kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 8 классе на тему: "Кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе на тему: «Кислоты»

Учитель Смахтина Лилия Ахматовна

МБУ СОШ №20 г.Тольятти

Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

1. Станция информационная.

2.Станция экспериментальная.

3.Станция историческая.

4.Станция практическая.

5.Станция дегустационная.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах - необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:

-- Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

-- Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

-- Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

-- Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.

2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради

(проверка по доске).

-- На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.

--Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое - большинство).

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.

II.Станция экспериментальная.

Демонстрация борной кислоты - белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

1. Записи в тетради.

а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 --- H2O + CO2

H2SO3 --- H2O + SO2

Учитель: - Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

- Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).

Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым - это щёлочь.

Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый - в кислой среде раствор розовый, в щелочной - жёлтый.

Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.

Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.

III. Станция историческая.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия - рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).

В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей - купоросов).

А теперь применим все свои знания на деле - на станции практической.

IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).

1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.

2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:

HPO3 --- P2O5 Ca(OH)2 --- CaO

HClO4 --- Cl2O7 Al(OH)3 --- Al2O3

NaOH ---

Na2O

3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

CuO --- Cu(OH)2 SO2 --- H2SO3 WO3 --- H2WO4

4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH

б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,

KOH, Cu(OH)2

5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:

HCl --- H+ + Cl-

NaOH --- Na+ + OH-

H2SO4 --- 2H+ + SO2- Cu(OH)2 --- на ионы не распадается

Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.

Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:

N2O3 --- HNO2 FeO --- Fe(OH)2

N2O5 ---HNO3 MgO --- Mg(OH)2

SO3 --- H2SO4 Na2O --- NaOH

CO2 --- H2CO3

NO и CO - кислот не образуют

Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)

ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль

ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль

Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю - самую «вкусную» станцию.

V. Станция дегустационная.

«Вкусные» кислоты - кислые на вкус, сладки (записаны на доске).

Уксусная - H4C2O2 (CH3 - COOH)

Молочная - H6C3O2 (CH3 - CH - COOH)OH

Яблочная - H6C4O5

Винная (виноградная) - H6C4O6

Лимонная - H8C6O7

Щавелевая - H2C2O4 (HOOC - COOH)

Муравьиная - H2CO2 (H - COOH)

- Чем они все похожи?

- Где вы встречали эти кислоты?

- Какие из них пробовали на вкус?

Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).

VI. Вывод по уроку: -Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты»

Упражнение №3, стр.74.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе на тему: "Кислоты" »

Урок в 8 классе на тему: «Кислоты»

Учитель Смахтина Лилия Ахматовна

МБУ СОШ №20 г.Тольятти

Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

1. Станция информационная.

2.Станция экспериментальная.

3.Станция историческая.

4.Станция практическая.

5.Станция дегустационная.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах - необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:

-- Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

-- Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

-- Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

-- Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.

2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради

(проверка по доске).

-- На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.

--Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое - большинство).

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.

II.Станция экспериментальная.

Демонстрация борной кислоты - белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

1. Записи в тетради.

а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 --- H2O + CO2

H2SO3 --- H2O + SO2

Учитель: - Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

- Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).

Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым - это щёлочь.

Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый - в кислой среде раствор розовый, в щелочной - жёлтый.

Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.

Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.

III. Станция историческая.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия - рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).

В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей - купоросов).

А теперь применим все свои знания на деле - на станции практической.

IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).

1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.

2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:

HPO3 --- P2O5 Ca(OH)2 --- CaO

HClO4 --- Cl2O7 Al(OH)3 --- Al2O3

NaOH ---

Na2O

3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

CuO --- Cu(OH)2 SO2 --- H2SO3 WO3 --- H2WO4

4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH

б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,

KOH, Cu(OH)2

5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:

HCl --- H+ + Cl-

NaOH --- Na+ + OH-

H2SO4 --- 2H+ + SO2- Cu(OH)2 --- на ионы не распадается

Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.

Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:

N2O3 --- HNO2 FeO --- Fe(OH)2

N2O5 ---HNO3 MgO --- Mg(OH)2

SO3 --- H2SO4 Na2O --- NaOH

CO2 --- H2CO3

NO и CO - кислот не образуют

Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)

ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль

ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль

Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю - самую «вкусную» станцию.

V. Станция дегустационная.

«Вкусные» кислоты - кислые на вкус, сладки (записаны на доске).

Уксусная - H4C2O2 (CH3 - COOH)

Молочная - H6C3O2 (CH3 - CH - COOH)OH

Яблочная - H6C4O5

Винная (виноградная) - H6C4O6

Лимонная - H8C6O7

Щавелевая - H2C2O4 (HOOC - COOH)

Муравьиная - H2CO2 (H - COOH)

- Чем они все похожи?

- Где вы встречали эти кислоты?

- Какие из них пробовали на вкус?

Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).

VI. Вывод по уроку: -Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты»

Упражнение №3, стр.74.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока в 8 классе на тему: "Кислоты"

Автор: Смахтина Лилия Ахматовна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методическая разработка урока по теме  "Кислоты" для учащихся 8 класса "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-kisloty-dlia-uchashchikhsia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "176289"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424381900"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений реакции" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostavlieniie-ionnykh-uravnienii-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока по теме "Кислоты" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "116462"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412497545"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока на тему "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-na-tiemu-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "119543"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413460191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osnovnyie-etapy-razvitiia-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "101728"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402429143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства