kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Углеводы. Моносахариды

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Углеводы, Моносахариды", можно применять при обучении химии для учащихся 10 классов, или студентов 1 курса колледжа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Углеводы. Моносахариды»

ПЛАН УРОКА № ___


Тема: Углеводы. Моносахариды.


Дата: _________________ Группа: ______________________


ЦЕЛЬ УРОКА


Образовательная: Познакомить учащихся с важнейшими представителями углеводов. Знать классификацию углеводов, состав и строение глюкозы, области ее применения. Изучить физические и химические свойства глюкозы.


Развивающая: развить навыки на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления и брожения.


Воспитательная: продолжать прививать интерес учащихся к изучаемому предмету, активировать внимание, усидчивость во время занятия.


Тип урока: Изучение нового учебного материала


Вид урока: Лекция с элементами беседы


Оснащение урока: учебник, плакат углеводов


Межпредметные связи: физика, биология


СТРУКТУРА УРОКА


  1. Организационный момент:

    1. Приветствие

    2. Перекличка

    3. Название темы и цели занятия

    4. Постановка плана занятия

(3 минуты)


  1. Контроль и учет знаний учащихся, проверка домашнего задания

  1. Дать определение жирам.

  2. Как классифицируют жиры.

  3. Охарактеризовать жиры по физическим свойствам.

  4. В какие реакции вступают жиры.

  5. Какие виды мыла существуют. Чем они отличаются друг от друга.


  1. минут)

  1. Изложение нового материала:

Ежедневно сталкиваясь со множеством бытовых предметов, продуктов питания, природных объектов, продуктов промышленного производства, мы не задумываемся о том, что все вокруг есть индивидуальные химические вещества или совокупность этих веществ. Любое вещество обладает собственной структурой или свойствами.

С момента появления на земле, человек употреблял растительную пищу, содержащую крахмал, фрукты и овощи, содержащие глюкозу, сахарозу и другие углеводы, использовал для своих нужд древесины и другие растительные объекты, состоящие главным образом из целлюлозы.

Из всех органических веществ на земле наиболее распространены углеводы.

В начале 19 века было установлено, что такие вещества как:

Глюкоза – С6Н12О6

Сахароза – С12Н22О11 Сn2O)m

Крахмал – (с6н10о5)n

Имеют формулы отвечающие сочетанию углерода и воды – они так и называются Углеводы.

Впервые термин «углеводы» предложил химик из Дерпта Карл Шмидт в 1844 году.

Углеводами называют вещества с общей формулой Cn(H2O)m, где n и m – натуральные числа. Название «углеводы» говорит о том, что в их молекулах водород и кислород находятся в том же отношении, что и в воде.

В животных клетках содержится небольшое количество углеводов, а в растительных – почти 70% от общего количества органических веществ. Углеводы – важный источник энергии для организма, участвуют в обмене веществ.

Природные углеводы широко представлены в живых организмах в виде мономерных и полимерных соединений.

Основными источниками углеводов являются растительные продукты.

В природе углеводы образуются из углекислоты и воздуха при фотосинтезе.

В 1861 году великий русский ученый Бутлеров впервые синтезировал сахаристое вещество подобное углеводам.


Классификация углеводов:

Моносахариды


Моносахариды (от греческого monos: единственный, sacchar: сахар). Простыми углеводами (моносахаридами и мономинозами) называют углеводы, которые не способны гидролизоваться с образованием более простых углеводов.

К моносахаридам относятся Гексозы С6Н12О6 (глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза).

Моносахариды – твердые вещества, способные кристаллизоваться. Они гидроскопичны, очень легко растворимы в воде, легко образуют сиропы, из которых выделить их в кристаллическом виде бывает очень трудно.

Самые распространённые моносахаридыглюкоза и фруктоза, имеющие формулу C6H12O6.


Строение молекулы глюкозы:

Глюкоза (греч. γλυκόζη, от γλυκύς сладкий). Глюкоза открыта в 1802 году лондонским врачом Уильямом Праутом. В 1819 году Анри Бракконо получил глюкозу из древесных опилок. Впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский химик Я. Берцелиус в 1837 г

Опытным путем так же доказали, что глюкоза имеет неразветвленную углеродную цепь. На основании этих данных строение молекулы глюкозы можно выразить следующей формулой:

Как видно из формулы, глюкоза является одновременно многоатомным спиртом а альдегидом, т.е альдегидоспиртом.

Дальнейшие исследование показали, что кроме молекул с открытой цепью, для глюкозы характерны молекулы циклического строения. Это объясняется тем, что молекулы глюкозы, вследствие вращения атомов углерода вокруг связей могут принимать изогнутую форму и гидроксильная группа 5 углерода может приблизиться к гидроксильной группе. В последней под действием гидроксильной группы разрывается π-связь. К свободной связи присоединяется атом водорода, и образуется шести членное кольцо, в котором альдегидная группа отсутствует. Доказано, что в водном растворе существуют обе формы молекул глюкозы - альдегидная и циклическая, между которыми устанавливается химическое равновесие:


Молекула глюкозы имеет линейное и циклическое строение:

α - глюкоза D- глюкоза β - глюкоза



Получение:

  1. Реакция фотосинтеза:

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

  1. Гидролиз крахмала (в промышленности)

6Н10О5)n + Н2О → nС6Н12О6

  1. Из формальдегида

6НСОН + Са(ОН)2 → С6Н12О6


Физические свойства:


Белое кристаллическое вещество сладкого вкуса, хорошо растворимое в воде, не растворима в эфире.

Плотность - 1,54 г/см³.

Температура плавления: α D-глюкоза: 146 °C; β D-глюкоза: 150 °C.


Химические свойства:

  1. Характерные для многотомных спиртов:

    1. реагируют с карбоновыми кислотами образуя сложные эфиры

    2. Реагирует с Cu(OH)2 с образованием алкоголята меди


  1. Характерные для альдегидов:

2.1 Реакция серебряного зеркала

2.2 Гидрирование (образование шестиатомного спирта)

2.3 Окисляется Cu(OH)2 при нагревании (выпадает красный осадок)

  1. Специфические свойства:

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению.


  1. Спиртовое брожение



  1. Молочнокислое брожение (образуется молочная кислота)



  1. Маслянокислое брожение (образуется масляная кислота)



Нахождение в природе и организме человека

В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зелёных растений. Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой.

В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы – инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови.


Применение глюкозы:

  • Пищевая, фармацевтическая, кондитерская, молочная промышленности

  • В хлебопечении, производстве мороженого, при производстве фруктовых консервов, соков, вин

  • Получение сорбита

  • В ветеринарии

  • В птицеводстве

Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине, в качестве укрепляющего лечебного средства при явлениях сердечной слабости, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Глюкозу используют при интоксикации (например при пищевом отравлении или деятельности инфекции), вводят внутривенно - струйно и капельно, так как она является универсальным антитоксическим средством.


Интересные факты:

Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме. В зимнее время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замерзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристаллов льда.


(55 минут)

  1. Закрепление изученного материала:

  1. Какие вещества называют углеводами

  2. Классификация углеводов.

  3. Дать определение моносахаридам.

  4. Привести физические свойства глюкозы

  5. Способы получения глюкозы.

  6. Привести специфические свойства глюкозы.


(10 минут)


  1. Подведение итогов и домашнее задание:

Глава 9 § 35-37 (2)

(2 минуты)

  1. Примечание:






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Углеводы. Моносахариды

Автор: Солошенко Ксения Вячеславовна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация "Углеводы.Классификация углеводов. Моносахариды. " "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-ughlievody-klassifikatsiia-ughlievodov-monosakharidy"
    ["file_id"] => string(6) "193346"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427629143"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок химии" Углеводы.Моносахариды""
    ["seo_title"] => string(34) "urok_khimii_uglevody_monosakharidy"
    ["file_id"] => string(6) "562398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604485455"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Качественные реакции на углеводы. "
    ["seo_title"] => string(40) "kachiestviennyie-rieaktsii-na-ughlievody"
    ["file_id"] => string(6) "117542"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412831742"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока химии 10 класс  "Углеводы" с технологическими картами "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-khimii-10-klass-ughlievody-s-tiekhnologhichieskimi-kartami"
    ["file_id"] => string(6) "208376"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430801453"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Углеводы. Моносахариды"
    ["seo_title"] => string(24) "ughlievody-monosakharidy"
    ["file_id"] => string(6) "129021"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415627309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства