Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии
Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии
Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии
Дошкина Е. Б.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 г. о. Самара
Глобальные преобразования в российском обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи. Сегодня успешен тот, кто может быстро реагировать на постоянные изменения в обществе. Необходимо интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство. Ядром такой интеграции является исследовательская активность детей, обеспечивающая их самостоятельную исследовательскую деятельность, поощрение и развитие которой обуславливает большие развивающие возможности. Один из главных вопросов, стоящих перед учителем химии: «Какое место должны занимать интегрированные уроки в школьном курсе химии?» Учитель химии, исподволь выявляя связь химии с другими предметами, сведениями, полученными вне школы, подводит ребят к выводу о том, что знания, полученные на конкретном уроке ценны не сами по себе, а лишь в совокупности с другими знаниями, т.к. именно так достигается целостное видение картины мира.
Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к. обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:
Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.
Основной этап – организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок – игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок –решение проблемных ситуаций, урок –размышление, урок –дискуссия, урок –конференция, урок –презентация, урок –портрет, урок –экскурсия).
Заключительный этап – учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.
Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребёнку-участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:
Умение находить и использовать информацию, используя различные источники;
Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
Выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Рассмотрим конкретные примеры использования интеграции на уроках химии.
Целый цикл интегрированных уроков может быть посвящен биографиям учёных, многие из которых были чрезвычайно многогранны. Такое знакомство, безусловно, важно с самых разных позиций, включая воспитательные. В рамках традиционных уроков это оказывается затруднительным: важно суметь показать великого человека во всем его многообразии, а на это времени не хватает. Решить эту задачу возможно именно на интегрированных уроках. При изучении темы «Закон сохранения массы веществ», уместно познакомить учеников с его первооткрывателем, нашим великим соотечественником М.В.Ломоносовым, рассмотрев роль этой исторической личности в математике, химии, физике, поэзии. Изучая темы, связанные с Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, естественно поговорить о её авторе. В органической химии наиболее значимой фигурой является А.М. Бутлеров, что также может стать поводом для проведения интегрированного урока.
Тема «Строение атома» позволяет интегрировать знания, полученные в курсе физики и химии.
При изучении строения и свойств воды, важно подчеркнуть её роль в жизни живых организмов: целесообразно рассмотреть её биологическое значение, этимологию слова «вода», предложить осуществить подбор поговорок, пословиц и загадок по данной теме.
В курсе химии 9 класса, изучая важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, можно рассмотреть расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов и их соединений и т.д.
Таких примеров можно привести очень много. При изучении курса органической химии возможна интеграция знаний в области биологии, географии, литературы, химии. Познания в области математики являются основой при решении расчётных задач, любого из курсов химии с 8 по 11 класс. В свете современных инноваций использование информационно–коммуникационных технологий, образовательных ресурсов Интернета, также является основой при подготовке интегрированного урока.
Просмотр содержимого документа
«Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии »
Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии
Дошкина Е. Б.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 г. о. Самара
Глобальные преобразования в российском обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи. Сегодня успешен тот, кто может быстро реагировать на постоянные изменения в обществе. Необходимо интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство. Ядром такой интеграции является исследовательская активность детей, обеспечивающая их самостоятельную исследовательскую деятельность, поощрение и развитие которой обуславливает большие развивающие возможности. Один из главных вопросов, стоящих перед учителем химии: «Какое место должны занимать интегрированные уроки в школьном курсе химии?» Учитель химии, исподволь выявляя связь химии с другими предметами, сведениями, полученными вне школы, подводит ребят к выводу о том, что знания, полученные на конкретном уроке ценны не сами по себе, а лишь в совокупности с другими знаниями, т.к. именно так достигается целостное видение картины мира.
Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к. обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:
Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.
Основной этап – организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок – игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок –решение проблемных ситуаций, урок –размышление, урок –дискуссия, урок –конференция, урок –презентация, урок –портрет, урок –экскурсия).
Заключительный этап – учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.
Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребёнку-участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:
Умение находить и использовать информацию, используя различные источники;
Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
Выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Рассмотрим конкретные примеры использования интеграции на уроках химии.
Целый цикл интегрированных уроков может быть посвящен биографиям учёных, многие из которых были чрезвычайно многогранны. Такое знакомство, безусловно, важно с самых разных позиций, включая воспитательные. В рамках традиционных уроков это оказывается затруднительным: важно суметь показать великого человека во всем его многообразии, а на это времени не хватает. Решить эту задачу возможно именно на интегрированных уроках. При изучении темы «Закон сохранения массы веществ», уместно познакомить учеников с его первооткрывателем, нашим великим соотечественником М.В.Ломоносовым, рассмотрев роль этой исторической личности в математике, химии, физике, поэзии. Изучая темы, связанные с Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, естественно поговорить о её авторе. В органической химии наиболее значимой фигурой является А.М. Бутлеров, что также может стать поводом для проведения интегрированного урока.
Тема «Строение атома» позволяет интегрировать знания, полученные в курсе физики и химии.
При изучении строения и свойств воды, важно подчеркнуть её роль в жизни живых организмов: целесообразно рассмотреть её биологическое значение, этимологию слова «вода», предложить осуществить подбор поговорок, пословиц и загадок по данной теме.
В курсе химии 9 класса, изучая важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, можно рассмотреть расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов и их соединений и т.д.
Таких примеров можно привести очень много. При изучении курса органической химии возможна интеграция знаний в области биологии, географии, литературы, химии. Познания в области математики являются основой при решении расчётных задач, любого из курсов химии с 8 по 11 класс. В свете современных инноваций использование информационно–коммуникационных технологий, образовательных ресурсов Интернета, также является основой при подготовке интегрированного урока.