Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Кислоты" »
Класс: 8
Тема урока: “Кислоты”
Задачи:
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные уравнения реакций;
Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.
Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ
Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.
Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)
СаО
Си(ОН)2
К NО3
ВаО
NаОН
Н NО3
К2О
НСI
CаСО3
Н2SО4
Zn(ОН)2
ВаCI2
Сообщаю тему урока, цели, задачи, знакомлю с планом урока (на доске)
Кислоты. Определение
Классификация кислот
Физические и химические свойства.
Задание: составить формулы разных кислот и дать названия:
Задание: найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки)
НСI, Н2SО4, Н2СО3
Н NО3, Н3 РО4,Н2SО4
По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке)
Задание: по таблице 10 стр. 157 назовите признаки классификации кислот. (растворимость в воде, летучесть, степень электролитической диссоциации, стабильность)
Задание: дать характеристику 1 ряду - Н2SО4, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот.
Учитель: Однако какими бы разными не были кислоты, все они при диссоциации образуют катион водорода.
Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот:
Н2 S, Н NО3,Н2SiО3 , что для этого необходимо знать? (растворимость в воде, сильные или слабые электролиты)
Ребята отвечают, что Н2SiО3 не растворяется, поэтому диссоциацию не пишут.
2 ученика пишут на доске электролитическую диссоциацию Н2 S, Н NО3.
Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора)
Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом)
Учитель: Вспомните физические свойства Н2SО4 при демонстрации (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани)
3. Химические свойства
На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)
Учитель: вспомнить слова М. Фарадея: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.
Задание: провести лабораторный опыт (на столе у учащихся лежат карточки:
Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”,инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 2 (см. Приложение 1).
Первая группа выполняет лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”
Порядок выполнения работы:
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Вторая группа - лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями”
Порядок выполнения работы:
В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?
Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции
Третья группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”
Порядок выполнения работы:
В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.
После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе.
Затем сообщаю учащимся, что на следующий урок продолжим изучать химические свойства кислот:взаимодействие кислот с металлами, взаимодействие кислот с солями
Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.
4. Закрепление
Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.