kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Углеводы. Моносахариды

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Углеводы, Моносахариды", можно применять при обучении химии для учащихся 10 классов, или студентов 1 курса колледжа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Углеводы. Моносахариды»

ПЛАН УРОКА № ___


Тема: Углеводы. Моносахариды.


Дата: _________________ Группа: ______________________


ЦЕЛЬ УРОКА


Образовательная: Познакомить учащихся с важнейшими представителями углеводов. Знать классификацию углеводов, состав и строение глюкозы, области ее применения. Изучить физические и химические свойства глюкозы.


Развивающая: развить навыки на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления и брожения.


Воспитательная: продолжать прививать интерес учащихся к изучаемому предмету, активировать внимание, усидчивость во время занятия.


Тип урока: Изучение нового учебного материала


Вид урока: Лекция с элементами беседы


Оснащение урока: учебник, плакат углеводов


Межпредметные связи: физика, биология


СТРУКТУРА УРОКА


  1. Организационный момент:

    1. Приветствие

    2. Перекличка

    3. Название темы и цели занятия

    4. Постановка плана занятия

(3 минуты)


  1. Контроль и учет знаний учащихся, проверка домашнего задания

  1. Дать определение жирам.

  2. Как классифицируют жиры.

  3. Охарактеризовать жиры по физическим свойствам.

  4. В какие реакции вступают жиры.

  5. Какие виды мыла существуют. Чем они отличаются друг от друга.


  1. минут)

  1. Изложение нового материала:

Ежедневно сталкиваясь со множеством бытовых предметов, продуктов питания, природных объектов, продуктов промышленного производства, мы не задумываемся о том, что все вокруг есть индивидуальные химические вещества или совокупность этих веществ. Любое вещество обладает собственной структурой или свойствами.

С момента появления на земле, человек употреблял растительную пищу, содержащую крахмал, фрукты и овощи, содержащие глюкозу, сахарозу и другие углеводы, использовал для своих нужд древесины и другие растительные объекты, состоящие главным образом из целлюлозы.

Из всех органических веществ на земле наиболее распространены углеводы.

В начале 19 века было установлено, что такие вещества как:

Глюкоза – С6Н12О6

Сахароза – С12Н22О11 Сn2O)m

Крахмал – (с6н10о5)n

Имеют формулы отвечающие сочетанию углерода и воды – они так и называются Углеводы.

Впервые термин «углеводы» предложил химик из Дерпта Карл Шмидт в 1844 году.

Углеводами называют вещества с общей формулой Cn(H2O)m, где n и m – натуральные числа. Название «углеводы» говорит о том, что в их молекулах водород и кислород находятся в том же отношении, что и в воде.

В животных клетках содержится небольшое количество углеводов, а в растительных – почти 70% от общего количества органических веществ. Углеводы – важный источник энергии для организма, участвуют в обмене веществ.

Природные углеводы широко представлены в живых организмах в виде мономерных и полимерных соединений.

Основными источниками углеводов являются растительные продукты.

В природе углеводы образуются из углекислоты и воздуха при фотосинтезе.

В 1861 году великий русский ученый Бутлеров впервые синтезировал сахаристое вещество подобное углеводам.


Классификация углеводов:

Моносахариды


Моносахариды (от греческого monos: единственный, sacchar: сахар). Простыми углеводами (моносахаридами и мономинозами) называют углеводы, которые не способны гидролизоваться с образованием более простых углеводов.

К моносахаридам относятся Гексозы С6Н12О6 (глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза).

Моносахариды – твердые вещества, способные кристаллизоваться. Они гидроскопичны, очень легко растворимы в воде, легко образуют сиропы, из которых выделить их в кристаллическом виде бывает очень трудно.

Самые распространённые моносахаридыглюкоза и фруктоза, имеющие формулу C6H12O6.


Строение молекулы глюкозы:

Глюкоза (греч. γλυκόζη, от γλυκύς сладкий). Глюкоза открыта в 1802 году лондонским врачом Уильямом Праутом. В 1819 году Анри Бракконо получил глюкозу из древесных опилок. Впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский химик Я. Берцелиус в 1837 г

Опытным путем так же доказали, что глюкоза имеет неразветвленную углеродную цепь. На основании этих данных строение молекулы глюкозы можно выразить следующей формулой:

Как видно из формулы, глюкоза является одновременно многоатомным спиртом а альдегидом, т.е альдегидоспиртом.

Дальнейшие исследование показали, что кроме молекул с открытой цепью, для глюкозы характерны молекулы циклического строения. Это объясняется тем, что молекулы глюкозы, вследствие вращения атомов углерода вокруг связей могут принимать изогнутую форму и гидроксильная группа 5 углерода может приблизиться к гидроксильной группе. В последней под действием гидроксильной группы разрывается π-связь. К свободной связи присоединяется атом водорода, и образуется шести членное кольцо, в котором альдегидная группа отсутствует. Доказано, что в водном растворе существуют обе формы молекул глюкозы - альдегидная и циклическая, между которыми устанавливается химическое равновесие:


Молекула глюкозы имеет линейное и циклическое строение:

α - глюкоза D- глюкоза β - глюкоза



Получение:

  1. Реакция фотосинтеза:

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

  1. Гидролиз крахмала (в промышленности)

6Н10О5)n + Н2О → nС6Н12О6

  1. Из формальдегида

6НСОН + Са(ОН)2 → С6Н12О6


Физические свойства:


Белое кристаллическое вещество сладкого вкуса, хорошо растворимое в воде, не растворима в эфире.

Плотность - 1,54 г/см³.

Температура плавления: α D-глюкоза: 146 °C; β D-глюкоза: 150 °C.


Химические свойства:

  1. Характерные для многотомных спиртов:

    1. реагируют с карбоновыми кислотами образуя сложные эфиры

    2. Реагирует с Cu(OH)2 с образованием алкоголята меди


  1. Характерные для альдегидов:

2.1 Реакция серебряного зеркала

2.2 Гидрирование (образование шестиатомного спирта)

2.3 Окисляется Cu(OH)2 при нагревании (выпадает красный осадок)

  1. Специфические свойства:

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению.


  1. Спиртовое брожение



  1. Молочнокислое брожение (образуется молочная кислота)



  1. Маслянокислое брожение (образуется масляная кислота)



Нахождение в природе и организме человека

В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зелёных растений. Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой.

В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы – инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови.


Применение глюкозы:

  • Пищевая, фармацевтическая, кондитерская, молочная промышленности

  • В хлебопечении, производстве мороженого, при производстве фруктовых консервов, соков, вин

  • Получение сорбита

  • В ветеринарии

  • В птицеводстве

Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине, в качестве укрепляющего лечебного средства при явлениях сердечной слабости, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Глюкозу используют при интоксикации (например при пищевом отравлении или деятельности инфекции), вводят внутривенно - струйно и капельно, так как она является универсальным антитоксическим средством.


Интересные факты:

Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме. В зимнее время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замерзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристаллов льда.


(55 минут)

  1. Закрепление изученного материала:

  1. Какие вещества называют углеводами

  2. Классификация углеводов.

  3. Дать определение моносахаридам.

  4. Привести физические свойства глюкозы

  5. Способы получения глюкозы.

  6. Привести специфические свойства глюкозы.


(10 минут)


  1. Подведение итогов и домашнее задание:

Глава 9 § 35-37 (2)

(2 минуты)

  1. Примечание:






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Углеводы. Моносахариды

Автор: Солошенко Ксения Вячеславовна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация "Углеводы.Классификация углеводов. Моносахариды. " "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-ughlievody-klassifikatsiia-ughlievodov-monosakharidy"
    ["file_id"] => string(6) "193346"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427629143"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок химии" Углеводы.Моносахариды""
    ["seo_title"] => string(34) "urok_khimii_uglevody_monosakharidy"
    ["file_id"] => string(6) "562398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604485455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Качественные реакции на углеводы. "
    ["seo_title"] => string(40) "kachiestviennyie-rieaktsii-na-ughlievody"
    ["file_id"] => string(6) "117542"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412831742"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока химии 10 класс  "Углеводы" с технологическими картами "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-khimii-10-klass-ughlievody-s-tiekhnologhichieskimi-kartami"
    ["file_id"] => string(6) "208376"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430801453"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Углеводы. Моносахариды"
    ["seo_title"] => string(24) "ughlievody-monosakharidy"
    ["file_id"] => string(6) "129021"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415627309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства