kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии " Реакции обмена" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала  ( урок- беседа, сопровождаемый демонстрационными и лабораторными опытами)

 

По характеру познавательной деятельности:

объяснительно – иллюстрационный, частично-поисковый, проблемный.

 

По источнику знаний и характеру восприятия: словесный, наглядный, практический.

 

Цель :  формирование представлений о  реакции обмена.

 

Задачи:  

Обучающие: рассмотреть  сущность данного типа реакции; научить учащихся писать уравнения реакций обмена; сравнивать конкретные уравнения химических реакций и узнавать тот или иной тип реакции по химическому уравнению; формировать навык проведения лабораторного опыта и умение оформлять результаты учебного эксперимента;

Развивающие:  развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе лабораторных опытов;  формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся – химические процессы это одна из форм вечного движения окружающего нас мира; воспитывать культуру общения через работу в парах

«ученик – ученик », «учитель–ученик», в группах; воспитывать такие качества личности, как инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

 

Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация с этапами урока и контролирующими вопросами, лабораторное оборудование для проведения  опыта, бланки инструкции для проведения опыта и алгоритм отчета, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, карточки задания для самостоятельной работы разного уровня.

 

Реактивы:

Спички; оксид меди (II), растворы гидрокcидов натрия и калия, растворы соляной и серной кислот, хлорид  железа(III), хлорид меди (II), хлорид бария, нитрат серебра, хлорид натрия, сульфат натрия, фенолфталеин, лакмусовая бумага

 

 

Форма работы:

  • фронтальная
  • парная
  • групповая

 

Применяемые технологии (элементы):

  • ИКТ
  • Учебное сотрудничество
  • Критическое мышление

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по теме»

Лабораторная работа по теме « Реакции ионного обмена»

№ опыта

Ход работы

Наблюдения

Уравнение химической реакции

Выводы.

1 (а, б)

Налейте в пробирку раствор гидроксида натрия, добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете?








Налейте в пробирку раствор гидроксида калия, добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?









































Лабораторная работа по теме « Реакции ионного обмена»

№ опыта

Ход работы

Наблюдения

Уравнение химической реакции

Выводы.

2 (а, б)

K раствору хлорида железа(III) добавьте по каплям раствор гидроксида натрия.

Что наблюдаете?













K полученному осадку добавьте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?

























Лабораторная работа по теме « Реакции ионного обмена»

№ опыта

Ход работы

Наблюдения

Уравнение химической реакции

Выводы.

3

В пробирку насыпьте порошок оксида меди(II), добавьте серной кислоты и нагрейте в верхнем пламени спиртовки











































Лабораторная работа по теме « Реакции ионного обмена»

№ опыта

Ход работы

Наблюдения

Уравнение химической реакции

Выводы.

4 ( а, б)

В пробирку налейте раствор хлорида натрия и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра.

Что наблюдаете?














В пробирку налейте раствор сульфата натрия и добавьте несколько капель раствора хлорида бария.

Что наблюдаете?

















Просмотр содержимого документа
«задания»

Запишите продукты реакции, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.

Уравнение

Тип реакции

1

Р + О2



2

Zn +HCl →



3

H2O →











Запишите продукты реакции, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.

Уравнение

Тип реакции

1

Mg + H2 SO4



2

Cu(OH)2



3

Ca + О2





«УГАДАЙ СЛОВО»

Уравнения реакций

Типы химических реакций



Соединения

Разложения

Замещения

Обмена

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

К

Ц

И

Л

2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O

П

С

Я

М

2Ca + O2 = 2CaO

С

О

С

Ч

K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3

М

Щ

Ь

Л

2HgO = 2Hg + O2

О

Е

Б

Д

Br2 + 2KI = 2KBr + I2

Е

К

Д

О

Al + Cr2O3 — Al2O3 + Cr

Н

Л

О

Р

Li + N2 — Li3N

В

М

Ю

Г

K2S + CuCl2 — CuS + KCl

Ж

Н

Ъ

А

N2O — N2 + O2

Д

Т

Щ

Н

Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe

А

В

Е

У

2Zn + O2 = 2ZnO

Л

Х

Р

К

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

Ь

У

М

Ы







«Найди выигрышный путь»

Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe


4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

4AgNO3 = 2Ag2O + 4NO2 + O2

Cl2 + 2KI = 2KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl

2Zn + O2 = 2ZnO


2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Cu(OH)2 = CuO + H2O

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2




Домашнее задание

Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций


Уравнение реакции Тип химической реакции

а) Al + O2 — Al2 O3 Реакция……………..

б) MnO2 + H2 — Mn + H2 O Реакция……………..

в) H2 O2 — H2 + O2 Реакция……………..

г) HNO3 + Fe(OH)3 — Fe(NO3)3 + H2 O Реакция……………..



Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций

Уравнение реакции Тип химической реакции

а) AgI —……….. Реакция……………..

б) MgO + H2 SO4 —……….. Реакция……………..

в) Al + HCl —……….. Реакция……………..

г) Na + Cl2 —……….. Реакция……………..



Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций


Уравнение реакции Тип химической реакции

а) HNO3 + Mg (OH)2 — ………..... Реакция……………..

б) FeCl3 + Zn —……….. Реакция……………..

в) CH4 —……….. Реакция……………..

г) KOH + Ca (OH)2 — ………..... Реакция……………..

д) Ba + O2 —……….. Реакция……………..



Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»



МБОУ Ясенецкая СОШ

Павловский район

Нижегородская область





Конспект урока





Предмет : химия

Программа :

О.С. Габриелян « Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений», издательство «Дрофа», 2005г.

Учебник:

Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2008, 270 с.;

Тема урока: «Реакции обмена»

8 класс





Тип урока: урок - беседа

Работа учителя химии

Ясенецкой общеобразовательной

средней школы

Рыжовой Марины Евгеньевны

Образование – высшее,

стаж работы – 15лет



2009 - 2010 год



Тип урока: изучение нового материала ( урок- беседа, сопровождаемый демонстрационными и лабораторными опытами)


По характеру познавательной деятельности:

объяснительно – иллюстрационный, частично-поисковый, проблемный.


По источнику знаний и характеру восприятия: словесный, наглядный, практический.


Цель : формирование представлений о реакции обмена.


Задачи:

Обучающие: рассмотреть сущность данного типа реакции; научить учащихся писать уравнения реакций обмена; сравнивать конкретные уравнения химических реакций и узнавать тот или иной тип реакции по химическому уравнению; формировать навык проведения лабораторного опыта и умение оформлять результаты учебного эксперимента;

Развивающие: развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе лабораторных опытов; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся – химические процессы это одна из форм вечного движения окружающего нас мира; воспитывать культуру общения через работу в парах

«ученик – ученик », «учитель–ученик», в группах; воспитывать такие качества личности, как инициатива, стремление к самостоятельному поиску.


Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация с этапами урока и контролирующими вопросами, лабораторное оборудование для проведения опыта, бланки инструкции для проведения опыта и алгоритм отчета, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, карточки задания для самостоятельной работы разного уровня.


Реактивы:

Спички; оксид меди (II), растворы гидрокcидов натрия и калия, растворы соляной и серной кислот, хлорид железа(III), хлорид меди (II), хлорид бария, нитрат серебра, хлорид натрия, сульфат натрия, фенолфталеин, лакмусовая бумага





Форма работы:

  • фронтальная

  • парная

  • групповая


Применяемые технологии (элементы):

  • ИКТ

  • Учебное сотрудничество

  • Критическое мышление


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Урок начинается с фронтальной беседы по изученному материалу. В ходе беседы учитель задает вопросы. За каждый правильный ответ полагается фишка. В конце урока по числу набранных фишек выставляются отметки. Критерии перевода числа фишек в отметку: на «5» нужно набрать 5 фишек, на «4» – 4 фишки.

( фронтальная беседа проверки фактического материала)

Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами». Какие два вида изменений мы изучили?

Ученик: Физические и химические явления.

Учитель: В чем отличие химического явления от физического?

Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, происходит химическая реакция, а в результате физического состав остается прежним.

Учитель: По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

Ученик: О протекании химической реакции можно судить по визуальным признакам: изменение цвета, выделение газа, выпадение или растворение осадка, появление запаха, выделение света, выделение тепла.

Учитель: Что называется химическим уравнением?

Ученик: Химическим уравнением называется условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Учитель: Какие типы химических реакций вы знаете?

Ученик: Нам известны химические реакции трех типов: соединения, разложения, замещения.

Учитель: В чем сходство и различие реакции соединения и разложения?

( вопрос на сравнение)

Ученик: Сходство это химические явление. Отличие – это противоположные процессы.

Учитель: Демонстрирую опыт взаимодействие кальция с водой. Почему раствор приобрел малиновую окраску? ( проблемный вопрос)


Самостоятельная работа ( задание на развитие мышления)( 8 - мин)


В а р и а н т 1

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции, подчеркните одной чертой формулы простых веществ, двумя чертами формулы сложных веществ.

1

СО + О2 СО2



2

NaNO3 NaNO2 + O2



3

CuO + Al → Al2 O3 + Cu,



4

HBr → H2 + Br2



Критерии оценки

Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции, по 0,5 балла за все найденные формулы сложных веществ и по 0,5 балла за все найденные формулы простых веществ).

«5» – 5- 4,5балла,

«4» – 4 - 3,5балла,

«3» – 3- 2,5балла.


В а р и а н т 2

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции, подчеркните одной чертой формулы простых веществ, двумя чертами формулы сложных веществ.

1

KClO3 KCl + O2,



2

Al + HCl → AlCl3 + H2



3

KNO3 KNO2 + O2.



4

Fe + О2 Fe2 О3



Критерии оценки

Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции, по 0,5 балла за все найденные формулы сложных веществ и по 0,5 балла за все найденные формулы простых веществ).

«5» – 5- 4,5балла,

«4» – 4 - 3,5балла,

«3» – 3- 2,5балла.


После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Происходит взаимная проверка работ с помощью ответов на экране и выставление отметок по вышеуказанным критериям.

Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил работу на «5». А кто справился на «4», на «3»? Итак, подводя итог сегодняшней самостоятельной работы, я могу сказать, что вам xорошо известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения и замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций – реакции обмена.


  1. Операционно - исполнительская часть

Стадия вызова.

Учитель. Ребята, по названию типа реакции предположите, в чем сущность реакции обмена.

Ученик. Сущность такой реакции в том, что вещества обмениваются своими составными частями.

Учитель. Какие вещества – простые или сложные – могут обмениваться своими составными частями?

Ученик. Оба вещества должны быть сложными.

Учитель: Попытайтесь сформулировать правило.

Ученик отвечает ( на экране появляется правильный ответ)

Учитель. Как выглядит общая схема реакции обмена?

Ученик записывает на доске общую схему реакции обмена:

АВ + СD = АD + СВ.

Учащиеся возвращаются к обобщающей таблице (табл. 1) по типам химических реакций, сделанной за три предыдущих урока, и под руководством учителя заполняют последнюю строку в этой таблице.


Таблица 1

Kлассификацыя реакций на основании

количества и состава реагирующих веществ.

Тип реакции

Уравнения реакций в общем виде

Пример

1

Соединения

А + В = АВ

АВ + СВ = АСВ2

2H2 + O2 = 2H2 O.

СаО + СО2 = СаСО3

2

Разложения

АВ = А + В.

АВС2 = АС + ВС

2 HBr = H2 + Br2

Cu(OH)2 = CuO + H2 O

3

Замещения

А + ВС = В+ АС

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.

4

Обмена

АВ +СД = АД+ СВ

NaOH + HCl = NaCl + H2 O

СuO + H2 SO4 = СuSO4 + H2 O.



Самостоятельная работа исследовательского характера ( частичное самостоятельное изучение нового материала с использованием текста учебника, карточки задания с применением химического эксперимента)


Учитель.

Мы рассмотрели сущность реакции обмена с точки зрения теории. Для практической проверки, действительно ли происходят реакции обмена между сложными веществами, проведем лабораторную работу в группах (Учащиеся получают карточки- задания с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции обмена».) В таблице заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.

Таблица 2

Лабораторная работа по теме « Реакции ионного обмена»

№ опыта

Ход работы

Наблюдения

Уравнение химической реакции

Выводы.

1 (а,

б)

Налейте в пробирку раствор гидроксида натрия, добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете?


Налейте в пробирку раствор гидроксида калия, добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?

Индикатор в растворе щелочи стал малиновым, а при добавлении кислоты обесцветился


NaOH + HCl = NaCl + H2 O

Произошла химическая реакция:

это реакция обмена, т.к. щелочь и кислота обменялись своими составными частями


Индикатор в растворе щелочи стал малиновым, а при добавлении кислоты обесцветился


2KOH + H2 SO4 =

= K2SO4 + 2H2 O.

Произошла химическая реакция:

это реакция обмена, т.к. щелочь и кислота обменялись своими составными частями

2 (а, б)

K раствору хлорида железа(III) добавьте по каплям раствор гидроксида натрия.

Что наблюдаете?


Выпал бурый осадок

FeCl3 + 3NaOH =

= Fе(OН)3 + 3NaCl.

Произошла химическая реакция это реакция обмена, т.к. соль и щелочь обменялись своими составными частями

K полученному осадку добавьте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?


Бурый осадок растворился

2Fe(OН)3 + 3 H2 SO4

= Fе2(SO4)3 + 6H2 O.

Произошла химическая реакция: Это реакция обмена, т.к. нерастворимое основание и кислота обменялись своими составными частями

3

В пробирку насыпьте порошок оксида меди(II), добавьте серной кислоты и нагрейте в верхнем пламени спиртовки

Черный порошок растворился, образовался голубой раствор

СuO + H2 SO4 = СuSO4 + H2 O.

Произошла химическая реакция:

Это реакция обмена, т.к. оксид и кислота обменялись своими составными частями



4 (а,б)

В пробирку налейте раствор хлорида натрия и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра.

Что наблюдаете?


В пробирку налейте раствор сульфата натрия и добавьте несколько капель раствора хлорида бария.

Что наблюдаете?




Выпадает белый осадок.

NaCl + Ag NO3 = Ag Cl + Na NO3

Произошла химическая реакция:

Это реакция обмена, т.к. сложные вещества соли обменялись своими составными частями


Na2SO4 + Ba Cl2 = 2 NaCl + Ba SO4

Произошла химическая реакция:

Это реакция обмена, т.к. сложные вещества соли обменялись своими составными частями



Учитель: Напомним правило по технике безопасности.

Ученик: Работать с растворами кислот и щелочей нужно осторожно, т.к. они опасны.

С растворами работать по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь».

Пробирку с веществами нагревайте в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем ее дно.

Учитель: Кто может сказать, каковы правила пользования спиртовкой?

Ученик: Сначала нужно проверить резервуар спиртовки, поправить фитиль, затем зажечь. После нагревания потушить пламя спиртовки колпачком.

Проводятся опыты в группах, каждая группа выбирает себе блок для исследования и готовится к защите.

1 группа: взаимодействие кислот и оснований

2 группа: взаимодействие оснований и солей

3 группа взаимодействие основных оксидов и кислот

4 группа: взаимодействие солей.

(обсуждение результатов опытов)

Учитель: Кто в работе использовал фенолфталеин? Зачем при проведении опытов вы использовали фенолфталеин?

Ученик: Фенолфталеин используется для того, чтобы можно было увидеть, как изменяется среда раствора. Мы смешали вещества: щелочь – щелочная среда и кислоту кислотная среда . Поскольку исходные вещества и продукты реакции бесцветны, изменение цвета индикатора и будет признаком химической реакции.

Учитель: Данную реакцию называют реакцией нейтрализации. Почему?

Ученик: От слова нейтральная среда. Так как образовались соль и вода.

Учитель: Реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена.

Проверьте правильность написания уравнений реакций к первому и второму опытам (предлагается запись уравнений реакций на экране). Являются ли данные реакции реакциями обмена?

Ученик: Реакция между щелочью и кислотой относится к реакциям обмена, в ней два сложных вещества обмениваются составными частями.

(обсуждение результатов опытов 2 группы)

Учитель: По каким признакам можно определить, что реакции прошли?

Ученик: Образовался осадок.

Учитель: Проверьте правильность записанных уравнений реакций (предлагается запись уравнений реакций на экране). Относятся ли данные реакции к реакциям обмена?

Ученик: Эти реакции относятся к реакциям обмена, т.к. в них участвуют сложные вещества, которые обмениваются составными частями.

Учитель: Третья группа, какие вещества исследовали вы?

Ученик: Основные оксиды, нерастворимые основания также вступают в реакции обмена с кислотами.

Учитель: Какие признаки говорят о том, что реакция прошла?

Ученик: Осадок растворился, образовался раствор голубого цвета.

Учитель: Как вы записали уравнение реакции?

(Ученик у доски записывает уравнение реакции). Итак, в реакцию обмена вступают оксид металла и кислота.

Другой ученик записывает реакцию нерастворимого основания и кислоты.

Учитель: Хорошо. Давайте пронаблюдаем еще один процесс. Демонстрирую взаимодействие карбонат натрия и кислоты. Ученик работает у доски с уравнением все ученики в тетради.

Учитель: Что наблюдаете ?

Ученик: Вскипание , выделение газа.

Учитель: Почему это произошло? (Разбираем, откуда появился газ)

Ученики: Вспоминают свойства кислот и объясняют, что угольная кислота распадается на углекислый газ и воду.


  1. Рефлексивно оценочная часть.

( вопросы для проверки фактического материала урока)

Учитель: Подведем итог нашей работы. Сколько типов химических реакций вы теперь знаете?

Ученик: Мы знаем четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Учитель: Вещества каких классов могут вступать в реакции обмена?

Ученик: Реакции обмена могут происходить между основаниями и кислотами, кислотами и основными оксидами, солями и щелочами, между солями, кислотами и солями, нерастворимыми основаниями и кислотами.

Учитель: Как мы можем судить, что прошла химическая реакция обмена?

Ученик: По признакам ( газ, осадок, вода, растворение осадка, изменение цвета индикатора)

Учитель: Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

Ученик: Реакция нейтрализации – это реакция обмена между основанием и кислотой, в результате которой образуются соль и вода.

Учитель: Вот и подошел наш урок к своему завершению. Мы c вами замечательно потрудились, каждый в меру своих сил и возможностей. Сдаем свои фишки, и пока я буду выставлять оценки, запишите домашнее задание.


Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 32, упр. 4, с. 168., повторить записи в тетради трех предыдущих уроков.










Литература


  1. Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.;

  2. Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2008, 270 с.;

  3. Габриелян О.С., Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.;

  4. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с.

  5. Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы.-М.: Айрис-пресс, 2004.-208с.

  6. http://him.1september.ru/

































А н к е т а д л я у ч е н и к о в


Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.


1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):


а) отличный, интересный, захватывающий;


б) хороший, содержательный, заставляющий работать;


в) нормальный, обычный;


г) скучный, работа без интереса;


д) бесполезный, совсем не интересный;


2. Вспомни тему урока. __________________________________________________________________


3. Какая цель стояла перед тобой на уроке? __________________________________________________________________


4. Чему новому ты научился на уроке? __________________________________________________________________


5. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке? __________________________________________________________________


__________________________________________________________________


6. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе?______________________________________________________________


7. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? __________________________________________________________________


Спасибо за сотрудничество!



Просмотр содержимого презентации
«Реакции обмена 8 класс»

Реакции обмена   Урок химии 8 класс Учитель: Рыжова М.Е.   2009-2010г.

Реакции обмена

Урок химии 8 класс

Учитель: Рыжова М.Е.

2009-2010г.

Цель урока: формирование представлений о реакции обмена

Цель урока: формирование представлений о реакции обмена

Какие два вида изменений мы изучили?  В чем отличие химического явления от физического?  По каким признакам можно определить, что прошла химическая реакция?  Что называется химическим уравнением?  Какие типы химических реакций вы знаете?  В чем сходство и различие реакции соединения и разложения?
  • Какие два вида изменений мы изучили?
  • В чем отличие химического явления от физического?
  • По каким признакам можно определить, что прошла химическая реакция?
  • Что называется химическим уравнением?
  • Какие типы химических реакций вы знаете?
  • В чем сходство и различие реакции соединения и разложения?
Почему раствор приобрел малиновую окраску?
  • Почему раствор приобрел малиновую окраску?

Ca + H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2

Проверка самостоятельной работы №  1 вариант 1  2 вариант  2СО + О 2  → 2 СО 2   соединения 2  2KClO 3  → 2 KCl + 3O 2 ,  разложения  2NaNO 3  → 2NaNO 2 + O 2  разложения  3  2 Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 +  3 H 2  замещения   3 CuO + 2 Al → Al 2 O 3 + 3 Cu,  замещения 4  2 KNO 3  → 2 KNO 2 +  O 2 .  разложения   2 HBr →  H 2 +  Br 2  разложения   4 Fe + 3О 2  → 2Fe 2 О 3  соединения

Проверка самостоятельной работы

1 вариант

1

2 вариант

2СО + О 2 2 СО 2

соединения

2

2KClO 3 2 KCl + 3O 2 ,

разложения

2NaNO 3 2NaNO 2 + O 2

разложения

3

2 Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2

замещения

3 CuO + 2 Al → Al 2 O 3 + 3 Cu,

замещения

4

2 KNO 3 2 KNO 2 + O 2 .

разложения

2 HBr → H 2 + Br 2

разложения

4 Fe + 2 2Fe 2 О 3

соединения

Максимально можно набрать 5 баллов:  по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении  по 0,5 балла за верно указанный тип реакции  0,5 балла за все найденные формулы сложных веществ  0,5 балла за все найденные формулы простых веществ). « 5 » – 5 - 4,5балла, « 4 » – 4 - 3,5балла, « 3 » – 3 - 2,5балла.
  • Максимально можно набрать 5 баллов:

по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении

по 0,5 балла за верно указанный тип реакции

0,5 балла за все найденные формулы сложных веществ

0,5 балла за все найденные формулы простых веществ).

  • « 5 » – 5 - 4,5балла,
  • « 4 » – 4 - 3,5балла,
  • « 3 » – 3 - 2,5балла.

Критерии оценки

Рассмотреть сущность данного типа реакций  Научиться составлять уравнения реакций  Подтвердить теоретические знания практическими наблюдениями
  • Рассмотреть сущность данного типа реакций
  • Научиться составлять уравнения реакций
  • Подтвердить теоретические знания практическими наблюдениями

Сегодня на уроке:

Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.  АВ + СД = АД + СВ  Пример:  2+ - + 2-   Na OH + Cu SO 4 =Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4  2 Na OH + Cu SO 4
  • Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

АВ + СД = АД + СВ

Пример:

2+ - + 2-

Na OH + Cu SO 4 =Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

2 Na OH + Cu SO 4 =Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

Работать с растворами кислот и щелочей осторожно, при попадании на кожу рук спокойно встать и подойти к крану с водой С веществами работать по принципу «не разлей»,  с твердыми по принципу «не рассыпь» Нагрев пробирки проводить в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем ее дно Проверь спиртовку: целостность резервуара, поправь фильтр, затем зажги. Тушим пламя колпачком
  • Работать с растворами кислот и щелочей осторожно, при попадании на кожу рук спокойно встать и подойти к крану с водой
  • С веществами работать по принципу «не разлей»,

с твердыми по принципу «не рассыпь»

  • Нагрев пробирки проводить в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем ее дно
  • Проверь спиртовку: целостность резервуара, поправь фильтр, затем зажги. Тушим пламя колпачком

Правила по технике безопасности

Практическая работа

Практическая работа

Образование газа

Образование газа

основные оксиды и кислоты, основания и кислоты,  щелочи и соли, кислотами и солями,  соль и соль соединения разложения замещения обмена Типы химических реакций признак Газ, осадок, изменение цвета, растворение осадка, выделение тепла и света

основные оксиды и кислоты,

основания и кислоты,

щелочи и соли,

кислотами и солями,

соль и соль

соединения

разложения

замещения

обмена

Типы химических реакций

признак

Газ, осадок, изменение цвета, растворение осадка, выделение

тепла и света

§ 32,  упр.4, с.168,  повторить записи в тетради ( таблица)
  • § 32,
  • упр.4, с.168,
  • повторить записи в тетради ( таблица)

Домашнее задание

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование, проблемный. Реализация целей урока достигнута на основе первичного овладения навыками самостоятельной исследовательской деятельности через развитие у учащихся проблемного мышления на основе использования технологии проблемного обучения.
  • Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  • Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
  • Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование, проблемный.
  • Реализация целей урока достигнута на основе первичного овладения навыками самостоятельной исследовательской деятельности через развитие у учащихся проблемного мышления на основе использования технологии проблемного обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по химии " Реакции обмена" 8 класс

Автор: Рыжова Марина Евгеньевна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок химии 9 класс презентация "Ионные уравнения реакции" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-khimii-9-klass-priezientatsiia-ionnyie-uravnieniia-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "238409"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444563717"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 8 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-8-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111955"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408097471"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок в 8 классе Тема "Реакции соединения, разложения и замещения" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-v-8-klassie-tiema-rieaktsii-soiedinieniia-razlozhieniia-i-zamieshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226282"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440164947"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Реакции  в  растворах  электролитов. "
    ["seo_title"] => string(36) "rieaktsii-v-rastvorakh-eliektrolitov"
    ["file_id"] => string(6) "238852"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444663868"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства