Образовательная: Познакомить учащихся с важнейшими представителями углеводов. Знать классификацию углеводов, состав и строение глюкозы, области ее применения. Изучить физические и химические свойства глюкозы.
Развивающая: развить навыки на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления и брожения.
Воспитательная: продолжать прививать интерес учащихся к изучаемому предмету, активировать внимание, усидчивость во время занятия.
Тип урока: Изучение нового учебного материала
Вид урока: Лекция с элементами беседы
Оснащение урока: учебник, плакат углеводов
Межпредметные связи: физика, биология
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент:
Приветствие
Перекличка
Название темы и цели занятия
Постановка плана занятия
(3 минуты)
Контроль и учет знаний учащихся, проверка домашнего задания
Дать определение жирам.
Как классифицируют жиры.
Охарактеризовать жиры по физическим свойствам.
В какие реакции вступают жиры.
Какие виды мыла существуют. Чем они отличаются друг от друга.
минут)
Изложение нового материала:
Ежедневно сталкиваясь со множеством бытовых предметов, продуктов питания, природных объектов, продуктов промышленного производства, мы не задумываемся о том, что все вокруг есть индивидуальные химические вещества или совокупность этих веществ. Любое вещество обладает собственной структурой или свойствами.
С момента появления на земле, человек употреблял растительную пищу, содержащую крахмал, фрукты и овощи, содержащие глюкозу, сахарозу и другие углеводы, использовал для своих нужд древесины и другие растительные объекты, состоящие главным образом из целлюлозы.
Из всех органических веществ на земле наиболее распространены углеводы.
В начале 19 века было установлено, что такие вещества как:
Глюкоза – С6Н12О6
Сахароза – С12Н22О11 Сn(Н2O)m
Крахмал – (с6н10о5)n
Имеют формулы отвечающие сочетанию углерода и воды – они так и называются Углеводы.
Впервые термин «углеводы» предложил химик из Дерпта Карл Шмидт в 1844 году.
Углеводами называют вещества с общей формулой Cn(H2O)m, где n и m – натуральные числа. Название «углеводы» говорит о том, что в их молекулах водород и кислород находятся в том же отношении, что и в воде.
В животных клетках содержится небольшое количество углеводов, а в растительных – почти 70% от общего количества органических веществ. Углеводы – важный источник энергии для организма, участвуют в обмене веществ.
Природные углеводы широко представлены в живых организмах в виде мономерных и полимерных соединений.
Основными источниками углеводов являются растительные продукты.
В природе углеводы образуются из углекислоты и воздуха при фотосинтезе.
В 1861 году великий русский ученый Бутлеров впервые синтезировал сахаристое вещество подобное углеводам.
Классификация углеводов:
Моносахариды
Моносахариды (от греческого monos: единственный, sacchar: сахар). Простыми углеводами (моносахаридами и мономинозами) называют углеводы, которые не способны гидролизоваться с образованием более простых углеводов.
К моносахаридам относятся Гексозы С6Н12О6 (глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза).
Моносахариды – твердые вещества, способные кристаллизоваться. Они гидроскопичны, очень легко растворимы в воде, легко образуют сиропы, из которых выделить их в кристаллическом виде бывает очень трудно.
Самые распространённые моносахариды – глюкоза и фруктоза, имеющие формулу C6H12O6.
Строение молекулы глюкозы:
Глюкоза (греч. γλυκόζη, от γλυκύς сладкий). Глюкоза открыта в 1802 году лондонским врачом Уильямом Праутом. В 1819 году Анри Бракконо получил глюкозу из древесных опилок. Впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский химик Я. Берцелиус в 1837 г
Опытным путем так же доказали, что глюкоза имеет неразветвленную углеродную цепь. На основании этих данных строение молекулы глюкозы можно выразить следующей формулой:
Как видно из формулы, глюкоза является одновременно многоатомным спиртом а альдегидом, т.е альдегидоспиртом.
Дальнейшие исследование показали, что кроме молекул с открытой цепью, для глюкозы характерны молекулы циклического строения. Это объясняется тем, что молекулы глюкозы, вследствие вращения атомов углерода вокруг связей могут принимать изогнутую форму и гидроксильная группа 5 углерода может приблизиться к гидроксильной группе. В последней под действием гидроксильной группы разрывается π-связь. К свободной связи присоединяется атом водорода, и образуется шести членное кольцо, в котором альдегидная группа отсутствует. Доказано, что в водном растворе существуют обе формы молекул глюкозы - альдегидная и циклическая, между которыми устанавливается химическое равновесие:
Молекула глюкозы имеет линейное и циклическое строение:
α - глюкоза D- глюкоза β - глюкоза
Получение:
Реакция фотосинтеза:
6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2
Гидролиз крахмала (в промышленности)
(С6Н10О5)n + Н2О → nС6Н12О6
Из формальдегида
6НСОН + Са(ОН)2 → С6Н12О6
Физические свойства:
Белое кристаллическое вещество сладкого вкуса, хорошо растворимое в воде, не растворима в эфире.
Плотность - 1,54 г/см³.
Температура плавления: α D-глюкоза: 146 °C; β D-глюкоза: 150 °C.
Химические свойства:
Характерные для многотомных спиртов:
реагируют с карбоновыми кислотами образуя сложные эфиры
Реагирует с Cu(OH)2 с образованием алкоголята меди
2.3 Окисляется Cu(OH)2 при нагревании (выпадает красный осадок)
Специфические свойства:
Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению.
В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зелёных растений. Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой.
В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы – инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови.
Применение глюкозы:
Пищевая, фармацевтическая, кондитерская, молочная промышленности
В хлебопечении, производстве мороженого, при производстве фруктовых консервов, соков, вин
Получение сорбита
В ветеринарии
В птицеводстве
Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине, в качестве укрепляющего лечебного средства при явлениях сердечной слабости, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Глюкозу используют при интоксикации (например при пищевом отравлении или деятельности инфекции), вводят внутривенно - струйно и капельно, так как она является универсальным антитоксическим средством.
Интересные факты:
Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме. В зимнее время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замерзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристаллов льда.