kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии "Медь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медь и цинк – d- элементы

Цель: обобщить и конкретизировать знания учащихся о строении металлов  и зависимости  строения  и свойств

Развивать умения записывать уравнения реакций, характеризующих свойства простых веществ и соединений ими образованных.

Развивать навыки экспериментальных работ, знание правил по ТБ

Развивать логическое мышление.

Воспитывать само-взаимоконтроль, прививать навыки ЗОЖ.

Продолжительность урока  90 минут

Ход урока

I.Организация класса

Проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и определение цели урока

1)Вопросы по периодической системе

Где в п.с. расположены d- элементы?

Что общего в строении d- элементов?

Вывод: у d- элементов плавное изменение свойств, они носят название переходные элементы.

2) Составление электронных формул        (на основании ответов учащихся)                              

Химический  элемент

29Cu

30Zn

Электронная формула

1s22s22p63s23p63d104s1

1s22s22p63s23p63d104s2

Возможные степени окисления

+1      +2          +3

+2         

Вопрос: Почему у меди переменная степень окисления, а у цинка всегда +2?

3) Посмотрим на ряд активности: цинк металл средней активности, медь -малоактивный.

Как эти элементы встречаются в природе?(в виде соединений- например, сульфиды)

В Казахстане месторождения находятся на Рудном Алтае, Жезказгане, Павлодаре -медь; на Рудном Алтае, Жезказгане, Шымкенте -цинк.

4) Каким способом можно получить чистый металл из соединения?

Физические свойства цинка и меди

Цинк — синевато-белый металл с плотностью при нормальных условиях 7,13 г/см3. Температура плавления у него довольно низкая — всего 419,5 °С. Нагретый до 100—150° цинк становится очень ковким и тягучим, а при 200° настолько хрупким, что его можно истолочь в порошок.[2]

Медь - металл красного, в изломе розового цвета, мягкий, ковкий, tпл.=1083 °С, обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра)..[3]

Сравнительная характеристика химических  свойств

1.Взаимодействуют с неметаллами (кроме азота и водорода)

2Cu+O2=2CuO

Cu+S=CuS

восстановитель

2Zn+O2=2ZnO

Zn+S=ZnS

восстановитель

2.Взаимодействует с водой

Медь не взаимодействует

Zn+H2O=ZnO+H2­

Zn при нагревании (восстановитель)

3.Скислотами

Cu+ HCI не взаимодействует

Cu+2H2SO4(конц)=CuSO4+

SO2­+2H2O (восстановитель)

Zn+2HCI=ZnCI2+H2­

4Zn+5H2SO4(конц)=4ZnSO4+H2S­+

4H2O цинк (восстановитель)

4. Со щелочами только амфотерный металл

Не взаимодествует

Zn+2NaOH+2H2O=Na2[Zn(OH)4]+H2­

(восстановитель)

5. С солями, образованными менее активным металлом

Cu+2AgNO3=2Ag+Cu(NO3)2

(восстановитель)

Zn+2AgNO3=2Ag+Zn(NO3)2

(восстановитель)

Вывод (формулируют учащиеся) …………………………………………….

Соединения оксиды и гидроксиды

Cu+1                                                                           Cu+2
и восстановитель, и окислитель                            только окислитель
основные свойства                                                  основные свойства
Cu2О - красно-оранжевого цвета                            CuО - черного цвета
CuOH- желтый                                                         Cu(OH)2 - голубой гидроксид
CuCl – белый                                                            CuCl2 - голубой

 (лабораторный опыт) (повторить ТБ)

Получение гидроксидов

CuCI2+2NaOH=Cu(OH)2|+2NaCI

Выпадает голубой осадок

ZnCI2+2NaOH=Zn(OH)2|+2NaCI

Выпадает белый осадок

Химические свойства взаимодействует с кислотами,

Cu(OH)2|+2HNO3 = Cu(NO3)2+2H2O

Осадок растворяется

Zn(OH)2|+2HNO3 = Zn(NO3)2+2H2O Осадок растворяется

Химические свойства взаимодействует с щелочами

Осадок не  растворяется

Zn(OH)2|+2NaOH=Na2ZnO2+2H2O

Осадок растворяется

вывод

Обладает основными свойствами

Обладает амфотерными

 свойствами

Вопросы к учащимся:

В какие еще реакции вступают  гидроксиды меди (II)и цинка? (оба разлагаются при нагревании)

В какие реакции вступают оксиды меди и цинка?

Дома записать уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов с различными веществами.

III.Самостоятельная работа с учебником (по группам) стр 189-190

Стр 183-184 Конкурс на самый интересный вопрос (например)

·         Отчего у улитки кровь голубая?

·         Почему медь используют в радиотехнике?

·         Какая бронза похожа на золото?

·         Куда расходуется большая  часть полученного цинка? (оцинкование)

·         Почему соли меди используют для борьбы с вредителями растений?

IV .Закрепление

Тест d-Элементы

1. d-элементы могут быть в химических реакциях:

а) восстановителем б) окислителем в) восстановителем и окислителем

2. В атомах d–элементов валентные электроны находятся на:

а) s– орбиталях б) p-орбиталях в) d- орбиталях г) s-орбиталях внешнего и d–орбиталях предвнешнего уровня

3. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома цинка

а)….3d10 4s2       б)….3d10 4s1       в)…3d8 4s2

4. Для меди  в соединениях характерны степени окисления:

а)  +8  б)+3  в) +1 г) +2

5.  С водными растворами  каких солей реагирует цинк:

а) ZnCI2    б) CuSO4       в) AgNO3        г) K2SO4

V. Итоги урока

VI .Домашнее задание   пп 7.1;  7.2;  7.3;  7.4; Записать  уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов меди и цинка с различными веществами; упр 5,6 стр 115

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии "Медь" »

Медь и цинк – d- элементы






Цель: обобщить и конкретизировать знания учащихся о строении металлов  и зависимости  строения  и свойств

Развивать умения записывать уравнения реакций, характеризующих свойства простых веществ и соединений ими образованных.

Развивать навыки экспериментальных работ, знание правил по ТБ

Развивать логическое мышление.

Воспитывать само-взаимоконтроль, прививать навыки ЗОЖ.

Продолжительность урока  90 минут

Ход урока

I.Организация класса

Проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и определение цели урока

1)Вопросы по периодической системе

Где в п.с. расположены d- элементы?

Что общего в строении d- элементов?

Вывод: у d- элементов плавное изменение свойств, они носят название переходные элементы.

2) Составление электронных формул        (на основании ответов учащихся)                              

Химический  элемент

29Cu

30Zn

Электронная формула

1s22s22p63s23p63d104s1

1s22s22p63s23p63d104s2

Возможные степени окисления

+1      +2          +3

+2         

Вопрос: Почему у меди переменная степень окисления, а у цинка всегда +2?

3) Посмотрим на ряд активности: цинк металл средней активности, медь -малоактивный.

Как эти элементы встречаются в природе?(в виде соединений- например, сульфиды)

В Казахстане месторождения находятся на Рудном Алтае, Жезказгане, Павлодаре -медь; на Рудном Алтае, Жезказгане, Шымкенте -цинк.

4) Каким способом можно получить чистый металл из соединения?

Физические свойства цинка и меди

Цинк — синевато-белый металл с плотностью при нормальных условиях 7,13 г/см3. Температура плавления у него довольно низкая — всего 419,5 °С. Нагретый до 100—150° цинк становится очень ковким и тягучим, а при 200° настолько хрупким, что его можно истолочь в порошок.[2]

Медь - металл красного, в изломе розового цвета, мягкий, ковкий, tпл.=1083 °С, обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра). .[3]

Сравнительная характеристика химических  свойств

 

1.Взаимодействуют с неметаллами (кроме азота и водорода)

2Cu+O2=2CuO

Cu+S=CuS

восстановитель

2Zn+O2=2ZnO

Zn+S=ZnS

восстановитель

2.Взаимодействует с водой

Медь не взаимодействует

Zn+H2O=ZnO+H2­

Zn при нагревании (восстановитель)

3.Скислотами

Cu+ HCI не взаимодействует

Cu+2H2SO4(конц)=CuSO4+

SO2­+2H2O (восстановитель)

Zn+2HCI=ZnCI2+H2­

4Zn+5H2SO4(конц)=4ZnSO4+H2S­+

4H2O цинк (восстановитель)

4. Со щелочами только амфотерный металл

Не взаимодествует

Zn+2NaOH+2H2O=Na2[Zn(OH)4]+H2­

(восстановитель)

 

5. С солями, образованными менее активным металлом

Cu+2AgNO3=2Ag+Cu(NO3)2

(восстановитель)

Zn+2AgNO3=2Ag+Zn(NO3)2

(восстановитель)

Вывод (формулируют учащиеся) ……………………………………………..

Соединения оксиды и гидроксиды

Cu+1                                                                           Cu+2
и восстановитель, и окислитель                            только окислитель
основные свойства                                                  основные свойства
Cu2О - красно-оранжевого цвета                            CuО - черного цвета
CuOH- желтый                                                         Cu(OH)2 - голубой гидроксид
CuCl – белый                                                            CuCl2 - голубой

 (лабораторный опыт) (повторить ТБ)

Получение гидроксидов

CuCI2+2NaOH=Cu(OH)2|+2NaCI

Выпадает голубой осадок

ZnCI2+2NaOH=Zn(OH)2|+2NaCI

Выпадает белый осадок

Химические свойства взаимодействует с кислотами,

Cu(OH)2|+2HNO= Cu(NO3)2+2H2O

Осадок растворяется

Zn(OH)2|+2HNO= Zn(NO3)2+2H2O Осадок растворяется

Химические свойства взаимодействует с щелочами

Осадок не  растворяется

Zn(OH)2|+2NaOH=Na2ZnO2+2H2O

Осадок растворяется

вывод

Обладает основными свойствами

Обладает амфотерными

 свойствами

 

 

 

 

 

Вопросы к учащимся:

В какие еще реакции вступают  гидроксиды меди (II)и цинка? (оба разлагаются при нагревании)

В какие реакции вступают оксиды меди и цинка?

Дома записать уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов с различными веществами.

III.Самостоятельная работа с учебником (по группам) стр 189-190

Стр 183-184 Конкурс на самый интересный вопрос (например)

  • Отчего у улитки кровь голубая?

  • Почему медь используют в радиотехнике?

  • Какая бронза похожа на золото?

  • Куда расходуется большая  часть полученного цинка? (оцинкование)

  • Почему соли меди используют для борьбы с вредителями растений?

IV .Закрепление

Тест d-Элементы

1. d-элементы могут быть в химических реакциях:

а) восстановителем б) окислителем в) восстановителем и окислителем

2. В атомах d–элементов валентные электроны находятся на:

а) s– орбиталях б) p-орбиталях в) d- орбиталях г) s-орбиталях внешнего и d–орбиталях предвнешнего уровня

3. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома цинка

а)….3d10 4s2       б)…..3d10 4s1       в)…3d8 4s2

4. Для меди  в соединениях характерны степени окисления:

а)  +8  б)+3  в) +1 г) +2

5.  С водными растворами  каких солей реагирует цинк:

а) ZnCI2    б) CuSO4       в) AgNO3        г) K2SO4

V. Итоги урока

VI .Домашнее задание   пп 7.1;  7.2;  7.3;  7.4; Записать  уравнения возможных реакций взаимодействия оксидов меди и цинка с различными веществами; упр 5,6 стр 115






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока химии "Медь"

Автор: Сымтыкова Эльмира Валиевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока химии в 11 классе по теме "Основные законы общей химии" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-osnovnyie-zakony-obshchiei-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116792"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610763"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Разработка урока химии по теме  «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» с ипользованием приёмов критического мышления."
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-khimii-po-tiemie-prievrashchieniia-vieshchiestv-rol-khimii-v-zhizni-chielovieka-s-ipol-zovaniiem-priiomov-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449673228"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по химии 9 класс Типы химических реакций"
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-khimii-9-klass-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "290171"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454929387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства