kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока химии по теме " "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока химии для 8 класса. Урок для повторения и обобщения знаний учащихся по основным классас неорганических веществ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока химии по теме " "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"»

Филиал МОУ «Шило-Голицынская СОШ Ртищевского района Саратовской области» в с. Ерышевка







Методическая разработка открытого урока

"Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

















Разработчик :

учитель химии и биологии

филиала МОУ «Шило-Голицынская СОШ

Ртищевского района Саратовской области» в с. Ерышевка

Оркиш Е.Г.















с. Ерышевка 2022 г.

Тема урока. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Девиз урока:

« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».

Майкл Фарадей.


ЦЕЛЬ. Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.

Развивающие: развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.

Методы : проблемный, исследовательский , словесный . 

Формы работы: групповая , индивидуальная работа ,самопроверка, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в группе, выставление отметок.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация, штатив с пробирками, компетентностно-ориентированные задания.

Реактивы:натрий, вода, фенолфталеин,  соляная кислота, оксид кальция, сульфат меди, гидроксид натрия.


Ход урока.

I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.1 Оргмомент.

1.2 Актуализация знаний .Составление схемы из слов

Что изучает химия! (Вещества)

Ребята, а какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные)

1.Вам необходимо составить схему из слов, отгадав загадки

Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы)

Становлюсь собой в плену огня. Не был бы мир без меня. Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков. Ответ: Металл


Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)

С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс… (ОКСИД)


такое оксид?Какие бывают оксиды? Приведите примеры.

“В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.

(Ответ: Щелочи.)

Что такое основание?Какие бывают основания? Примеры

“Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус. 
C фиолетового на красный”.(Ответ: Кислоты.)

Что такое кислота? Какие бывают кислоты? Приведите примеры.

“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли 
Объединю в класс...”.

(Ответ: Соли.)

Что такое соль? Какие соли мы знаем?

Молодцы!

Постановка проблемы. Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы.

Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.

Вам даны вещества: NaOH, P , NaCl, H3PO4 , Ca 3(PO4)2,, H2SO4, Na2SO4 , Na , P2O5.

1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в группы.( сколько групп у вас получилось)

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

Na, NaOH, NaCl, Na2SO4

P, P2O5 H3PO4 Ca 3(PO4)2

Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Na и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).

Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?

Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.

Вопрос: А что является носителем наследственной информации?

Ученик: Ген.

Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?

Ученик: Na и Р

Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

И какая тема нашего урока будет сегодня ?

Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Генетической связью между веществами называется такая связь, которая основывается на их взаимопревращениях, она отражает единство происхождения веществ, другими словами – генезис.

Обладая знаниями о классах простых веществ, сколько можно выделить генетических рядов:

1) Генетический ряд металлов 

2) Генетический ряд неметаллов.

Генетический ряд металлов раскрывает взаимосвязанность веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.

Генетический ряд металлов бывает двух видов.

1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щелочь. Такой ряд может быть представлен подобной цепочкой превращений:

металл→ основание (щелочь) → соль

Возьмем для примера генетический ряд натрия :

Na → NaOH → NaCL.

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.

Опыт №1Na→ NaOH→ NaCL Инструкция1.(Соблюдайте технику безопасности!)

берем Na добавляем воду получаем гидроксид Na  добавляем индикатор фенофталеин доказываем что это щелочь осторожно добавляем соляную кислоту. Происходить реакция нейтрализации. Раствор обесцвечивается, образуется соль и вода.

Давайте напишем уравнения реакции.



2. Генетический ряд металлов, которым соответствуют нерастворимые основания. В данном ряде больше генетических связей, т.к. он более полно отражает идею прямых и обратных превращений (взаимных). Такой ряд можно изобразить очередной цепочкой превращений:

металл → основной оксид → соль → основание → основной оксид → металл.

Возьмем для примера генетический ряд меди:

Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuO → Cu.

Генетический ряд неметаллов раскрывает взаимосвязь веществ различных классов, в основе которых лежит один и тот же неметалл.

Давайте выделим еще две разновидности.

1. Генетический ряд неметаллов, которым в качестве гидроксида соответствует растворимая кислота, может быть изображен в виде следующей линии превращений:

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

Возьмем для примера генетический ряд фосфора:

P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2.

2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть изображен очередной цепочкой трансформаций:

неметалл → кислотный оксид → соль → кислота → кислотный оксид → неметалл.

Поскольку из рассмотренных нами кислот нерастворимой является исключительно кремниевая кислота, давайте рассмотрим в качестве примера генетический ряд кремния:

Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si.

Итак, давайте подведем итоги и выделим самую основную информацию.

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.

Опыт №1Na→ NaOH→ NaCL берем Na добавляем воду получаем гидроксид Na  добавляем индикатор фенофталеин доказываем что это щелочь осторожно добавляем соляную кислоту. Происходить реакция нейтрализации. Раствор обесцвечивается, образуется соль и вода. Давайте напишем уравнения реакции.

Опыт №2 Инструкция1.(Соблюдайте технику безопасности!)

1. В пробирку берем оксид кальция добавляем воду получаем гидроксид кальция Ca(OH)2  добавляем индикатор фенофталеин осторожно добавьте серную кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции

CaO → Ca(OH)2 → CаSO4

Опыт №3CuSO4 → Cu (OH)2 → CuO

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Обучающиеся выполняют задание « Найди родственников»

Задание « Найди родственников»

Из перечня формул составьте генетический ряд.

1вариант : Ca(OH)2CI2,Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2.

2 вариант: AI, NaOH, AI(OH)3, CaO, CO2,  AI2O3 , P, AICI3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Формулировка вывода:

Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений» §, составить уравнения реакций к цепочкам, которые вы составили при выполнении задания «Найди родственников».

РЕФЛЕКСИЯ

КУБ




.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Геннадьевна Оркиш

Дата: 12.07.2024

Номер свидетельства: 654103


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства