодействует

Cu+2H2SO4(конц)=CuSO4+

SO2­+2H2O (восстановитель)

Zn+2HCI=ZnCI2+H2­

4Zn+5H2SO4(конц)=4ZnSO4+H2S­+

4H2O цинк (восстановитель)

4. Со щелочами только амфотерный металл

Не взаимодествует

Zn+2NaOH+2H2O=Na2[Zn(OH)4]+H2­

(восстановитель)

 

5. С солями, образованными менее активным металлом

Cu+2AgNO3=2Ag+Cu(NO3)2

(восстановитель)

Zn+2AgNO3=2Ag+Zn(NO3)2

(восстановитель)

Вывод (формулируют учащиеся) ……………………………………………..

Соединения оксиды и гидроксиды

Cu+1                                                                           Cu+2
и восстановитель, и окислитель                            только окислитель
основные свойства                                                  основные свойства
Cu2О - красно-оранжевого цвета                            CuО - черного цвета
CuOH- желтый                                                         Cu(OH)2 - голубой гидроксид
CuCl – белый                                                            CuCl2 - голубой

 (лабораторный опыт) (повторить ТБ)

Получение гидроксидов

CuCI2+2NaOH=Cu(OH)2|+2NaCI

Выпадает голубой осадок

ZnCI2+2NaOH=Zn(OH)2|+2NaCI

Выпадает белый осадок

Химические свойства взаимодействует с кислотами,

Cu(OH)2|+2HNO= Cu(NO3)2+2H2O

Осадок растворяется

Zn(OH)2|+2HNO= Zn(NO3)2+2H2O Осадок растворяется

Химические свойства взаимодействует с щелочами

Осадок не  растворяется

Zn(OH)2|+2NaOH=Na2ZnO2+2H2O

Осадок растворяется

вывод

Обладает основными свойствами

Обладает амфотерными

 свойствами

 

 

 

 

 

Вопросы к учащимся:

В какие еще реакции вступают  гидроксиды меди (II)и цинка? (оба разлагаются при нагревании)

В какие реакции вступают оксиды меди и цинка?

Дома записать уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов с различными веществами.

III.Самостоятельная работа с учебником (по группам) стр 189-190

Стр 183-184 Конкурс на самый интересный вопрос (например)

  • Отчего у улитки кровь голубая?

  • Почему медь используют в радиотехнике?

  • Какая бронза похожа на золото?

  • Куда расходуется большая  часть полученного цинка? (оцинкование)

  • Почему соли меди используют для борьбы с вредителями растений?

IV .Закрепление

Тест d-Элементы

1. d-элементы могут быть в химических реакциях:

а) восстановителем б) окислителем в) восстановителем и окислителем

2. В атомах d–элементов валентные электроны находятся на:

а) s– орбиталях б) p-орбиталях в) d- орбиталях г) s-орбиталях внешнего и d–орбиталях предвнешнего уровня

3. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома цинка

а)….3d10 4s2       б)…..3d10 4s1       в)…3d8 4s2

4. Для меди  в соединениях характерны степени окисления:

а)  +8  б)+3  в) +1 г) +2

5.  С водными растворами  каких солей реагирует цинк:

а) ZnCI2    б) CuSO4       в) AgNO3        г) K2SO4

V. Итоги урока

VI .Домашнее задание   пп 7.1;  7.2;  7.3;  7.4; Записать  уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов меди и цинка с различными веществами; упр 5,6 стр 115






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока химии "Медь"

Автор: Сымтыкова Эльмира Валиевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока химии в 11 классе по теме "Основные законы общей химии" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-osnovnyie-zakony-obshchiei-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116792"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610763"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Разработка урока химии по теме  «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» с ипользованием приёмов критического мышления."
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-khimii-po-tiemie-prievrashchieniia-vieshchiestv-rol-khimii-v-zhizni-chielovieka-s-ipol-zovaniiem-priiomov-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449673228"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по химии 9 класс Типы химических реакций"
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-khimii-9-klass-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "290171"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454929387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства