kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии (9 класс): степень окисления и ОВР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если в соединениях с полярной ковалентной связью общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома, то в ионных соединениях валентные электроны полностью переходят от атомов металла к атомам неметалла. Однако резкой границы между соединениями с полярной ковалентной и ионной связями не существует. 

Процессы, в результате которых происходит переход или смещение валентных электронов от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью, называются окислительно-восстановительными реакциями.

Процесс передачи атомом электронов называется окислением, а процесс присоединения электронов - восстановлением.

Те атомы или ионы, которые присоединяют электроны, называются окислителями, а те, которые отдают, - восстановителями.

В рассмотренном примере атом натрия в реакции с кислородом, окисляясь, отдает электрон. Следовательно, он является восстановителем. Атом же кислорода является окислителем. Он присоединяет к себе электрон, т.е. восстанавливается.

Заряд иона в ионных соединениях и условный заряд атомов в полярных ковалентных соединениях принято называть степенью окисления.

Значения степени окисления определяются числом электронов, смещенных от атома данного элемента к атому другого элемента. 

Степень окисления обозначается арабскими цифрами со знаком «+» или «-». Каждому атому в любом сложном соединении соответствует определенная степень окисления. Например, для фтора во фтороводороде HF степень окисления равна -1, для водорода +1.

В химических формулах биэлементных соединений, как правило, на первое место ставится символ химического элемента, обладающего меньшей электроотрицательностью (например, металла) и соответственно положительной степенью окисления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии (9 класс): степень окисления и ОВР »


















Казахстан, Северо-Казахстанская область, район имени Габита Мусрепова, село Сокологоровка

КГУ «Сокологоровская средняя школа»









Урок в 9 классе


Тема: «Сущность процесса диссоциации»












План урока


Тема: Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции


Цель: систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций в свете электронной теории; научить объяснять основные понятия окислительно-восстановительных реакций; дать классификацию ОВР.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания, умения и навыки при изучении степени окисления элементов, окислительно-восстановительные реакции

Развивающая: развить мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, осуществлять самоконтроль

Воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнения задания, дисциплинированность, ответственность, а также активность, увлеченность и наблюдательность


Структура урока

1) Организационный момент

2) Проверка домашнего задания

3) Изучение нового материала

4) Закрепление нового материала

5) Домашнее задание, выставление оценок


Ход урока

1) Организационный момент (3-5 мин.)


2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

а) Напишите уравнение реакции восстановления оксида железа (II) водородом. Реакцию проводят при +500°С.

б) Расскажите об областях применения водорода.

в) Вычислите, сколько граммов водорода выделится при взаимодействии 4г кальция с водой.


3) Изучение нового материала (15-20 мин.)

Если в соединениях с полярной ковалентной связью общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома, то в ионных соединениях валентные электроны полностью переходят от атомов металла к атомам неметалла. Однако резкой границы между соединениями с полярной ковалентной и ионной связями не существует.

Процессы, в результате которых происходит переход или смещение валентных электронов от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью, называются окислительно-восстановительными реакциями.



Рассмотрим реакцию образования оксида натрия Na2O:



0 +1 -2

4Na + O2→ 2Na2O

восстановитель окислитель

(окисляется) (восстанавливается)

Процесс передачи атомом электронов называется окислением, а процесс присоединения электронов - восстановлением.

Те атомы или ионы, которые присоединяют электроны, называются окислителями, а те, которые отдают, - восстановителями.

В рассмотренном примере атом натрия в реакции с кислородом, окисляясь, отдает электрон. Следовательно, он является восстановителем. Атом же кислорода является окислителем. Он присоединяет к себе электрон, т.е. восстанавливается.

Заряд иона в ионных соединениях и условный заряд атомов в полярных ковалентных соединениях принято называть степенью окисления.

Значения степени окисления определяются числом электронов, смещенных от атома данного элемента к атому другого элемента.

Степень окисления обозначается арабскими цифрами со знаком «+» или «-». Каждому атому в любом сложном соединении соответствует определенная степень окисления. Например, для фтора во фтороводороде HF степень окисления равна -1, для водорода +1.

В химических формулах биэлементных соединений, как правило, на первое место ставится символ химического элемента, обладающего меньшей электроотрицательностью (например, металла) и соответственно положительной степенью окисления.

Степень окисления многих химических элементов – величина переменная. Например, для серы известны следующие степени окисления: +2 в H2S , +4 в SO2 , +6 в SO3. В простом веществе степень окисления серы равна 0. Нулевую степень окисления имеют атомы химических элементов, входящих

0 0

в состав простых веществ: водорода H2, хлора Cl2 и других. Это объясняется тем, что в таких молекулах смещение электронов не происходит.

Атомы металлов проявляют только положительную степень окисления. Атомы неметаллов (кроме фтора) могут проявлять как положительную, так и отрицательную степень окисления.

В соединениях неметаллов одного и того же периода отрицательную степень окисления будет иметь элемент с большим порядковым номером (например, в хлориде фосфора (V)

+5 -1

PCl5: PCl5).

В химических соединениях сумма абсолютных значений степеней окисления равна нулю. Исходя из этого, легко определить степень окисления одного элемента, если известны степени окисления других элементов в данном соединении. Например, для определения

+1 х -2

степени окисления марганца в соединении перманганата калия KMnO4 составляют следующее уравнение:

(+1) + х+ (-2)· 4 = 0,

1 + х – 8 = 0,

х = 8 – 1 = 7,

х = +7.

Степень окисления марганца в перманганате калия равна +7.

Чаще всего высшая положительная степень окисления элемента в его соединении равна номеру группы периодической системы, в которой находится этот элемент. В периодической системе это показано на примере формул оксидов: R2O, RO, R2O3, RO2, R2O5, RO3, R2O7.

Окислительно-восстановительные реакции

Окислиительно-восстановиительные реакции, также редокс (англ. redox, от reduction-oxidation — окисление-восстановление) — это встречно-параллельные химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, реализующихся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем.В процессе окислительно-восстановительной реакции восстановитель отдаёт электроны, то есть окисляется; окислитель присоединяет электроны, то есть восстанавливается. Причём любая окислительно-восстановительная реакция представляет собой единство двух противоположных превращений — окисления и восстановления, происходящих одновременно и без отрыва одного от другого.

Окисление — процесс отдачи электронов, с увеличением степени окисления.

При окислеении вещества в результате отдачи электронов увеличивается его степень окисления. Атомы окисляемого вещества называются донорами электронов, а атомы окислителя — акцепторами электронов.

В некоторых случаях при окислении молекула исходного вещества может стать нестабильной и распасться на более стабильные и более мелкие составные части. При этом некоторые из атомов получившихся молекул имеют более высокую степень окисления, чем те же атомы в исходной молекуле.

Окислитель, принимая электроны, приобретает восстановительные свойства, превращаясь в сопряжённый восстановитель:

окислитель + eсопряжённый восстановитель.

Восстановлеением называется процесс присоединения электронов атомом вещества, при этом его степень окисления понижается.

При восстановлении атомы или ионы присоединяют электроны. При этом происходит понижение степени окисления элемента. Примеры: восстановление оксидов металлов до свободных металлов при помощи водорода, углерода, других веществ; восстановление органических кислот в альдегиды и спирты; гидрогенизация жиров и др.

Восстановитель, отдавая электроны, приобретает окислительные свойства, превращаясь в сопряжённый окислитель:

восстановитель — eсопряжённый окислитель.

Несвязанный, свободный электрон является сильнейшим восстановителем.

Виды окислительно-восстановительных реакций

Межмолекулярные — реакции, в которых окисляющиеся и восстанавливающиеся атомы находятся в молекулах разных веществ, например:

Н2S + Cl2 → S + 2HCl

Внутримолекулярные — реакции, в которых окисляющиеся и восстанавливающиеся атомы находятся в молекулах одного и того же вещества, например:

2H2O → 2H2 + O2

Диспропорционирование (самоокисление-самовосстановление) — реакции, в которых один и тот же элемент выступает и как окислитель, и как восстановитель, например:

Cl2 + H2O → HClO + HCl

Репропорционирование (конпропорционирование) — реакции, в которых из двух различных степеней окисления одного и того же элемента получается одна степень окисления, например:

NH4NO3 → N2O + 2H2O

Примеры:

Окислительно-восстановительная реакция между водородом и фтором

Разделяется на две полуреакции:

1) Окисление:

2) Восстановление:

В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов — окисление. При окислении степень окисления повышается:

Процесс присоединения электронов — восстановление. При восстановлении степень окисления понижается:

Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны — восстановителями.




4) Закрепление нового материала (5-7 мин.)

а) Составьте уравнения окислительно– восстановительных реакций:

1.Алюминия с хлором;

2.Железа с хлором;

3. Лития с серой.

б) Определите степень окисления хрома в соединении K2Cr2O7.



5) Домашнее задание, выставление оценок(3мин.)

§66 пересказ стр.169-172; упражнения № 3, 4,5 стр.172


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по химии (9 класс): степень окисления и ОВР

Автор: Бекенова Перизат Тулеубаевна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок химии по теме "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций" "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-khimii-po-tiemie-sostavlieniie-uravnienii-okislitiel-no-vosstanovitiel-nykh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "125931"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415097119"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции""
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_khimii_8_klass_okislitelno_vosstanovitelnye_reaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "508291"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556094289"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции" "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-okislitiel-no-vosstanovitiel-nyie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "226781"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440462262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ. Окислительно восстановительные реакции" "
    ["seo_title"] => string(76) "mastier-klass-podghotovka-k-iege-okislitiel-no-vosstanovitiel-nyie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "182788"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425613588"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(7) "ОВР "
    ["seo_title"] => string(3) "ovr"
    ["file_id"] => string(6) "110141"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405588278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства