kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на теме "типы химичеких реакций на примере свойств воды" разработан для обучающихся 8 -х классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы химических реакций на примере свойств воды.»

Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока: Комбинированный (Усвоение новых знаний на основе раннее полученных предметных умений).

Цели урока:



Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.



Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Оборудование:

дидактический материал: Компьютер, презентация, видеоопыты



тексты, тесты, таблица «Изменение окраски индикаторов».

Ход урока:

Мотивационный этап

Учитель: Добрый день, ребята! Наш урок я начинаю гимном химическим элементам.



«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

(Степан Щипачев. «Читая Менделеева»)

Сегодня мы вспомним, какие важнейшие сведения можно почерпнуть из периодической системы.

Внимание. Ящик секретом.

Назовите формулу вещества, которое лежит в этом ящике.

(Оксид этого элемента является самым распространенным веществом на нашей Земле. Про него математик Фалес говорил, что это первое начало и сущность всего. А писатель Антуан де Сент- Экзепюри говорил, что у него нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, и оно является самым удивительным веществом. Единственное вещество, которое встречается на Земле во всех трех агрегатных состояниях).

Итак в ящике – вода



Внимание на экран. (Видеоролик про воду). После просмотра ролика попробуйте сформулировать тему урока, употребляя не менее 4 слов.


Для того чтобы мы сейчас могли озвучить тему точнее, я вам предлагаю воспользоваться опорными словами: слайд «Типы реакции свойства вода».

Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»


Как бы вы сформулировали цели нашего сегодняшнего урока?

1. Повторить типы химических реакций.

2. Изучить химические свойства воды и доказать, что вода может ступать реакции различных типов.


Фронтальная беседа о значении воды в природе, о ее количестве; о значении воды в промышленности и быту.

Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.

Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97(девяносто семи)% всех поверхностных вод и половину литосферных. Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3(кубических км), а остальная вода находится в глубоких слоях земной коры.

Так много или мало воды на Земле? Очень мало! А ведь, большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. По оценкам учёных к 2025 году в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. Наша Родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.

Каковы же основные причины загрязнения природной воды?

У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что является основными загрязнителями воды.

Работа с текстом.

Вещества, вызывающие нарушения качества воды, называются загрязняющими. Наряду с физическими и химическими загрязнителями существует тепловое и микробное загрязнение вод.

Воды морей и океанов загрязняются в основном сбросом сточных вод, выбросами от двигателей водных транспортных средств и в большей степени нефтью и нефтепродуктами, в частности – при авариях на танкерах. 

Следует отметить также загрязнение рек и водоемов суши соединениями тяжелых металлов, преимущественно со сточными водами промышленных предприятий. Свинец, ртуть, кадмий, никель, цинк, марганец, попав в воду, делают ее токсичной, что приводит не только к гибели зоопланктона, но и наносит вред здоровью людей.

Хозяйственно-бытовые стоки приводят к биологическому загрязнению воды, что может вызвать желудочно-кишечные заболевания. Особенно опасны сточные воды пунктов санитарной обработки белья и спецодежды, стоки от больниц, бытовые стоки и т.д. Органические загрязнения часто приводят к непредсказуемым процессам – связыванию кислорода в воде, гибели живых организмов и фитопланктона. Избыток фосфора и азота в воде вызывает ее «цветение» и нарушает биологическое равновесие в водоеме.



Загрязнители природных вод. Слайд.

1. Бытовые стоки и отходы промышленного производства.

2. Соли тяжёлых металлов.

3. Синтетические моющие средства.

4. Выбросы водного, железнодорожного и автомобильного транспорта

Какой вывод мы сделаем?

Вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать. Без воды нет жизни.



На основе ваших знаний составим кластер: Все работают вместе с нами и рисуют схему у себя в тетради.





  1. Физические свойства.
  1. Что вам известно о воде из курса физики?

Формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода, молекула воды имеет угловое строение. Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью (Н - О).

  1. К какому классу соединений относится вода? (оксиды).

Вы назвали физические свойства воды. Но, если я у вас спрошу: видел ли кто-нибудь воду? Этот вопрос может вам показаться нелепым.

Однако то, что мы по привычке называем водой, на самом деле представляет собой раствор многих веществ в воде. В ней растворены тысячи различных соединений элементов Периодической системы.

  1. Области применения воды:

Помогите мне определить области применения воды.






Сколько и какие типы химических реакций нам известны?

Можете ли вы написать все четыре типа химических реакций, в которые вступает вода?

Обучающиеся готовы записать только реакцию разложения.


Совместными усилиями мы определили следующий этап урока: изучение химических свойств воды, описывать которые мы будем при помощи химических уравнений.


  1. Химические свойства воды.

Вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций, и сегодня мы поговорим о них.

Реакции разложения.

Посмотрите видеоопыт. (Фрагмент 1.Электролиз)

Что вы наблюдали? Запишем уравнение реакции.

2H2O 2H2 + O2

Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция?

Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.

Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.

Процесс фотосинтеза можно записать с помощью следующего обобщенного уравнения:

6СО2 +6Н2О=С6Н12О6 +6О2

Реакции соединения. ( Фрагмент 2.Опыт оксид кальция с водой).

Посмотрите следующий видеоопыт.

После просмотра я хочу чтобы вы ответили на следующие вопросы:

Какие вещества вступили в реакцию? Какое вещество образовалось? Запишем уравнение реакции.

CaO + H2O = Ca(OH)2

К какому типу относится данная реакция?

Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.

Посмотрим ещё один опыт. Запишем уравнение реакции.

(Фрагмент 3.Взаимодействие Оксида фосфора с водой)

Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

SiO2 + H2O 

Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид.

Почему я записала, что оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой?

Посмотрим таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа нерастворимы.

Физминутка

Перейдём к следующему опыту. Фрагмент 4. Взаимодействие кальция с водой.

Какие вещества вступили в реакцию? Какие вещества образовались? Запишем уравнение реакции.

Ca + 2HOН = Ca(OH)2 + Н2

К какому типу относится данная реакция?

Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.

Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.

Посмотрим последний видеофрагмент. Фрагмент 5.Взаимодействие карбида кальция с водой.

Запишем уравнение реакции.

CaC2 + 2HOH = Ca(OH)2↓ + C2H2

Гидролиз может быть обратимым и необратимым. Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.



Подведём итоги урока.

  1. Какие типы химических реакций характерны для воды?

  2. С какими химическими веществами взаимодействует вода?

Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

Подведём итоги урока.

  1. Какие типы химических реакций характерны для воды?

  2. С какими химическими веществами взаимодействует вода?

  3. Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

  4. Какую роль играет вода в жизни человека?

Домашнее задание § 33, упр 1, стр 172

Составить схемы на отдельных листках по темам:

«Меры защиты природных вод от загрязнения»

«Состояние природных водоёмов Саратовской области»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы химических реакций на примере свойств воды.

Автор: Паршикова Елена Владимировна

Дата: 17.06.2019

Номер свидетельства: 514995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) ""Типы химических реакций на примере свойств воды" урок химии в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(79) "tipy-khimichieskikh-rieaktsii-na-primierie-svoistv-vody-urok-khimii-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "218026"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433580818"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект урока «Типы химических реакций на примере  свойств воды", 8 класс"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii-na-primierie-svoistv-vody-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "287523"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454499473"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_khimii_v_8_klasse_po_teme_tipy_khimicheskikh_reaktsii_na_primer"
    ["file_id"] => string(6) "571245"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611508253"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Типы химических реакций на примере свойств воды"
    ["seo_title"] => string(55) "tipy_khimichieskikh_rieaktsii_na_primierie_svoistv_vody"
    ["file_id"] => string(6) "422004"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497545331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация "Типы химических реакций на примере свойств воды""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia_tipy_khimichieskikh_rieaktsii_na_primierie_svoistv_vody"
    ["file_id"] => string(6) "349798"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1476668620"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства