kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок — игра “ Счастливый случай”

Нажмите, чтобы узнать подробности

В занимательной форме провести контроль знаний учащихся состава, строения и выполняемых функций жиров, углеводов, белков, нуклеиновых кислот.

Начало: стихи С.Я. Надсона

Меняя каждый миг свой образ прихотливый, Капризна, как дитя, и призрачна, как дым, Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой, Великое смешав с ничтожным и смешным...

На уроках биологии и химии вы лишь слегка прикоснулись к раскрытию тайны живого, пытаясь ответить на вопрос: “Что такое жизнь?”. И в первую очередь связываем явление жизни с теми веществами, из которых построены живые организмы — углеводами, жирами, нуклеиновыми кислотами и, конечно же, белками (высказывание 1 Энгельса).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок — игра “ Счастливый случай” »

Урок — игра “ Счастливый случай”

 

Тема: Органические вещества, входящие в состав живых организмов.

Цель: В занимательной форме провести контроль знаний учащихся состава, строения и выполняемых функций жиров, углеводов, белков, нуклеиновых кислот.

Оформление:

1 .Высказывания Энгельса, Ньютона и др. о жизни белков.

2.Стенд “Тёмная лошадка”.

3. Стенд “Элементы- белок - животное - растение”

4.Стенд - задания для индивидуального опроса с карточками.

5.Начерченная таблица для результатов игры.

6,Реактивы: 3 нумерованные пробирки:

1. уксусная кислота

2. глюкоза

3. глицерин

CuS04, NaOH, t°

I. Вступление.

1. Начало: стихи С.Я. Надсона

Меняя каждый миг свой образ прихотливый, Капризна, как дитя, и призрачна, как дым, Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой, Великое смешав с ничтожным и смешным...

На уроках биологии и химии вы лишь слегка прикоснулись к раскрытию тайны живого, пытаясь ответить на вопрос: “Что такое жизнь?”. И в первую очередь связываем явление жизни с теми веществами, из которых построены живые организмы — углеводами, жирами, нуклеиновыми кислотами и, конечно же, белками (высказывание 1 Энгельса).

2. Сегодняшний урок, целью которого является проконтролировать ваши знания, мы проведём в форме игры. “Принимаясь за дело, соберись с духом”. (Козьма Прутков)

 

II. Гейм 1. Гонки за лидером.

1 .Лидеры групп выбирают индивидуальные задания и отвечают устно.

2.Команда — тест — (проверяют члены жюри).

III. Гейм 2. Заморочки из бочки. (Занимательные вопросы).Приложение № 2

“Если действовать не будешь, ни к чему ума палата”. (Шота Руставели)

IV. Гейм 3. Тёмная лошадка.

(Распознавание веществ).

" Знания, не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок". (Леонардо да Винчи)

V. Гейм 4. “ Дальше, дальше”.

Знать хорошее важнее, чем знать многое (Ж.Ж. Руссо) (по 5 вопросов)

VI. Подведение итогов.

27 баллов———максимум

25—27 -—— “5”

20—24 ———“4”

+ отдельно тест и практика

VII. Заключение.

Очень знаменательно, что Новый век и Тысячелетие начинаются Годом Змеи, в самой фигуре которой заложена так знакомая нам теперь белковая спираль. Змея- символ жизни, мудрости и долголетия. С Новым Годом! Спасибо всем за участие в игре —— и участникам, и судьям и болельщикам.

Приложение № 1.

Вопросы для лидеров по составу, строению, свойствам жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

А. По составу:

1. Напишите формулы глюкозы, открытую и циклическую. Мономерами каких веществ они являются?

2. Напишите формулу молекулы жира. Назовите его по систематической номенклатуре. К какому классу веществ он относится? На какие вещества расщепляется при гидролизе?

3. В полипептидной цепи фиброина шёлка повторяются фрагменты такого типа:-ала-гли-ала-гли-. Напишите химическую формулу такого фрагмента, где “ала” - аланин (2-амино-З-метилпропановая кислота), “гли” - глицин (2-аминоуксусная кислота).

Нуклеиновые кислоты, их виды, состав, строение.

Б. По строению:

1. На какие группы делятся углеводы? Приведите примеры.

2. На какие группы делятся жиры? Чем различаются по строению и свойствам эти группы?

3. Расскажите о структурах белка, за счёт каких связей они образуются? РНК, их виды, роль в биосинтезе белка.

В. По свойствам:

1. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства глюкозы:

а) восстановление;

б) окисление аммиачным раствором оксида серебра;

в) брожение. Назовите продукты реакций, практическое значение этих процессов.

2. Напишите уравнения реакций:

а) гидрирования жидких жиров;

б) взаимодействия жидких жиров с гидроксидом натрия. Для чего применяются эти реакции?

3. Перечислите функции белков. Для каждой из них приведите конкретные примеры.

4. Функции нуклеиновых кислот. Поясните понятия: трансляция, транскрипция, редупликация, принцип комплементарности.

Вопросы для команд (тест)

Выберите правильный ответ:

1. Мономером целлюлозы является:

а) аминокислота, б) а-глюкоза, в) в-глюкоза, г) рибоза.

2. Жиры по своему составу являются:

а) сложными эфирами, б) простыми эфирами, в) спиртами, г) полимерами.

3. Первичная структура белка поддерживается за счёт _____ связей:

а) сложноэфирных, б) ионных, в) пептидных, г) водородных.

4. Пространственной структурой ДНК является:

а) двойная спираль, б) а-спираль, в) одинарная спираль, г) в-складчатая структура.

5. Дисахаридом является:

а) глюкоза, б) целлюлоза, в) крахмал, г) сахароза.

6. В состав нуклеотида входят:

а) азотистое основание, б) аминокислота, в) фосфорная кислота, г) углевод.

7. Реакция превращения жидких жиров в твёрдые называется:

а) гидролиз, б) гидрирование, в) окисление, г) замещение.

8. Реакция образования крахмала из глюкозы называется:

а) гидролиз, б) гидрирование, в) окисление, г) замещение.

9. Аминокислоты проявляют свойства:

а) основные, б) кислотные, в) амфотерные, г) окислительно-восстановительные

10. При гидролизе жиров образуются:

а) аминокислоты, б) глицерин, в) глюкоза, г) жирные кислоты.

Ответы:

1в, 2а, Зв, 4а, 5г, 6авг, 76, 8а, 9в, 10бг.

Приложение № 2

Заморочки из бочки”

1. Обыкновенная лягушка может переживать зиму, вмерзая в лёд, а весной возвращаться к жизни. Это явление основано на повышенном содержании одного вещества в крови, что предотвращает замерзание жидкости крови и повреждение стенок клеток. Назовите это вещество. (Ответ. Глюкоза.)

2. Почему при заквашивании капусты с большим количеством соли она иногда значительно хуже сохраняется, чем при добавлении очень малых количеств соли -ведь соль является консервантом? (Ответ. Молочнокислые бактерии, вызывающие молочнокислое брожение при квашении капусты, могут, как и все живые организмы, развиваться только при определённых условиях (при рН == 3,5). Соль губительно действует на многие организмы, в том числе и на молочнокислые бактерии. Поэтому при избытке соли процесс молочнокислого брожения подавляется, и в капусте не образуется достаточного количества консерванта - -молочной кислоты.).

3. Если вы за праздничным столом посадили на одежду жирное пятно и не можете сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью. Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам выведения можно отнести этот приём - к физическим или к химическим. (Ответ. К физическим - адсорбция жира солью.).

4. Почему стиральные порошки с биологически активными добавками особенно сильно разъедают руки? (Oтвет. В эти типы порошков добавляют ферменты, разрушающие белковые загрязнения. Эти добавки будут частично разрушать и молекулы кератина, из которого состоит верхний роговой слой кожи. Кроме того, нередко в состав порошков включают и ферменты, способствующие эмульгированию и расщеплению жиров; эти ферменты способствуют обезжириванию кожи.).

5. Почему врачи - косметологи рекомендуют при выпадении волос принимать внутрь очищенную серу? (Ответ. В состав кератина входит значительное количество серы, поэтому нередко дефицит этого элемента в организме и становится причиной плохого роста волос и их выпадения.).

Приложение № 3.

Вопросы к гейму “Дальше, дальше...”

1. Вещества с различным строением, но одинаковой формулой (изомеры)

2. Древнее название метанола (древесный спирт)

3. Животный крахмал (гликоген).

4. Искусственное волокно, получаемое из целлюлозы (ацетатное, ацетатный шёлк).

5. Функциональная группа, которая обуславливает у органических соединений свойства оснований (аминогруппа).

6. Вещества со сходным строением, но различные по количественному составу (гомологи).

7. Вещества, которые образуются при взаимодействии одноатомного спирта и карболовой кислоты (эфиры сложные).

8. Процесс, в результате которого из глюкозы образуется этиловый спирт (брожение).

9. Мономер крахмала (а-глюкоза).

10. Отличие твёрдого и жидкого мыла (твёрдое - натриевая соль жирных кислот, калиевая соль жирных кислот или натриевая соль непредельных кислот).

11. Другое название аминоуксусной кислоты (глицин).

12. Чем по наличию функциональных групп является глюкоза (альдегидоспиртом).

13. В каком растении содержится муравьиная кислота (крапива)

14. Вещество, состоящее из аденина, углевода и трёх остатков фосфорной кислоты (АТФ - аденозинтрифосфорная кислота).

15. Чем выражается детонационная стойкость бензина (октановым числом).

16. Пространственная форма молекулы метана (тетраэдр).

17. Смесь жидких углеводородов в природе (нефть).

18. Чем являются по отношению друг к другу глюкоза и фруктоза (изомерами).

19. Вещество, полученное в результате взаимодействия двух аминокислот друг с другом (дипептид).

20. Другое название карболовой кислоты (фенол).

21. Реакция, обратная реакции этерификации (гидролиз).

22. Процесс термического или каталитического разложения нефти (крекинг).

23. Чем по составу отличаются друг от друга рибоза и дезоксирибоза (атомом кислорода или ОН-группой).

24. Основной компонент мёда (фруктоза). Водный раствор метанола (формалин).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок — игра “ Счастливый случай”

Автор: Добрякова Марина Валентиновна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Сложение, вычитание и умножение натуральных чисел" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-ighra-schastlivyi-sluchai-po-tiemie-slozhieniie-vychitaniie-i-umnozhieniie-natural-nykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "157150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421561913"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок - игра "Счастливый случай" "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-ighra-schastlivyi-sluchai-1"
    ["file_id"] => string(6) "133117"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416470780"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок игра "Счастливый случай " по опорно-двигательной системе органов человека "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-ighra-schastlivyi-sluchai-po-oporno-dvighatiel-noi-sistiemie-orghanov-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "247093"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446488716"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Производная функция" по алгебре и началам анализа в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(109) "urok-ighra-schastlivyi-sluchai-po-tiemie-proizvodnaia-funktsiia-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "306781"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458201077"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Имя существительное.Обобщение.Урок-игра "Счастливый случай" "
    ["seo_title"] => string(72) "imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-ighra-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "224797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439154502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства