kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающие:

  • Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления.
  • научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.

Развивающие:

  • Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;
  • делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.

 

Воспитательные:

  • Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки;
  • научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок – исследование.

Понятия, вновь вводимые на уроке: окислительно-восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления.

                   Педагогические технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В. Ф. Шаталов, игровые технологии. Селевко С.А, технология проблемного обучения (Дж. Дьюи, И. Лернер).

 Оборудование и реактивы: соляная кислота, серная кислота, цинк в гранулах, магниевая стружка, раствор сульфата меди, железный гвоздь.

 

Ход урока

Кто-то теряет, а кто-то находит…

  1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний:

Играет музыка. Слова из песни Эдиты Пьехи –«Кто-то теряет, а кто-то находит…».

Учитель говорит: «Запомните эти слова. В конце урока мы вернемся к ним». А сейчас – ваши версии. Что это означает. Учащиеся высказывают свои предположения.

2. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях

Давайте вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна.

  • По числу и составу реагентов и продуктов,
  • По тепловому эффекту,
  • По направлению,
  • Участию катализатора.

Есть еще одна классификация, основанная на изменении или сохранении степеней окисления атомов химических элементов, образующих реагенты и продукты реакции. По этому признаку различают реакции

Химические реакции

 

       
   

 

Реакции, протекающие с изменением                          реакции, протекающие  без изменения степени

степени окисления элементов, образую-                     окисления

щихся  вещества, участвующих в реакции (ОВР)

 

Учитель просит учащихся вспомнить,

Что называется степенью окисления (с.о.) и как она рассчитывается по формулам соединений?

Степенью  окисления называется условный заряд атомов в химическом соединении, вычисленный  исходя из предположения, что это соединение состоит из простых ионов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции"»

Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).



Цели урока:

Обучающие:

  • Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов , научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления.

  • научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.

Развивающие:

  • Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;

  • делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.



Воспитательные:

  • Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки;

  • научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок – исследование.

Понятия, вновь вводимые на уроке: окислительно-восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления.

Педагогические технологии: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В. Ф. Шаталов, игровые технологии. Селевко С.А, технология проблемного обучения (Дж. Дьюи, И. Лернер).

Оборудование и реактивы: соляная кислота, серная кислота, цинк в гранулах, магниевая стружка, раствор сульфата меди, железный гвоздь.


Ход урока

Кто-то теряет, а кто-то находит…

  1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний:

Играет музыка. Слова из песни Эдиты Пьехи –«Кто-то теряет, а кто-то находит…».

Учитель говорит: «Запомните эти слова. В конце урока мы вернемся к ним». А сейчас – ваши версии . Что это означает. Учащиеся высказывают свои предположения.

2. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях

Давайте вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна.

  • По числу и составу реагентов и продуктов,

  • По тепловому эффекту,

  • По направлению,

  • Участию катализатора.

Есть еще одна классификация, основанная на изменении или сохранении степеней окисления атомов химических элементов, образующих реагенты и продукты реакции. По этому признаку различают реакции


Химические реакции



Реакции, протекающие с изменением реакции, протекающие без изменения степени

степени окисления элементов, образую- окисления

щихся вещества, участвующих в реакции (ОВР)


Учитель просит учащихся вспомнить,

Что называется степенью окисления (с.о.) и как она рассчитывается по формулам соединений?

Степенью окисления называется условный заряд атомов в химическом соединении, вычисленный исходя из предположения, что это соединение состоит из простых ионов.

Для того, чтобы рассчитать степень окисления, нужно воспользоваться несложными правилами:

  1. Степень окисления кислорода почти всегда равна -2.

  2. Степень окисления водорода почти всегда равна +1.

  3. Степень окисления металлов всегда положительна и в максимальном значении почти всегда равна номеру группы.

  4. Степень окисления свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна 0.

  5. Суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0.

Здесь учитель предлагает ученикам устно посчитать - найти степень окисления элементов.

Какая будет степень окисления серы и фосфора

 В молекулах алгебраическая сумма степеней окисления элементов с учётом числа их атомов равна 0.

H2+1SxO4-2 Н3РО4

(+1) . 2 +X + (-2) 4 = 0

X = +6

H2+1S+6O4-2

Какие типы химических реакций вы знаете?

Учащиеся отвечают.

К ОВР относятся все реакции замещения, а также те реакции соедине­ния и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество.

Дать определение ОВР.

ОВР – это реакции, в ходе которых меняются степени окисления.

И еще одно определение. «Химические реакции, которые протекают с изменением степеней окисления атомов в молекулах реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными».

Почему эти реакции так называются?

Рассмотрим примеры таких химических реакций.

В качестве примеров ОВР учитель демонстрирует сле­дующий опыт.

H2SO4 + Mg =MgSO4+H2

Обозначим степень окисления всех элементов в формулах веществ – реагентов и продуктов этой реакции:

Как видно из уравнения реакции, атомы двух элементов магния и водорода, изменили свои степени окисления.

Что с ними произошло?

Магний из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления +2, то есть отдал 2е:

Mg 0 – 2е Mg +2

Запишите в свой конспект:

Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются.

Условный ион Н в степени окисления +1 превратился в нейтральный атом, то есть каждый атом водорода получил по одному электрону.

+1 +2е Н2

Элементы или вещества, принимающие электроны, называются окислителями; в ходе реакции они восстанавливаются.

Эти процессы можно представить в виде схемы:


Соляная кислота + магний сульфат магния + водород


CuSO4 +Fe (железный гвоздь) = Fe SO4 +Cu (красивый красный гвоздь)

Fe 0 – 2е Fe +2

Cu+2 +2е Cu0

Кто-то теряет, а кто-то находит…

Процесс отдачи электронов называется окислением, а принятия – восстановлением.

В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления – понижается.

Эти процессы неразрывно связаны между собой.

3. Метод электронного баланса как способ составления уравнений ОВР

Далее рассмотрим составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Затем расставляются коэффициенты. В основе метода электронного баланса лежит правило: общее число электронов, которые отдаёт восстановитель, всегда равно общему числу электронов, которые присоединяет окислитель.

После объяснения учащиеся под руководством учителя составляют уравнения ОВР по планам, которые составил учитель к этому уроку (см. Приложение). Планы находятся у каждого ученика на парте.

Учитель: Среди изученных нами реакций к окислительно – восстановительным реакциям относятся:

  1. Взаимодействие металлов с неметаллами.

2Mg + O2 =2MgO

Вос-ль Mg0 -2e ---Mg+2 2 окисление

Ок исл-ль O2 +4e ---2O-2 1 восстановление


2. Взаимодействие металлов с кислотой.

H2SO4 + Mg =MgSO4+H2


Вос-ль Mg0 -2e ---Mg+2 2 окисление

Ок исл-ль 2O-2 +4e --- O20 1 восстановление


3. Взаимодействие металлов с солью.

CuSO4 + Mg =MgSO4+Cu


Вос-ль Mg0 -2e ---Mg+2 2 окисление

Ок исл-ль Cu+2 +2e --- Cu0 1 восстановление


Диктуется реакция, один учащийся самостоятельно составляет схему реакции у доски:

H2 + O2H2O

Определим, атомы каких элементов изменяют степень окисления.

( H2° + O2° → H2 O2).

Составим электронные уравнения процессов окисления и восстановления.

(H2° -2e → 2H+ – процесс окисления,

O2° +4e → 2O-² - процесс восстановления,

Н2 – восстановитель, О2 - окислитель)

Подберём общее делимое для отданных и принятых е и коэффициенты для электронных уравнений.

(∙2| Н2°-2е → 2Н+ - процесс окисления, элемент – восстановитель;

∙1| O2° +4e → 2O-² - процесс восстановления, элемент – окислитель).

Перенесём эти коэффициенты в уравнение ОВР и подберём коэффициенты перед формулами других веществ.

2H2 + O2 → 2H2O.


План составления уравнений ОВР

и электронного баланса к ним

1. Записать схему реакции.

2. Определить, атомы каких элементов изменяют степень окисления.

3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления.

4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений.

5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.


Упражнения для закрепления материала


  1. Процесс отдачи электронов – это … (процесс окисления).

  2. Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, - это… (окислители).

  3. Процесс принятия электронов – это … (процесс восстановления).

  4. Алюминий в реакции

3H2SO4 + 2Al = Al2(SO4)3 + 3H2

является … (восстановителем).

  1. Хлор в реакции

2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

является… (окислителем).



Схема

Степени окисления атомов и процессы окисления-восстановления

- отдача электронов, окисление



-4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
- присоединение электронов, восстановление

 Игра «Найди пару»

Даны химические реакции: на одной половине – исходные вещества, а на другой – продукты реакции. Необходимо найти правильную половинку для каждой из предложенных реакций, затем определить, к какому типу эта реакция относится. Если ОВР, то необходимо расставить коэффициенты в реакциях методом электронного баланса. (Работа в парах).

1

KOH + HCl

?

1

 H2SO3

2

CaCO3

2

KCl + H2O

3

Н+ О2

3

 Al 2O 3

4

Al + O2

4

CaO+ CO2

5

SO2+H2O  

5

 H2O

Подведение итогов работы с карточкой. Проверка выполненных заданий.  Формулировка выводов.

 Делаем вывод: «В чем же заключается суть ОВР?»

Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.

В тетрадях запишите вывод: весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.


Домашнее задание.

§ 43, упр.1, 3, 7, выписать типичные окислители и восстановители (стр.234-235).









Приложение 1.



План составления уравнений ОВР

и электронного баланса к ним

1. Записать схему реакции.

2. Определить, атомы каких элементов изменяют степень окисления.

3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления.

4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений.

5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.





Схема

Степени окисления атомов и процессы окисления-восстановления

- отдача электронов, окисление



-4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
- присоединение электронов, восстановление

Приложение 2.

 Игра «Найди пару»

Даны химические реакции: на одной половине – исходные вещества, а на другой – продукты реакции. Необходимо найти правильную половинку для каждой из предложенных реакций, затем определить, к какому типу эта реакция относится. Если ОВР, то необходимо расставить коэффициенты в реакциях методом электронного баланса. (Работа в парах).

1

KOH + HCl

?

1

 H2SO3

2

CaCO3

2

KCl + H2O

3

Н+ О2

3

 Al 2O 3

4

Al + O2

4

CaO+ CO2

5

SO2+H2O  

5

 H2O




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока химии, 8 класс "Окислительно-восстановительные реакции"

Автор: Вергизова Мария Геннадьевна

Дата: 24.04.2019

Номер свидетельства: 508291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства