Здравствуйте предоставляю к вашему внимаю план урока для 8 класса на тему "Типы химических реакций" в котором я описываю основные 4 типа химических реакций а точнее соединения, разложения, замещения и обмена. Я считаю что урок разработанный мною полностью подходит для учеников 8 класса и как показала практика легкоусваемый.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок на тему "Типы химических реакций"»
Тема: Типы химических реакций
Дата: 23.10
Класс: 8
Цели и задачи урока: закрепление и развитие знаний о химических реакциях на основе атомно-молекулярного учения и закона сохранения массы веществ; усвоение школьниками классификации реакций по признаку количества и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Этапы урока:
Организация начала урока (1 мин.)
Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Проверки домашнего задания (5 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Изучение нового материала (15 мин.)
Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самоконтроль. (7 мин.)
Подведение итогов урока. (3 мин.)
Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (2 мин.).
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Дежурные, сообщите, пожалуйста, об отсутствующих на уроке(учитель делает отметки об отсутствующих учениках).
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель: План урока следующий. Сначала мы проверим домашнюю работу, напишем самостоятельную работу. После этого – проведем устный опрос ранее изученного материала, изучим новую тему. В завершение урока – обобщение материала и подведение итогов. Домашнее задание.
(План урока записывается на доске, присутствует перед глазами учеников весь урок)
Учитель: Сегодня на уроке вы смежите заработать по две положительные оценки. За самостоятельную работу, направленную на проверку домашнего задания и за работу на уроке. Для этого вам необходимо вспомнить сущность химической реакции и признаки ее протекания, тепловой эффект реакции, законы сохранения массы и энергии, алгоритм составления уравнения химической реакции. Просмотрите, пожалуйста, в тетради конспекты и освежите знания в памяти. (Вопросы повторения записаны на вкладке доски заранее)
(Ученики просматривают свои записи, освежают знания по данным темам, тем самым снижется напряженность, вырабатывается чувство успеха).
3. Проверки домашнего задания
Учитель:На дом вам было задано выучить алгоритм составления уравнения химических реакций. Чтобы проверить ваши знания по данному вопросу, вам необходимо выполнить следующие задания.
(На карточках ученикам предлагаются разноуровневые задания, ученик самостоятельно выбирает уровень сложности выполняемого задания, учитель проводит инструктаж для выполнения задания, ограничивает временные рамки для выполнения).
Задание: расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций.
Инструктаж: выберите оптимальный для вас уровень сложности и выполните задание. На работу вам отводится 4 минуты. (Приложение 1)
После самостоятельной работы, учитель просит собрать работы и задания.
Учитель: Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. Пожалуйста, поработав в парах, заполните пустые овалы. В середине кластера находится основное понятие (отмечено желтым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к зеленым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции. Пожалуйста, заполните кластер. На эту работу вам отводится 2 минуты.
Работа в парах.
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с поставленным заданием.
Учитель вызывает (по желанию) по 1 человеку к интерактивной доске, ученик записывает признак в слайд презентации (СЛАЙД 1), и кратко его обосновывает.
Примерные ответы учеников:
– Определение химическая реакция – это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции). – Закон сохранения – Новые вещества не получаются из ничего и не могут обратиться в ничто. Масса (вес) реагентов всегда в точности равна массе (весу) продуктов химической реакции. Этот фундаментальный закон впервые открыл русский ученый М.В.Ломоносов. Немного позже французский химик А.Лавуазье пришел к тем же выводам и независимо от Ломоносова сформулировал тот же закон.
– Условия протекания химической реакции –
1. Соприкосновение 2. Измельчение 3. Перемешивание 4. Нагревание 5. Действие электрического тока, света 6. Применение катализатора
– Признаки протекания химических реакций:
1) Изменение окраски 2) Появление запаха 3) Образование осадка 4) Растворение осадка 5) Выделение газа 6) Выделение или поглощение теплоты, иногда света.
– Типы химических реакций
По тепловому эффекту:
Эндотермические
Экзотермические
(Открываем СЛАЙД 2 презентации, на нем сообщается ученикам эталон ответа. Остается 1 овал с признаком, который ученики еще не знают).
Учитель:Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Дали классификацию химических реакций по тепловому эффекту. Но есть еще одна классификация химических реакций, которая, на данный момент, для нас является загадкой.
5. Изучение нового материала
(СЛАЙД 3)
Учитель: На слайде представлены уравнения химических реакций. Посмотрите, пожалуйста, на них и выявите признаки сходства и отличия.
(Ученики дают ответ о том, что в представленных реакциях разное число и состав исходных и полученных веществ).
Учитель:Верно, именно эти признаки лежат в основе классификации, к изучению которой мы приступаем. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «химические реакции». Пожалуйста, сформулируйте цель урока, на основании того признака, который вы назвали ранее.
(Ученики самостоятельно формируют цель урока – изучить классификацию химических реакций по количеству и составу исходных веществ и продуктов реакции. После чего, открываем СЛАЙД 5 презентации, где прописана цель урока, ученики сравнивают свои умозаключения с целью, которую ставит учитель. Делают вывод о том, что они совпадают. Следовательно, размышления учеников были верны).
(СЛАЙД 6)
Учитель:Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа химических реакций:
Соединения
Разложения
Замещения
Обмена.
(СЛАЙД 7 – реакция соединения.)
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему данному типу реакций дали такое название?
(Ученики отвечают, данному типу реакций дали такое название так как, в результате данной реакции из простых или сложных веществ получают одно сложное).
Учитель: Верно.
Учитель: Ребята, объединитесь в группы по 4 человека. На ваших столах лежат карточки с буквами и фигурами. (Приложения 3 и Приложение 4). Представьте данные химические реакции виде буквенных и графических символов.
Учитель проходит по классу проверяет результат.
(СЛАЙД 8)
На слайде презентации показан эталон ответа. Ученики сверяются с эталоном. Если были допущены ошибки, исправляют их. Аналогичная работа проводится для изучения оставшихся 3-х типов реакций.
(СЛАЙДЫ 9-14)
Учитель: Ребята, мы с вами изучили 4 типа химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Составили графические и буквенные схемы данных реакций. Теперь ваша задача их зафиксировать в тетради. Для этого, посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации (СЛАЙД 15), где показана сводная таблица по типам химических реакций. Ее нужно завершить, используя текст учебника. Откройте, пожалуйста, учебник на срт. 69 таблица 9 и заполните таблицу.
(Ученики работают в тетради, используя текст учебника, самостоятельно)
6. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самоконтроль.
Учитель раздает карточки с заданиями и листы для ответа. (Приложение 5).
Учитель: Вы изучили 4 типа химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. На карточках написаны схемы химических реакций разного типа. Ваша задача, напротив каждого уравнения химической реакции записать его тип. На эту работу вам отводится 3 минуты.
(1 ученик вызывается учителем для работы на доске, все остальные работают письменно, на листочках по вариантам).
По завершению самостоятельной работы, учащиеся обмениваются работами для проверки правильности выполненных заданий.
(Для проверки и оценивания самостоятельной работы открываем СЛАЙД 16).
На слайде, кроме ответов выводится критерии оценки. Ученики обмениваются листами ответов в парах. Выставляют соответствующие отметки. Листы с ответом сдают учителю, для контроля за честностью оценивания и выставления отметки.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока.
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
На один и тот же вопрос могут ответить несколько учеников. Учитель наравне со всеми высказывает свое мнение.
8. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
(СЛАЙД 17)
Учитель: Вашим домашним заданием будет прочитать параграф 19. Типы химических реакций. Ответить на вопрос 6,7 после параграфа 19. – Спасибо за работу на уроке. До свидания.