Урок по химии в 8 классе
Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
(ИКТ-технология, групповая технология, проблемно-поисковая технология, технология уровневой дифференциации обучения)
Учитель химии: Пародина Татьяна Ильинична
Цели урока:
Образовательная: опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам.
Развивающая: развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: способствовать созданию условий для формирования умений работать в коллективе; воспитать взаимопомощь, положительное
отношение к изучению химии, культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить на практике знания о классах неорганических соединений, умения записывать и решать генетическую задачу между классами неорганических соединений.
Развивающие: продолжить формирование навыков химического эксперимента.
Воспитательные: продолжить формировать умение работать в группах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.
Методы и методические приёмы: наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный.
Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления знаний с применением тренировочных упражнений.
Вид урока: обобщающий.
Оборудование:
1 группа - оксид меди, серная кислота, карбонат натрия (твердый), раствор гидроксида натрия;
2 группа – цинк, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия.
Планируемые результаты:
Знать определения и классификацию неорганических веществ.
Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;
иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Компетенции:
Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.
Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.
Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.
Ход урока:
Организационный момент, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Определение темы урока совместно с учащимися.
Cлайд 1. Дорогие ребята! Давайте посмотрим на доску и ответим на вопрос, «Какие понятия вам знакомы, а какие вы хотели бы изучить?»
Учащиеся отвечают, что им знакомы основные классы неорганических веществ, их химические свойства, а хотели бы они познакомиться с генетической связью между неорганическими веществами.
Слайд 2. Итак, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Высказываются учащиеся).
Девизом нашего урока будут слова выдающегося русского химика Д. И. Менделеева: «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё».
Слайд 3. Исходя из темы урока, попробуйте кратко сформулировать основную цель нашего занятия, не забывая, что урок у нас «обобщающий».
Учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока. (Обобщить знания об основных классах неорганических веществ, о генетической связи и генетическом ряде. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов. Продолжать развивать умения составлять уравнения реакций.)
3. «Мозговой штурм» Слайд 4.
Первый этап нашего урока состоит из нескольких заданий.
Наше первое задание «Проверь себя сам».
У вас на столах лежат карты с набором формул химических веществ. Необходимо распределить эти вещества по классам, занести их в карту «Мои достижения». Затем мы проверим результат, и вы сами оцените себя.
(Учащиеся выполняют задание).
Слайд 5. (проверка)
Второе задание – «Третий лишний».
Какое из 3-х веществ лишнее и почему?
(Работают по слайду 6.)
4. Следующий этап нашего урока – это разноуровневое, дифференцированное задание «Турнир знатоков химии».
Слайд 7. Ребятам нашего класса было предложено подготовить различные виды заданий на знание химических свойств основных классов неорганических соединений.
Работаем в парах, по окончании работы произведем взаимооценивание.
Учащиеся предлагают друг другу творческие задания различного уровня сложности. (3 человека у доски)
Задание 1 «Проведите химические реакции и напишите уравнения химических превращений».
Нейтральный разговор
Вздорная Серная Кислота всегда доводила Лакмус до аллергического покраснения, причем до такой степени, что он был вынужден звать на помощь Едкий Натр, который нейтрализовал их общение до получения нормальной Соли и Воды, а обессиленный Лакмус постепенно незаметно исчезал.
Задание 2 «Запишите все возможные уравнение химических реакций».
Нигде нет покоя…
Когда Кальций пришел в бар, там уже сидели Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная Кислота и Гидроксид Меди. Присутствие каких веществ испортило ему настроение?
Задание 3 «Напишите все возможные способы получения вещества, о котором идет речь в стихотворении».
Царские забавы.
Царь зовет к себе Стрельца,
Удалого молодца,
Оглашает поручение,
Государственного значения.
Чтоб я стал опять богат,
Нужен Магния Фосфат.
Ночь даю тебе подумать -
Утром буду ждать доклад!
Не смогешь – кого винить?
Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье,
Чтоб со страху не забыть.
5. Следующий этап урока «Химические страсти».
Слайд 8. Некоторые ребят подготовили теоретические вопросы, которые были использованы мной для составления «Химического диктанта».
Химический диктант
Водный раствор этого вещества является растворимым основанием или щелочью.
При взаимодействии этого вещества с раствором нитрата серебра образуется белый творожистый осадок.
Этот кислотный оксид не поддерживает горение.
Это вещество обугливает бумагу, а при внесении лакмуса в его раствор, окраска становиться красной.
Это вещество при взаимодействии с кислотой образует соль и воду.
При взаимодействии этого вещества с металлами выделяется водород.
Это вещество вступает в реакцию нейтрализации.
Без этого вещества мы не можем обойтись при приготовлении пищи.
При внесении индикаторов в раствор этого вещества изменения окраски не происходит.
При растворении этого вещества в воде образуется кислота.
Учащиеся проверяют «Химический диктант» и самостоятельно оценивают его. Слайд 9.
Слайд 10. 6. Физкультминутка
Две минутки отдыхаем,
Но урок не забываем.
Если я называю формулу основного оксида –
Наклоняем голову влево;
Кислотного – вправо;
Кислоты – вперед;
Основания – назад;
Формулу соли – вращаем головой.
CuO, N 2O5,
Вспомним классы мы опять.
H 2S и KOH,
Лучше думай, мозг ты наш.
NaCl и KBr,
Голова идет кругом.
Взгляд налево, взгляд направо,
Ведь разминка – не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой!
7. «Хотим все знать, изведать, испытать!» (создание проблемной ситуации).
Слайд 11. Задание: выбрать формулы тех веществ, которые можно распределить в 2 группы; по какому признаку вы производили отбор?
Попробуйте распределить их в 2 ряда по усложнению состава, начиная от простого к сложному. (Выбирают формулы в 2 группы и распределяют их в ряды).
Давайте проверим правильность выполнения задания.
(В каждой группе есть общее – Са и С, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству)
Как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи. Поэтому цепи или ряды называются генетическими. (Учащиеся записывают определения: генетическая связь, генетические ряды металлов и неметаллов).
Слайд 12. Какие гипотезы вы можете выдвинуть исходя из новых открывшихся фактов? (Выдвигают гипотезы)
8. Конкурс юных лаборантов (практическое доказательство гипотезы).
Проведение этого этапа нашего урока я доверяю своей помощнице, которая подготовила для вас «Химические сказки».
Ученица раздает и озвучивает задание, осуществляет наблюдение за работой в группах, проверяет и оценивает результат.
Задание: Составить уравнения химических реакций, о которых говориться в сказках.
Слайды 13,14,15,16,17.
Химическая сказка «Краска дивной красоты».
Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Что ты делаешь, отец?» - «Хочу получить краску удивительной красоты, дочка». - «Из этой свечи?», - «Нет, из подсвечника», - отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб её и в кислоту бросил – стал синим раствор; добавил едкую щелочь – и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность.
Восточная сказка
В одном далеком государстве жил злой падишах, захотел он выкрасить весь свой дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: «Где же я такой краски возьму, чтобы не портилась и на весь дворец хватило?» Рассердился падишах и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластину с крыши, растворил её в желудочной микстуре (3%-й раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Отделил он этот осадок, затем прокалил на печке. Так и получил он знатную краску, падишах остался доволен.
Подведение итого урока, выставление оценок.
Рефлексия
Слайды 18,19. Дорогие ребята, независимо от того, какую оценку вы сегодня получили на уроке, хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашему уроку.
Продолжите предложение «Сегодня на уроке…»
11. Домашнее задание. (Слайд 20)
1-ый уровень - §42, № 3
2-ой уровень - §42, № 3, 4
3-ий уровень - §42, № 3, 4, составить генетический ряд для любого металла и неметалла и уравнения реакций