kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии 10 класс "Углеводы" с технологическими картами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название материала: Урок химии в 10 классе базового уровня с технологическими картами. «Углеводы. Моносахариды».

Описание

Новая  модель урока по ФГОС, имеет ряд позитивных моментов, позволяющих вовлечь всех учащихся в учебный процесс. В уроке «Углеводы. Моносахариды» 10 класс базового уровня возможно сочетание нескольких современных технологий. Исследовательская: проведение качественных реакций на глюкозу и обнаружение глюкозы в соке свежих фруктах, выведет учащихся на формирование темы урока и покажет связь свойств и строения: глюкоза – альдегидоспирт. Информационно-коммуникационная – применение мультимедийной презентации, конкретизирует этапы урока, делает его нагляднее. Технология применения интеллект-карты способствует обобщению, закреплению знаний, устанавливает причинно-следственные связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Егорова Т.И. пгт Уренгой»


ФИО: Егорова Татьяна Ивановна

Должность: учитель химии

Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Название материала: разработка урока химии по теме «Углеводы. Моносахариды» в 10 классе базового уровня

Описание

Новая модель урока по ФГОС, имеет ряд позитивных моментов, позволяющих вовлечь всех учащихся в учебный процесс. В уроке «Углеводы. Моносахариды» 10 класс базового уровня возможно сочетание нескольких современных технологий. Исследовательская: проведение качественных реакций на глюкозу и обнаружение глюкозы в соке свежих фруктах, выведет учащихся на формирование темы урока и покажет связь свойств и строения: глюкоза – альдегидоспирт. Информационно-коммуникационная – применение мультимедийной презентации, конкретизирует этапы урока, делает его нагляднее. Технология применения интеллект-карты способствует обобщению, закреплению знаний, устанавливает причинно-следственные связи.

При системно-деятельностном подходе к обучению урок включает несколько этапов:

1. Вызов: заинтересовать, вызвать удивление, желание узнать новое

2. Осмысление: постановка учебной задачи самими учащимися, определение темы урока, открытие нового знания, первичное закрепление

3. Рефлексия: самостоятельная работа- самоконтроль, собственно рефлексия

Такая модель урока имеет ряд позитивных моментов: использование различных способов деятельности, использование многих современных технологий, вовлечение всех учащихся в учебный процесс, высокая плотность урока.

В 10 классах в 2014-2015 учебном году в нашей школе обучение строится в соответствии с ФГОС. Разработана, рабочая программа, для реализации ФГОС общего образования. Используется учебник Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС. Габриелян О.С. Дрофа. 2013 и Методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна. Базовый уровень. Вертикаль. ФГОС. Габриелян О.С. Сладков С.А. Дрофа. 2013, где представлена авторская программа О.С. Габриеляна. Тематическое планирование уроков происходит через использование технологических карт. В основу заполнения технологических карт закладывается тип урока. Предлагаю вашему вниманию разработку урока в 10 классе базового уровня с использованием двух видов технологических карт и компьютерной презентации.

Тема урока: «Углеводы. Моносахариды».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технологическая карта урока № 22

Моносахариды. Технологическая карта урока новых знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые предметные умения

Предметные результаты образования

Формируемые УУД

Метапредметные результаты образования

Организационный этап.

Используя логическую последовательность вопросов, подводит к формулировке темы урока. Используя ситуацию, заинтересовывает ученика

в постановке цели урока.

Заинтересованы интересными фактами; изучают рисунки слайдов; участвуют в беседе

Сопоставление состава и свойств изучаемых классов органических соединений

Классификация углеводов на основе возможности гидролиза. Знание общей формулы углеводов. Где находятся и как образуются углеводы в природе

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Описывать и различать изученные классы органических соединений

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию: экспериментально определить к какому классу относится глюкоза.

Выполнение химического эксперимента.

Работают в парах; дают объяснения изменениям; делают записи в тетради и у доски, смотрят слайды презентации; слушают учителя; работают с учебником.

Знать химические свойства глюкозы,

и уметь экспериментально доказывать её двойственность

Знать способы определения органических веществ.

Строение молекулы глюкозы как альдегидоспирта.


Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;


Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент.

Актуализация знаний.


Предлагает сравнить содержание глюкозы в разных сортах винограда.

Выполнение исследования содержания глюкозы в винограде

Умение предлагать ход эксперимента, осуществлять его.

Состав углеводов, их нахождение

и роль в природе.


Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Устанавливать

межпредметные связи химии и

биологии на основе изучаемых явлений в природе

Первичное усвоение новых знаний.

Создаёт проблемную ситуацию: сколько направлений характеризуют химические свойства глюкозы?

Выдвигают гипотезу. Обсуждают варианты, выбирают верные. Составляют схему направлений рассматриваемых свойств глюкозы в зависимости от строения.

Давать объяснения наблюдаемым явлениям. Умение составлять уравнения реакций, характеризующих свойства изучаемого вещества

Описывать способы подтверждения гипотезы на основе знаний химических свойств веществ изученных классов

Регулятивные: осознавать конечный результат

Устанавливать

межпредметные связи химии и

биологии на основе раскрытия

биологической роли и химических

свойств важнейших представителей моносахаридов.


Первичная проверка понимания

Наблюдает за действиями, оказывает консультативную помощь с применением учебного материала параграфа

Заполнение интеллект-карты в разделе химические свойства глюкозы

Прогнозировать взаимосвязь применения на основе строения и свойств

Химические свойства глюкозы, доказывающие двойственность ее функции: гидрирование, окисление, брожение

глюкозы.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Характеризовать строение, свойства, способы

получения и области применения

глюкозы с помощью

родного языка и языка химии.


Первичное закрепление.

Наблюдает за действиями учащихся. Оказывает консультативную помощь.

Заполнение интеллект-карты в разделе применение глюкозы на основе её свойств.

Умение переводить информацию в знаковую систему.

Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему).

Фруктоза как изомер глюкозы

Знать применение моносахаридов; некоторые их специфические свойства; биологическую значимость и фармакологическую ценность

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Устанавливать причинно-следственные связи

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание §14, вопрос 6 стр. 109 внести ответ в интеллект-карту

Записать домашнее задание. Открыть учебник на стр. 109, задать вопросы учителю

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Знать классификацию углеводов и в частности глюкозы на основе их состава и свойств. Знать применение глюкозы.

Познавательные: создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Дополнительно: упр. 8 стр. 109

Получат возможность познакомиться с строением и свойствами рибозы и дезоксирибозы

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает оценить ощущения от урока

Высказывают своё мнение, вступают в дискуссию, прикрепляют виноградины на плакат в соответствии со степенью удовлетворения.

Уметь выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

Знать: изученный материал в полном объёме; уметь давать оценку различным видам работы

Личностные:
уметь высказывать личное мнение
Регулятивные:
уметь оценивать себя и других
Коммуникативные:
умение вести дискуссию

Соблюдать правила экологически

грамотного и безопасного обращения с веществами в быту и окружающей

среде


Пример технологической карты №2


Целевой блок

Тема

Углеводы. Моносахариды.

Цель


Научить давать сравнительную характеристику углеводов по составу, строению, свойствам, указывать причину сходства и отличия, записывать уравнения химических реакций, объяснять единство неорганических и органических веществ природы на основе явления фотосинтеза.

Формировать УУД: Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты

Предметные: Состав углеводов, их нахождение и роль в природе. Значение углеводов в технике, быту, производстве. Классификация углеводов: моно-, ди- и полисахариды. Строение молекулы глюкозы.

Двойственность функции органического вещества на примере глюкозы (альдегидоспирт). Химические свойства глюкозы, доказывающие двойственность ее функции: гидрирование, взаимодействие с гидроксидом меди (II), окисление, брожение глюкозы. Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы

Личностные. Уметь характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, объяснять зависимость свойств от строения.
Метапредметные:
наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент.

Устанавливать зависимость между типом строения углеводорода и его химическими свойствами на примере логических связей: предельный — реакции замещения, непредельный — реакции присоединения.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: Формирование умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Способствовать развитию: овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых веществ;

Воспитывать: воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества

Тип урока

Усвоение новых знаний.

Учебно-методический комплекс

  1. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС. Габриелян О.С. Дрофа. 2013 §14

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Углеводы. Классификация на основе способности к гидролизу. Глюкоза: состав молекул, строение и свойства на основе строения. Применение глюкозы на основе свойств. Фруктоза – изомер глюкозы.

Организация пространства

Выполнение лабораторных опытов, подтверждающих наличие в глюкозе спиртовых и альдегидных групп. Использование компьютерной презентации.

Межпредметные связи

Биология: значение углеводов в живой природе. Фотосинтез.

Действия обучающихся

Составление интеллект-карты по изучаемой теме. Моделирование химических процессов. Работа с учебником.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

Оценка умения проводить химический эксперимент, давать объяснения наблюдаемым явлениям. Оценка интеллект-карт.

Домашнее задание

§14, вопрос 6 стр. 109 внести ответ в интеллект-карту


Ход урока: 

1) Организационный этап.

Цель: включение в учебную деятельность.

Пути достижения: создание условий для включения

Форма проведения: используя логическую последовательность вопросов, представленных на слайдах, подвести к формулировке темы урока

2) Постановка цели и задач урока.

Цель: потребность к построению нового способа действий. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Пути достижения: создать проблемную ситуацию: экспериментально определить, к какому классу относится глюкоза.

Форма проведения: лабораторные опыты

3) Актуализация знаний.

Цель: усвоение нового способа действий.

Пути достижения: предложить сравнить содержание глюкозы в разных сортах винограда

Форма проведения: лабораторные опыты

4) Первичное усвоение новых знаний.

Цель: определить направления реакций характеризующих химические свойства глюкозы.

Пути достижения: активизация мыслительных операций, внимания, памяти.

Форма проведения: составление схемы направлений рассматриваемых свойств глюкозы в зависимости от строения.

5) Первичная проверка понимания.

Цель: рассмотреть возможные реакции глюкозы как альдегида.

Пути достижения: выдвижение гипотез и их обоснование

Форма проведения: учащиеся начинают оформление интеллект-карты.

6) Первичное закрепление.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного. Включение изученного в систему знаний.

Пути достижения: учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ деятельности

Форма проведения: в интеллект-карте составляют уравнения реакций.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия). Способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.




Примерная схема интеллект-карты по теме «Углеводы. Моносахариды»



Глюкоза Нахождение в природе Качественные реакции Определение в фруктах



Физические свойства Химические свойства


Как многоатомный Как альдегид Специфические (брожение)

спирт

Окисление Восстановление Спиртовое Молочнокислое





Применение Применение Применение Применение Применение




Фруктоза Нахождение в природе ------------ Качественные реакции ------------------ Применение



Просмотр содержимого презентации
«Углеводы. моносахариды»

Углеводы. Моносахариды Урок химии. 10 класс. Егорова Т.И.

Углеводы. Моносахариды

Урок химии. 10 класс. Егорова Т.И.

Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.  ЛЕОННАРДО ДА ВИНЧИ
  • Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
  • ЛЕОННАРДО ДА ВИНЧИ
Эти вещества

Эти вещества

  • встречаются почти во всех органах растений, в плодах, листьях, цветах
Первые представители этих веществ по составу отвечали общей формуле
  • Первые представители этих веществ по составу отвечали общей формуле

C m (H 2 O) n

Тема урока: Углеводы. Моносахариды.

Тема урока: Углеводы. Моносахариды.

  • Эти вещества в природе образуются в процессе фотосинтеза
Классификация стр. 103 схема 1

Классификация стр. 103 схема 1

Повторение. Качественное определение органических веществ

Повторение. Качественное определение органических веществ

  • Выданы реактивы: растворы NaOH, CuSO 4 , глицерин, формалин,аммиачный раствор Ag 2 O
  • Обсудите оптимальный способ решения задачи: как экспериментально различить многоатомные спирты и альдегиды?
Исследовать вещества в пробирках №1 и 2. Вещество №1 Вещество №2 Подогрейте пробирки. Сделайте вывод.

Исследовать вещества в пробирках №1 и 2.

Вещество №1 Вещество №2

Подогрейте пробирки. Сделайте вывод.

Предположите класс по физическим свойствам

Предположите класс по физическим свойствам

  • Это вещество твёрдое, хорошо растворимо в воде, сладкого вкуса
Плотность, хорошая растворимость, сладкий вкус могут свидетельствовать о наличии нескольких гидроксогрупп в составе молекул.  Проверим предположение экспериментально.
  • Плотность, хорошая растворимость, сладкий вкус могут свидетельствовать о наличии нескольких гидроксогрупп в составе молекул.
  • Проверим предположение экспериментально.
Исследование химических свойств и определение класса C 6 H 12 O 6      2NaOH + CuSO 4

Исследование химических свойств и определение класса

  • C 6 H 12 O 6

2NaOH + CuSO 4

  • Подогрейте смесь.
  • Какие функциональные группы присутствуют в молекулах глюкозы?
Вывод из эксперимента

Вывод из эксперимента

  • Глюкоза - альдегидоспирт
Формы глюкозы

Формы глюкозы

Происхождение названия

Происхождение названия

  • Название вещества от латинского глюкос – сладкий. Ещё одно название – виноградный сахар.
Определение содержания глюкозы в зелёном и красном винограде Свежий сок винограда    2NaOH + CuSO 4

Определение содержания глюкозы в зелёном и красном винограде

  • Свежий сок винограда

2NaOH + CuSO 4

Гипотеза: Глюкозу может характеризовать  (вставьте пропущенное число) направления реакций

Гипотеза:

  • Глюкозу может характеризовать

(вставьте пропущенное число) направления реакций

Химические свойства глюкозы

Химические свойства глюкозы

как альдегид - окисление Реакция серебряного зеркала С 6 Н 12 О 6 + Ag 2 O = C 6 H 12 O 7 + 2Ag ↓  глюконовая кислота Окисление Cu(OH) 2 С 6 Н 12 О 6 + 2Cu(OH) 2 =C 6 H 12 O 7 +2Cu 2 O ↓+2H 2 O

как альдегид - окисление

  • Реакция серебряного зеркала

С 6 Н 12 О 6 + Ag 2 O = C 6 H 12 O 7 + 2Ag ↓

глюконовая кислота

Окисление Cu(OH) 2

С 6 Н 12 О 6 + 2Cu(OH) 2 =C 6 H 12 O 7 +2Cu 2 O ↓+2H 2 O

Как альдегид -восстановление Сорбит – шестиатомный спирт

Как альдегид -восстановление

Сорбит – шестиатомный спирт

Специфические свойства

Специфические свойства

Применение глюкозы

Применение глюкозы

Фруктоза – изомер глюкозы, кетоспирт, плодовый сахар

Фруктоза – изомер глюкозы, кетоспирт, плодовый сахар

Домашнее задание

Домашнее задание

  • По изученной теме § 14 составить интеллект-карту (схему поэтапного изучения темы)
  • Отразите в ней ответ на 6 вопрос стр. 109
Рефлексия

Рефлексия

  • Если урок понравился, сделали для себя открытие новых знаний, на плакат прикрепите виноградину на ветку слева.
  • Если оставил равнодушным, прикрепите на правую ветку.
  • Если урок не понравился, прикрепите внизу плаката.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока химии 10 класс "Углеводы" с технологическими картами

Автор: Егорова Татьяна Ивановна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства