УРОК ПО ХИМИИ в 10 классе ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».
УРОК ПО ХИМИИ в 10 классе ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».
Познакомить учащихся с основными химическими свойствами спиртов и областями их применения, закрепить знания о физиологическом действии спиртов на организм человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК ПО ХИМИИ в 10 классе ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».»
МБОУ «ЦО № 46»
УРОК ПО ХИМИИ
в 10 классе
ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».
Выполнил учитель биологии и химии :
Чижикова Маргарита Юрьевна
2017 год
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Познакомить с химическими свойствами спиртов.
- Познакомить с основными областями применения спиртов.
- Закрепить знания учащихся о физиологическом действии спиртов на организм человека.
- Развить познавательный интерес и творческие возможности учащихся.
- Акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции уроков химии и биологии.
- Содействовать валеологическому воспитанию учащихся и пропаганде здорового образа жизни.
Задачи:
учебные
Проанализировать информацию на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.
Закрепить знания учащихся о физиологическом действии спиртов на организм человека.
образовательные:
Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.
Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.
развивающие:
Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;
поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
воспитательные:
Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.
1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
2. Ряд электроотрицательности неметаллов.
3. Схема «Классификация спиртов».
ПЛАН УРОКА:
Химические свойства спиртов.
Применение спиртов.
Области применения метанола и этанола (доклады учащихся).
Физиологическое действие спиртов на организм человека (доклады учащихся).
ФОРМА УРОКА: комбинированный урок, который проходит в форме лекции с элементами самостоятельной работы учащихся, с использованием демонстрационного опыта и мультимедиа-установки.
ХОД УРОКА:
Проверка домашнего задания.
Тест на 2 варианта раздается на каждого ученика ( 3 – 4 мин.).
Объяснение нового материала.
Химические свойства спиртов.
Спирты проявляют слабые кислотные свойства.
Реакции, которые идут с разрывом гидроксильной группы (ОН – группы).
Взаимодействуют с щелочными металлами:
2СН3 – ОН + 2Nа 2СН3ОNа + Н2
метилат натрия
Алкоголяты – продукты взаимодействия спиртов с щелочными металлами.
Реакция этерификации – реакция взаимодействия спиртов с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров и воды.
СН3 – ОН + СН3СООН СН3СООСН3 + Н2О
метиловый эфир уксусной кислоты
Реакции, протекающие с разрывом связи С – ОН (реакции протекают с замещением ОН – группы):
Взаимодействие с галогенводородными кислотами:
Н2SO4(К)
СН3 – ОН + НСl СН3 – Сl + Н2О
хлорметан
Внутримолекулярная дегидратация спиртов:
С2Н5ОН СН2 = СН2 + Н2О
этен
Условия реакции: t более 1400 С, Н2SO4 (к.) – водоотнимающее средство.
Межмолекулярная дегидратация спиртов:
СН3 – ОН + СН3 – ОН СН3 – О - СН3 + Н2О
диметиловый эфир
Условия реакции: t до 1400 С, Н2SO4 (к.) – водоотнимающее средство.
Окисление спиртов с образованием альдегидов:
t
С2Н5ОН + СuO СН3 – СОН + Н2О + Сu
уксусный альдегид
Реакция горения:
С2Н5ОН + 3 О2 2 СО2 + Н2О
Демонстрационный опыт.
Горение этанола.
В фарфоровую чашечку налить немного этанола. С помощью лучинки подожжем спирт, Он загорится. Этанол легко воспламеняется и горит голубоватым пламенем.
Метод Лебедева (одновременное дегидрирование и дегидратация этанола):
2 С2Н5ОН СН2 = СН – СН = СН2 + 2 Н2О + Н2
бутадиен – 1,3
Условия протекания реакции: t равна 4250 С, катализатор – Аl2O3, ZnO.
Применение спиртов:
В косметологии.
Производство кислот, эфиров, каучуков.
Антифризы.
В парфюмерии и пищевой промышленности
В медицине.
- Применение метанола ( сообщение учащегося). Применение этанола (сообщение учащегося).
Физиологическое воздействие спиртов на организм человека.
«Вино губит телесное здоровье людей,
губит умственные способности,
губит благосостояние семей и,
что ужаснее всего,
губит души людей и их потомство»
Л.Н. Толстой.
«Вино сообщает каждому, кто пьет,
четыре качества:
сначала павлина, потом обезьяны,
затем льва и наконец свиньи.»
Абу-ль-Фарадж.
- Воздействие алкоголя на организм человека (сообщение учащегося).
Алкоголизм – неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости, деградация личности.
В 2 пробирки налить по 2 мл яичного белка. В 1 пробирку добавить 8 мл воды, а во – вторую – 8 мл спирта этанола.
? Проанализируйте ваши наблюдения?
Домашнее задание:
§ 24, упр. 5,7 стр. 155.
(Письменно). 1. Решить задачу. При сжигании органического вещества массой 12 г получили 26,4 г углекислого газа и 14,4 г воды. Относительная плотность паров по воздуху равна 2,07. Определить формулу органического вещества.