Урок по химии в 8 классе на тему "Типы химических реакций. Реакции обмена", включает в себя подробный сценарий урока. Представленный урок объединяет различные виды деятельности, как учителя, так и учащихся. Показаны метапредметные связи. Данный урок соотвествует ФГОС. Будет интересен не только учителям, но и самим учащимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 8 классе "Реакции обмена"»
Типы химических реакций. Реакции обмена.
Цели урока:
Образовательная- актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, классификации веществ, номенклатуре основных классов неорганических соединений, введение понятия о реакциях обмена, их значимости в повседневной жизни человека.
Развивающая – развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Воспитательные-формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Изменения, происходящие с веществами», является последним из типов химических реакций, изучаемых в этом разделе.
Планируемые результаты:
урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, бланки заданий , рефлексивные карты, демонстрационное оборудование (штатив с порбирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия, индикатор).
Открытый урок по химии «Реакции обмена»
(На слайде эпиграф: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области»
М. Горький)
Учитель: Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
И начать урок я хочу с загадки:
Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления - взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества Что же это за явления? ( химические реакции)
Учитель: Совершенно, верно. А кто ответит, что такое химическая реакция?
( ответ детей)
Учитель: С какими тремя типами химических реакций мы познакомились на предыдущих уроках?
(ответы детей)
Учитель: Хорошо, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть в “пятый – лишний». На слайде 5 химических реакций, 4 из них вам знакомы, а одна является «лишней», т.е. еще неизученной нами. Вам необходимо определить тип химических реакций, записать уравнения и расставить коэффициенты, поэтому открываем тетради, записываем сегодняшнее число – 26 февраля и приступаем к выполнению заданий.
( 2 человека работают у доски, затем сверка ответов с объяснениями).
Учитель: Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций. И эти реакции получили название реакции обмена. Запишем тему урока: реакции обмена.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами заполняли таблицу «Типы химических реакций», сегодня мы продолжаем. Итак, я предлагаю вам самостоятельно заполнить 1, 2, 3 столбик.
(Ребята самостоятельно работают в тетрадях, затем обсуждение)
Учитель: Для того, чтобы заполнить четвертый столбик, мы с вами проведем лабораторный практикум. Как говорил Д.И. Менделеев: «Опыт – единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в её лаборатории».
Прежде, чем мы приступим к практике, давайте вспомним основные правила техники безопасности в кабинете химии при проведении лабораторных работ. (беседа по Т.Б.). Перед вами на столе находятся инструктивные карты по проведению опытов. Внимательно прочтем их и будем работать в парах. Цель нашего практикума не только провести опыты, но и выяснить в каких случаях реакции обмена идут до конца.
Лабораторный опыт № 1.
В пробирку налейте 1-2 миллилитра раствора сульфата меди – CuSO4 и столько же раствора гидроксида натрия – NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции. 2NaOH+CuSO4=Cu(OH)2+Na2SO4
Какое же вещество выпало в осадок? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо узнать какое вещество растворяется, а какое нет. Обратимся к таблице растворимости. Вещество Cu(OH)2 нерастворимо, следовательно оно выпало в осадок. Осадок обозначают стрелкой вниз. Вывод: выпадение осадка одно из условий того, что реакция идет до конца.
Лабораторный опыт № 2.
Взять пробирку с осадком Cu(OH)2 и прилить к нему соляную кислоту – HCl. Что наблюдаете? Осадок растворяется. Чтобы определить продукты реакции, запишем уравнение реакции: Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O Образуется вода. Вывод: если в результате реакции образуется вода, то такие реакции идут до конца.
Лабораторный опыт № 3.
В пробирку налить раствор карбоната натрия Na2CO3 и осторожно прилить раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Образование газа. Запишем уравнение реакции: Na2CO3+2HCl= 2NaCl+H2CO3 В таком виде записанное уравнение реакции не показывает образование газа. Угольная кислота в свободном виде не существует, так как является нестойкой и легко разлагается на воду и оксид (степень окисления углерода в кислоте и оксиде равна +4). Na2CO3+2HCl=2NaCl+CO2+H2O Вывод: если в результате реакции образуется газ, следовательно реакция идет до конца.
Учитель: Мы с вами выяснили, что химические реакции обмена идут до конца в нескольких случаях. Назовите их.
( ребята отвечают)
Учитель: Обратите своё внимание ещё раз на экран:
Если выделился газ – это раз! И получится вода – это два! А еще нерастворимый осаждается продукт… «Есть осадок», говорим мы – это третий важный пункт! Химик «правила обмена» не забудет никогда: В результате – непременно будет газ или вода. Выпадает осадок – вот тогда порядок!
Учитель: А в качестве закрепления выполним следующее задание: среди предложенных реакций выбрать реакции обмена и определить какие из них будут протекать до конца. Уравнения реакций на слайде: