kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК ПО ХИМИИ в 10 классе ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с основными химическими свойствами спиртов и областями их применения, закрепить знания о физиологическом действии спиртов на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПО ХИМИИ в 10 классе ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».»

МБОУ «ЦО № 46»









УРОК ПО ХИМИИ

в 10 классе




ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».





Выполнил учитель биологии и химии :

Чижикова Маргарита Юрьевна














2017 год

ЦЕЛЬ УРОКА:

- Познакомить с химическими свойствами спиртов.

- Познакомить с основными областями применения спиртов.

- Закрепить знания учащихся о физиологическом действии спиртов на организм человека.

- Развить познавательный интерес и творческие возможности учащихся.

- Акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции уроков химии и биологии.

- Содействовать валеологическому воспитанию учащихся и пропаганде здорового образа жизни.

Задачи:

учебные

  1. Проанализировать информацию на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.

  2. Закрепить знания учащихся о физиологическом действии спиртов на организм человека.

образовательные:

  1. Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.

  2. Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.

развивающие:

  1. Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;

  2. поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

  3. включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

воспитательные:  

    1. Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;

    2. Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ:

Реактивы: яичный белок, вода, спирт этанол.

Оборудование: штатив с пробирками, лучинка, спички, фарфоровая чашечка, компьютер, мультимедиа-проектор, экран.


Раздаточный материал:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

2. Ряд электроотрицательности неметаллов.

3. Схема «Классификация спиртов».







ПЛАН УРОКА:

  1. Химические свойства спиртов.

  2. Применение спиртов.

  3. Области применения метанола и этанола (доклады учащихся).

  4. Физиологическое действие спиртов на организм человека (доклады учащихся).


ФОРМА УРОКА: комбинированный урок, который проходит в форме лекции с элементами самостоятельной работы учащихся, с использованием демонстрационного опыта и мультимедиа-установки.



ХОД УРОКА:


  1. Проверка домашнего задания.

Тест на 2 варианта раздается на каждого ученика ( 3 – 4 мин.).


  1. Объяснение нового материала.


Химические свойства спиртов.

Спирты проявляют слабые кислотные свойства.

  1. Реакции, которые идут с разрывом гидроксильной группы (ОН – группы).


  1. Взаимодействуют с щелочными металлами:

2СН3 – ОН + 2Nа  2СН3ОNа + Н2

метилат натрия

Алкоголяты – продукты взаимодействия спиртов с щелочными металлами.


  1. Реакция этерификации – реакция взаимодействия спиртов с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров и воды.


СН3 – ОН + СН3СООН  СН3СООСН3 + Н2О

метиловый эфир уксусной кислоты


  1. Реакции, протекающие с разрывом связи С – ОН (реакции протекают с замещением ОН – группы):

  1. Взаимодействие с галогенводородными кислотами:

Н2SO4(К)

СН3 – ОН + НСl  СН3 – Сl + Н2О

хлорметан


  1. Внутримолекулярная дегидратация спиртов:


С2Н5ОН  СН2 = СН2 + Н2О

этен

Условия реакции: t более 1400 С, Н2SO4 (к.) – водоотнимающее средство.

  1. Межмолекулярная дегидратация спиртов:

СН3 – ОН + СН3 – ОН  СН3 – О - СН3 + Н2О

диметиловый эфир

Условия реакции: t до 1400 С, Н2SO4 (к.) – водоотнимающее средство.

  1. Окисление спиртов с образованием альдегидов:

t

С2Н5ОН + СuO  СН3 – СОН + Н2О + Сu 

уксусный альдегид

  1. Реакция горения:

С2Н5ОН + 3 О2  2 СО2  + Н2О


Демонстрационный опыт.

Горение этанола.

В фарфоровую чашечку налить немного этанола. С помощью лучинки подожжем спирт, Он загорится. Этанол легко воспламеняется и горит голубоватым пламенем.



  1. Метод Лебедева (одновременное дегидрирование и дегидратация этанола):

2 С2Н5ОН  СН2 = СН – СН = СН2 + 2 Н2О + Н2

бутадиен – 1,3

Условия протекания реакции: t равна 4250 С, катализатор – Аl2O3, ZnO.


Применение спиртов:

    1. В косметологии.

    2. Производство кислот, эфиров, каучуков.

    3. Антифризы.

    4. В парфюмерии и пищевой промышленности

    5. В медицине.


- Применение метанола ( сообщение учащегося). Применение этанола (сообщение учащегося).


Физиологическое воздействие спиртов на организм человека.









«Вино губит телесное здоровье людей,

губит умственные способности,

губит благосостояние семей и,

что ужаснее всего,

губит души людей и их потомство»

Л.Н. Толстой.


«Вино сообщает каждому, кто пьет,

четыре качества:

сначала павлина, потом обезьяны,

затем льва и наконец свиньи.»

Абу-ль-Фарадж.



- Воздействие алкоголя на организм человека (сообщение учащегося).


Алкоголизм – неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости, деградация личности.

Алкоголь влияет на:

  1. Сердечно-сосудистую систему.

  2. Дыхательную систему.

  3. Пищеварительную систему.

  4. Эндокринную систему.

  5. Центральную нервную систему.

  6. Потомство.


По содержанию алкоголя 1 рюмка водки (50 мл) = 1 банке пива = 1 банке коктейля!!!!!



Демонстрационный опыт.

Действие этанола на живые организмы.

В 2 пробирки налить по 2 мл яичного белка. В 1 пробирку добавить 8 мл воды, а во – вторую – 8 мл спирта этанола.

? Проанализируйте ваши наблюдения?


  1. Домашнее задание:

§ 24, упр. 5,7 стр. 155.

(Письменно). 1. Решить задачу. При сжигании органического вещества массой 12 г получили 26,4 г углекислого газа и 14,4 г воды. Относительная плотность паров по воздуху равна 2,07. Определить формулу органического вещества.

2. Осуществить цепочку превращений: ацетилен  этилен  этанол  хлорэтан  этанол  диэтиловый эфир.


Список используемой литературы:

1.Габриелян О.С. Химия 10 класс, Москва, Дрофа, 2007 (учебник)

2.Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии, Москва, 2007

3.Учебное электронное издание, Химия (8-11 класс), Виртуальная лаборатория, МарГТУ, 2004

6.Малая советская энциклопедия - том 1.
7.Касмынина Т.В. “Влияние алкоголя на организм человека”.

8."Коварный враг" Л.Ф. Петренко, "Знание" 1981 год

9.«Химия 10», учебник под редакцией Н.Е.Кузнецовой, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

10.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе, М., Просвещение, 2009

11.Радецкий А.М. и др. Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя, М., Просвещение, 2000г.

12.Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/regional-collections/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маргарита Юрьевна Чижикова

Дата: 19.11.2019

Номер свидетельства: 527616

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства