Просмотр содержимого документа
««Ты сама жизнь – Вода»»
Интегрированный урок по химии и биологии
Тема: «Ты сама жизнь – Вода» (Слайд №1)
Автор: Максимова Наталья Евгеньевна, учитель химии и биологии;
Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 93 город Санкт-Петербург
Предмет: химия и биология
Класс 8 класс
Задачи урока:
Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды.
Развивающие: расширить знания учащихся о нахождении воды в природе, обобщить знания о значении воды для живых организмов; развивать у учащихся навыки индивидуального выступления перед аудиторией;
Воспитательные: выделить экологические проблемы, связанные с загрязнением и очисткой воды, воспитывать бережное отношение к воде, продолжить формировать навыки совместной групповой деятельности.
Оборудование:
проектор, лаб. оборудование для опыта( натрий, вода, пробирки, сосуды с водой, лакмус)
Слайд №2.
Вступление:
Учитель .
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет
I. Актуализация знаний о воде.
Учитель :
Посмотрите на схему (слайд №3 ).Подпишите на схеме , что вы знаете о воде до изучения новой темы. (Беседа о воде и заполнение схемы).
В конце урока мы проверим, появятся ли у вас новые знания о самом важном веществе на Земле.
II. Изучение нового материала (Слайд №4)
Учитель . Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни - водой, ее нахождением в природе, строением, физическими и химическими свойствами, значением воды в организме человека.
Учитель .(Слайд № 5 )
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.
Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »
Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.
И наш урок посвящается самому знакомому, и в то же время, самому загадочному веществу – воде.
П.Изучение нового материала
1. Нахождение воды в природе.(Слайд №6)
Учитель. Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном. Все знают текущиепо суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. И это тоже природная вода. Антарктида, Гренландия и высочайшие вершины гор покрыты толстыми ледниками, состоящими из замерзшей пресной воды. Земля - самая водная планета Солнечной системы.
Учитель. Две трети ее поверхности занято водой. Все воды на Земле объединяются понятием «гидросфера». По последним данным, 97,2 % гидросферы составляют соленые воды морей и океанов, а также засоленные подземные воды. Остается 2,8 % - это пресная вода. Так много или мало пресной воды на Земле? Очень мало! Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из –за рубежа. Воду надо беречь.
Вода входит в состав живых организмов.
2. Содержание воды в живых организмах. (Слайд №7 )
Ученик. В жизни организмов вода выступает как важнейший экологический фактор. Без воды нет жизни. Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Она является основной частью клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы ассимиляции и диссимиляции, газообмен в организме осуществляются при наличии воды.
Содержание воды в живых организмах различно. Например: в корнях и луковицах растений содержится 70-95% воды, в животных – более 70%, в теле человека – около 70%.
Слайд №8.
Содержание воды изменяется в течение возраста. В молодых организмах ее значительно больше, чем в старых. Потеря организмом 12-20% влаги смертельна.
3. Физические свойства воды. (Слайд № 9 )
Учитель. Какие физические свойства воды вам известны? Учащиеся. Вода – это жидкость без цвета, запаха и вкуса, tкип = 100 °C, tпл = 0 °C, = 1 г/см3 (при 4 °С). Вода не проводит электрический ток, плохо проводит тепло, удельная теплоемкость воды очень высокая и составляет 4,2 Дж/(г•град). Учитель. Послушайте сообщение об уникальных свойствах воды.
Слайд №10.
Удивительное вещество – вода(сообщение ученика)
Ученик. Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. В интервале температур от 0 до +4 °С вода при охлаждении расширяется, а при нагревании сжимается. При +4 °С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3. При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока ее температура не достигнет +4 °С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры, изображенное на рисунке. Благодаря этому под слоем льда, покрывающим водоем сверху, живут в воде рыбы и другие обитатели водоемов.
Распределение температуры в зимнем водоеме
Медленное повышение температуры воды при нагревании и соответственно выделение значительных количеств теплоты при охлаждении смягчают колебания температуры вблизи больших водоемов.
4. Строение молекулы воды. (Слайд № 11)
Учитель. Связь между атомами в молекуле воды ковалентная полярная.
Молекула воды диполем. Она имеет угловое строение. В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.
5. Вода – растворитель.
По отношению к воде вещества делятся на: (слайд №12 )
1)растворимые 2) нерастворимые 3) малорастворимые
Слайд № 13-14.
Существует ли в природе химически чистая вода? Попробуем ответить на данный вопрос после просмотра видеоопыта.
6. Вода в организме человека.
Учитель .
Вода – растворитель и реагент в организме человека. Большинство реакций в живой и неживой природе протекает в водных растворах и при участии воды. Как вы думаете, много ли в вашем теле воды?
Слайд № 15.
Сообщение уч-ся.
Оказывается, 65 % массы всего тела. Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы. Живая клетка без воды — это уже не живая клетка. Вода служит основой крови и лимфы. Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечному тракту, ни усваиваться организмом. На процессы пищеварения и выделения у человека расходуется около 6 кг воды в виде желудочного сока, слюны, мочи, пота и др. У нее есть еще одна важная роль: через систему потоотделения отрегулирует температуру тела.
Учитель .
(Слайд № 16 )
А теперь с помощью простых математических расчесов давайте подсчитаем, сколько кг воды содержится в вашем теле. Это не чистая вода, в ней растворены различные вещества. Речь идет о биологической жидкости.
7. Химические свойства воды.
(Слайд № 17 )
Учитель: Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ. Сейчас мы познакомимся с ее химическими свойствами. Но сначала вспомним, какие типы химических реакций вы знаете? (разложения, соединения, замещения и обмена)
Слайд № А) Реакции разложения.
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Напишите уравнение реакции разложения воды.
2Н2О=2Н2+О2
Слайд № 18 .
Б) Реакции соединения.
Вода реагирует со многими сложными веществами, например с оксидами неметаллов и металлов. Закончите данные уравнения реакций. (2 ученика на доске)
SO3 + H2O = СaO + H2O =
Назовите полученные вещества.
Вывод: при взаимодействии воды с кислотными оксидами образуются кислоты. С основными оксидами – основания.
Слайд №19
С водой не реагируют кислотные оксиды – SiO2, несолеобразующие – СО, NO, а также оксиды металлов средней тяжести и тяжелых.
Слайд № 20
В) Реакции замещения.
Учитель: рассмотрим, как вода вступает в реакции замещения с активными металлами. Проделаем лабораторный опыт. Но сначала вспомним правила по Т/Б.
-Можно ли брать химические реактивы и проводить опыты без разрешения учителя?
-Можно ли брать щелочные металлы рукой?
-Что необходимо сделать, если щелочь попадет на кожу?
Лабораторный опыт. Инструктивная карта.
1. Возьмите кусочек металлического натрия. Аккуратно опустите его в сосуд с водой.
Что вы наблюдаете? Какой газ выделяется?
2. После окончания реакции опустите в полученный раствор лакмусовую бумажку. Как изменился ее цвет? Какое вещество находится в данном растворе?
Вывод: вода реагирует с металлическим натрием с образованием щелочи – гидроксида натрия, поэтому лакмус синеет.
Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.
Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты. 1 ученик у доски.
Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2
Слайд №21.
8. Круговорот воды в природе.
Учитель. Вы познакомились с физическими и химическими свойствами воды. Вода – самое распространенное вещество на поверхности нашей планеты. Она играет определяющую роль в формировании климата Земли благодаря своему круговороту в природе.
Слайд №Сообщение учащегося о круговороте воды.
Круговорот воды в природе – это непрерывное перемещение ее под воздействием солнечной энергии и силы тяжести. Значение круговорота воды велико, так как он объединяет все части гидросферы, и связывает между собой все оболочки Земли – атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу. Он обеспечивает сушу пресной водой. В общем виде круговорот воды можно описать так. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности Мирового океана и суши и поступает в атмосферу. Часть этой испарившейся воды сразу возвращается с дождем обратно в океан, а другая переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде дождя или снега. Вода впитывается почвой – так пополняются запасы почвенной влаги и подземных вод и – стекает в реки и водоемы. Почвенная влага частью всасывается растениями, которые испаряют ее в атмосферу. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьев и подземных вод, несут влагу в Мировой океан. Вода, испаряясь с его поверхности, снова оказывается в атмосфере. Так кольцо круговорота «океан – атмосфера – суша» замыкается.
9. Загрязнение воды и ее очистка.
Слайд №22
Учитель. В последние десятилетия чистой воды на Земле становится все меньше. Что же является основными источниками ее загрязнения?
Загрязнение воды. Просмотр видеоклипа.
Учитель :
Вода на нашей планете изменяется, как и вся окружающая среда, но вода - это и источник жизни, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные его отходы и вносящий нужные ему вещества. Земля находится на грани водного кризиса.
Слайд № 23
Сообщение ученика.
Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при современной организации промышленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды. Большая часть пресной воды используется для бытовых нужд и питья.
• Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;
• Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.
Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют.
Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.
Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование или озонирование.
Метод озонирования применяется и в нашем городе, он более современный, чем хлорирование и экологически безопасен для здоровья.
Слайд № 24
Учитель : Ребята! Хорошо ли вы запомнили этапы очистки воды? Для полного закрепления просмотрим видеофильм о промышленной очистке воды.
10. Потребление воды человеком
Слайд №25
Учитель : Количество воды, потребляемое человеком в сутки с развитием цивилизации активно растет. Об этом нам расскажет Катя.
Сообщение учащегося. «Берегите воду!»
В конце ΧΙΧ в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту ному не укладываемся, расходуя 30-40 ведер на человека.
«Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л. воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона.
Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 л.
Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды.
Слайд № 26.
«Потребление воды»
На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м3, хлопчатобумажной ткани – 1000 м3, искусственного волокна – 3000 м3 водопроводной воды. Из воды, поступающей в Белгород ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.
Слайд №27.
Способы экономии воды.
А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия – 5 л. воды за одну человеко-чистку. Во время бритья можно, вместо того чтобы открыть кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 л., а всего 0,2, а бреющихся миллионы…
Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 мин. Сменив воду, белье можно выполоскать дочиста.
Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть овощи.
Слайд №28.
Охрана воды.
Водные ресурсы – национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения, строгого учета, охраны от загрязнения и экономного использования.
Ш. Закрепление изученного материала.
Учитель. Мы изучили основной материал урока. Попробуем проверить ваши знания.Тест с взаимопроверкой.
Слайд № 29.
Тест
Вода имеет наибольшую плотность при:
а. 0°
б. 100°
в. -10°
2. К хорошо растворимым веществам относят:
а. мел
б. золото
в. поваренная соль
г. песок
3. Наибольшее количество воды содержится в:
а. костях
б. крови
в. мышцах
4. Установите соответствие:
1.в корнях и луковицах растений воды… а. 75-90%
2. в теле животного воды... б. более 70%
3. воды в организме взрослого человека… в. около 70%
5. Установите соответствие:
1. СО2+Н2О= а. 2NаОН
2. Nа2О+Н2О= б. 2КОН+Н2
3. 2К+2Н2О= в. Н2СО3
6. При взаимодействии SО2 с водой лакмус в полученном растворе:
а. синеет
б. краснеет
в. не меняет цвета
7. Выберите правильные утверждения:
А. Круговорот воды обеспечивает сушу пресной водой.
Б. Круговорот воды происходит под воздействием солнечной энергии и силы тяжести.
9. Выберите органы, через которые вода удаляется из организма
а. легкие
б. печень
в. почки
г. кожа
д. мышцы
е. кости
10. Установите соответствие между физиологическими процессами и функцией воды
1. потоотделение а. транспортная
2. перенос питательных веществ кровью б. выделительная
3. удаление продуктов распада в. Терморегуляционная
Взаимопроверка:
Слайд №30 «Правильные ответы»
Слайд № 31
IV. Рефлексия
Учитель .
Вывод:
Сегодня на уроке вы вспомнили и обобщили то, что знали о воде
при изучении химии и биологии, узнали много нового, интересного об этой загадочной стихии. Раскрыли значение воды на нашей планете и многообразие ее профессий. Заканчивая наш урок, я вновь обратиться к схеме, которую вы заполняли вначале урока.
Поднимите руки те, кому сегодня удалось расширить свои знания о воде. Молодцы!
А теперь на листочках нарисуйте свое настроение. Поднимите листочки вверх. Мы рады, что у большинства из вас настроение улучшилось. Спасибо за урок, вы хорошо поработали. Оценки за сообщения – 5, за тест вы уже получили предварительные оценки в результате взаимопроверки, за работу у доски - ………
Слайд №32
У. Домашнее задание: запишите в дневники: химия пар. 29, приготовить сообщения об аномальных свойствах воды. Биология пар. 17, 26
Слайд 33. Учитель :
Запомните, ребята! Вода – это жизнь! Берегите воду!
Слайд №34
V1. Занимательная минутка:
1.Загадки:
Кругом вода, а с питьем беда
(море)День и ночь поет, а голос не устает
(водопад)
Между гор, между дол бежит белый конь.
Белый бычок – золотой рожок.
Без языка, а говорит; без ног, а бежит.
Выпить – не выпить, вылить – не вылить.
(ручей)
Что видно, когда ничего не видно?
(Туман)
Что за звездочки чудные
На пальто и на платке:
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(снежинка)
В воде не тонет, в огне не горит.
(Лед)
Не море не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя?
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}