Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции"
Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции"
Цели урока:
Обучающие:
Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления.
научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.
Развивающие:
Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;
делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок – исследование.
Понятия, вновь вводимые на уроке: окислительно-восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления.
Педагогические технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В. Ф. Шаталов, игровые технологии. Селевко С.А, технология проблемного обучения (Дж. Дьюи, И. Лернер).
Оборудование и реактивы:соляная кислота, серная кислота, цинк в гранулах, магниевая стружка, раствор сульфата меди, железный гвоздь.
Играет музыка. Слова из песни Эдиты Пьехи –«Кто-то теряет, а кто-то находит…».
Учитель говорит: «Запомните эти слова. В конце урока мы вернемся к ним». А сейчас – ваши версии. Что это означает. Учащиеся высказывают свои предположения.
2. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях
Давайте вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна.
По числу и составу реагентов и продуктов,
По тепловому эффекту,
По направлению,
Участию катализатора.
Есть еще одна классификация, основанная на изменении или сохранении степеней окисления атомов химических элементов, образующих реагенты и продукты реакции. По этому признаку различают реакции
Химические реакции
Реакции, протекающие с изменением реакции, протекающие без изменения степени
степени окисления элементов, образую- окисления
щихся вещества, участвующих в реакции (ОВР)
Учитель просит учащихся вспомнить,
Что называется степенью окисления (с.о.) и как она рассчитывается по формулам соединений?
Степенью окисления называется условный заряд атомов в химическом соединении, вычисленный исходя из предположения, что это соединение состоит из простых ионов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции"»
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
Цели урока:
Обучающие:
Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов , научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления.
научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.
Развивающие:
Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;
делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок – исследование.
Понятия, вновь вводимые на уроке: окислительно-восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления.
Педагогические технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В. Ф. Шаталов, игровые технологии. Селевко С.А, технология проблемного обучения (Дж. Дьюи, И. Лернер).
Оборудование и реактивы:соляная кислота, серная кислота, цинк в гранулах, магниевая стружка, раствор сульфата меди, железный гвоздь.
Играет музыка. Слова из песни Эдиты Пьехи –«Кто-то теряет, а кто-то находит…».
Учитель говорит: «Запомните эти слова. В конце урока мы вернемся к ним». А сейчас – ваши версии . Что это означает. Учащиеся высказывают свои предположения.
2. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях
Давайте вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна.
По числу и составу реагентов и продуктов,
По тепловому эффекту,
По направлению,
Участию катализатора.
Есть еще одна классификация, основанная на изменении или сохранении степеней окисления атомов химических элементов, образующих реагенты и продукты реакции. По этому признаку различают реакции
Химические реакции
Реакции, протекающие с изменением реакции, протекающие без изменения степени
степени окисления элементов, образую- окисления
щихся вещества, участвующих в реакции (ОВР)
Учитель просит учащихся вспомнить,
Что называется степенью окисления (с.о.) и как она рассчитывается по формулам соединений?
Степенью окисления называется условный заряд атомов в химическом соединении, вычисленный исходя из предположения, что это соединение состоит из простых ионов.
Для того, чтобы рассчитать степень окисления, нужно воспользоваться несложными правилами:
Степень окисления кислорода почти всегда равна -2.
Степень окисления водорода почти всегда равна +1.
Степень окисления металлов всегда положительна и в максимальном значении почти всегда равна номеру группы.
Степень окисления свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна 0.
Суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0.
Здесь учитель предлагает ученикам устно посчитать - найти степень окисления элементов.
Какая будет степень окисления серы и фосфора
В молекулах алгебраическая сумма степеней окисления элементов с учётом числа их атомов равна 0.
H2+1SxO4-2 Н3РО4
(+1) . 2 +X + (-2) . 4 = 0
X = +6
H2+1S+6O4-2
Какие типы химических реакций вы знаете?
Учащиеся отвечают.
К ОВР относятся все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество.
Дать определение ОВР.
ОВР – это реакции, в ходе которых меняются степени окисления.
И еще одно определение. «Химические реакции, которые протекают с изменением степеней окисления атомов в молекулах реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными».
Почему эти реакции так называются?
Рассмотрим примеры таких химических реакций.
В качестве примеров ОВР учитель демонстрирует следующий опыт.
H2SO4 + Mg =MgSO4+H2
Обозначим степень окисления всех элементов в формулах веществ – реагентов и продуктов этой реакции:
Как видно из уравнения реакции, атомы двух элементов магния и водорода, изменили свои степени окисления.
Что с ними произошло?
Магний из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления +2, то есть отдал 2е:
Mg 0 – 2е Mg +2
Запишите в свой конспект:
Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются.
Условный ион Н в степени окисления +1 превратился в нейтральный атом, то есть каждый атом водорода получил по одному электрону.
2Н+1 +2е Н2
Элементы или вещества, принимающие электроны, называются окислителями; в ходе реакции они восстанавливаются.
Эти процессы можно представить в виде схемы:
Соляная кислота + магний сульфат магния + водород
CuSO4 +Fe (железный гвоздь) = Fe SO4 +Cu (красивый красный гвоздь)
Fe 0 – 2е Fe +2
Cu+2 +2е Cu0
Кто-то теряет, а кто-то находит…
Процесс отдачи электронов называется окислением, а принятия – восстановлением.
В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления – понижается.
Эти процессы неразрывно связаны между собой.
3. Метод электронного баланса как способ составления уравнений ОВР
Далее рассмотрим составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Затем расставляются коэффициенты. В основе метода электронного баланса лежит правило: общее число электронов, которые отдаёт восстановитель, всегда равно общему числу электронов, которые присоединяет окислитель.
После объяснения учащиеся под руководством учителя составляют уравнения ОВР по планам, которые составил учитель к этому уроку (см. Приложение). Планы находятся у каждого ученика на парте.
Учитель: Среди изученных нами реакций к окислительно – восстановительным реакциям относятся:
Взаимодействие металлов с неметаллами.
2Mg + O2 =2MgO
Вос-ль Mg0 -2e ---Mg+2 2 окисление
Ок исл-ль O2 +4e ---2O-2 1 восстановление
2. Взаимодействие металлов с кислотой.
H2SO4 + Mg =MgSO4+H2
Вос-ль Mg0 -2e ---Mg+2 2 окисление
Ок исл-ль 2O-2+4e --- O20 1 восстановление
3. Взаимодействие металлов с солью.
CuSO4 + Mg =MgSO4+Cu
Вос-ль Mg0 -2e ---Mg+2 2 окисление
Ок исл-ль Cu+2+2e --- Cu0 1 восстановление
Диктуется реакция, один учащийся самостоятельно составляет схему реакции у доски:
H2 + O2 → H2O
Определим, атомы каких элементов изменяют степень окисления.
( H2° + O2° → H2 O2).
Составим электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
(H2° -2e → 2H+ – процесс окисления,
O2° +4e → 2O-² - процесс восстановления,
Н2 – восстановитель, О2 - окислитель)
Подберём общее делимое для отданных и принятых е и коэффициенты для электронных уравнений.
(∙2| Н2°-2е → 2Н+ - процесс окисления, элемент – восстановитель;
∙1| O2° +4e → 2O-² - процесс восстановления, элемент – окислитель).
Перенесём эти коэффициенты в уравнение ОВР и подберём коэффициенты перед формулами других веществ.
2H2 + O2 → 2H2O.
План составления уравнений ОВР
и электронного баланса к ним
1. Записать схему реакции.
2. Определить, атомы каких элементов изменяют степень окисления.
3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений.
5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.
Упражнения для закрепления материала
Процесс отдачи электронов – это … (процесс окисления).
Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, - это… (окислители).
Процесс принятия электронов – это … (процесс восстановления).
Алюминий в реакции
3H2SO4 + 2Al = Al2(SO4)3 + 3H2↑
является … (восстановителем).
Хлор в реакции
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
является… (окислителем).
Схема
Степени окисления атомов и процессы окисления-восстановления
Даны химические реакции: на одной половине – исходные вещества, а на другой – продукты реакции. Необходимо найти правильную половинку для каждой из предложенных реакций, затем определить, к какому типу эта реакция относится. Если ОВР, то необходимо расставить коэффициенты в реакциях методом электронного баланса. (Работа в парах).
1
KOH + HCl
?
1
H2SO3
2
CaCO3
2
KCl + H2O
3
Н2 + О2
3
Al 2O 3
4
Al + O2
4
CaO+ CO2
5
SO2+H2O
5
H2O
Подведение итогов работы с карточкой. Проверка выполненных заданий. Формулировка выводов.
Делаем вывод: «В чем же заключается суть ОВР?»
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.
В тетрадях запишите вывод: весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.
Даны химические реакции: на одной половине – исходные вещества, а на другой – продукты реакции. Необходимо найти правильную половинку для каждой из предложенных реакций, затем определить, к какому типу эта реакция относится. Если ОВР, то необходимо расставить коэффициенты в реакциях методом электронного баланса. (Работа в парах).