Урок по химии на тему "Химические свойства спиртов".
Цели урока:
Обучающая: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций;
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение анализа, обобщения и систематизации учебной информации, критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, развивать рефлексивную культуру учащихся; формировать навыки наблюдения;
Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности, бережное отношение к своему здоровью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химические свойства спиртов. »
Методическая разработка урока химии в 11 классе по теме
«Химические свойства спиртов»
Цели урока:
Обучающая: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций;
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение анализа, обобщения и систематизации учебной информации, критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, развивать рефлексивную культуру учащихся; формировать навыки наблюдения;
Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности, бережное отношение к своему здоровью.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
Б.Паскаль.
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
Мы с вами начали изучать класс кислородосодержащих органических соединений - спирты. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
«Мозговой штурм»
Что такое спирты?
Какую они имеют общую формулу?
На какие группы делятся спирты?
Какие бывают радикалы у спиртов?
Как дают названия спиртам?
Проверочная работа (по проверке домашнего задания).
Предлагается тест "Строение спиртов" Проводится инструктаж о выполнении задания (время выполнения – 3 мин). Работы проверяются у доски.
Какой вопрос о спиртах у нас остался еще не изученным? (химические свойства)
3. Сообщение темы и целей урока
(Объявление темы и целей урока)
Сегодня мы с вами будем рассматривать химические свойства спиртов.
Какие цели поставим перед собой?
- изучить: химические свойства предельных одноатомных спиртов;
- научиться составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства предельных одноатомных спиртов.
4. Изучение нового материала
Виртуальная лабораторная работа
С помощью интерактивной доски на экран проецируются реакция взаимодействия этанола с различными веществами. Учащимся объясняется механизм реакции и они записывают ее уравнение. После этого результаты работы проверяются .
Взаимодействие со щелочными металлами
(замещение атома водорода в гидроксиле металлом)
2СН3 ─ СН2─ ОН + 2Na → 2СН3 ─ СН2─ ОNa + H2↑
этиловый спирт этилат натрия
(Качественная реакция на предельные одноатомные спирты)
2. Взаимодействие с карбоновыми и минеральными кислотами:
3. Взаимодействие с галогеноводородами:
C2H5OH + HBr = C2H5Br + H2O
4) Внутримолекулярная дегидратация
5) Окисление полное
C2H5OH +3O2 = 2CO2 + 3H2O+Q
Окисление частичное
t0 C O
C2 H5 ─ OH + CuO → CH3 ─ C + Cu + H2O
H
этиловый спирт уксусный альдегид
5.Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Лабораторная работа.
1. Влияние этанола на молекулы белков.
Цель эксперимента - выяснить влияние этанола на молекулы белков.
Инструктивная карта. Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
На какие системы и органы человека влияет этанол?
2. Превращение спирта в уксусный альдегид. 1.Налейте в пробирку 2 мл этилового спирта. 2. В пламени спиртовки прокалите спираль медной поволоки и, раскаленную, быстро внесите ее в пробирку со спиртом. Закройте пробирку пробкой. 3. Снова раскалите спираль и опустите её в спирт. Повторите так несколько раз. 4. Откройте пробирку и определите запах образовавшегося в ней уксусного альдегида (в малых концентрациях он имеет запах «прелых» яблок).
этапы окисления этилового спирта
Анализ данной схемы позволяет выделить целый ряд побочных, отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени, накоплению перекисных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток “вытекает” через образовавшиеся поры, и другим весьма нежелательным явлениям, вся совокупность которых приводит к разрушению печени – циррозу.
6. Этанол – «друг», или «враг» человечества?
Ученики должны привести примеры и доказать свои высказывания.
Этанол – «друг»
Лекарства;
Дезинфицирующие средства;
Синтетический каучук;
Парфюмерия;
Уксусная кислота;
Топливо
Этанол – «враг»
Входит в состав алкогольных напитков, тем самым пагубно воздействует на организм человека.
7. Итог урока.
Какими же свойствами обладают спирты? (горение, дегидратация, реакция этерификации, окисление оксидом меди, с металлическим натрием)
Оценки за урок.
8. Домашнее задание.
Реферат "Механизм влияния спиртов на организм человека".
9. Рефлексия.
Урок закончен. Спасибо за урок!
Инструктивная карта №1
Влияние этанола на молекулы белков.
Опорные знания:
В состав плазматической мембраны входят белки и липиды. Они упорядоченно расположены и соединены друг с другом химическими взаимодействиями. По современным представлениям, молекулы липидов в мембране расположены в два ряда, образуя бислой. Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они расположены в слое липидов, погружаясь в него на разную глубину.
Цель эксперимента:
Выявить причину нарушения проницаемости клеточных мембран – исчезновения барьера для крупных молекул и выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны.
Ход эксперимента: Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
Ответьте на вопрос, сформулированный как цель эксперимента.
Инструктивная карта №2
Влияние этанола на молекулы белков.
Опорные знания:
Клеточные катализаторы называют ферментами. Каталитическая активность ферментов исключительно велика. Они ускоряют реакции в десятки, сотни миллионов раз. По химической структуре ферменты – белки.
Почти каждая химическая реакция в клетке катализируется особым ферментом. Число различных реакций, протекающих в клетке, достигает нескольких тысяч. Соответственно в клетке обнаружено несколько тысяч ферментов.
Цель эксперимента:
Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке.
Ход эксперимента:
Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
Ответьте на вопрос, сформулированный как цель эксперимента.
Инструктивная карта №3
Влияние этанола на молекулы белков.
Опорные знания:
В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин, которое определяет красный цвет крови. Поэтому эритроциты называют красными кровяными клетками. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гемма.
Цель эксперимента:
Выявить причину разрушения молекулами спирта красных кровяных клеток и последствия этого процесса.
Ход эксперимента:
Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
Ответьте на вопрос, сформулированный как цель эксперимента.
Инструктивная карта №4
Влияние этанола на молекулы белков.
Опорные знания:
Бактерии имеют очень малые размеры и различную форму. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана.
Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ.
Цель эксперимента:
Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами (вызывает гибель бактериальных клеток).
Ход эксперимента:
Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?
Ответьте на вопрос, сформулированный как цель эксперимента.