ФИО: Егорова Татьяна Ивановна
Должность: учитель химии
Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА Название материала: разработка урока химии по теме «Углеводы. Моносахариды» в 10 классе базового уровня
Описание
Новая модель урока по ФГОС, имеет ряд позитивных моментов, позволяющих вовлечь всех учащихся в учебный процесс. В уроке «Углеводы. Моносахариды» 10 класс базового уровня возможно сочетание нескольких современных технологий. Исследовательская: проведение качественных реакций на глюкозу и обнаружение глюкозы в соке свежих фруктах, выведет учащихся на формирование темы урока и покажет связь свойств и строения: глюкоза – альдегидоспирт. Информационно-коммуникационная – применение мультимедийной презентации, конкретизирует этапы урока, делает его нагляднее. Технология применения интеллект-карты способствует обобщению, закреплению знаний, устанавливает причинно-следственные связи.
При системно-деятельностном подходе к обучению урок включает несколько этапов:
1. Вызов: заинтересовать, вызвать удивление, желание узнать новое
2. Осмысление: постановка учебной задачи самими учащимися, определение темы урока, открытие нового знания, первичное закрепление
3. Рефлексия: самостоятельная работа- самоконтроль, собственно рефлексия
Такая модель урока имеет ряд позитивных моментов: использование различных способов деятельности, использование многих современных технологий, вовлечение всех учащихся в учебный процесс, высокая плотность урока.
В 10 классах в 2014-2015 учебном году в нашей школе обучение строится в соответствии с ФГОС. Разработана, рабочая программа, для реализации ФГОС общего образования. Используется учебник Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС. Габриелян О.С. Дрофа. 2013 и Методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна. Базовый уровень. Вертикаль. ФГОС. Габриелян О.С. Сладков С.А. Дрофа. 2013, где представлена авторская программа О.С. Габриеляна. Тематическое планирование уроков происходит через использование технологических карт. В основу заполнения технологических карт закладывается тип урока. Предлагаю вашему вниманию разработку урока в 10 классе базового уровня с использованием двух видов технологических карт и компьютерной презентации.
Тема урока: «Углеводы. Моносахариды».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технологическая карта урока № 22
Моносахариды. Технологическая карта урока новых знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые предметные умения | Предметные результаты образования | Формируемые УУД | Метапредметные результаты образования |
Организационный этап. | Используя логическую последовательность вопросов, подводит к формулировке темы урока. Используя ситуацию, заинтересовывает ученика в постановке цели урока. | Заинтересованы интересными фактами; изучают рисунки слайдов; участвуют в беседе | Сопоставление состава и свойств изучаемых классов органических соединений | Классификация углеводов на основе возможности гидролиза. Знание общей формулы углеводов. Где находятся и как образуются углеводы в природе | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; | Описывать и различать изученные классы органических соединений |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создаёт проблемную ситуацию: экспериментально определить к какому классу относится глюкоза. | Выполнение химического эксперимента. Работают в парах; дают объяснения изменениям; делают записи в тетради и у доски, смотрят слайды презентации; слушают учителя; работают с учебником. | Знать химические свойства глюкозы, и уметь экспериментально доказывать её двойственность | Знать способы определения органических веществ. Строение молекулы глюкозы как альдегидоспирта. | Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. |
Актуализация знаний. | Предлагает сравнить содержание глюкозы в разных сортах винограда. | Выполнение исследования содержания глюкозы в винограде | Умение предлагать ход эксперимента, осуществлять его. | Состав углеводов, их нахождение и роль в природе. | Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе изучаемых явлений в природе |
Первичное усвоение новых знаний. | Создаёт проблемную ситуацию: сколько направлений характеризуют химические свойства глюкозы? | Выдвигают гипотезу. Обсуждают варианты, выбирают верные. Составляют схему направлений рассматриваемых свойств глюкозы в зависимости от строения. | Давать объяснения наблюдаемым явлениям. Умение составлять уравнения реакций, характеризующих свойства изучаемого вещества | Описывать способы подтверждения гипотезы на основе знаний химических свойств веществ изученных классов | Регулятивные: осознавать конечный результат | Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств важнейших представителей моносахаридов. |
Первичная проверка понимания | Наблюдает за действиями, оказывает консультативную помощь с применением учебного материала параграфа | Заполнение интеллект-карты в разделе химические свойства глюкозы | Прогнозировать взаимосвязь применения на основе строения и свойств | Химические свойства глюкозы, доказывающие двойственность ее функции: гидрирование, окисление, брожение глюкозы. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения глюкозы с помощью родного языка и языка химии. |
Первичное закрепление. | Наблюдает за действиями учащихся. Оказывает консультативную помощь. | Заполнение интеллект-карты в разделе применение глюкозы на основе её свойств. | Умение переводить информацию в знаковую систему. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему). | Фруктоза как изомер глюкозы Знать применение моносахаридов; некоторые их специфические свойства; биологическую значимость и фармакологическую ценность | Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Устанавливать причинно-следственные связи |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объясняет домашнее задание §14, вопрос 6 стр. 109 внести ответ в интеллект-карту | Записать домашнее задание. Открыть учебник на стр. 109, задать вопросы учителю | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность | Знать классификацию углеводов и в частности глюкозы на основе их состава и свойств. Знать применение глюкозы. | Познавательные: создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Дополнительно: упр. 8 стр. 109 Получат возможность познакомиться с строением и свойствами рибозы и дезоксирибозы |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Предлагает оценить ощущения от урока | Высказывают своё мнение, вступают в дискуссию, прикрепляют виноградины на плакат в соответствии со степенью удовлетворения. | Уметь выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. | Знать: изученный материал в полном объёме; уметь давать оценку различным видам работы | Личностные: уметь высказывать личное мнение Регулятивные: уметь оценивать себя и других Коммуникативные: умение вести дискуссию | Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с веществами в быту и окружающей среде |
Пример технологической карты №2
Целевой блок |
Тема | Углеводы. Моносахариды. |
Цель | Научить давать сравнительную характеристику углеводов по составу, строению, свойствам, указывать причину сходства и отличия, записывать уравнения химических реакций, объяснять единство неорганических и органических веществ природы на основе явления фотосинтеза. Формировать УУД: Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Планируемые результаты | Предметные: Состав углеводов, их нахождение и роль в природе. Значение углеводов в технике, быту, производстве. Классификация углеводов: моно-, ди- и полисахариды. Строение молекулы глюкозы. Двойственность функции органического вещества на примере глюкозы (альдегидоспирт). Химические свойства глюкозы, доказывающие двойственность ее функции: гидрирование, взаимодействие с гидроксидом меди (II), окисление, брожение глюкозы. Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы Личностные. Уметь характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, объяснять зависимость свойств от строения. Метапредметные: наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент. Устанавливать зависимость между типом строения углеводорода и его химическими свойствами на примере логических связей: предельный — реакции замещения, непредельный — реакции присоединения. |
Инструментальный блок |
Задачи урока | Образовательные: Формирование умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Способствовать развитию: овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых веществ; Воспитывать: воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества |
Тип урока | Усвоение новых знаний. |
Учебно-методический комплекс | Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС. Габриелян О.С. Дрофа. 2013 §14 |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | Углеводы. Классификация на основе способности к гидролизу. Глюкоза: состав молекул, строение и свойства на основе строения. Применение глюкозы на основе свойств. Фруктоза – изомер глюкозы. |
Организация пространства | Выполнение лабораторных опытов, подтверждающих наличие в глюкозе спиртовых и альдегидных групп. Использование компьютерной презентации. |
Межпредметные связи | Биология: значение углеводов в живой природе. Фотосинтез. |
Действия обучающихся | Составление интеллект-карты по изучаемой теме. Моделирование химических процессов. Работа с учебником. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Оценка умения проводить химический эксперимент, давать объяснения наблюдаемым явлениям. Оценка интеллект-карт. |
Домашнее задание | §14, вопрос 6 стр. 109 внести ответ в интеллект-карту |
Ход урока:
1) Организационный этап.
Цель: включение в учебную деятельность.
Пути достижения: создание условий для включения
Форма проведения: используя логическую последовательность вопросов, представленных на слайдах, подвести к формулировке темы урока
2) Постановка цели и задач урока.
Цель: потребность к построению нового способа действий. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Пути достижения: создать проблемную ситуацию: экспериментально определить, к какому классу относится глюкоза.
Форма проведения: лабораторные опыты
3) Актуализация знаний.
Цель: усвоение нового способа действий.
Пути достижения: предложить сравнить содержание глюкозы в разных сортах винограда
Форма проведения: лабораторные опыты
4) Первичное усвоение новых знаний.
Цель: определить направления реакций характеризующих химические свойства глюкозы.
Пути достижения: активизация мыслительных операций, внимания, памяти.
Форма проведения: составление схемы направлений рассматриваемых свойств глюкозы в зависимости от строения.
5) Первичная проверка понимания.
Цель: рассмотреть возможные реакции глюкозы как альдегида.
Пути достижения: выдвижение гипотез и их обоснование
Форма проведения: учащиеся начинают оформление интеллект-карты.
6) Первичное закрепление.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного. Включение изученного в систему знаний.
Пути достижения: учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ деятельности
Форма проведения: в интеллект-карте составляют уравнения реакций.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия). Способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
Примерная схема интеллект-карты по теме «Углеводы. Моносахариды»
Глюкоза Нахождение в природе Качественные реакции Определение в фруктах
Физические свойства Химические свойства
Как многоатомный Как альдегид Специфические (брожение)
спирт
Окисление Восстановление Спиртовое Молочнокислое
Применение Применение Применение Применение Применение
Фруктоза Нахождение в природе ------------ Качественные реакции ------------------ Применение