Просмотр содержимого документа
«Урок химии" Углеводы.Моносахариды"»
Тема: Понятие об углеводах. Моносахариды.
Цель урока: истематизировать знания об углеводах, как классе органических соединений; изучить строение, свойства, способы получения и применение моносахаридов на примере глюкозы,формировать умения предсказывать строение молекулы вещества исходя из его химических свойств (второе положение теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова); закрепление знаний о кислородсодержащих органических соединений и их взаимосвязи.
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать знания о классификации углеводов; исследовать химические свойства глюкозы и на основании этого сделать вывод о её строении; изучить способы получения и применение глюкозы; проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.
Воспитательные: формировать мировоззрение учащихся; воспитывать самостоятельность, чувство собственного достоинства.
Развивающие: совершенствовать умения и навыки при проведении химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий ;развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.
Методы обучения: использование ЦОР, химический эксперимент, метод исследования, фронтальная беседа, фронтальный опрос.
Человеческому организму необходим приток органических веществ. В отличие от растений и подобно животным, он не может сам создавать органические соединения из неорганического сырья. Организму требуется энергия – как для обеспечения соответствующей температуры тела, так и для совершения работы. А где её может получить организм ?(ответы уч-ся)
Правильно ,это пища.
- А из чего состоит наша пища? (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества , витамины, вода )
- Какие вещества являются главными поставщиками энергии организму человека? ( Главными поставщиками энергии организму человека являются углеводы.)
- А какие продукты богаты углеводами? ( Углеводами богаты зерновые и бобовые культуры, картофель, фрукты и овощи.)
- Какова суточная норма углеводов для человека? ( Считается, что на 60% потребности человека в энергии должны обеспечиваться углеводами. В день человек должен получать не менее 500 г углеводов.)
- Какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?
Сегодня мы с вами начнем изучать новый класс органических соединений. А какой именно вы уже догадались .отвечая на вопросы.
Итак, тема урока: Понятие об углеводах. Моносахариды.
III. Изучение нового материала – 60 мин
План.
Понятие об углеводах, особенности их состава и классификации.
Физические свойства углеводов.
Моносахариды: глюкоза и фруктоза.
Особенности состава, строения и изомерии.
Получение глюкозы.
Химические свойства глюкозы.
Биологическое значение и применение моносахаридов.
1.Понятие об углеводах, особенности их состава и классификации.(фронтальная беседа ,работа с учебником)
Углеводы – важные химические соединения. Они широко распространены в природе, главным образом в растительном мире. Они являются одним из основных продуктов питания, играют важную роль в жизнедеятельности животных и растительных организмов, имеют огромное промышленное значение.
- Почему углеводы получили такое название? (работа учащихся с текстом учебника).
Углеводы – кислородсодержащие органические вещества, большинство которых отвечает общей формуле Сn(H2O)m. ,т.е. они как бы состоят из углерода и воды.
- Почему данное название является неточным?
(Это название появилось на основе элементного анализа первых известных углеводов. В дальнейшем было установлено, что существуют углеводы, в молекулах которых не соблюдается указанное соотношение, но бесспорно, по другим признакам относящиеся к данному классу веществ , например, дезоксирибоза C5H10O4. Известны также соединения, состав которых соответствует приведённой общей формуле, но они не принадлежат к классу углеводов (формальдегид, уксусная кислота). Однако название «углеводы» укоренилось и в настоящее время является общепризнанным. Получается дело не в составе, а в проявляемых свойствах, тесно связанных с химическим строением.
Углеводы – это чрезвычайно разнообразный класс соединений, как по составу, так и по строению их молекул.
Классификация углеводов.
По способности к гидролизу углеводы можно разделить на 3 основные группы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды.
Учащиеся записывают в тетради схему и примеры.
- Дайте определения моно-, ди- и полисахаридам.
Моносахариды – это углеводы, которые не способны гидролизоваться.
Дисахариды – это сложные углеводы, которые при гидролизе распадаются на 2 молекулы моносахарида.
Полисахариды – это сложные углеводы, которые при гидролизе распадаются на большое число моносаридов.
В молекулах моносахаридов может содержаться от четырёх до десяти атомов углерода. Название всех групп моносахаридов, а также названия отдельных представителей оканчивается на –«оза». Дисахариды состоят из остатков двух моносахаридов. К ним относятся, например, фруктоза рибоза, глюкоза. Полисахариды состоят из большого числа остатков моносахаридов. К ним относятся хорошо вам знакомые крахмал и целлюлоза.
2.Физические свойства углеводов
- Будут ли изменяться свойства углеводов с увеличением остатков моносахаридов?
Эксперемент. Лабораторный опыт «Сравнение физических свойств углеводов разных классов».
Вспомним правила техники безопасности. Работу вы будете проводить в паре по инструктивным карточкам, время работы – 5 минут.
Цель: сравнить физические свойства углеводов разных классов
2). Для определения растворимости углеводов в воде, возьмите шпателем немного вещества, поместите в пробирку и добавьте воды, стеклянной палочкой размешайте вещество.
Признаки сравнения
1. Агрегатное состояние (газ, жидкость, твёрдое вещество)
2. Цвет 3. Запах 4. Растворимость в воде
3. )Сделайте вывод, ответив на вопрос, и запишите его в тетрадь.
Вопрос: Какие физические свойства углеводов с увеличением остатков моносахаридов изменились?
Так, чистая глюкоза – вещество белого цвета, плавится при температуре около 150◦ С, хорошо растворяется в воде, сладкое на вкус. Многие из вас, вероятно, употребляли таблетки глюкозы. Они подтверждают, что глюкоза – вещество сладкое, но сахар слаще в два раза.
3.Моносахариды: глюкоза и фруктоза.Особенности состава, строения и изомерии
Демонстрация некоторые структурные формулы в качестве примера.
В зависимости от числа атомов углерода в молекуле моносахариды подразделяют на тетрозы, пентозы, гексозы и т.д. Наибольшее практическое значение имеют гексозы и пентозы.
Изучение моносахаридов продолжим на примере глюкозы.
Создание проблемной ситуации, анализ проблемы, актуализация знаний обучающихся. Беседа по вопросам:
- О чём говорит наличие шести атомов кислорода в молекуле глюкозы?(Так как в состав входит кислород, следовательно, это кислородсодержащее вещество. Нами были изучены такие кислородсодержащие вещества как спирты, альдегиды, карбоновые кислоты.Поэтому можно предположить, что в состав глюкозы могут входить или гидроксильные группы, или альдегидная группа, или карбоксильная группа.
- С какими функциональными группами мы познакомились? (гидроксильной, карбонильной и карбоксильной)
- Можем ли мы предположить наличие этих групп у глюкозы, если в её состав входит кислород?
Выдвигаем гипотезу и проводим эксперемент.
Гипотеза– глюкоза содержит несколько функциональных групп.
Лабораторный опыт «Исследование строения глюкозы»
Цель: выяснить строение глюкозы с помощью качественных реакций на функциональные группы.
Задание: 1. Испытайте раствор глюкозы лакмусом. Что наблюдаете? Почему?
2. В пробирку прилейте 1 мл раствора щёлочи, а затем по каплям добавьте раствор сульфата меди (ΙΙ) до выпадения стойкого осадка. К осадку прибавьте раствор глюкозы, периодически встряхивая пробирку. Взаимодействует ли глюкоза с гидроксидом меди (ΙΙ) без нагревания. Какие признаки реакции вы наблюдаете? О чем говорит этот опыт?
3. Осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Какие признаки реакции вы наблюдаете? О чем говорит этот опыт?
4. Сделайте вывод, ответив на вопрос, и запишите его в тетрадь.
. Просмотр видеофрагмента ( использование ЦОР) «Определение глюкозы в виноградном соке» В процессе выполнения эксперимента и просмотра видеофрагмента учащиеся должны сделать вывод о том, что в состав глюкозы входят функциональные группы многоатомных спиртов (гидроксогруппа –ОН) и альдегидов ( альдегидная группа).
Вывод:Глюкоза содержит несколько гидроксогрупп и альдегидную группу – она является альдегидоспиртом
Англичанин Хеуорс, предложил так называемые перспективные формулы глюкозы, в которых учитывается и химическое строение, и пространственное расположение атомов в молекуле, за что получил в 1937 г. Нобелевскую премию.
При этом гидроксильная группа может оказаться по ту или иную сторону плоскости цикла – соответственно образуются ά- и β-формы циклической глюкозы.
Повторение понятия : Изомерия,изомеры,гомологи.
- Как называются вещества, имеющие одну молекулярную формулу, но различное строение?
Изомеры углеводов, которые отличаются расположением атомов у первого атома углерода, называются аномерами.
Пространственный изомер, в котором группа -ОН у первого атома углерода, располагается под плоскостью цикла, называется ɑ - глюкоза, пространственный изомер с противоположным расположением –ОН группы называется β- глюкоза.
Изомером глюкозы является фруктоза («фруктовый сахар»), составляющая значительную часть мёда, тростникового сахара ,а также содержащаяся в цветочном нектаре.
В молекуле фруктозы содержатся характерные функциональные группы спиртов –ОН и кетонов (фруктоза – кетоноспирт).
Фруктоза не даёт реакций альдегидной группы, плавится при более низкой температуре. Тем самым ещё раз подтверждается, что свойства веществ – это функция их химического строения. Фруктоза слаще глюкозы примерно в 3 раза. Большая сладость меда обусловливается наличием в его составе фруктозы.
Мы изучили особенности строения моносахаридов на примере глюкозы и фруктозы.
Получение глюкозы.
Нахождение в природе (проводится фронтальная беседа).
В свободном виде глюкоза содержится почти во всех органах зеленых растений., в которых она образуется в результате процесса фотосинтеза. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа в хлоропластах на свету. В общем виде процесс фотосинтеза представлен уравнением:
6CO2 + 6H2O hν, хлорофилл→ C6H12O6 + 6O2
Особенно её много в соке винограда (отсюда название «виноградный сахар»). Мёд в основном состоит из смеси глюкозы и фруктозы. Также глюкоза содержится цветочном нектаре, некоторых фруктах и овощах.
В крови человека и животных содержится около 0,1% глюкозы (80 – 120 мг в 100 мл крови). Превышение содержания глюкозы в крови уровня 180 мг на 100 мл крови свидетельствует о нарушении углеводного обмена и развитии сахарного диабета.
В лаборатории - из формальдегида (1862 г. А.М. Бутлеров): (уравнение демонстрируется учителем в презентации).
А.М. Бутлеров в 1862 г. впервые синтезировал сахаристое вещество из формальдегида. Этот сложный процесс, протекающий через ряд стадий, в общем виде может быть представлен уравнением:
HCOH Ca(OH)2→ C6H12O6
Формальдегид
В промышленности – гидролиз полисахаридов и дисахаридов. (уравнение демонстрируется учителем в презентации).
Гидролиз крахмала:
(C6H10O5)n + nH2O t,H+→ nC6H12O6
крахмал глюкоза
гидролиз сахарозы
C12H22O11 + H2O t,H+→ C6H12O6 + C6H12O6
сахароза глюкоза фруктоза
5.Химические свойства глюкозы
Гликолиз.
Вопрос классу: - Из курса биологии вы знаете, что глюкоза является своеобразным аккумулятором солнечной энергии. Поразмышляйте, что происходит с глюкозой в организме человека?
Около 70% глюкозы, содержащейся в крови человека, подвергается в тканях медленному окислению с выделением энергии и образованием конечных продуктов – углекислого газа и воды.
C6H12O6 + 6O2 → 6CO2 + 6H2O + 2920 кДж (уравнение записывается одним из учащихся на доске)
Энергия, выделяемая при гликолизе, в значительной степени обеспечивает энергетические потребности живых организмов.
Растворы моносахаридов имеют нейтральную реакцию на лакмус. Моносахаридам свойственны реакции на карбонильную и спиртовую группы, а также реакции, обусловленные их взаимным влиянием.
Свойства по -ОН группе
Образование простых эфиров со спиртами
При действии метилового спирта в присутствии газообразного хлористого водорода атом водорода гликозидного гидроксила замещается на метильную группу.
α - глюкоза
+ СH3ОН
HCl(газ)→
α - метилглюкоза
+ H2О
Связь между остатком глюкозы и остатком спирта называется гликозидной и в отличие от простой эфирной связи легко гидролизуется. В данных условиях спиртовые гидроксилы в реакции не участвуют.
2. Качественная реакция многоатомных спиртов
Глюкоза даёт качественную реакцию многоатомных спиртов – со свежеполученным гидроксидом меди (II) образует ярко-синий раствор.
Использование ЭОР:Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II) (видеофрагмент).
(глюконат меди (II) – синий раствор)
Это качественная реакция на глюкозу как многоатомный спирт.
Реакцию записывают в тетрадь.
II. Свойства по альдегидной группе.
Восстановление: Моносахариды, подобно альдегидам и кетонам, восстанавливаются с образованием спиртов (в случае гексоз - шестиатомных спиртов. Так, глюкоза при восстановлении дает спирт сорбит.
СH2OH(CHOH)4-COH + H2t,Ni → СH2OH(CHOH)4-CH2OH
сорбит – шестиатомный спирт Выступление учащегося: В начале XX в. медики уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Но, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, они нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.Известно оно еще под названием "глюцит" или как пищевая добавка Е420.Это белое кристаллическое вещество без запаха, с приятным сладковатым вкусом, хорошо растворяется в воде. При добавлении в пищевые продукты сорбит не только заменяет сахар, но и продляет их срок годности за счет своей гигроскопичности. Сорбит в два раза менее сладок, чем сахар, но он более калорийный. Правда, для его усвоения не требуется инсулин. Это сладкое вещество не является углеводом, но легко превращается в крови во фруктозу. Это объясняет его широкое использование диабетиками. Они специально покупают вместо сахара сорбит. В пищевой промышлености его добавляют в мармелад, выпечку, варенье и напитки.
Вопрос классу: - глюкоза применяется в производстве зеркал и елочных украшений. Какая химическая реакция лежит в основе этого производства?
Глюкоза реагирует с оксидом серебра (I) в аммиачном растворе (реакция “серебряного зеркала”):
Использование ЭОР:«Окисление глюкозы оксидом серебра (I)» (видеофрагмент)
CH2OH-(CHOH)4-COH + Ag2O → CH2OH-(CHOH)4-COOH + 2Ag (уравнение записывается одним из учащихся на доске)
Окисляется гидроксидом меди (II) (с выпадением красного осадка):
(уравнение записывается одним из учащихся на доске)
III. Специфические свойства
Важнейшим свойством моносахаридов является их ферментативное брожение, т.е. распад молекул на осколки под действием различных ферментов. Брожение происходит в присутствии ферментов, выделяемых дрожжевыми грибками, бактериями или плесневыми грибками. В зависимости от природы действующего фермента различают реакции следующих видов:
1.Спиртовое брожение:
C6H12O6 → 2C2H5-OH + 2CO2↑
Спиртовое брожение используется в промышленности при получении спиртных напитков (пива, вина). Оно применяется в хлебопечении – выделяющийся при брожении углекислый газ поднимает тесто.
2. Молочнокислое брожение:
Молочнокислое брожение дает возможность вырабатывать различные виды молочнокислых продуктов (кефир, простоквашу, ацидофилин); оно протекает при солении огурцов, квашении капусты, силосовании кормов, а также при брожении теста, придавая ему соответствующую кислотность.
3. Маслянокислое брожение:
C6H12O6 → C3H7COOH + 2H2 ↑+ 2CO2↑
Масляная кислота имеет горький вкус, а поэтому ее накапливание в пищевых продуктах отрицательно сказывается на их вкусовых качествах.
Лимоннокислое брожение происходит в присутствии особых плесневых грибков – цитромицетов. Применяется при крашении тканей, в пищевой промышленности для производства лимонадов, фруктово-ягодных напитков, сиропов, в производстве кондитерских напитков. В практике кулинарии лимонную кислоту применяют для приготовления соусов, желе, киселей, муссов.
6.Биологическое значение и применение моносахаридов(выступления учащихся )( работа в микрогруппах: изучают текст ,затем доносят содержание до всего класса)
Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при это выделяется энергия согласно итоговому уравнению:
C6H12O6 + 6O2→ 6H2O + 6CO2 + 2800 кДж
Это самый важный для человека из всех углеводов, поскольку моносахариды полностью усваиваются, легко всасываясь в кишечнике. Глюкоза очень питательна и безопасна для здорового организма. Именно при окислении этого вещества выделяется энергия, которая необходима для работы наших органов. Также глюкоза - единственный источник энергии для работы мозга.
Глюкоза настолько важна для тела, что организм постоянно поддерживает ее количество на одном уровне. При ее дефиците в крови человек теряет концентрацию, становится вялым. Повышение концентрации приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы – инсулина, который уменьшает ее содержание в крови. Когда гормон перестает вырабатываться в нужных количествах, развивается сахарный диабет. В организме человека глюкоза содержится в мышцах, крови и в небольших количествах во всех клетках. Концентрация глюкозы в крови здорового человека: 3,33 -5,55 мкмоль/л. Это примерно 0,1% до 0,12% от общего количества. В 100 мл крови содержится 80-100 мг глюкозы.
Глюкоза – это необходимая единица для построения многих пищевых ди- и полисахаридов, таких как крахмал и гликоген. Именно полисахариды составляют основу хрящевой ткани, связок и волос. Также он входит в состав ДНК и РНК, ферментов.
Применение глюкозы в медицине
Это универсальное антитоксическое средство, которое помогает при инфекционных заболеваниях. Глюкоза помогает восполнить баланс жидкости и легкодоступных элементов, необходимых для жизнедеятельности организма. Она легко проникает во все клетки организма, поэтому ее ценят в медицине. Раствор глюкозы повышает давление в клетках, активизирует основные процессы обмена веществ. Стимулирует работу печени, почек, сердца, активизирует выработку многих гормонов и ферментов. Глюкозу в форме таблеток дают больным, травмированным и выздоравливающим. Помогает поддержать здоровье людей, которые работают в экстремальных условиях: горняков, нефтяников, военных. Отлично подходит для разведения некоторых лекарственных препаратов при введении их в вену.
Применение глюкозы в промышленности
Сегодня это вещество используется во многих сферах промышленности.
Глюкоза применяется в пищевой промышленности как заменитель сахарозы, а также необходима для выпуска диетических продуктов.
В кондитерском производстве – для изготовления мягких конфет, некоторых сортов шоколада, тортов. Из нее делают патоку, которая незаменима при производстве пряников, мармелада.
В производстве мороженого -глюкоза занижает точку замерзания данного продукта и увеличивает его твердость.
В хлебопечении - «Виноградный сахар» улучшает условия брожения и вкусовые качества продукта, придает пористость, замедляет очерствение.
Глюкоза применяется в производстве фруктовых консервов, соков, ликеров, вин, безалкогольных напитков.
В фармацевтической промышленности — в производстве лекарств и витамина С. Также применяется в качестве консерванта (вещества, увеличивающие срок хранения пищевых продуктов и защищающие их от порчи, вызванной микроорганизмами).
В микробиологической промышленности глюкозу используют в качестве питательной среды при выращивании различных микроорганизмов.
В текстильном производстве «Виноградный сахар» необходим для изготовления вискозы в качестве восстановителя.
Проводится обобщающая беседа, в ходе которой формулируются основные области применения глюкозы: в медицине в качестве общеукрепляющего лечебного средства , в пищевой промышленности для изготовления кондитерских изделий, вин; в текстильной промышленности для придания блеска тканям; глюкоза – восстановитель при производстве зеркал и ёлочных украшений; в микробиологии для размножения кормовых дрожжей .
проводится в форме фронтального опроса.
IV. Закрепление изученного материала- 15 мин: проводится в форме фронтального опроса.
Работа с тестом (обуч-ся раздаются карточки с тестами, по окончании – проверка результатов с помощью компьютера);
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: